Страницы: 119-123
Ключевые слова: психологическое образование; образовательные программы ; задачи современной психологии; психология переговоров; психология конфликта; психология развивающего инновационного образования; психология безопасности; психология здоровья; психологическая компетентность
Зинченко Ю.П., Володарская И.А Новые специализации по психологии. // Национальный психологический журнал 2011. № 1. c.119-123.
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьПроанализированы задачи, стоящие перед психологами в современном обществе. Рассказывается о работе, проводимой факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Представлены созданные в его рамках новые психологические специализации, имеющие межкафедральный и междисциплинарный характер и направленные на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.
Все это находит свое отражение в изменении приоритетов подготовки будущих специалистов — смещении их направленности на развитие субъектности, способности к самореализации и возможности самостоятельно решать профессиональные и жизненные задачи.
Особенности профессиональной деятельности психолога определяются ее направленностью на человека во всем спектре взаимосвязанных биологических, психических и социальных составляющих, претерпевающих изменения на различных этапах развития индивида и общества.
В современном мире происходят крупномасштабные преобразования, следствием которых является снижение уровня не только индивидуального, но и общественного психического здоровья. Социальные изменения совпадают во времени с техногенной и информационной революцией. Увеличивается число детей и взрослых, относящихся к так называемым «группам риска» с возможными отклонениями в психике и поведении, которые вызваны невозможностью приспособиться к содержанию и темпу происходящих в мире изменений.
Преодоление психосоциальных стрессов невозможно без компетентного психологического вмешательства, направленного на профилактику психического здоровья, а также на коррекцию и психотерапию уже имеющихся расстройств. В связи с этим запрос общества на профессионально-психологическую помощь, поддержку и сопровождение требует своего незамедлительного удовлетворения.
Система широкомасштабного психологического образования в России сложилась в течение последних 10—15 лет. До 1991 года подготовка психологов осуществлялась в пяти университетах страны. В настоящее время эту специальность можно получить более чем в 500 учебных заведениях, в том числе в 70 классических университетах.
За последнее десятилетие подготовка профессиональных психологов существенно изменилась. Совершенствуется содержание изучаемых дисциплин, активно внедряются современные технологии обучения. Для решения большинства практических задач требуются, как правило, глубокие теоретические знания из различных областей психологии.
В рамках реализации проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова» факультет психологии проводит работу над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Она осуществляется в следующих направлениях: разработка и реализация новых образовательных программ по направлениям «Психология» и «Клиническая психология»; разработка и апробация критериев и компьютеризированной процедуры оценки качества реализации этих программ; разработка и обеспечение психолого-педагогического сопровождения внедрения инновационных образовательных программ.
При участии сотрудников практически всех кафедр и лабораторий впервые были созданы следующие специализации:
Психология переговоров,
Психология конфликта,
Психология развивающего инновационного образования,
Психология безопасности,
Психология здоровья.
Существенная особенность этих программ состоит в том, что они имеют межкафедральный и междисциплинарный характер и направлены на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.
Психология переговоров. Поиск стратегий, обеспечивающих достижение согласия, рост доверия, баланс интересов противоборствующих сторон, поддержку процессов социальной консолидации и групповой сплоченности, выступает сегодня как приоритетная политическая, методологическая и междисциплинарная задача, являющаяся без преувеличения вызовом XXI века. Для ее достижения необходим поиск в истории культуры (в том числе в дипломатии) социокультурных действий, обеспечивающих достижение согласия. Здесь одним из традиционных институтов является социальный институт переговоров, проявляющихся в самых разных формах и делающих фигуру «посредника» (переводчика, арбитра, судьи, эксперта, консультанта, переговорщика) ключевой в социальных сценариях различных исторических, этнических, религиозных и межличностных столкновений.
Психология переговоров — приоритетная область теоретического и практического знания в современном мире, наполненном противоречиями, проблемами, конфликтами и кризисами. Профессиональный посредник или переговорщик — специалист, обладающий систематизированными знаниями в области психологии переговоров, владеющий практическими навыками несилового и творческого разрешения проблемных, конфликтных и кризисных ситуаций и миротворчества в целом.
Это специалист по налаживанию толерантного диалога в широком диапазоне: от межличностных конфликтов до социальных макроконфликтов. Общество чрезвычайно нуждается в таких людях, способных позитивно решать сложные вопросы на межличностном, межгрупповом и межгосударственном уровнях в целях разрешения споров, достижения сотрудничества и консолидации в различных группах и в обществе в целом.
Важно отметить, что переговорщик — это Посредник с большой буквы. Это значит, что его мышление должно быть инновационным, он должен обладать умением переводить сообщения из одной системы ценностей и представлений в другие, с языка одной культуры (профессиональной, национальной, организационной) на язык другой. Выпускники специализации могут играть ту роль, которую Ю. Хаббермас отводил интеллектуалам — мастерам коммуникации, умеющим налаживать диалог между системой (властью, структурами доминирования и подчинения) и жизненным миром (повседневным дискурсом, обыденным сознанием отдельных социальных групп).
Востребованность специалистов по переговорному процессу определяется:
возросшей потребностью современного общества в профессионалах, способных к организации служб по предотвращению острых кризисных ситуаций (локальные конфликты, терроризм, незаконная миграция, антропогенные и природные катастрофы и др.), преодолению вызываемых ими тяжелых социально-психологических последствий и снижению социальной напряженности;
необходимостью разработки культурно-психологических механизмов и практических технологий обеспечения устойчивого развития и антикризисного управления в разных сферах жизнедеятельности человека;
потребностью систем управления разного уровня в методах социально-психологической экспертизы различных социальных, экономических и политических проектов;
возросшей потребностью общества в снижении социальной напряженности, повышении согласия и консолидации;
увеличением количества международных связей, выходом России на международный рынок.
Обучение в рамках данной специализации опирается на методологию перехода в образовательной и практической деятельности от парадигмы конфликта к парадигме толерантности. Оно ориентировано на ненасильственные творческие методы, направленные против военного насилия, структурного насилия (экономическая эксплуатация и политические репрессии) и насилия культурного, ориентировано на снижение агрессии, ксенофобии, повышение готовности к сотрудничеству и консолидации, ориентировано на помощь в ситуациях реального мира (проблемно-ориентированный подход).
Освоение методологии понимания переговоров как социальных действий открывает для переговорщика путь взаимодействия с человеком как активным деятелем, субъектом действия в различных сложных системах. Подобная методология выступает основой создания школы переговоров в неопределенных ситуациях, ситуациях прогнозирования рисков, принятия решения в ситуациях социального, политического, экономического и личностного выбора.
Специалист в области психологии переговоров владеет следующей совокупностью ключевых компетенций:
анализ, оценка и прогнозирование переговорного процесса в межличностном и межгрупповом взаимодействии, в коммерческих, семейных, межкультурных, внутри- и межорганизационных отношениях, в переговорах разной степени сложности, в том числе в ситуациях, связанных с риском для жизни;
ведение переговоров, фасилитирование группового принятия решений, осуществление посредничества при решении проблем, разногласий, споров и конфликтов различного характера;
обеспечение справедливости в организациях, построение этической инфраструктуры, предотвращающей деструктивные конфликты;
осуществление согласительной политики (формирование сообществ, построение и поддержка эффективных социальных сетей, восстановление разрушенных коммуникаций и удерживание их в различных ситуациях, направление конфликта в конструктивное русло и др.).
Психология конфликтов. Рост напряженности в сферах социального взаимодействия, в том числе политического, экономического, этнического, религиозного, профессионального, находит свое выражение в различных конфликтах. С одной стороны, конфликт усиливает деструктивные тенденции в обществе, создает условия для конфронтации и противостояния различных политических партий, этнических групп и т. п. С другой стороны, конфликт имеет позитивную функцию, позволяющую его участникам пересмотреть неэффективные, приведшие к конфликту установки и стратегии поведения и выработать новые — эффективные. В каждом конфликте (внутриличностном, межличностном, политическом, этническом, религиозном и т. п.) имеются психологические составляющие, знание которых необходимо для эффективного управления конфликтом и его разрешения.
Обучение по специальности «Психология конфликтов» направлено на формирование у обучающихся компетенций, связанных с разрешением, прогнозированием и предотвращением конфликтов в различных сферах деятельности (образование, здравоохранение, экономика, политика, культура, спорт, наука).
Реализация этих компетенций предполагает сформированность следующих видов профессиональной деятельности:
определение причин, истории («биографии») конфликта и его стадий, явных и неявных участников конфликта, мотивации конфликтующих сторон, позиций участников, основных стратегий поведения в конфликте, степени вовлеченности в конфликт, ресурсов конфликтующих сторон, выявление намерений сторон, готовности договориться;
создание программы разрешения конфликта: подбор наиболее эффективных методов и техник управления конфликтом (устранение причин конфликта, коррекция поведения участников, поддержание оптимального уровня конфликтности и т. д.) до его полного урегулирования; формирование у участников мотивации, направленной на поиск конструктивного, нестандартного способа решения конфликта;
разрешение конфликта: выбор посредника, ведение переговоров, медиация (создание необходимых условий для творческого поиска идей, выявления возможных вариантов решения с учетом интересов всех сторон, оценки и отбора взаимовыгодных вариантов); контроль и коррекция поведения участников, их эмоциональных состояний, стиля взаимодействия и т. п.;
прогнозирование поведения конфликтующих сторон: определение факторов риска, способствующих негативному развитию конфликта; прогноз последствий конфликта, в том числе возможных психических состояний участников;
профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций: обучение способам и стилям бесконфликтного поведения, методам саморегуляции поведения и психических состояний.
Психология развивающего инновационного образования. Необходимость подготовки специалистов по данной программе определяется дефицитом высококвалифицированных специалистов по разработке и реализации инновационных образовательных технологий разного типа и уровня, начиная с разработки и реализации набора коррекционно-развивающих упражнений для детей с теми или иными специальными нуждами и заканчивая построением внутрикорпоративных программ обучения крупнейших финансово-промышленных групп и объединений, а также программ переподготовки и повышения квалификации госслужащих высшего звена.
Общим моментом во всех подобных и близких им по значимости, социальной, экономической и политической цене вопроса, при всем конкретном разнообразии таких программ, должна быть гарантированность результата, то есть обеспечение формирования у обучающихся следующих компетенций:
проектирование образовательного пространства с ориентацией на социальную среду, деятельность обучающего и особенности обучаемого (взрослый, ребенок, группа);
диагностика уровня развития составляющих образовательного пространства, включая экспертизу инновационно-развивающего потенциала среды, содержания развивающего образования (учебных планов, программ, методов, средств, организационных форм обучения и воспитания) с точки зрения оптимальных развивающих эффектов, уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
коррекция образовательных программ.
Психология безопасности. Современный мир предоставляет субъекту огромное число разнообразных возможностей, в то же время неизбежно увеличивается число всевозможных рисков, которым подвергается человек. Увеличивается темп жизни, становятся более интенсивными информационные потоки. Все возрастающие риски закономерно приводят к увеличению числа профессий и специальностей, направленных на обеспечение безопасности. Условия работы специалистов этих профессий, как правило, отличаются от обычных: они связаны с действием в разнообразных экстремальных ситуациях.
Все большее число специалистов из разных областей психологической и медицинской практики занимаются разработкой концепций, методологии и практических рекомендаций по психологии безопасности, стремясь привнести свой вклад, оказать реальную помощь и объяснить некоторые феномены человеческого поведения в экстремальных ситуациях и пути преодоления их негативных последствий.
Однако, несмотря на всю важность и актуальность проблем, задачи в области психологии безопасности для большинства молодых специалистов- психологов являются достаточно новыми. Несмотря на очевидную необходимость комплексного подхода при подготовке специалистов в области психологии безопасности, единой образовательной концепции до последнего времени не существовало.
Концепция специализации «Психология безопасности» создана на основе научно-методического и практического опыта специалистов, в течение многих лет работающих в данной области. Она включает не рассматриваемые ранее (в рамках учебных курсов высших учебных заведений) темы: деятельность психолога при работе с кризисными состояниями, психологическая диагностика в системе сопровождения специалистов по экстремальным видам деятельности, гендерные особенности поведения в экстремальных ситуациях, технологии формирования моделей безопасного поведения и т. д.
Программа специализации «Психология безопасности» реализуется впервые и представляет комплексный подход к подготовке специалистов в этой области.
Целью специализации является подготовка работников широкого профиля, способных решать следующие профессиональные задачи: оказание психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации; разработка программ диагностики и реабилитации посттравматических стрессовых расстройств; организация профессиографических исследований.
Специализация «Психология безопасности» предполагает подготовку специалистов сразу в нескольких направлениях:
подготовка в области психологии безопасности;
психологическая помощь и реабилитация людей, попавших в разнообразные экстремальные или кризисные ситуации;
психологическое сопровождение специалистов, чья деятельность протекает в условиях, отличных от нормальных.
Такая широкая область применения определяет целесообразность междисциплинарного характера специализации и предполагает высокую психологическую подготовленность специалистов. Главной задачей специализации «Психология безопасности» является подготовка специалистов, обладающих системой знаний, навыков, умений в области психологии безопасности, способных самостоятельно решать широкий круг профессиональных задач:
применять психодиагностические методики, необходимые для оценки наличия и выраженности симптоматики ПТСР и других последствий хронического или травматического стресса;
проводить профессиографические исследования;
формировать батареи психодиагностических средств, применять и адаптировать методики, необходимые для оценки степени выраженности профессионально важных качеств (при мероприятиях по профессиональному психологическому отбору или аттестации), уровня накопления стрессорных нарушений у специалистов экстремального профиля;
разрабатывать программы, планировать и осуществлять мероприятия по психологической подготовке специалистов экстремального профиля, а также программы, посвященные психологическим аспектам безопасности, для слушателей различных возрастных и социальных групп;
оказывать психологическую помощь (как в остром периоде, так и на последующих этапах) людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации.
Психология здоровья рассматривается в современной науке и сфере практической деятельности как самостоятельный раздел клинической психологии, разрабатывающий проблему охраны здоровья как междисциплинарную область, связанную с улучшением здоровья как отдельных индивидов, так и общества, разработкой методов специфической и неспецифической профилактики, оценки и коррекции неадекватных поведенческих моделей, повышения индивидуально-психологической ценности здоровья.
В настоящее время представления о здоровье формулируются не через негативную формулу: «здоровье — это отсутствие болезни», а через позитивную: «здоровье — это специфическая психофизиологическая сущность, обеспечивающая наилучшую адаптацию человека к меняющимся психо-био-социальным условиям существования». В таком контексте здоровье — это не негатив болезни, а самостоятельная онтологическая сущность. Кроме того, исходя из преамбулы устава Всемирной организации здравоохранения, здоровье рассматривается как не только «отсутствие болезни, но состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Подобный подход противостоит эмпирически сложившемуся представлению о соотношении здоровья и болезни, рассматривающему болезнь как следствие исключительно биологических причинно-следственных отношений: «любая болезнь имеет однозначно устанавливаемые естественные причины». Эта одномерная модель имеет следствием представления о том, что человек не несет ответственности ни за происхождение, ни за лечение своей болезни: причины ее имеют исключительно биологический характер, а за лечение должны отвечать только специалисты. Однако, современные исследования показывают, в частности, что более 50% причин ранней смертности имеют психологическую обусловленность: вредные привычки, неправильное питание, неправильный образ жизни, различные формы зависимости и культурно обусловленной патологии.
Данные ВОЗ показывают, что если в 1900 году основной причиной смертности (40%) были инфекционные болезни, то в 1973 году они составляли уже лишь 6%. Их место заняли более сложные психологически опосредствованные причины, такие как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, алкоголизм, токсикомании и смерти, связанные с неосторожными действиями, определяющиеся образом жизни человека.
Образовательная программа по специализации «Психология здоровья» дает студентам возможность овладеть необходимой для работы в области клинической психологии системой научных и практических знаний, относящихся к образу жизни и профессиональной деятельности, воспитанию, образованию с учетом их влияния на здоровье, профилактику и эффективность лечения.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса: диагностическую, экспертно-консультационную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую, культурно-просветительную, учебно-воспитательную, — и решать соответствующие профессиональные задачи.
Так, при выполнении различного вида практических работ, данный специалист способен и готов:
диагностировать отклонения в поведении и психической деятельности людей;
участвовать в психолого-педагогической, врачебно-трудовой, военно-врачебной и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе;
разрабатывать и модернизировать диагностические, профилактические, психокоррекционные и реабилитационные методики;
создавать личностно-ориентированные научно обоснованные программы повышения эффективности здорового образа жизни, коррекции рискованного поведения, копинг-стратегий, расширения копинг-ресурсов, эффективного стресс-менеджмента;
консультировать супругов, родителей, детей, врачей, учителей и других специалистов, а также разрабатывать индивидуальные программы психологической помощи;
организовывать и осуществлять профилактическую, коррекционную, реабилитационную и развивающую помощь взрослым и детям, разрабатывать методы психологической помощи.
Реализация указанных выше инновационных образовательных программ позволяет осуществить подготовку специалистов в области актуальных проблем психологии, способствует повышению академической мобильности, расширению междисциплинарной и межфакультетской интеграции, повышению гибкости учебных планов и программ, усилению конкурентоспособности российского психологического образования на мировом рынке и его интеграции в международное образовательное пространство.
Зинченко Ю.П., Володарская И.АНовые специализации по психологии. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. c.119-123. doi:
Скопировано в буфер обмена
Скопировать