ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Темпоральность трудовой деятельности

Темпоральность трудовой деятельности

Скачать в формате PDF

Страницы: 62-65

Ключевые слова: синхронизация; длительность; временной синтез; трудовая деятельность

Для цитирования статьи:

Стрелков Ю.К. Темпоральность трудовой деятельности. // Национальный психологический журнал 2011. № 1. c.62-65.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2011

Стрелков Юрий Константинович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точное описание трудовой деятельности человека на различных видах транспорта и наметить методы формирования профессионального мастерства специалистов.

Деятельность - процесс или структура?

О деятельности психологи часто говорят, сочетая это слово со словом «процесс». Между тем, нередко дея­тельность представляется как структу­ра, монотонная и завершенная. Про­цесс предполагает движение, течение, изменение. Это не абстракция, а часть практики. Структура предполагает од­нообразие, устойчивость, повторяе­мость, воспроизводимость, это — про­цедура, шествие, ритуал. Раз есть из­менение, движение, значит, есть основание для спонтанности и непредсказуемости.

Если время не процесс, то почему же говорят, что время — это поток? Ведь его нельзя сравнить с горным потоком, живым и стремительным. Время указывает на порядок — после­довательность, ритм, срок, длитель­ность. Поток слеп, как слепа спонтанность, полон энергии и неукротим.

Деятельность, представленная од­ной структурой, без признаков внеш­него движения, — не процесс, хотя де­ятельность — единица для изучения жизненного процесса (Леонтьев, 1974).

Как можно «непроцессуальное» применять для изучения процесса? Только если оно содержится в самом процессе! «Смысл деятельности», «контекст деятельности» — важные понятия, они указывают на движение и сами не остаются неподвижными. Деятельность — это преобразование в мире, движение, изменение человека вместе с движением в мире, за преде­лами человека. Между тем, говоря о деятельности, мы часто имеем в виду преобразование уже совершенное. Здесь время остановлено, а временная форма, хоть и используется, относит­ся к тому, что в прошлом, когда про­цесс еще был, шел, жил. Хотя в насто­ящем процесса уже нет, он остался в прошлом, закончился. Это — не дина­мический подход.

В деятельности есть простран­ственные, временные, энергетичес­кие, языковые и технологические компоненты, а также статические, ди­намические и кинематические эле­менты. На наш взгляд, утверждение, что деятельность — процесс, требует более глубокого обоснования.

Аналогичным образом можно усомниться в утверждении, что «поведение» — это процесс. Во всяком слу­чае, рассмотрение его как цепи реф­лексов или связок «стимул — реакция» сразу выдвигает на первый план структуру.

Словосочетание «поток сознания» стало привычным и почти не привлека­ет внимания. Уже никто не спорит с тем, что мышление — процесс (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн). Но что позволяет считать процессами созна­ние и мышление? Ведь они являются сугубо внутренними состояниями и отличаются от явных движений и из­менений. Что же такое процесс? Он должен иметь наличные признаки по­тока. Те, которые имеют исполнитель­ные движения в труде и спорте, дви­жение транспортного средства, кото­рое трудно остановить и не всегда удается запустить. Важны масса, ско­рость, инерция, непрерывность, энер­гия (потенциальная и кинетическая). Если о них не говорят, а упоминают только продукт, то сам процесс оста­ется «за кадром», о нем можно гово­рить на языке формальной логики, на языке непротиворечивого, статичес­кого. Только по отношению к текуще­му процессу можно применить триа­ду «настоящее—прошлое—будущее». Возможно, она и становится тем проб­ным инструментом, который позволя­ет отделить текущий процесс от ино­го: совершенного или планируемого.

И только мысль об «экстремально­сти» позволяет оторвать форму от про­цесса. Авария, катастрофа, стихийное бедствие (например, землетрясение) — «останавливают», отменяют время. Но только для потерпевшего и ненадол­го. Приходят люди и начинают спа­сать пострадавших — скорее, скорее! Другие начинают разбираться и выяс­нять, можно ли было предупредить, не допустить происшествие? Как не до­пустить повторения? Как нужно стро­ить процесс, как уплотнять и нормировать его ход?

Идет очень интенсивная и тонкая работа со временем. Но это работа не с живым процессом, а с его моделью, реконструкция происшедшего и кон­струирование того, что не должно привести к подобному.

Модель процесса, как и время, — несовершенный инструмент, потому что в его применении действию чело­века противостоит мир во всей его сложности (вода, ее глубина, шторм, горы, снега, холод или жара и пр.).

Модель нельзя точно наложить на те­кущий процесс — он другой и все вре­мя «уходит». Человек, следующий мо­дели во всей полноте, будет отставать от реального процесса. Модель необ­ходимо отдалить от процесса, «иметь в виду», но работать с отдельными по­казателями текущего процесса, ис­пользуя их для управления посред­ством предвидения, гибких действий и структур опыта. Модель необходи­ма для стратегической работы с про­цессом. Модель процесса предполага­ет временную форму, она имеет глу­бину, ширину и много уровней. Живой процесс допускает непредсказуемые изменения, отклонения. Спонтан­ность для него — такая же важная ха­рактеристика, как и повторяемость. Управляя процессом, человек компен­сирует отклонения, изменения, при­меняя свое мастерство, профессио­нальный опыт.

Мы говорим здесь о временной модели текущего процесса, его син­тезе. Синтез — наложение модели на текущий процесс через элементы вре­менной формы: показатели движения (скорость, ускорение, изменения на­правления, характеристик положе­ния — координат). Субъект синтезирует временную форму и управляет процессом в ходе его развертывания. Но есть грань, где время отрывается от процесса (Магомед-Эминов, 2010). Процесс больше неподвластен человеку, он выбрасывает и уничтожает его. Важно не допустить перехода че­рез эту грань, ведь даже на грани че­ловек с помощью переживания вре­мени может внедриться в текущий процесс и изменить его. По ту сторо­ну, за гранью, все входы в процесс за­крыты. Базовую структуру «субъект — деятельность — объект» необходимо расположить в окружающем мире, среди других объектов и процессов, движущихся с разными скоростями и обладающих разными массами и энергиями.

Нельзя говорить только о конструи­ровании миров. Субъект и его действие должны быть размещены среди процес­сов, препятствующих деятельности и несущих угрозу жизни. Но в связи с де­ятельностью почему-то никогда не го­ворят об окружающем мире. Исклю­чением являются работы Н.А. Бернш­тейна (2004), который разрабатывал физиологию активности и много вни­мания уделял изучению труда и спорта.

Пространственную структуру окружающего мира бихевиористы уже включили в состав двигательного акта - «когнитивная карта» (Э. Толмен). По аналогии могут быть построены и временные карты: они подобны за­писи на нотном стане — ритмы, длительности, синхронизации, повторы и т. п. Временную структуру трудово­го процесса необходимо сопоставить с психологической структурой дея­тельности. Распределение энергии в ходе трудового процесса может быть представлено симультанной структу­рой. Энергетическую структуру трудо­вого процесса тоже нужно изучать вместе с психологической структурой деятельности.

В психологической структуре дея­тельности почти нет пространственно­го, да и временное (например — цель) задано абстрактно, оно не предпола­гает различий между живым процес­сом и его моделью, а для нашего рас­смотрения это различение необходи­мо и принципиально важно.

О процессе можно говорить толь­ко тогда, когда удается найти внешние свидетельства текущих, длящихся из­менений. Деятельность предполагает телесные движения — поток движений становится внешним показателем процесса. Но в деятельности возмож­ны периоды неподвижности. Структу­ра упорядочивает поток движений, бурный и хаотический, придавая ему стройность и превращая его в процесс. Структура заполняет паузы в потоке движений, придавая им смысл в кон­тексте деятельности. Но не всякая структура может в достаточной мере отвечать процессу.

Временная структура — вот что необходимо найти в деятельности. При этом нельзя ограничиться толь­ко средним членом триады «субъект — деятельность — объект». Чтобы го­ворить о временной форме, необхо­димо рассмотреть процессы, связанные с субъектом, его организмом и психикой, и процессы в окружаю­щем мире. Множество элементов та­кой формы синтезирует человек в ходе деятельности. Это позволяет ему управлять текущим процессом. На стороне субъекта — сложная сис­тема телесных ритмов, периодов и сроков жизни человека, на полюсе объекта — процессы в окружающем мире (подвластные субъекту, кото­рыми он управляет, и те, что от него не зависят, к ним он может только приспосабливаться).

В таком контексте и деятельность выступает как процесс благодаря дви­жениям, которые входят в ее ткань. Человек в труде или спорте решает временные задачи — «успеть в срок», «подладиться под ритм», «выдержать длительность», «дождаться нужного момента». При этом он объединяет прошедшее и будущее, синтезируя на­стоящее, опирается на память о про­шедшем и предвидит предстоящее. Человек управляет текущим процес­сом, вмешивается в него, успешно ре­шает свои задачи. Управление с помо­щью модели, выдерживание времен­ной формы требует немалого опыта, мастерства.

Жизнедеятельность темпоральна

Мы считаем необходимым расши­рить смысл термина и говорить о жиз­недеятельности человека (Лактионов, 1998). Это не только позволяет сдви­нуть акценты, но и показывает, что смысл самого термина «деятельность» расплывчат и неопределен. Деятель­ность — единица жизни субъекта, но следует понимать, что жизнь охваты­вает множество процессов и нельзя говорить только об игровой, или спортивной, или трудовой деятельно­сти, поскольку жизнь не является их суммой, представляя собой особое ка­чество, целое. С другой стороны, если обозначать словом «деятельность» только периоды творчества в труде или самозабвенного исполнения в игре или спорте, то это чрезвычайно сузи­ло бы понятие деятельность, ведь есть еще периоды разлада, неудач при осво­ении профессии. Понятия функцио­нальной структуры действия (Гордее­ва, Зинченко, 1982), психической фун­кциональной системы предметного действия (Ошанин,1999) не раскрыва­ют временного характера системы, не делают акцента на необходимости схватить движения, изменения, не раскрывают тех изменений, которым она сама подвержена. В большей сте­пени они подчеркивают системность, ослабляя ее жесткость определением «функциональный».

Множество процессов, множество параллельно исполняемых человеком задач — вот что создает трудности для деятельностного подхода. Воздушный бой во вьетнамском поселке Камрань, который мы анализировали (Стрел­ков, 2001), указывает на то, что при­нятие решения командиром воздуш­ного судна (лидером группы) проходи­ло в условиях решения множества задач. При такой широте охвата про­цессов (тех, что поддаются описанию в терминах технологии трудового процесса, и процессов попутных или пе­рекрестных, препятствующих испол­нению деятельности — атмосферных процессов, геологических, соци­альных, биологических и т. д.) мы де­лали акцент, прежде всего, на дея­тельности человека и на ее условиях. Тайм-менеджмент не дает рецептов относительно того, как нужно дей­ствовать в условиях множества задач, каким образом их исполнять и удержи­вать, как бороться с внутренней тре­вогой и внешней суетой. Следует распределять и перераспределять при­оритеты, откладывать одни задачи и приниматься за другие, ведь часто при­ходится выполнять сразу несколько за­дач. Как при этом не снизить эффективности выполнения каждой из них?

Структура деятельности состоит из разнородных элементов: исполнитель­ных и отслеживающих, координаци­онных и эмоциональных. Каждый из них находится в движении, измене­нии. Содержание — это временная форма множества процессов. Следует выделить устойчивый и подвижный компоненты готовности субъекта к трудовой деятельности.

Может ли психология существовать синхронно с жизнью?

Наука строится по законам логики, а не следует за развитием жизни, ко­торая идет своим путем. Для синхро­низации необходимы модели, которые построены на основе знаний о психи­ческих процессах, на теоретических положениях, изложенных в форме текста. Для описания психической ре­альности необходимы модели, кото­рые построены на основе знаний о психических процессах. Теория сама по себе не может синхронизоваться с практикой. Поэтому нельзя говорить, что психология отстает от практики, она не находится ни впереди, ни в хво­сте, она — в другой плоскости. Для синхронизации в сфере практики от субъекта деятельности требуются практические действия. Теория может способствовать синхронизации, пото­му что помогает понять, обобщить, построить, усовершенствовать меха­низмы, убрать лишние детали, проло­жить короткие пути.

Модель близка к теории. Действу­ющую модель процесса можно синхро­низовать с другими процессами. Диа­лог учителя с учеником может служить примером синхронизации: ученик го­ворит — учитель подхватывает, разви­вает, ученик отвечает, продолжая раз­работку мысли, — учитель молча слуша­ет речь ученика. Потом учитель вновь берет слово, удерживает смысл, основ­ную мысль, которая обсуждается в диалоге. Мысль, таким образом, являет­ся стержневым элементом синхрониза­ции. Но мысли, идеи — абстрактны. Мы же говорим о живой мысли, воплощен­ной в речи в ходе диалога. Мысль субъекта деятельности находится в со­стоянии движения: она возникает, из­меняется и уходит. Содержание мысли, формулируемой в диалоге, подвижно, как подвижна и сама ее форма. «Жи­вая» теория отличается от теории, за­фиксированной в тексте. Теория, применяемая в практическом действии (или «концептуальная модель» реаль­ности, по Д.А. Ошанину), — «ожива­ет» так же, как и теоретическое поня­тие, мысль в речи, но сам процесс не обязательно прямо обеспечивает внут­ренние потребности разработки или проверки теории, он может служить спасению людей или другой потребно­сти человека.

Три вектора психологии транспортного труда

Понятие «темпоральность» может быть введено, на наш взгляд, в систе­му ключевых категорий деятельност­ного подхода. Для исследования тру­довой деятельности важно понять гра­ницы возможностей традиционного психологического описания деятельности, отрефлексировать вопрос о том, какие именно понятия позволя­ют представить ее как процесс. В пре­дыдущих работах мы предприняли по­пытку говорить о темпоральности транспортного труда (Стрелков, 2008) и о времени человеческой деятельно­сти в широком смысле. Мы обсудили категорию деятельности, сосредото­чив внимание на трех понятиях, раскрывающих темпоральность: синхронизации, длительности и временном синтезе. Раскрытие темпоральности трудовой активности важно для прак­тики расследования происшествий на различных видах транспорта: морс­ком, авиационном, железнодорож­ном, автомобильном.

Теоретический вектор. Человек в транспортной системе включен в процессы, и потому «психологию транспортного труда» необходимо разрабатывать на основе идеи темпоральности. Для этого нужно показать ключевое значение синхронизации, длительности и временного синтеза.

Синхронизация обнаруживается как тотальная проблема в условиях множества задач и процессов, кото­рые необходимо выполнять челове­ку в сложной системе (аварийные си­туации в пути, когда нужно устранять причину и продолжать управлять движением, согласование действий членов бригады). Длительность, с одной стороны, выступает как ожи­дание и переживание тянущихся интервалов на длинных участках пря­молинейного движения или при не­обходимости торможения. С другой стороны, профессиональная деятель­ность предполагает необходимость «выдерживания» длительности, за­держку исполнительного движения до нужного момента. Временной синтез (единство настоящего, про­шлого и будущего) выстраивается в сознании профессионала и является, несомненно, механизмом решения профессиональных задач. Професси­онал — живое воплощение професси­онального опыта, его действия целе­направленны, функционируют на ос­нове памяти, антиципации, ожидания и внимания. При этом нельзя упускать из арсенала теоретических понятий эмоциональные состояния (тревоги, страха, опустошенности) и характер мыслительных задач. Тогда деятель­ность будет представлена в теории как процесс, а теория найдет полезные применения.

Практический вектор. Методы и приемы подготовки должны составить систему формирования и поддержки профессионального мастерства. Важ­но правильно построить систему оцен­ки уровня готовности работника к вы­полнению профессиональных задач. С другой стороны, все острее встает во­прос психического здоровья профес­сионала, его сохранения на длитель­ное время и оказания психологичес­кой помощи лицам, побывавшим в экстремальных профессиональных ситуациях. Значимой является тема коммуникаций при выполнении слу­жебной деятельности. Актуальна про­блема культуры взаимоотношений между руководителем и подчиненным.

Пограничный вектор. Все более ак­туальной становится разработка мето­дов моделирования критических про­фессиональных ситуаций (управления транспортным средством в различных режимах, при авариях и устранении неполадок). Методы моделирования позволяют тренировать профессио­нала в условиях последовательного и одновременного решения множества задач при различных уровнях напря­женности труда. И применение для подготовки профессионалов и оценки уровня профессионального мастер­ства повысит эффективность подго­товки и точность оценок.

Список литературы:

  1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физио­логия движений. Избранные психологи­ческие труды / Под ред. В.П. Зинченко. — 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

  2. Геллерштейн С.Г. Чувство времени и ско­рость двигательной реакции. — М.: Меди­цина, 1958.

  3. Гордеева Н.Д., В. П. Зинченко. Функци­ональная структура действия. — М.: МГУ, 1982.

  4. Ершов В.В. Откровения ездового пса. — М.: Издательский дом Родионова, 2007.

  5. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

  6. Лактионов А.Н. Координаты индивиду­ального опыта. — Харьков, 1998.

  7. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологи­ческие технологии управления состояни­ем человека. — М.: Смысл, 2007.

  8. Леонов С.В. Психологические критерии оценивания временных интервалов в про­фессиональной деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1974.

  10. Магомед-Эминов М.Ш. Смысло-деятельностный подход к исследованию трансформации личности: Дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2010.

  11. Мамардашвили М.К. Кантианские вари­ации. — М.: Аграф, 1997.

  12. Мерло-Понти М. Феноменология вос­приятия. — СПб: Наука, 1999.

  13. Ошанин Д.А. Предметное действие и опе­ративный образ // Ошанин Д.А. Избран­ные психологические труды. — М., 1999.

  14. Расмуссен Дж. Что можно узнать, изучая ошибки людей? // Психология труда и организационная психология: современ­ное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Сост. А.Б. Леонова, О.Н.- Чернышева. — М.: РАДИКС, 1995. — С. 117—135.

  15. Стрелков Ю.К. Инженерная и професси­ональная психология. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  16. Стрелков Ю.К. Время и теория деятель­ности А.Н.Леонтьева // Ученые запис­ки кафедры психологии Северного меж­ду народного университета / Под ред. В. П. Серкина. — Вып. 4. — Магадан, 2004. — C. 96—113.

  17. Стрелков Ю.К. Психологический смысл длительности // Известия ТРТУ. — Те­матический выпуск «Гуманитарные про­блемы современной психологии». — Та­ганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — №7(51). — С. 43—47.

  18. Стрелков Ю.К. Феномен времени в иссле­дованиях транспортного труда // Пробле­мы фундаментальной и прикладной пси­хологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2008. — С. 200—221.

  19. Стрелков Ю.К. Структуры профессио­нального опыта // Д.А. Ошанин и совре­менная психология: к 100-летию со дня рождения Д.А. Ошанина / Под общ. ред. В. И. Панова и Н.Л. Мориной. — М. — Об­нинск: ИГ-СОЦИН, 2008. — С. 187—210.

  20. Стрелков Ю.К. Анализ-синтез времени трудового процесса // Актуальные про­блемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. — Вып. 1 / Под ред. В.А. Бодрова и А.Л. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2009. — С. 118—141.

  21. Стрелков Ю.К. Время в структуре про­фессионального опыта // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Во­стоке. — Хабаровск, 2009. — №4(24). — С. 10—16.
Для цитирования статьи:

Стрелков Ю.К.Темпоральность трудовой деятельности. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. c.62-65. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать