ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»

Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»

Скачать в формате PDF

Страницы: 6-10

Ключевые слова: формирование толерантности; социальные проекты; социальное проектирование; ксенофобия; поликультурность; молодежная субкультура; социальное конструирование; социальная напряженность; межэтнический диалог; межконфессиональный диалог; миграционная стратегия; информационная безопасность

Для цитирования статьи:

Алиева Э.Ф., Скрипкина Т.П. Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии». // Национальный психологический журнал 2011. № 2. c.6-10.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2011

Алиева Эвелина Факировна

Скрипкина Т.П. Южный федеральный университет

Аннотация

Представлен социальный проект по формированию толерантности в обществе. Рассказывается о научно-практических мероприятиях (конференциях, круглых столах и т. п.) по данной проблематике, предшествовавших ему и проведенных в ходе его реализации. Показаны основные результаты теоретико-аналитической работы, осуществляемой в рамках проекта.

Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»[1]

В марте 2011 года Правительство Российской Федерации поддержало проект по формированию толерантно­сти в современном обществе. Надо от­метить, что идея создания проекта по­явилась как реакция на происходящие в обществе открытые акты противо­стояния и насилия на национальной почве. Возникла необходимость в осознании причин такой социальной напряженности и выработке конкрет­ных механизмов по ее преодолению.

25 мая 2011 года в Российской ака­демии образования прошел семинар «Молодежная субкультура — зона потен­циальных рисков пропаганды: ксенофо­бии, фанатизма и экстремизма», орга­низованный директором Института социологии образования РАО В.С. Собкиным. На нем с программной речью по реализации проекта «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» выступил его руководитель — декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко.

Анализируя сложившуюся в со­временном мире политическую ситу­ацию, Юрий Петрович, в частности, отметил, что в современном глобали­зированном мире наблюдаются нару­шения политической стабильности, рост напряженности в социальных, эт­нических и межконфессиональных от­ношениях, которые становятся скорее правилом, чем исключением. В какой- то мере это является следствием гло­бализации.

Возросшая свобода перемещения капитала, товаров и рабочей силы име­ла и имеет определенные позитивные эффекты. Она позволяет оптимизиро­вать размещение производительных сил в мировом масштабе, создает шан­сы для ранее слабо- и среднеразвитых стран получить доступ к передовым технологиям и притокам инвестиций. В то же время, происходящие переме­ны привели к тому, что из развитых стран многие центры производства были переведены в политически ста­бильные государства с более дешевой рабочей силой. Повсеместно увеличи­лось социальное неравенство — дохо­ды транснационализированной бизнес-элиты росли намного более высо­кими темпами, чем основной массы населения большинства государств. Экономически и демографически оправданные миграции рабочей силы (как легальные, так и нелегальные) из развивающихся стран в развитые привели к возникновению в последних инокультурных общин, отвергающих ценности принимающих их стран.

Цивилизационный конфликт дает о себе знать беспорядками и вандализ­мом на расовой почве, ростом этни­ческого национализма в государствах, ранее декларировавших толерантность в отношении инокультурных мень­шинств (Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Финляндии и др.). Этот конфликт был усугублен интернационализацией си­стем информационного взаимодей­ствия, особенно через Интернет. Ито­гом стала универсализация «вестерни­зированных» ценностей и образа жизни в глобализированном инфор­мационно-культурном пространстве. Ответной реакцией стали защитные действия со стороны приверженцев национальных культур и региональ­ных субкультур, наиболее жесткую форму они приобрели со стороны ис­ламского мира.

Возникли новые очаги нестабиль­ности. Вполне закономерно, что цен­тром их появления стали светские ав­торитарные режимы исламских стран, сложившиеся в период противостоя­ния «двух систем» и пытавшиеся ма­нипулировать их разногласиями. Они подвергались эрозии с двух сторон. Их ненавидели приверженцы создания «всемирного исламского эмирата». Одновременно с ними вели борьбу приверженцы демократической моде­ли развития. Их число и влияние уве­личивалось из года в год благодаря ро­сту числа людей, получивших высшее образование, в том числе и в странах Запада.

Глобальный финансово-экономи­ческий кризис во многом усугубил и так неблагоприятную ситуацию, суще­ствующую во многих странах мира. Обострилась конкуренция на рынке труда, появились признаки прямого противостояния работников, принадлежащих к различным этническим и этноконфессиональным группам. Обострились социальные трения. Не­обходимость экономии в социальной сфере (после того как бюджетные сред­ства и государственные резервы были направлены на спасение ведущих кор­пораций и банков) уже вызвала массо­вые протесты в Греции, Португалии, Испании, Италии, ряде других стран. И хотя ставить вопрос о «революционной ситуации» явно преждевременно, но риски возникновения весьма слож­ных, выходящих из-под контроля си­туаций, прихода к власти в некоторых государствах ранее маргинальных, уль­транационалистических сил становят­ся вполне очевидными.

В «зону риска» попадает и Российс­кая Федерация, при этом уровень опасности здесь, в силу ряда причин, можно оценить как достаточно высо­кий, что позволяет рассматривать ее как «общество риска», для которого формирование толерантной культуры доверия и кооперации выступает приоритетом.

В своем выступлении Ю.П. Зин­ченко остановился на ключевых про­блемах понимания толерантности. То­лерантность, по мнению докладчика, можно рассматривать в русле культур­но-деятельностной психологии и, прежде всего, историко-эволюционного подхода, восходящего к идеям Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем толерантность не сводится и не реду­цируется к обыденному пониманию ее как терпимости. Толерантность высту­пает как норма культуры или цивили­зационная норма, реализующая раз­личные функции. Первая и ключевая функция толерантности, в том числе полиэтничности и поликультурности, — поддержка разнообразия сложных систем. Кроме того, толерантность обеспечивает поддержку права каждо­го человека быть иным. Это ключевое, проходящее через многие семантичес­кие анализы ее понимание. Толерант­ность также способна обеспечивать устойчивое развитие систем с различи­ями в экономике, культуре и политике, то есть толерантность как норма обес­печивает баланс противоборствующих сторон. И, наконец, толерантность по­нимается как норма, обеспечивающая возможность диалога и накопление согласия различных мировоззрений, ре­лигий и культур.

Ксенофобия — это то, что в исто­рико-эволюционном анализе отража­ет тенденцию к уменьшению разнооб­разия разных систем. В том числе именно ксенофобия приводит к тому, что появляются авторитарные, тотали­тарные мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма. Здесь исследования опираются, преж­де всего, на работы Т. Адорно и его группы, а также Ханны Арендт, кото­рая разрабатывала подобные подходы к тоталитарным закрытым системам. Доминирование ксенофобии приводит к росту изоляционизма и фанатизма. Поэтому обсуждаемый на семинаре подход к ксенофобии как тенденции к созданию закрытых систем четко по­казывает, что ее возникновение связа­но не только с психологической и со­циокультурной ситуацией в стране, но и с ее политической обстановкой.

В заключительной части своего выступления Ю.П. Зинченко кратко остановился на том, что проблема то­лерантности не является абсолютно новой для российской науки и россий­ской действительности, но в новых экономических и политических усло­виях, порожденных всемирным эко­номическим кризисом, формирование толерантности приобрело новое звуча­ние и новый импульс.

Докладчик напомнил, что с 2001 по 2005 годы в России была реализо­вана Федеральная целевая программа «Формирование установок толерант­ного сознания и профилактика экс­тремизма в российском обществе». Эта программа приобрела сегодня новый смысл. В декабре 2010 года по инициативе премьер-министра Рос­сийской Федерации среди грантов Российского гуманитарного научного фонда были выделены так называемые стратегические гранты с особыми це­левыми установками и объемами фи­нансирования. Среди них В.В. Путин поддержал грант «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в российском обществе». Особое от­ношение главы Правительства к дан­ной проблеме можно считать в выс­шей степени важным и целесообраз­ным. Суть проекта можно определить двумя направлениями. Первое — уп­равление рисками ксенофобии в российском обществе. И второе — движе­ние от парадигмы конфликта к пара­дигме толерантности как зоны, связанной с развитием сплоченности нашего общества посредством поликультурного образования и поликультурной жизни.

«Сложность задачи определяется междисциплинарностью проблемы, поэтому для обсуждения этой темы и нахождения путей преодоления соци­альной напряженности и ксенофобии была сформирована команда специа­листов из разных областей знания: со­циологии, психологии, экономики, антропологии, этнологии, политоло­гии, журналистики, а также коммуникативистики и PR», — резюмировал Ю.П. Зинченко.

С апреля 2011 года началась актив­ная работа по реализации проекта. На базе Вышей школы экономики, Ака­демии труда и социальных отношений и факультета журналистики МГУ про­шло несколько международных кон­ференций и семинаров, посвященных проблемам мультикультурализма и то­лерантности в СМИ.

Цикл мероприятий, прошедших с 18 по 21 апреля 2011 года в стенах Ака­демии труда и социальных отноше­ний, был посвящен социальному про­ектированию, он позволил еще раз сфокусировать внимание на основных и самых актуальных запросах общества. Социальное проектирование только зарождается в нашей стране, в то время как в развитых странах оно охватывает различные сферы жизни.

Социальный проект — это граждан­ская инициатива, призванная решать актуальные социальные задачи путем объединения усилий органов власти, бизнеса, а также активной и творчес­кой части общества. Развитие соци­ального проектирования в нашей стране говорит об острой потребнос­ти в новых технологиях поддержки социально незащищенных граждан. Оно является своеобразным маркером «болевых точек» проводимой в стране социальной политики. На прошедшем в рамках мероприятий круглом столе обсуждался вопрос о роли человека в социальном проектировании.

Сейчас все чаще приходится слы­шать об инвестиционной привлека­тельности России для зарубежных партнеров. Правительство нашей страны предпринимает различные меры для оздоровления российской экономики. Участники круглого сто­ла утверждают, что развитие социаль­ной ответственности в бизнесе, вни­мание к социальным нуждам позволит повысить градус доверия зарубежных партнеров. В представленных на засе­дании докладах поднимались актуаль­ные вопросы, связанные с повышени­ем уровня социальной активности граждан, их воспитанием в духе толе­рантности, повышением мотивации к занятию спортом, развитием профес­сиональных союзов и гражданских инициатив.

По замыслу организаторов кругло­го стола, каждый доклад представлял собой краткий отчет о реализации раз­личных социальных проектов. После представления докладов все участни­ки получили задание разработать кон­цепт социального проекта, решающе­го различные социальные проблемы. Среди них: методы формирования толерантного сознания в системе об­разования, проблемы, связанные с распадом браков, насилием в семье, методы, повышающие мотивацию усыновления и попечительства детей- сирот и детей с ограниченными возможностями, профилактика жестоко­го обращения с животными и др.

Каждая команда, участвовавшая в конкурсе проектов, представила свою идею и варианты работы.

В это же время в Московском ин­ституте мировой экономики и между­народных отношений прошел круглый стол на тему «Россия — общество рис­ков?», посвященный нахождению пу­тей минимизации социально-эконо­мических факторов риска.

Институт этнологии и антрополо­гии Российской академии наук пред­ставил цикл мероприятий, посвящен­ных проблемам толерантности, среди которых был организован круглый стол «Историко-эволюционные фак­торы механизмов контроля социаль­ной напряженности и оценка их воз­действия на общество», семинар «Тра­диционная культура в современном мире и проблемы толерантности». В рамках IX Конгресса этнографов и ан­тропологов России прошла секция «Этнография школы и вуза. Этнокультурное образование: общественно-по­литический аспект».

В Институте социологии Российс­кой академии наук совместно с Науч­ным советом по проблемам нацио­нальной политики Отделения обще­ственных наук Российской академии наук прошел круглый стол «Социаль­но-культурные основания межэтни­ческого согласия», на котором выступила одна из участников проектной группы Л.М. Дробижева.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономи­ки» провел цикл мероприятий, посвя­щенных проблемам адаптации и интег­рации мигрантов. В ходе семинаров и круглых столов рассматривались воз­можности эффективной адаптации миг­рантов, а также ограничения миграции в контексте политики толерантности.

Факультет психологии Московско­го государственного университета имени М.В. Ломоносова в рамках XVIII Международного форума моло­дых ученых, аспирантов, студентов «Ломоносов — 2011» провел круглый стол «Противодействие ксенофобии и экстремизму в современном мире» и секцию, посвященную психологии бе­зопасности и противодействию терро­ризму. С результатами своей деятельно­сти проектная группа выступила и в ходе работы V Международного фору­ма «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспе­чении информационной безопасности и противодействии терроризму».

В ходе реализации совместной про­граммы Горбачев-Фонда и Института Кеннана «Вызовы культурного разно­образия в глобальном мире» прошел научно-практический семинар «В по­исках новых моделей межкультурного взаимодействия». В рамках семинара были обсуждены проблемы межкультурного взаимодействия в поликультурном мире. Большое внимание было уде­лено разработке моделей, направлен­ных на обретение согласия ради выживания человечества в многополяр­ном мире, где в настоящее время наблю­дается обострение национальных, этни­ческих и межконфессиональных не­примиримых противоречий.

Помимо проведения семинаров и круглых столов в рамках проекта про­водится активная теоретико-аналити­ческая работа. Коллектив представлен шестью научными институтами. Это: Московский государственный уни­верситет имени М.В. Ломоносова, Институт антропологии и этнологии Российской академии наук, Институт социологии Российской академии наук, Институт мировой экономики и международных отношений Российс­кой академии наук, Институт социологии образования Российской академии образования, и, наконец, Нацио­нальный исследовательский универ­ситет «Высшая школа экономики». В ходе выполнения проектных работ анализируются историко-эволюцион­ные и социально-экономические ас­пекты толерантности и ксенофобии, этнокультурные и религиозные аспек­ты, проблемы терроризма и безопас­ности, проблемы миграции.

Проект «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в рос­сийском обществе» включает девять разделов, которыми руководят извес­тные ученые.

Раздел 1. Методология социально­го конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в многополярном мире. Руководитель — Г.У. Солдатова.

Раздел 2. Историко-эволюцион­ные истоки механизмов контроля со­циальной напряженности и оценка их воздействия на общество. Руководи­тель — М.Ю. Мартынова.

Раздел 3. Социально-экономичес­кая политика формирования толеран­тности, доверия и кооперации в обще­стве риска. Руководитель — Е.Ш. Гонтмахер.

Раздел 4. Толерантность — ресурс конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога. Ру­ководитель — Л.М. Дробижева.

Раздел 5. Миграционная стратегия для России и политика толерантнос­ти. Руководитель — А.Г. Вишневский.

Раздел 6. Молодежная субкультура — зона потенциальных рисков пропа­ганды ксенофобии, фанатизма и экст­ремизма. Руководитель — В.С. Собкин.

Раздел 7. Толерантность и мультикультурализм — ценностные ориенти­ры СМИ. Руководитель — И.М. Дзялошинский.

Раздел 8. Модели и методы повы­шения информационной безопаснос­ти и диагностики рисков ксенофобии в реальном и виртуальном простран­стве. Руководитель — Ю.П. Зинченко.

Раздел 9. Социокультурные, ком­муникационные, сетевые и психоло­гические технологии конструирова­ния индивидуального и социального толерантного поведения в российском обществе. Руководитель — О.А. Карабанова.

К настоящему моменту реализация проекта, связанного с разработкой междисциплинарной методологии со­циального конструирования толерант­ности и управления рисками ксенофо­бии в российском обществе, близка к завершению. Помимо семинаров и круглых столов участниками проекта проведен анализ различных проблем, разработаны подходы к реализации основного замысла проекта и рекомен­дации по всем направлениям движения общества от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как зоне, свя­занной с развитием сплоченности, до­верия и солидарности в поликультурном, полиэтничном и поликонфессиональном российском обществе.

Подводя итог проделанной теоре­тико-аналитической работе, кратко обозначим основные результаты по каждому разделу.

  1. Разработана междисциплинар­ная методология социального кон­струирования толерантности и управ­ления рисками ксенофобии в много­полярном мире, в основе которой заложена идея перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантнос­ти, систематизированы способы фак­торов роста и механизмов реализации в российском обществе толерантнос­ти как цивилизационной нормы соци­ального взаимодействия, альтернатив­ной ксенофобии и насилию.

  2. Проанализированы и обобщены эволюционно-этологические меха­низмы феномена толерантности и эт­нокультурных особенностей межгруппового сосуществования; выявлены фундаментальные механизмы соци­альной интеграции и способы сниже­ния внутри- и межгрупповой социаль­ной напряженности с позиций эволю­ционных механизмов адаптации и успешного выживания человеческого вида; выявлены и проанализированы этологические механизмы толерант­ности, психофизиологические реакции на нарушение социальных связей в ходе конфликта, имеющие место как у жертвы, так и у агрессора; проана­лизированы условия, способы и мето­ды расширения границ образа «свое­го» как механизма толерантного пове­дения; проведен анализ и сделаны обобщения различий в возрастных, гендерных, этнических моделях агрес­сивного поведения.

  3. Выявлены, обобщены и система­тизированы основные социально-эко­номические факторы риска, порожда­ющие ксенофобию, нетерпимость, конфликтность в межэтнических, межконфессиональных, социальных отношениях в Российской Федерации; разработан и обоснован перечень со­циально-экономических мер и кон­кретных действий, позволяющих по­высить стабильность общества; пред­ложены конкретные способы и пути социально-экономической поддержки идеологии конструирования толеран­тности и социального доверия в рос­сийском обществе; проанализированы возможные способы политической поддержки, направленные на внедре­ние разработанных программ, и выра­ботаны меры их легитимизации и реа­лизации.

  4. Проведен всесторонний анализ особенностей проявления толерантности/интолерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе; разработаны рекомендации по практической реа­лизации принципов межэтнической и межконфессиональной толерантнос­ти, адресованные институтам государ­ственной власти и институтам граж­данского общества.

  5. Проведен анализ отечественно­го и зарубежного опыта в сфере адап­тации мигрантов в принимающем об­ществе; осуществлен междисципли­нарный анализ различных аспектов (экономического, социокультурного, психологического) адаптации миг­рантов в новой социокультурной сре­де и выявлены факторы и условия ус­пешной адаптации; разработаны ре­комендации по конструированию успешных стратегий взаимной адап­тации мигрантов и местного населе­ния, преодолению дискриминации и мигрантофобии.

  6. Осуществлен анализ проблемы проявлений ксенофобии, экстремиз­ма и толерантности в подростковой и молодежной среде; разработаны диф­ференцированные программы, направленные на формирование толе­рантности и профилактику ксенофо­бии и экстремизма в подростковой и молодежной среде, адресованные ру­ководителям и педагогам образовательных учреждений, работникам сфе­ры культуры, спорта и молодежной политики, работникам СМИ и создателям рекламной продукции, а также на оптимизацию системы семейного воспитания.

  7. Обобщен опыт диалогичной организации взаимодействия различ­ных типов СМИ и различных групп аудитории; осуществлен анализ и сформулированы возможности СМИ как института формирования устано­вок толерантности и противодействия ксенофобии через конструирование способов и путей реализации форми­рования новой профессиональной культуры журналистов, направленной на овладение навыками и умениями организации массового диалога между всеми участниками социальных процессов; выявлены особенности влияния характеристик разных групп аудитории на взаимоотношения с каналами мас­совой коммуникации; разработаны ре­комендации по организации диалога по проблемам толерантности между СМИ и аудиторией, учитывающие разницу в информационных ориентациях различных групп населения.

  8. Осуществлен анализ понятий ксенофобии, экстремизма и дискри­минации и их взаимосвязи с террориз­мом; проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования фе­номена терроризма, систематизирова­ны материалы по проблеме поиска культурно-исторических основ и со­циально-психологических корней тер­роризма; осуществлена содержатель­ная интерпретация двоякой роли ин­формационного пространства и современных информационных тех­нологий как в разжигании ксенофо­бии, дискриминации, пропаганде межгрупповой вражды, так и в профи­лактике дискриминации и ксенофо­бии, формировании толерантности в обществе; разработаны критерии диагностики, направленные на выявле­ние групп, восприимчивых к вовлече­нию в экстремистские группировки и подверженных влиянию идеологии терроризма, а также групп, наиболее восприимчивых к воздействию ин­формации о действиях экстремистов и террористических актах; разработаны научно-методические рекомендации, посвященные описанию методов воз­действия и управления факторами, способствующими вовлечению пред­ставителей различных возрастных и социальных групп населения в терро­ристические организации и распро­странению идеологии экстремизма и терроризма.

  9. Разработана методология созда­ния социокультурных, коммуникаци­онных, сетевых и психологических технологий конструирования индиви­дуального и социального толерантно­го поведения, включающая систему принципов, задающих и операционализирующих «технологию создания технологий»; обоснована и разработа­на система критериев дифференциации технологий конструирования то­лерантного поведения; разработан па­кет компьютерной психодиагностики, направленной на выявление групп «риска» среди детей, подростков и молодежи; проведена систематизация технологий конструирования инди­видуального и социального толерантного поведения на основе выделен­ных критериев; проанализированы проблемы трудностей внедрения тех­нологий формирования социального и индивидуального поведения; разра­ботаны стратегии внедрения социо­культурных, коммуникационных, сетевых и психологических технологий конструирования индивидуального и социального толерантного поведения в современном российском обществе на основе реализации системного междисциплинарного подхода; обо­снованы и выделены критерии и ме­тоды оценки эффективности внедре­ния технологий конструирования индивидуального и социального то­лерантного поведения; разработана система требований к нормативно-правовому, ценностно-этическому, материально-техническому, финан­сово-экономическому, кадровому, организационно-управленческому обеспечению внедрения технологий конструирования социального и ин­дивидуального толерантного поведе­ния и управления рисками ксенофо­бии; разработаны и апробированы практические рекомендации по кон­струированию и внедрению социо­культурных, коммуникационных, сете­вых и психологических технологий формирования толерантного индиви­дуального и социального поведения и управления рисками ксенофобии.

Результатом данного проекта станет книга под названием «Управление рис­ками ксенофобии: от парадигмы кон­фликта к парадигме толерантности», состоящая из девяти глав, в которой будет предложена социальная страте­гия формирования толерантности в обществе как ресурс профилактики ксенофобии в российском обществе.

Примечания

1. Грант РГНФ №11_36_05007А.

Для цитирования статьи:

Алиева Э.Ф., Скрипкина Т.П.Реализация проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии». // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. c.6-10. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать