ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Профессия «спортивный психолог»

Профессия «спортивный психолог»

Скачать в формате PDF

Страницы: 134-138

Ключевые слова: психология спорта; спортивный психолог; консультирование; образование

Для цитирования статьи:

Веракса А.Н. Профессия «спортивный психолог». // Национальный психологический журнал 2012. № 1. c.134-138.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2012

Веракса Александр Николаевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье обобщены основные представления о работе спортивного психолога. Описаны принципы работы спортивного психолога, задачи, с выполнением которых он сталкивается, а также методы решения проблем. Особое внимание уделяется практическим примерам из опыта работы известных спортивных психологов.

Профессия «спортивный психолог»[1]

Цель статьи — обобщить основные представления о работе спортивного психолога. Она адресована, в первую очередь, тем, кто начинает свой путь в психологической науке. Психология спорта — молодая, бурно развивающа­яся отрасль науки, понимание которой невозможно вне дисциплинарного подхода к изучению человека [1]. Дея­тельность спортивного психолога весьма многогранна. Можно выделить два основных ее направления:

  1. образовательное — связанное с обу­чением спортсменов и тренеров психологическим методам, методикам, техникам повышения каче­ства выступления спортсменов или с просвещением тренеров в облас­ти психологического знания;

  2. консультативное — направленное, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в решении их личностных проблем.

По данным статистики, например, лишь 10% спортивных психологов Ве­ликобритании занимаются вторым направлением деятельности, посколь­ку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии [2].

Принципы работы спортивного психолога

В реализации направлений своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общи­ми для помогающих профессий, таки­ми как: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в соб­ственных действиях (уверенность в том, что реализуемые действия не вы­ходят за рамки способностей и зна­ний); конфиденциальность и др.

Принцип уважения достоинства и интересов спортсмена в некоторых случаях означает, что психолог должен воздержаться от работы с ним. Напри­мер, Д. Марчант и П. Гиббс описыва­ют случай консультирования футбольного игрока с пограничным личност­ным расстройством [6]. Хотя его расстройство было выявлено на ран­них этапах работы, постоянное кон­сультирование было невозможно, по­скольку требовало финансовых затрат от клуба, который не видел смысла в расходовании средств на игрока сред­него уровня. Если спортивный психо­лог говорит о необходимости срочной работы с игроком, то это может иметь негативные последствия для спортсмена, так как администрация и партнеры по команде будут рассматривать его как проблемного, ненадежного и т. п., что, скорее всего, приведет к умень­шению его зарплаты и затруднению карьерного роста.

На первом этапе работы с конкрет­ным спортсменом или командой спортивный психолог должен понять, кто является его клиентом. Как пра­вило, ответ на этот вопрос бывает оче­видным, но в некоторых ситуациях это приводит к возникновению эти­ческих проблем. Так, С. Биддли опи­сывает случай, когда спортивный пси­холог был приглашен в команду с це­лью улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортив­ному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игро­ками — от него ожидали укрепления их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче вос­принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика — не самый лучший метод повышения ре­зультатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

Определение целей предполагает этап сближения со спортсменами, ко­мандой. Существует устойчивое мне­ние, что для получения достоверной информации о спортсмене или ко­манде и выбора эффективных измене­ний, вносимых в их деятельность, спортивный психолог должен быть не кратковременным визитером, а полноценным членом тренерского кол­лектива. Доверие со стороны спорт­сменов заслуживается лишь со временем. «Например, Вы можете показать соблюдение принципа конфиденци­альности, если спортсмены будут ви­деть, что Вы не разглашаете даже не очень важную информацию. Доверие также заслуживается четкими установками по поводу того, что Вы как кон­сультант можете предложить, а чего предложить не можете... Для начина­ющих спортивных психологов особен­но важно понимать, что, хотя это зву­чит иронично, доверие может придти тогда, когда Вы честно говорите, чего Вы не знаете. Разумно напоминать клиентам, что, как и совершенствова­ние физических навыков невозможно без усилий, так и применение психо­логических знаний нуждается в стара­нии» [13, с. 231-232].

На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению про­блем, которые ему предстоит решить. Для этого используются различные методы работы: наблюдение, беседа, опросные методы, методы биологи­ческой обратной связи и др. Выделя­ют два основных типа оценки про­блем спортсмена. К первому типу от­носятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсме­на соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уни­кальные данные, раскрывающие осо­бенности жизненной ситуации спорт­смена, его спортивный рост и т. п. В то же время, эти методы требуют большого количества времени, и они не исключают искажений со стороны экспериментатора.

Методы объективного оценива­ния, созданные для диагностики спортивной деятельности, бесприст­растны, они позволяют экономить время и усилия. Однако у них есть и свои ограничения: недостаточная ва­лидность и слабая связь результатов тестов и опросников с реальными спортивными достижениями, непри­ятие спортсменами, а также фрагмен­тарность информации.

После выявления специфики про­блемы (например, дефицит мотива­ции, проблемы концентрации внима­ния или др.) спортивный психолог разрабатывает программу, направлен­ную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спорт­сменом, и показатели, демонстрирую­щие их достижение. Поэтому, по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в ее следующие этапы.

Специфика задач, решаемых спортивным психологом

Важной особенностью деятельно­сти спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта выдвигает свои требования к разрабатываемым спортивным психо­логом рекомендациям.

Виды спорта отличаются по тому, связаны ли они с анаэробными или аэробными нагрузками (спринт или марафон); по тому, какой уровень тех­нической точности необходим для ус­пешного освоения спортивной деятельности (стрельба в сравнении с пау­эрлифтингом); по продолжительности усилия и времени, которое проходит между моментами затраты энергии (гольф в сравнении с лыжами) и др. Например, если говорить об анаэроб­ных нагрузках, то для таких видов спорта необходимо развитие у спорт­смена внутреннего фокуса внимания и умения переживать высокое напря­жение. Если речь идет об аэробных нагрузках, то здесь напряжение низ­кое, но необходимо умение быстро переключать фокус внимания. Точно также, если спортивная деятельность связана с грубыми моторными навы­ками, то важна высокая мотивация и умение выдерживать сильное напря­жение. Если же навыки, необходимые для реализации спортивной деятель­ности, достигают высокого уровня развития, то необходимо развитие фо­куса внимания и уверенности в себе.

Так, в лыжных гонках важно вы­держивать длительное напряжение, достигать адекватного уровня возбуж­дения. Этому способствует дыхательная гимнастика, прослушивание соот­ветствующей музыки, внутренняя речь и использование образных средств. В этом виде спорта важны первые секун­ды старта. Здесь можно выделить два основных подхода к началу гонок: одни лыжники приезжают к старту за­ранее (за 15—25 минут) и «погружают­ся» в атмосферу гонки, другие — приходят за несколько минут, чтобы со­ревнование «просто началось». В теннисе очень важно поддерживать уверенность в себе на протяжении все­го поединка, что достигается контро­лем спортсменом своей мыслительной деятельности и т. п. Таким образом, в зависимости от вида спорта и выбира­емой стратегии решения поставлен­ной перед спортсменом задачи, спортивный психолог использует спо­собы развития тех или иных психичес­ких качеств атлета.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, последний должен учитывать целый ряд факто­ров, объясняющих возникновение у него проблем, помимо собственно психологических. В работе Д. Коллин­са и его коллег [3] рассказывается об опыте консультирования профессионального мотогонщика. К спортивно­му психологу он обратился с пробле­мой слабой концентрации внимания. Решение подобной задачи, безуслов­но, находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего ис­пользуются различные техники само­регуляции. Однако психолог сначала обратился за советом к диетологу. Проведенный совместный анализ трени­ровочного процесса спортсмена пока­зал, что одной из причин данной про­блемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к рез­кому снижению внимания.

Описывая свой опыт работы со сборной США по легкой атлетике, Р. Нидеффер приводит следующий алго­ритм решения проблемы спортсмена: «Я прошу у атлета разрешения присут­ствия тренера. После этого мы втроем должны сделать следующие вещи: а) убедиться в том, что выделенная про­блема соответствует представлениям тренера; б) определить время, место и тип техники, которая поможет спорт­смену; в) убедиться в том, что с такти­ческой и технической точек зрения психологическая подготовка не будет препятствовать реализации более важ­ных аспектов подготовки... » [9; с. 352].

Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специ­алистами, объединение усилий кото­рых позволит рассмотреть любую сложность состояния спортсмена мак­симально объективно.

Методы решения задач спортивного психолога

Многие из существующих различ­ных методов и методик, применяемых в психологической работе со спортсменами вызывают большое недове­рие со стороны спортсменов (особен­но это относится к бланковым опрос­никам), поскольку занимают много времени и не приносят желаемого результата. Поэтому специалисту, в пер­вую очередь, приходится опираться на собственные коммуникативные навы­ки активного слушания и построения вопросов. Еще раз напомним, что спортивный психолог должен работать не только над созданием и реализаци­ей достаточно длительных программ — во многом эффективность его работы определяется успешностью непродол­жительного взаимодействия со спорт­сменом. В связи с этим приведем сле­дующий пример, описанный спортив­ным психологом Д. Гилборном, который имеет более чем тридцатилет­ний опыт работы в футбольных коман­дах: «В раздевалку заходит тренер и зачитывает список игроков, которые выйдут на поле. Сильный игрок не попал в состав — он смотрит в пол, скрестив руки на груди. Тренер выхо­дит из раздевалки, и игроки начинают переодеваться. Кто-то подходит и пытается положить руку ему на плечо; рука скинута. Все спортсмены вышли, кроме этого игрока. Он также выходит, хлопает дверью и бежит к выходу со словами: «Я ухожу отсюда». Психолог в гневе кричит: «Не уходи, иначе ты дашь ему еще одну пулю, чтобы выст­релить в тебя». Игрок останавливает­ся. Через час я вижу, как спортсмен стоит, улыбаясь, около раздевалки и провожает всех на матч, желая игро­кам, физиотерапевтам, врачам удачи. Последним выходит тренер. Он указы­вает пальцем на игрока и говорит: «Ты будешь сидеть на скамейке рядом со мной» [4, с. 331]. Из этого отрывка видно, как важно было вмешательство спортивного психолога, который практически моментально нашел вы­ход из непростой ситуации. Впослед­ствии, через несколько месяцев, ког­да спортсмен уже был постоянным иг­роком в команде, он сам признался тренеру в том, что психолог остановил его в тот день от ухода.

А вот как описывает свою деятель­ность Р. Ротелла, имеющий более чем десятилетний опыт работы с гольфистами: «Когда я индивидуально рабо­таю со спортсменом, то сначала он приходит ко мне домой. Эта встреча длится два дня, на протяжении каждо­го из которых мы беседуем по 7—10 часов. Спортсмен остается у меня дома на ночь, ест с моей семьей. Я стараюсь создать среду для построения отноше­ний. На протяжении этих двух дней атлет делает записи, задает вопросы и в некоторых случаях уходит с написан­ным резюме. Такое резюме, состоящее из трех—пяти пунктов, на которых субъект должен сосредоточиться, не­обходимо, как результат работы. Я считаю важным быть в контакте со спортсменами для личных встреч, те­лефонных разговоров или переписки каждые пять недель. Я разрешаю спортсменам звонить мне в любое вре­мя дня и ночи, когда им нужно пого­ворить. Если меня нет дома, они ос­тавляют сообщение, и я перезваниваю им.» [4, с. 331]. Этот пример показы­вает, что, хотя в спортивной психоло­гии широко представлены различные психологические теории и по мнению известных спортивных психологов Д. Гоулд, Т. Орлик и др. выбрать одну из них непросто, первостепенное значе­ние для успешной работы имеют не столько стратегии воздействия, сколь­ко качество взаимоотношений, уста­новление которых требует значитель­ных усилий и временных затрат.

Поэтому, функциональные обязан­ности спортивного психолога гораздо шире, чем только проведение психологических консультаций. В исследова­нии, проведенном Дж. Партингтоном и Т. Орликом [10], участвовали 19 спортивных психологов, принимавших непосредственное участие в подготов­ке Олимпийской сборной Канады к Олимпийским играм 1988 года. В каче­стве основных задач спортивного пси­холога участники отметили следующее:

  1. оценка целей, стоящих перед спорт­сменом; его планов на соревнование, изменения этих планов; мониторинг его успехов; обучение навы­кам саморегуляции и оптимизация отношений «тренер — спортсмен»;

  2. индивидуальные консультации, помогающие выяснить сильные и слабые стороны спортсмена; груп­повые занятия с целью сплочения команды, освоения копинг-стратегий борьбы со стрессом и тревогой;

  3. освоение конкретных техник само­регуляции: релаксации, концентра­ции, повторения, улучшения коммуникативных навыков, использо­вания образа и речи про себя;

  4. регулярный мониторинг состояния спортсмена перед и после соревно­вания, оценка состояния спорт­смена и дебрифинг с ним, преодо­ление последствий травмы.

В качестве примера описания воз­можностей психолога приведем пись­мо, которое распространялось психологической службой среди спортсме­нов сборной США на Олимпиаде: «Никто не знает Ваших потребностей лучше Вас! Поэтому мы не собираем­ся говорить Вам о том, что делать или давить на Вас... Тем не менее, мы хо­тим, чтобы Вы знали, как мы можем Вам помочь на протяжении игр:

  1. мы можем помочь вам развить или усилить техники, которые помогут «завести» или успокоить себя;

  2. мы можем помочь вам уменьшить негативные мысли и количество раз­дражителей, которые мешают тренироваться и концентрироваться;

  3. мы можем помочь снизить недо­вольство и давление, которое воз­никает в результате путешествия, беспокойство по поводу безопас­ности; проблем питания и др.;

  4. мы можем обучить Вас некоторым стратегиям, которые помогут быс­трее приспособиться к смене часо­вого пояса;

  5. мы поможем Вам с любыми про­блемами общения, которые могут возникать в результате сильного давления или как следствие со­ревновательной обстановки. [9, с. 353-354].

Сходные возможности были указа­ны спортивными психологами, ответ­ственными за подготовку сборной США по горным лыжам: «Помощь в восстановлении после неудачи; кон­сультирование; активный отдых; уп­равление агрессией; техники адапта­ции к смене часовых поясов; контроль тревоги; управление возбуждением; . управление концентрацией; контроль депрессии; снятие эффектов чрезмер­ной тренировки; решение проблем в семейных отношениях; уменьшение страха; развитие навыков постановки целей и самодисциплины, навыков запоминания; тренировка мысленно­го повторения; развитие различных интересов и понимания возможнос­тей; психология родительского вмеша­тельства; тренировка релаксации, группового взаимодействия; усиление уверенности в себе; контроль сна; тре­нировка визуализации. [8, с. 323].

В то же время были отмечены и действия спортивного психолога, ко­торые могут привести к потере дове­рия со стороны тренера и спортсмена:

  1. спорт высоких достижений свя­зан с постоянной работой, у спортсме­нов остается немного времени для сна и отдыха, поэтому спортивный психо­лог должен четко планировать ход за­нятия, не делать его длительным. Важ­но, чтобы время для занятий обсужда­лось с командой спортсменов, если речь идет о групповых занятиях и с конкретными спортсменами, если речь идет о занятиях индивидуальных;

  2. спортивный психолог должен тщательно подходить к подбору мето­дик и методических приемов. Так, батареи личностных опросников, как правило, воспринимаются спортсменами негативно, потому что занимают много времени и не имеют отношения к конкретным трудностям спортсмена. Их применение оправданно не в нача­ле работы с командой, а после того, как психологу удалось лично побеседовать со спортсменом и, возможно, выявить его эмоциональные проблемы;

  3. спортсмены высокого уровня отличаются не только высокой рабо­тоспособностью, но и приверженнос­тью команде, поэтому спортивный психолог должен демонстрировать эти качества. В противном случае, спортсмены будут считать психолога наиме­нее продуктивным членом команды, и он лишится доверия;

  4. спортсмену важно быстро полу­чать обратную связь, как после прове­денных методик или занятий по овладению какими-либо техниками, так и после индивидуальных консультаций. Это позволяет ему увидеть результат работы и обрести уверенность в психологе и в себе.

Фактически любая обратная связь со стороны психолога должна удовлет­ворять следующим трем критериям: она должна быть понятна субъекту, которому адресована; субъект должен ее принять; она должна содержать в себе способ действия. Нарушение лю­бого из этих пунктов резко снижает продуктивность взаимодействия психолога со спортсменом. Например, психолог может ограничиваться лишь общими словами и не приводить при­меров из поведения спортсмена. В этом случае спортсмен будет считать общение неинформативным. Наобо­рот, если психолог будет говорить слишком много, то он перегрузит ин­формацией спортсмена, который пе­рестанет с ним взаимодействовать, чтобы оградить себя от непонимания. Что касается формы обратной связи, то психолог должен использовать оце­ночную форму, а не описательную. Например, не говорить: «ты болтун», а сказать: «прошлым вечером ты гово­рил больше, чем каждый член коман­ды, и я попросту не успел высказать, что хотел». Поскольку обратная связь направлена на изменение поведения субъекта, то в соответствии с принци­пом условного рефлекса, она должна следовать как можно быстрее за пове­дением. Очевидно также, что выраже­ния типа «ты слишком высокий» или «ты такой нервный» не могут быть использованы в отношении спортсмена при работе, направленной на устране­ние указанных проблем. Вместо этого консультант должен вступать в диалог со спортсменом, чтобы вместе соста­вить спектр возможных способов ре­шения вопросов.

Важным моментом в ходе индиви­дуального консультирования спорт­сменов является сосредоточенность психолога на клиенте. Рассмотрим следующий пример диалога:

«Клиент: Я волнуюсь по поводу подготовки к событию. Я так нервни­чаю, что не могу собраться. Это осо­бенно заметно, если соревнование проходит в конце дня.

Консультант: Я понимаю Вас, у меня тоже были трудности с концент­рацией, когда я соревновался, и состя­зания во второй половине дня были самым сложным испытанием.

Клиент: Правда? И что же Вы де­лали?

Консультант: Я старался не думать о событии и за час до него использо­вал техники саморегуляции.

Клиент: Как это работало?

Консультант: В большинстве слу­чаев все проходило успешно, но иног­да я был слишком напряжен...» [11].

Этот пример показывает, что хотя консультант соблюдает в данной бесе­де правило открытости и принятия клиента, он делает это, исходя из соб­ственных интересов, и фактически не предлагает спортсмену продуктивного способа решения проблемы, наобо­рот, он ставит его в тупик. Особенность работы спортивного психолога состоит в том, что он, прежде всего, должен находиться на стороне спорт­смена и потому отодвигать на второй план собственные желания (как, на­пример, желание поделиться опытом, переживаниями и пр.).

Традиционно выделяются следую­щие четыре фактора, которые влияют на результаты спортсменов, и с которыми работают спортивные психоло­ги: мотивация (способность продол­жать деятельность, несмотря на скуку, усталость, боль или желание заняться чем-либо другим); уверенность (сила убеждения спортсмена в своей способ­ности обучаться навыкам и выполнять их на определенном уровне в услови­ях соревнования); напряжение (сте­пень физиологического возбуждения спортсмена, которую он испытывает непосредственно до или во время соревнования, и его оценка как отрица­тельного или положительного); кон­центрация (способность фокусирова­ния на важных для выполнения действия аспектах ситуации).

Итак, функции спортивного пси­холога отличаются от тех, которые вы­полняет психотерапевт или психиатр, но не все спортсмены принимают это обстоятельство. Например, в исследо­вании, проведенном в конце 1980-х годов, было показано, что спортсме­ны, обращающиеся к спортивному психологу, оцениваются сверстниками как менее успешные по сравнению со спортсменами, которые обращаются к тренеру [5]. Это во многом связано с тем, что спортивный психолог воспри­нимается обществом как психотера­певт, помогающий спортсменам справиться с их личностными проблемами. В настоящее время это мнение не со­впадает с реальной ситуацией.

Подобное отношение может также объясняться и спецификой спортив­ной деятельности. Известно, что спортсмены-мужчины более скептич­ны в отношении спортивных психоло­гов, чем спортсмены-женщины. Исследования процесса социализации в спорте показывают, что совмещение роли мужчины и спортсмена означает принятие боли, которая должна пере­живаться в одиночестве. Наоборот, для женщин принятие боли, риска травмы является частью спортивной карьеры, но не частью образа женщины. Поэто­му мужчины, обращающиеся к спортивному психологу, либо боятся признать свои слабости, либо не видят пользы в том, чтобы делиться своими эмоциями с консультантом (посколь­ку подобное действие «не вписывает­ся» в традиционный образ спортсме­на). В работе С. Мартина и его коллег [7] был проведен опрос 111 спортсме­нов. Он показал, что, если девушки более склонны воспринимать спортивного психолога как вызываю­щего доверие человека, оказывающе­го реальную помощь, то юноши счи­тают его критичным и директивным.

Заключение

Работа спортивного психолога но­сит разносторонний характер: простые и однозначные вопросы повышения результатов, эффективности спортив­ной деятельности рождают ответы, уходящие корнями за пределы спорта и соревнований. Перед спортивным психологом стоит задача понимания и оценки собственных действий и их последствий, возможных способов кооперации с другими специалистами и достижения продуктивных отношений с клиентом. Все это, на наш взгляд, делает профессию спортивно­го психолога уникальной и открывает широкие перспективы для професси­онального становления психолога.

Примечания:

1.Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно_педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

Список литературы:

  1. Веракса А.Н., Зинченко Ю.П., Исайчев С.А., Леонов С.В. и др. Психология спорта: Монография. - М.: МГУ, 2011.
  2. Biddlie S., Bull S., Seheult C. Ethical and professional issues in contemporary British sport psychology // The Sport Psychologist. 1992. - №6.

  3. Collins D., Doherty M., Talbot S. Performan­ce enhancement in motocross: a case study of the sport science team in action // The Sport Psychologist. - 1993. - №7.

  4. Gilbourne D., Richardson D. Tales from the field: personal reflections in the provision of psychological support in professional soccer // Psychology of Sport and Exercise. - 2006. №7.

  5. Linder D.E., Pillow D.R., Reno R.R. Shrinking jocks: derogation of athletes who consult a sport psychologist // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 1989. - №11.

  6. Marchant D., Gibbs P. Ethical considerations in treating borderline personality in sport: a case example // The Sport Psychologist. - 2004. - №18.

  7. Martin S., Akers A., Jackson A., Wrisberg C., Nelson L., Leslie P., Leidig L. Male and female athletes’ and nonathletes’ expectations about sport psychology consulting // Journal ofApplied Sport Psychology. - 2001. - №13.

  8. May J., Brown L. Delivery of psychological services to the U.S. Alpine Ski Team Prior to and during the Olympics ni Calgary // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.

  9. Nideffer R. Psychological services for the U.S. Track and field team // The Sport Psychologist. - 1989. - №3.

  10. Partington J., Orlick T. An analysis of olympic sport psychology consultants’ best-ever consulting experiences // The Sport Psychologist. - 1991. - №5.

  11. Petipas A., Giges B., Danish S. The sport psychologist- athlete relationship ” implications for training // The Sport Psychologist. - 1999. - №13.

  12. Rotella R. Providing sport psychology consulting services to professional athletes // The Sport Psychologist. - 1990. - №4.

  13. Shaw D., Gorely T., Corban R. Instant notes in spot and exercise psychology. - 2005.

Для цитирования статьи:

Веракса А.Н.Профессия «спортивный психолог». // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. c.134-138. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать