ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Организация деятельности психологической службы МЧС России

Организация деятельности психологической службы МЧС России

Скачать в формате PDF

Страницы: 131-133

Ключевые слова: психология экстремальных ситуаций; психологическая служба МЧС России; чрезвычайные ситуации; психологическая подготовка сотрудников МЧС; экстренная психологическая помощь

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С. Организация деятельности психологической службы МЧС России. // Национальный психологический журнал 2012. № 1. c.131-133.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2012

Шойгу Юлия Сергеевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Аннотация

Рассказывается об организации психологической службы МЧС России. Рассмотрены ее основные задачи и направления работы. Особое внимание уделяется деятельности психологов МЧС по оказанию экстренной психологической помощи населению.

Психологическая служба МЧС России была создана в 1999 году, но идея о необходимости этого подразде­ления возникла в 1995 году во время ликвидации последствий разруши­тельного землетрясения в Нефтегорске Сахалинской области. Тогда руко­водство МЧС России задумалось о не­обходимости создания подразделения, специалисты которого работали бы с людьми, чьи родственники погибли или пострадали при чрезвычайных ситуациях, и поддерживали бы самих пострадавших. Эта идея воплотилась в сентябре 1999 года, когда был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, в то время еще как филиал Всероссийского центра экстренной и радиационной медици­ны им. А.М. Никифорова, позже он получил самостоятельный статус. Именно 17 сентября принято считать днем создания Центра и психологи­ческой службы МЧС России в целом.

Довольно быстро стало понятно, что один Центр экстренной психоло­гической помощи в Москве не удовлетворяет всем потребностям, и в 2003 году было принято решение объеди­нить всех специалистов-психологов, которые работают в МЧС России, в единую службу, которая будет работать по одним и тем же высоким стан­дартом.

Сегодня психологическая служба объединяет сотрудников Центра экст­ренной психологической помощи и шести его филиалов, психологов в тер­риториальных органах МЧС России, воинских частях, спасательных отря­дах, пожарных частях, учебных заведе­ниях, организациях и научно-исследо­вательских учреждениях МЧС России — всего более 700 человек.

С момента создания на психологи­ческую службу МЧС России возложе­но две основные задачи. Первая характерна для силовых ведомств — задача психологического сопровождения деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, вра­чей, летчиков и других. Это профес­сиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстанов­ление психического здоровья, реше­ние проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

Вторая задача уникальна — оказа­ние первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Оказа­ние экстренной психологической по­мощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации. Это направление работы во многом предопределило формиро­вание и развитие психологической службы министерства.

12 лет назад, когда экстренная пси­хологическая помощь только начала формироваться как область приклад­ной психологии, специалисты много спорили, возможен ли вообще такой вид работы, насколько он будет эффективен. Сегодня оказание экстрен­ной психологической помощи — это неотъемлемая составляющая мероп­риятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Экстренная психологическая по­мощь сравнима со скорой медицинс­кой — чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадав­ший человек сохранит свое психоло­гическое здоровье и сможет вернуть­ся к нормальной жизни. Именно по­этому психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной си­туации одновременно со всеми опера­тивными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания ра­бот по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Первые действия психолога в ЧС — помочь пострадавшему человеку справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть страх, гнев, агрессия, обида, тревога, безысходность, чувство утраты. Все эти острые реакции на стресс очень энергозатратны и опасны как для са­мого человека, так и для психологи­ческого здоровья окружающих.

В задачи психологов, которые ра­ботают в зоне чрезвычайной ситуации входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и инфор­мационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадав­ших. Фактор неизвестности и инфор­мационного вакуума оказывает одно из самых пагубных воздействий на психи­ку пострадавших людей.

Довольно долго экстренная психо­логическая помощь развивалась в рам­ках работ по ликвидации последствий крупных федеральных чрезвычайных ситуаций в России. А с 2008 года на­чалось активное развитие региональной составляющей, специалисты пси­хологической службы стали чаще вы­езжать на местные чрезвычайные ситуации, количество выездов растет в разы год от года.

В повседневной жизни психологи МЧС России решают широкий круг задач по трем основным направлени­ям, которые неразрывно связаны меж­ду собой: психологическая диагности­ка, подготовка, профилактика и реабилитация.


В рамках психодиагностического обеспечения проводятся различные исследования. Это и профессиональ­ный психологический отбор, который позволяет оценивать степень соответ­ствия кандидатов на работу в МЧС России к требованиям профессии. Это и динамическое наблюдение за психо­логическим состоянием сотрудников Министерства в период прохождения службы, работы или учебы, которое позволяет выявлять психологические последствия, связанные с профессио­нальной деятельностью. Такие обсле­дования проводятся как в плановом режиме — раз в два года, так и после каждой крупной чрезвычайной ситу­ации. Кроме того, существует система социально-психологических исследо­ваний, которая позволяет оценить психологическое здоровье не только одного человека, но и коллектива в целом. Также психологи участвуют в работе аттестационных комиссий раз­личного уровня.

Второе направление работы — это психологическая подготовка сотруд­ников МЧС России. Когда это направление работы только начинало разви­ваться, специалисты психологической службы столкнулись с рядом сложно­стей. Во-первых, те, на кого направ­лена система обучения, не имеют ба­зового психологического образования, поэтому нужно было создать такую систему, которая позволяла бы в ко­роткое время освоить специалисту до­статочно большой объем специфичес­ких для него знаний и навыков. Во-вторых, психологические знания, которые нужны специалистам МЧС России для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятель­ность, находятся в совершенно разные сферах психологии. Курс психологи­ческой подготовки должен соответствовать двум запросам. Первый — что нужно сделать специалисту, чтобы в условиях экстремальной работы, само­му остаться здоровым человеком. Вто­рой — что нужно знать и уметь специ­алисту для того, чтобы общаться с людьми, с которыми он сталкивается в процессе профессионального взаи­модействия. Это и коллеги, с которы­ми нужно уметь эффективно взаимодействовать, и пострадавшие в чрезвы­чайных ситуациях, находящиеся в сложном психологическом состоянии.

Ведущим специалистам психоло­гической службы удалось учесть все эти аспекты и создать целостную и непрерывную систему психологической подготовки, позволяющей поддержи­вать необходимые для эффективной работы знания и навыки.

Следующее направление работы — профилактика и коррекция тех психо­логических проблем, которые возникают у специалистов в ходе их профес­сиональной деятельности в МЧС Рос­сии. Система психологического сопровождения в большой мере на­правлена на профессиональный пси­хологический отбор, диагностику, психологическую подготовку и про­филактику, но, тем не менее, может возникать потребность и в коррекци­онных мероприятиях, поскольку спе­циалисты экстремальных профессий сталкиваются с рядом психологичес­ких проблем, связанных с профессио­нальной деятельностью. Эти состоя­ния требуют внимания специалиста в рамках коррекционной и реабилита­ционной работы.

Психологическая коррекция мо­жет происходить в разнообразных формах. Программа разрабатывается индивидуально, в зависимости от по­требностей, которые определяются в ходе диагностических мероприятий. Наиболее часто коррекционные ме­роприятия происходят в виде индиви­дуальных консультаций с психологом или групповых занятий. Кроме того, психолог в коррекционной работе ис­пользует психофизиологическое оборудование, которое применяется как для профилактики функциональных расстройств, так и повышения резер­вных возможностей и восстановления организма.

Психологическая служба МЧС России постоянно развивается. За пос­ледние годы подготовлены норматив­ные документы по всем направлени­ям деятельности, создан методический инструментарий, появились стандар­ты в области психологической диагно­стики и подготовки.

Большая работа была направлена на решение задачи по материально-­техническому обеспечению. Проведе­на и получила практическую реализа­цию научно-исследовательская рабо­та по оснащению рабочих мест специалистов, в том числе комплекта­ми оборудования для комнат психоло­гической разгрузки. Создан комплект мобильного оборудования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций, а специалисты службы теперь оснаща­ются специальной формой, которая разработана с учетом специфики дея­тельности психолога.


Психологи МЧС России активно используют в своей работе и возмож­ности новейших информационных технологий. В 2010 году была разрабо­тана автоматизированная информационная система «Психолог», которая позволила превратить рабочий компь­ютер каждого специалиста психологи­ческой службы, подключенный к ведомственной сети, в профессиональ­ный инструмент, который позволяет решать задачи по всем направлениям работы: диагностике, подготовке, кор­рекции и реабилитации, экстренной психологической помощи. В АИС «Психолог» интегрирована система прогнозирования социально-психо­логических рисков в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, эта система содержит постоянно обновляющуюся информационную базу, которая отра­жает все события, которые происходят в психологической службе. Там разме­щены нормативные и методические документы, профессиональная лите­ратура, предусмотрена возможность для дистанционного общения специ­алистов, как в режиме «он-лайн» так и «офф-лайн».

В ближайшие годы планируется развивать психологические службы в образовательных и медицинских учреждениях МЧС России. Для этого запланированы мероприятия по реа­лизации программы психологической подготовки специалистов по единым стандартам, с применением современ­ных информационных технологий. Запланирована серьезная методичес­кая и научная деятельность в области коррекционной и реабилитационной работы.

Еще одна задача — подготовка спе­циалистов в области психологии экст­ремальных ситуаций. Это новое и очень востребованное направление деятельности, поэтому на базе МГУ имени М.В. Ломоносова с участием ведущих сотрудников психологичес­кой службы МЧС был создан государственный стандарт по специализации «Психология экстремальных и кри­зисных ситуаций», которая является основой для подготовки специалистов этого профиля. Данная программа активно внедряется и в других вузах Рос­сии. Эта работа позволяет психологам Министерства не только непосред­ственно участвовать в подготовке тех людей, которые осознанно еще во вре­мя учебы выбирают данную специали­зацию, и планируют работать в психо­логической службе МЧС России, но и вести научную работу, основанную на конкретном эмпирическом материале.

Планируется также реализовать большой блок задач в области межве­домственного и международного сотрудничества.

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С.Организация деятельности психологической службы МЧС России. // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. c.131-133. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать