ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность

Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность

Скачать в формате PDF

Страницы: 107-112

Ключевые слова: сексуальность; психологическое средство; гештальт терапия; психодрама; авторский тренинг

Для цитирования статьи:

Айзман Н. И. Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность. // Национальный психологический журнал 2012. № 1. c.107-112.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2012

Айзман Нина Игоревна

Аннотация

В статье анализируется эффективность различных индивидуальных и групповых методов психологического воздействия – беседы, гештальт-терапии, психодрамы и авторского тренинга – на сексуальность. Доказано, что более эффективным методом психологического воздействия является авторский тренинг.

В современном мире происходят серьезные социально-экономические изменения, которые оказывают существенное влияние на личность. Эти процессы приводят к трансформации семейных ценностей, традиционных стереотипов репродуктивного пове­дения, изменению паттернов семей­ных отношений, в результате чего уве­личивается количество заболеваний, передающихся половым путем, отме­чается рост сексуальных нарушений, распущенности, стремление к незаре­гистрированному сожительству [2—9]. В значительной степени это обусловле­но тем, что в настоящее время транс­лируется новая психосоциальная модель личности, которая несет в себе искаженный образ женщины, вынуж­денной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, де­монстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым усло­виям [18, 19]. Современная российская женщина не воспринимается носи­тельницей феминных качеств, тогда как основой психического благополу­чия любой женщины является жен­ственность [12]. Отсутствие соци­альных институтов, призванных сопро­вождать женщину в процессе развития ее сексуальности, как основы психологического здоровья, затрудняет процесс формирования гармоничной личности и ее профессиональной и личностной самореализации [11].

В этой связи исследование эффек­тивности различных методов психоло­гического воздействия на сексуаль­ность представляет актуальность для личности, общества и науки.

Организация и методы исследования

В работе представлены результаты использования различных методов психологического воздействия на сексуальность и проанализирована их эффективность. Применялись следу­ющие методы психологического воздействия: индивидуальные (беседа, основанная на принципах рационально-эмотивной и гештальт-терапии) и групповые (психодрама и авторский тренинг).

Всего обследовано 196 студенток 1 и 5 курсов в возрасте 17—18 и 21—22 лет, из них 96 входили в контрольную груп­пу и 100 — в экспериментальную. В экспериментальной группе: а) 48 сту­денток участвовали в индивидуальной работе: 24 студентки получали кон­сультации с помощью беседы; 24 сту­дентки — с помощью гештальт-тера­пии; б) 52 студентки принимали учас­тие в групповой работе: 25 студенток участвовали в группах с применением авторского тренинга; 27 студенток — в группах психодрамы.

Для оценки различных содержа­тельных характеристик сексуальности в качестве психодиагностических мето­дик использовали: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), адаптированный А.Н. Ка­пустиной; методику «Исследование маскулинности-феминности личнос­ти» С. Бем; шкалу реактивной и лич­ностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированную Ю.Л. Ханиным; методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; ме­тодику изучения гендерной идентич­ности (Шнейдер Л.Б.); тест «Кто Я?» (Кун М., Макпартленд Т., модифика­ция Румянцевой Т.В.); «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотера­пии» Н. Пезешкиана и Х. Дайденбаха; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф — Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой [10, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. Обработка ре­зультатов осуществлялась с помощью количественного анализа с примене­нием методов математической стати­стики «Statistika-6.0» (факторный ана­лиз, корреляционный анализ Пирсона, U-критерий Манна-Уитни, фикритерий Фишера, t-критерий Стьюдента, Н-критерий Крускала-Уоллиса).

Результаты исследования

На основе проведенных психоди­агностических исследований были выделены содержательные характери­стики сексуальности, которые на ос­нове факторного анализа сформирова­ли пять компонентов с общей суммар­ной дисперсией 78,3% (таблица 1).

Таблица 1. Матрица факторных нагрузок, определяющая содержательные характеристики структурной модели сексуальности у студенток вуза

Название фактора

Методика для определения содержания фактора

F1.

Семейных отношений 21,704%

Шкалы Висбаденского опросника: «Контакты в проблемных ситуациях» (0,830), «Ты» (0,852), «Я - отец» (0,628), «Я - мать» (0,729), «Мы» (0,840) Показатели косвенного (0,538) и прямого (0,486) обозначения пола из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда.

F2.

Когнитивный

17,833%

Методика изучения гендерной идентичности: самоописания в терминах мужского (0,890), самоописания в терминах женского (0,893). Шкала базовых убеждений: «доброжелательность окружающего мира» (0,7), Анкета С. Бем: феминность (0,635). Шкала базовых убеждений: «убеждение о контроле» (0,740). Уровень рефлексии из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда (0,522).

F3.

Телесный

15,528%

Шкалы Висбаденского опросника: «тело - ощущения» (0,709). Самоописания физического Я из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда (0,672). Шкалы Висбаденского опросника: «сексуальность-нежность» (0,710).

F4.

Эмоциональный

12,395%

Опросник Спилбергера-Ханина: уровень личностной (0,785) и реактивной (0,616) тревожности. Шкала Висбаденского опросника: «любовь» (0,548).

F5.

Экзистенциальный

10,872%

Шкалы Висбаденского опросника: «контакты - свобода» (0,769), «Пра-Мы» (0,750); «вера» (0,765). Уровень одиночества по тесту Д.Рассела и М. Фергюсона (0,485).

Компонент семейных отношений определил наибольший вклад в общую суммарную дисперсию, что может быть связано со значительным влия­нием поло-ролевых семейных моделей на развитие женской сексуальности. Он включает в себя поведенческие паттерны, являющиеся результатом детско-родительских отношений и проявляющиеся в отношениях во взрослом периоде жизни; особеннос­ти репертуара поло-ролевого поведе­ния, выявленные в результате анализа прямых и косвенных самоописаний в терминах пола. Когнитивный компо­нент связан с самовосприятием и лич­ностными установками относительно собственного пола и половой идентичности. Содержательными элементами данного компонента являются: осо­бенности гендерной идентичности; психологический пол; уровень разви­тия рефлексии; система убеждений о доброжелательности и подконтроль­ности окружающего мира. Телесный компонент определяется отношением к физическим контактам и пережива­емым ощущениям, а также самоописанием физического Я испытуемого. Эмоциональный компонент представ­лен такими взаимосвязанными эмо­циональными состояниями, опреде­ляющими самочувствие личности (в том числе и в сексуальной сфере), как тревожность, способность к любви и принятию партнера по общению. Эк­зистенциальный компонент представ­лен в модели женской сексуальности в связи с важностью определения смысла жизни, собственного места в окружающем мире, самоопределени­ем в системе «Я - социум» в юношес­ком возрасте.

Поиск социальной и личностной идентичности влияет на все сферы жизни и развития лиц периода юнос­ти и ранней взрослости. Факторный анализ обнаружил это влияние и на процесс развития женской сексуаль­ности у студенток. Экзистенциальный компонент включает в себя следующие составляющие: поиск смысла жизни; умение соблюдать личные границы и границы партнера по общению (сво­бода отношений); наличие мотивирующего, оптимистического отношения родителей к вопросам смысла жизни; уровень субъективного ощущения одиночества.

Для диагностики уровней сформированности сексуальности были выде­лены критерии с использованием трехуровневой шкалы, включающей низ­кий, средний и высокий уровни сексуальности. Они были основаны на ре­зультатах психодиагностических ме­тодик, каждая из которых имела три уровня оценки полученных данных [1].

Выделенные уровни сформированности сексуальности и критерии их диагностики были использованы для анализа эффективности различных методов психологического воздей­ствия на сексуальность.

На констатирующем этапе экспери­мента не было выявлено статистически значимых отличий между контрольной и экспериментальной группами. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, выявлены различия в распределении признаков, включен­ных в компоненты структуры женской сексуальности (таблица 2).

Таблица 2. Уровень становления структурных компонентов сексуальности в эксп. и контр. группах и различия в их распределении

Компонент в модели

Методика, шкалы измерения

Среднее значение в контр. группе

Уровень развития компонента

Среднее значение в эксп. группе

Уровень развития компонента

Значение критерия хиквадрат

Семейных отношений

Висбаденский опросник: «Контакты в проблемных ситуациях»

8,2

Средний

10,1

Средний

3, 246

 

Висбаденский опросник: «Я — мать»

9,2

Средний

9,7

Средний

3,246

 

Висбаденский опросник: «Я — отец»

8,9

Средний

8,8

Средний

1,511

 

Висбаденский опросник: «Ты»

8,7

Средний

8,9

Средний

1,290

 

Висбаденский опросник: «Мы»

9,3

Средний

9,2

Средний

1,348

 

Прямое обозначение пола

Нейтральные

Средний

Положит. самоописания

Высокий

12,851**

 

Косвенное обозначение пола

Широкое полорол. повед.

Высокий

Широкое полорол. повед.

Высокий

2,141

Когнитивный

Шкала базовых убеждений: «доброжелательность окружающего мира»

6 стенов

Средний

7 стенов

Средний

9,522

 

Шкала базовых убеждений: «удача»

8 стенов

Высокий

9 стенов

Высокий

7,411

 

Шкала базовых убеждений:

«убеждение о контроле»

7 стенов

Средний

10 стенов

Высокий

17,293*

 

Статус гендерной идентичности

Диффуз-ная ид-ть

Низкий

Мораторий ид-ти

Средний

12,330**

 

Полоролевое поведение (С. Бем)

Андрогиния

Средний

Андрогиния феминность

Высокий

11,264**

Телесный

Висбаденский опросник: «сексуальность»

9,1

Средний

10,4

Высокий

20,389*

 

Висбаденский опросник: «тело — ощущения»

6,5

Средний

3,5

Высокий

29,714**

 

Самоописания физического Я

Отсутствуют

Низкий

До 3-х положит. самоописаний

Средний

7,417*

Эмоциональный

Опросник Спилбергера —Ханина: реактивная тревожность

2,6

Высокий

19,5

Высокий

3,651

 

Опросник Спилбергера —Ханина: личностная тревожность

42

Средний

34

Средний

6,289*

 

Висбаденский опросник: «любовь»

10,3

Высокий

10,9

Высокий

1,943

Экзистен­

циальный

Висбаденский опросник: «контакты — свобода»

8,9

Средний

9,8

Средний

4,710

 

Висбаденский опросник: «вера»

7,4

Средний

7,9

Средний

2,016

 

Висбаденский опросник: «Пра-Мы»

6,2

Средний

5,7

Средний

3,702

 

Уровень одиночества по тесту Д.Рассела и М. Фергюсона

26,8

Средний

18,4

Высокий

10,015**

Изменения когнитивного компо­нента были связаны с перестройкой системы установок и самовосприятия как представителя гендера. В экспери­ментальной группе достоверно выше оказались убеждения о контролируемости окружающего мира и событий собственной жизни. У респондентов этой группы чаще диагностировался мораторий идентичности, что, на наш взгляд, связано с большей осознанно­стью женского Я, усилением феминности и ее роли в структуре сексуаль­ности. Это приводит к столкновению с устоявшейся системой маскулинной или андрогинной ориентации и фор­мирует внутриличностный конфликт, который и является диагностическим признаком моратория гендерной идентичности.

В экспериментальной группе были выявлены значимые различия также в отношении телесного компонента: восприятие своего тела характеризова­лось гармонизацией сферы сексуаль­ности в целом, принятием физическо­го Я, более позитивным отношением к физическим контактам.

Изменения компонента «Семей­ные отношения» в результате исполь­зования методов психологического воздействия были связаны с ростом эмоционально-положительных форм прямого обозначения половой принадлежности респондента, что свиде­тельствовало о возрастании значимо­сти сферы психосексуальности в общей структуре самосознания. В мень­шей степени изменениям подвержены устойчивые паттерны поведения, усво­енные в системе семейных отношений.

Эмоциональный компонент сексу­альности в экспериментальной груп­пе характеризовался снижением личностной тревожности. Снижение субъективного уровня одиночества отличало изменения в экзистенциальном компоненте.

Можно отметить, что использова­ние различных методов психологичес­кого воздействия позволяет влиять на сексуальность, выводя на более высо­кий уровень развития ее отдельные компоненты.

Влияние различных методов пси­хологического воздействия на содер­жательные характеристики женской сексуальности представлено на рисун­ке 1. Видно, что беседа повлияла на способность обращаться к другим лю­дям за помощью в проблемных ситуа­циях (компонент «Семейные отноше­ния»), способствовала установлению отношений с партнером, не наруша­ющих личных границ друг друга, что относится к экзистенциальному ком­поненту, а также сформировала более высокий уровень рефлексии, которая является частью когнитивного компо­нента cексуальности.


Рисунок 1. Таким предстает наблюдателю структура оптического потока при взгляде вперед (по Дж. Гибсону).

Полученные результаты не позво­ляют рассматривать беседу как про­дуктивный метод развития всех компонентов сексуальности.

Метод гештальт-терапии, направ­ленный на повышение осознаваемости личностных проблем, проработку интериоризованных установок и пси­хотравмирующих ситуаций, позволил сформировать более позитивное отношение респондентов к родителям. Ра­бота способствовала осознаванию ус­тановок относительно контролируе­мости окружающего мира и событий собственной жизни, внимательному отношению к собственной телеснос­ти, положительному восприятию соб­ственного пола. Появилась возмож­ность проработать эмоциональную сферу в отношении чувства любви, снизить субъективное ощущение оди­ночества. Таким образом, метод геш­тальт-терапии благотворно повлиял на развитие всех компонентов сексуаль­ности.

Сравнение эффективности беседы и гештальт-терапии показывает, что гештальт-терапия более эффективна при коррекции паттернов поведения, сформировавшихся в системе семей­ных отношений, при работе с эмоциональной сферой: таким чувством, как любовь, для снижения субъективного ощущения одиночества.

Исследование изменений в компо­нентах сексуальности под воздействи­ем групповых методов, показало, что участие в группах психодрамы способ­ствовало снижению личностной тре­вожности респондентов и субъективного ощущения одиночества. Кроме того, у участников группы возросла способность к установлению отноше­ний с партнером без нарушения лич­ных границ субъектов общения. Ме­тоды психодрамы позволили сформи­ровать положительное отношение к себе как к представителю женского пола, в связи с чем диагностировалось повышение показателей по такому статусу идентичности, как мораторий.

Этот показатель может быть связан с возрастанием конфликтности ген­дерной идентичности в результате столкновения прежних несформированных или негативных представле­ний о гендерных ролях женщины с новым самоопределением, имеющим положительный эмоциональный знак. Таким образом, метод психодрамы привел к коррекции некоторых характеристик в компоненте «Семейные отношения», эмоциональном, когнитивном и экзистенциальном компо­нентах сексуальности.

Авторский тренинг позволил сформировать более конструктивные паттерны межличностного взаимодей­ствия у респондентов в проблемных ситуациях, оказал положительное воз­действие на базовые убеждения относительно возможности контроля сво­его поведения и событий собственной жизни. У респондентов чаще проявля­лись эмоционально-положительные гендерные самоописания и признаки широкого поло-ролевого поведения.

Кроме этого, снизились показатели такого статуса идентичности, как диф­фузная идентичность при существенном увеличении доли достигнутой по­зитивной идентичности. Полученные результаты связаны с усилением при­знаков феминности при уменьшении андрогинии в данной группе. Существенно возрос уровень сексуальнос­ти у участников тренинга, они стали больше обращать внимание на потреб­ности и возможности собственного тела, а также чаще стали положитель­но описывать свои физические каче­ства. Снизился уровень личностной тревожности и уровень субъективно­го ощущения одиночества.

У девушек возросла способность к проявлению чувства любви, симпатии, нежности к партнеру, при этом отноше­ния определялись принципами взаим­ного уважения и соблюдения личных границ и свободы. Также у участников тренинга существенно возрос уровень рефлексии. Таким образом, тренинг как метод воздействия на сексуаль­ность оказал положительное влияние на все компоненты сексуальности.

Сравнение эффективности мето­дов групповой работы показало, что психодрама оказала более существен­ное влияние на убеждения о доброже­лательности окружающего мира, тог­да как тренинговая работа оказалась более эффективной в таких направлениях, как коррекция содержательных характеристик телесно­го компонента, способности к любви (эмоциональный компонент), уровня одиночества (экзистенциальный компонент), гендерных самоописаний и репертуара паттернов полового пове­дения («Семейные отношения»), ген­дерной идентичности в направлении формирования достигнутой позитив­ной идентичности и усиления феминности (когнитивный компонент).

Таким образом, необходимо отме­тить, что гештальт-терапия — это единственный метод, позволяющий устранять проблемы в отношениях, причинами которых является непро­дуктивное взаимодействие в семейной структуре и вызванное этим холодное, отвергающее восприятие одного или обоих родителей. Авторский тренинг оказал наиболее выраженное воздей­ствие на все характеристики сексуаль­ности, особенно эффективным он оказался в развитии телесного, эмоци­онального и когнитивного компонен­тов. Выявленный уровень развития каждого компонента у участников тре­нинговой группы приближался к вы­сокому уровню сексуальности. Уси­лить влияние тренинга на компонент «Семейные отношения» и экзистен­циальный компонент возможно через включение в его программу техник гештальт-терапии, направленных на изменение отношения к родительской семье.

Выводы

Оценка эффективности различных методов психологического воздействия на сексуальность показала, что авторс­кий тренинг был наиболее эффектив­ным методом психологического воздействия на сексуальность, направлен­ным на развитие содержательных характеристик всех ее компонентов. Программа авторского тренинга по­зволила решить главные проблемы участников группы — повысить статус гендерной идентичности, уровень осознания и принятия своего женского и физического Я, снизить личност­ную тревожность респонденток. В ре­зультате психологического воздей­ствия изменились установки в отношении гендерных ролей, сформировалось позитивное восприятие себя как женщины, со свойственными ей сексуальными ролями.

Изменение полюса самооценки феминных качеств повлекло за собой изменение в статусе гендерной идентичности от диффузии к сформиро­ванной позитивной гендерной иден­тичности.

Список литературы:

  1. Айзман Н.И. Структурно-функциональ­ный анализ сексуальности // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — №9. — С. 275-285.
  2. Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии: Дисс. ... доктора психол. наук. - М.: РГБ, 2003. - 550 с.

  3. Зинченко Ю.П. Философско-психологи­ческие аспекты изучения репродуктивной функции // Вестник Московского уни­верситета. Серия 7. Философия. - 2003. - №5. - С. 53“61.

  4. Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте куль­турно-исторического подхода: моногра­фия. - М.: Проспект, 2003. - 144 с.

  5. Зинченко Ю.П. Методологические аспек­ты изучения сексуальности. // Вестник Московского университета. Сер. Филосо­фия. - 2003. - №1. - С. 49-61.

  6. Зинченко Ю.П., Тхостов А.Ш. Сексуаль­ное «культурное тело» // Психология те­лесности. - М.: Смысл, 2002. - С. 91-100.

  7. Зинченко Ю.П. Произвольная регуляция при функциональных сексуальных рас­стройствах (на модели психогенной им­потенции): Автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1998. - 25 с.

  8. Зинченко Ю.П. К вопросу о понятии нор­мы в сексопатологии // Материалы Меж­дународной конференции молодых уче­ных «Ленинские горы». 1993 г. - М.: МГУ, 1993. - С. 107.

  9. Зинченко Ю.П. Сексуальность человека в контексте культурно-исторического подхода: Учебное пособие, рекомендо­ванное УМО // Психосоматика: теле­сность и культура: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2009. С. 177-197.

  10. Капустина А.Н. Многофакторная лично­стная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.

  11. Кон И.С. Сексология. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

  12. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodemicus. Психологические и пси­хические нарушения постмодернистско­го мира: Монография. - Новосибирск: издательство НГПУ, 2009. - 230 с.

  13. Падун М.А., Котельникова А.В. Шкала базисных убеждений Р. Янофф-Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котель­никовой // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №4. - С. 104-105.

  14. Практическая психодиагностика. Мето­дики и тесты: Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004. - 672 с.

  15. Румянцева Т.В. Психологическое кон­сультирование: диагностика отношений в паре. - СПб: Речь, 2006. - С. 82-103.

  16. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 768 с.

  17. Шнейдер Л.Б. Профессиональная иден­тичность: структура, генезис и условия становления: Автореферат дисс. ... докто­ра психол. наук. - М., 2001. - 32 с.

  18. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1974. - V. 42. - P. 165­172.

  19. Travis C.B. Women and health psychology: Mental health issues // Eds. С.В. Travis, P.L. Moore. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. 587 p.

Для цитирования статьи:

Айзман Н. И.Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность. // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. c.107-112. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать