ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Игровая методика развития воображения «Инициалы»

Игровая методика развития воображения «Инициалы»

Скачать в формате PDF

Страницы: 144-150

Ключевые слова: интерпретация инициалов; символы имени; самохарактеристики; элементы автобиографии; гипотезы о «Я»; развитие воображения

Для цитирования статьи:

Тюрин П.Т. Игровая методика развития воображения «Инициалы». // Национальный психологический журнал 2012. № 2. c.144-150.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2012

Тюрин Павел Трофимович

Аннотация

Статья представляет оригинальную игровую методику «Инициалы» развития воображения, свободного ассоциирования и гибкости мышления. Методика предлагает выполнение задач интерпретации собственных инициалов, объединяя различные вариан- ты их расшифровок с представлениями о себе в целостном образе. Продуцирование оригинальных интерпретаций инициалов как предельно сокращенных вербальных конструктов и отражающих субъективные переживания их автора, рассматривается как проявление креативной способности.

«Вообразите только, что подметила наша Эленка! Иногда освещенные окна образуют как бы азбуку... Элюня! - обратилась она к внучке, -

- Посмотри-ка, милая, нет ли там какой буковки?

- Есть, бабушка, целых две: Н и Т.

- В самом деле! - подтвердила старушка. - Вот Н, а вон и Т. Взгляните-ка, сударь...

Действительно, против нас светились два окна в четвертом этаже, три в третьем и два во втором, складываясь в букву: Н. В заднем флигеле пять освещенных окон в четвертом этаже и по одному в третьем, втором и первом этажах образовали букву: Т.

- Вот из-за этих-то окон, сударь, - продолжала бабушка, - хоть буквы на них складываются не часто, Элюня начала интересоваться азбукой и теперь не нарадуется, когда ей удается из светлых квадратов составить какую-нибудь букву. Потому-то мы и не спускаем шторы по вечерам. Я только плечами пожал. Ну как запретить девочке глядеть в окно, если она придумала себе такое милое развлечение!»

Болеслав Прус «Кукла»

«Вот, – сказал он и написал начальные буквы: к, в, м, о, э, н, м, б, з, л, э, н, и, т? Буквы эти значили: «когда вы мне ответили: этого не может быть, значило ли это, что никогда, или тогда?». Не было никакой вероятности, чтоб она могла понять эту сложную фразу; но он посмотрел на нее с таким видом, что жизнь его зависит от того, поймет ли она эти слова...

Она написала: т, я, н, м, и, о. Он вдруг просиял: он понял. Это значило: тогда я не могла иначе ответить».

Лев Толстой «Анна Каренина»

Предлагаемая методика представляет собой вербально-психологическую игру, развивающую творческое воображение. Она предполагает формирование у ее участника способность к свободному ассоциированию и импровизации, сопоставлению в одном образе трудно совместимых качеств, гибкость и раскованность мышления в целом, а также достаточный словарный запас.

Испытуемому ставится задача – подобрать к каким-либо двум выбранным буквам (на 2-м этапе к своим инициалам) слова так, чтобы их соседство образовывало более или менее связное семантическое целое. Подбирая к двум буквам различные слова, человек тем самым ставит в определенные отношения разные объекты (их свойства и состояния), ими обозначаемые, и в результате иногда образуются гибриды, представляющие неожиданную аллегорию.

В процессе выполнения задания не­редко появляются сочетания, в кото­рых при всем желании невозможно усмотреть какой-либо смысл, и поэтому заранее оговаривается, что нужно избегать как случайных сочетаний и пло­хо связанных друг с другом слов - «пу­стых», «непонятных», так и банальных или тавтологических, в которых труд­но распознать оригинальную и содержательную метафору. Участникам игры нужно стремиться к тому, чтобы, соеди­няя в своем воображении разные обо­значения, создавать сочетания, кото­рые содержат яркий образ, аллегорию, символ, не существующий в природе предмет, который все же можно пред­ставить. Вместе с тем, ведущему нужно учитывать, что если какое-либо слово ассоциативно связано с аффективно-эмоциональными переживаниями ин­дивида, то человек подсознательно или сознательно не хочет его не называть; и наоборот, если какое-либо событие не затрагивает эмоциональную сферу, то в связи с ним обычно возникают тривиальные ассоциации и соответствующие им словосочетания.

Методика предполагает выполнение заданий в два этапа - предварительный и основной, а для испытуемых-дизайнеров предусмотрена еще и третья стадия - визуализация найденных образов.

1 этап

Каждому участнику предлагается вы­брать какие-либо две буквы и, рассматривая эту пару как аббревиатуру неко­его словосочетания, подобрать к ней не менее десяти «расшифровок»; составленные варианты записываются.

По окончании выполнения задания всеми участниками списки интерпрета­ций каждого поочередно зачитываются перед всеми вслух, и их авторам предла­гается сказать, какая из расшифровок им больше нравится, какая меньше. Их так­же можно попросить, чтобы в процессе представления своих вариантов они дали более подробные пояснения своим интерпретациям.

По окончании представления своих интерпретаций каждым участником присутствующие могут высказать свое мнение о том, какой из вариантов рас­шифровок им кажется более интересным, удачным, необычным, начать об­суждение степени их реалистичности или фантазийности и т.д.

Этот этап игры должен убедить учас­тников, что выполнение задания, хотя и не всегда легкая, тем не менее, вполне посильная для них задача.

В демонстрационных целях и для ил­люстрации того, как примерно должно выглядеть выполнение задания, ведущий может использовать несколько произ­вольно взятых аббревиатур и написать на доске 10 своих вариантов их интер­претации. Например:

АА

  • абориген Австралии, адъютант ад­мирала, алгебраический анализ, Аллах акбар!, американская агрессия, анафема атеисту, алчность афе­риста, апелляция адвоката, амплуа артиста, астраханский арбуз...;

АЯ

  • Адамово яблоко, альтернатива язы­честву, атмосферное явление, алкоголь - яд, атомное ядро, английская яхта, ароматная ягода, архаичный язык, аффективная ярость, абсолютно ясно!

Понятно, что и для любой другой пары букв можно подобрать не одно, а гораздо больше содержательно связанных друг с другом сочетаний слов (хотя не для всех букв в равной степени). Легко подсчитать, что если для каждой буквы русского языка ограни­читься составлением лишь десяти слов, то это даст примерно 30х10=300 слов, а для двухбуквенного сочетания это составит около 300х300=90.000 слово­сочетаний.

Для большей убедительности в подтверждении того, что для любо­го двухбуквенного сочетания имеется значительное число вариантов их ин­терпретаций, ведущий может зачитать фрагменты из заранее подготовленно­го им списка расшифровок. Это может быть любая буква алфавита, к которой последовательно подставляя другие бук­вы, можно получить, например, следующий перечень их «расшифровок»:

  1. АА – Аплодисменты артисту

  2. АБ – Адвокат бандита

  3. АВ – Американская виза

  4. АГ – А где?

  5. АД – Античная драма

  6. АЕ – Амнистию еретикам!

  7. АЕ – Алкогольный е рш

  8. АЖ – Арабский жеребец

  9. АЗ – Аттестат зрелости

  10. АИ – Абсурдная идея

  11. АЙ – Английский йогурт

  12. АК – Абстрактная картина

  13. АЛ – Азбука любви

  14. АМ – Альма матер

  15. АН – Абсолютный ноль

  16. АО – Акционерное общество

  17. АП – Армейский патруль

  18. АР – Арийская раса

  19. АС – Адская смесь

  20. АТ – Ангельское терпение

  21. АУ - Антиутопия

  22. АФ – Алмазный фонд

  23. АХ – Академический хор

  24. АЦ – Авторская цитата

  25. АЧ – Ассоциированный член

  26. АШ – Антикварный шкаф

  27. АЩ – Аппетитные щи

  28. АЭ – Археологическая экспедиция

  29. АЮ – Атеистический юмор

  30. АЯ – Атомное ядро

Этот этап игры следует считать раз­минкой, во время которой каждый имеет возможность опробовать свою способ­ность подбирать взаимосвязанные друг с другом слова для двух произвольно взя­тых букв [1]. Этап подготавливает участни­ков для выполнения следующего задания, когда им необходимо будет интерпрети­ровать свои инициалы, причем так, чтобы в расшифровках отражались те или иные особенности их индивидуальности.

2-этап

«Имя - как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще - есть также и основание, сила, цель, творчество и подвиг также и всей жизни... Имя - стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия».

А.Ф. Лосев «Философия имени»

В методике «Инициалы» встречаются две тематические оси: с одной стороны, это существующие представления чело­века о себе, с другой - интерпретация значений буквенных знаков как символов стоящих за ними слов, в той или иной степени характеризующих чело­века, которые должны быть объединены творческим усилием человека.

На этом этапе ведущий предлага­ет поочередно каждому участнику на­звать несколько слов, начинающихся с первой буквы его имени; это могут быть существительные, глаголы, прилагательные, наречия и др. Например, для буквы П - пароход, пират, победа; пить, петь, плакать; пустой, полный, прекрас­ный, предатель и др. Затем назвать не­сколько слов, начинающихся с первой буквы его фамилии. Например, на букву Т - талант, техника, труд; трогать, ту­шить; тайный, теплый, тяжелый и т.д. Это задание еще раз напоминает учас­тникам, что буквам, на которые начина­ются их имя и фамилия, соответствует большое количество слов.

Затем ведущий предлагает назвать/ записать для букв своих инициалов не­сколько вариантов слов, но таких, что­бы за ними скрывалось цельное сло­восочетание. Задание, как правило, вызывает повышенный интерес, т.к. среди всех слов, известных человеку, имя - одно из наиболее часто слыши­мых, и к собственному имени человек обычно испытывает особенно трепетное отношение. [2]

Флоренский писал о том, что при­знать имя пустым призраком и условной кличкой - психологически совершен­но невозможно. То или другое имя - это лицо, личность того или другого ти­пического склада. Он считал, не толь­ко у сказочных героев, но и у реальных людей имя каким-то образом влияет на характер, душевные и телесные черты, судьбу: «имя - это тончайшая плоть, посредством которой объявляется духов­ная сущность». [3]

Имя призвано напоминать другим о данном человеке и, соответственно, о его особенностях и отличиях; таким образом, имя становится отличитель­ной чертой личности не только для других, но и для самого человека. В «Фи­лософии имени» А.Ф. Лосев писал: без имени человек - вечный узник самого себя, он по существу и принципиально антисоциален, необщителен, следовательно, также и не индивидуален, несущий, он есть чисто животный организм или умалишенный человек.

Задание интерпретировать свои инициалы придает поиску интересных словосочетаний дополнительный психологический импульс, создавая бла­гоприятные условия для обнаружения скрытых возможностей личности. В процессе его выполнения нередко со­здаются образы, которые представля­ют необычные целостности, которые иначе как «кентаврами» не назовешь, поскольку в них совмещаются разные и, казалось бы, несовместимые объек­ты. Участникам сообщается, что нуж­но постараться отнестись к словам, по­добранных к буквам инициалов, так, как будто они представляют своеобраз­ный коан. [4]

«Коан инициалов» необходимо рас­шифровать так, чтобы в созданном сло­восочетании отражались личностные особенности. Это могут быть расшиф­ровки/интерпретации, относящиеся к различным событиям и этапам личной истории человека.

Инициалы имени должны иниции­ровать стремление человека к понима­нию смысла собственной личности; они как «узелки на память» - завязаны спе­циально для того, чтобы напоминать о настоящем значении имени. Отвлека­ясь от его всеобщих значений, проникая за его оболочку, человек может понять, что значит это имя и эта фамилия - не для всех (Павлов, Михаилов, Марий...), а для него лично. [5]

«Незаинтересованному» человеку имя, обычно, мало что говорит, подобно, на­пример, тому, как изображение квадрата с двумя диагоналями (рис. 1) лишь для «посвященных» может нести значение - это «Х2», так же как усмотрение подобия свастики на втором изображении затрудняет увидеть число 69 (Рис. 2).


Рис.1. «В квадрате»


Рис.2. «Свастика»

При выполнении этого задании ини­циалы становятся для самого человека его неопознанным знаком, символом. Таким образом, расшифровка инициа­лов, как поиск ответа на вопрос - о чем мне говорят мои инициалы? - стано­вится средством стимулирования мыс­ли и обнаружения нераскрытых качеств человека. Множество значений одного слова в присутствии другого корреспон­дируя друг с другом, создают новые зна­чения и смыслы, так или иначе соотносимые с человеком, их создавшим. [6]

Интерпретируя, например, собствен­ные инициалы, я, из большого числа возникших и возможных, оставил себе несколько, наиболее понравившихся и заинтересовавших меня:

Русская версия-ПТ

  1. Психологический трансформатор

  2. Потерянный талисман

  3. Правды торжество

  4. Пустое тело

  5. Примитивный трус

  6. Последняя тайна

  7. Почти талант

  8. Пусть так!

  9. Праздничная тоска

  10. Пирамида тайны (состоящая из множества « тайн»).

Среди удививших меня собственных «характеристик» и определений («Пустое тело», «Потерянный талисман», «Праздничная тоска») особенно насто­рожило, точнее, задело и огорчило - «Примитивный трус». Но задумавшись над такой нелестной характеристикой себя, мне все же вспомнились несколько реальных случаев и ее подтверждения, и ее же опровержения:

То, как человек расшифрует свои инициалы, примет ли их как ориентир, услышит ли в них созвучие своим мечтам, или отпрянет от них и решитель­но развернется к радикально иным расшифровкам, задумается об иных ролях, способе и модусе жизни - это уже зависит от него самого, его характера, воли и последовательности их воплощения.

В человеке заложено много чего, но что именно в нем получит развитие и начнет реализовываться, во многом за­висит от того, как он о себе начнет ду­мать. Посредством оптики, заданной конструкцией его инициалов, ему пред­лагается рассмотреть условия важные для самосозидания, попытаться увидеть или создать, сконструировать важные для себя смыслы. Просматривая различ­ные варианты полученных словосочета­ний, «примеряя» их на себя, внимание человека может задержаться на некото­рых из них, и, возможно, они окажутся в чем-то созвучными его мыслям, резо­нирующими с его чувствами, воспоминаниями.

Как отмечает Е.Е. Сапогова, в процес­се самоинтерпретации человек выстраивает индивидуальный биографический тезаурус, отражающий «горячие» бытий­ные точки, он «самообозначается для самого себя, чувствует себя откликаемым на определенные «имена/обозначения», затрагивающие в нем какие-то внутренние струны..., и это задает творческий аспект его стремлению осмыслить свою жизнь. [7]

Инициалы - это лишь начальные признаки имплицитно сущего, должно­го и возможного в человеке. В их интерпретациях раскрывается, как писал А.ФЛосев, то имя вещи, которое, принудительно окутывает ее своими умны­ми энергиями, повелительно выявляет и настойчиво манифестирует ее скры­тые и глубинные возможности. Расшифровки инициалов презентируют, кем и каким человек являет­ся в тот или иной жизненный период, в том числе в ранее неузнанном и незаме­ченном им качестве, кем может стать в перспективе. Рассматривая методику в таком ключе, ее, по-видимому, можно отнести к разряду психологических практик построения человеком своей инди­видуальной идентичности.

Иногда студентам, согласившимся на такую игру, предлагается объяснить, почему, на каком основании они считают возможным именно так расшифровать свои инициалы, сохранить возникшие интерпретации за собой, насколько та­кие интерпретации соответствуют их личности, особенностям характера и пр. Например:

Из отчета студентки - Ирина А. - ИА:

«Избегающая Активности - в этой расшифровке инициалов я подразуме­вала то, что, к сожалению, я очень ленивый человек, и мне сложно бороться со своей ленью и собственной пассивностью. Даже зная, что мне нужно сде­лать что-то важное, я скорее буду до последнего оттягивать начало работы, чем сделаю что-то сразу. Избегаю активных действий обычно при помощи рационализации и отрицания, доказывания не­нужность моего участия. Я понимаю, что это неправильно, но мне с этим сложно справиться.

Иллюзия Ангела - мне кажется, что люди, которые знают меня недостаточно хорошо, могут думать, что я ангел (в упрощенном значении слова) т.е. что я такая добрая, хорошая, светлая, что я не могу злиться и «показывать зубы», хотя это не так. Да, я в принципе миролюбива, но, если очень надо, я могу и постоять за себя, и быть совсем не такой доброй и мягкой, как это им кажется. Хотя опять же все зависит от си­туации, но то, что характер у меня не ангельский - это точно. Просто не всем «посчастливилось» видеть все стороны моего характера, и у многих создается такая вот иллюзия.

Изящный Аксессуар - эта расшиф­ровка показывает, что я очень люблю красивые и интересные вещи, одежду, ценю необычность во внешнем облике человека и сама стараюсь быть привлекательной. Также люблю носить различ­ные аксессуары вроде цепочек, браслетов и т.п. Мне кажется, это красиво, и даже повышает настроение. Но, даже учитывая, что я не слишком демонстра­тивная личность, все-таки мне нравит­ся иногда привлекать внимание к себе. Я знаю, что сама я совсем обыкновен­ная, и ничего особенного во мне нет, на­верное, хочется быть просто красивой принадлежностью кого-то, я лучше все­го чувствую себя, когда нахожусь рядом со значительным человеком, и он может гордиться, что у него такая необычная и эффектная спутница».

Практически все участники игры проявляют искреннюю заинтересован­ность, когда с их согласия, ведущий начинает обсуждать данные ими интер­претации. Нередко такое обсуждение переходит в развернутую индивидуаль­ную психологическую беседу о том, что могло вызвать в их памяти именно та­кие ассоциации и расшифровки иници­алов. Каким образом иллюстрирующие их жизненные случаи повлияли на даль­нейшую судьбу человека, насколько подбор той или иной интерпретации обус­ловлен его ограничениями.

Пример из рассказа студента об одной из интерпретаций своих инициалов - Г Т:

«Гадкие тучки». Еще в детстве закла­дывается восприятие той или иной профессии через призму людей, встречающихся ребенку. Музыка, кино, ли­тература и психология - то, что всегда представляло для меня наибольший ин­терес. Выбор между ними прошел долгий и тернистый путь. Как это происхо­дило у меня?

К сожалению, о психологах в де­тстве у меня сложилось не самое при­ятное впечатление. Родители не знали, как бороться с моей чрезмерной кап­ризностью, и сочли лучшим выходом из сложившейся ситуации посещение детского психолога. На консультации психолог предложил моей маме вести календарь, в котором с помощью про­стых значков (солнышек и тучек) отмечалось бы мое поведение в течение дня. Благодаря этому календарю я чувствовал себя подопытным кроликом. Уже в детстве я не любил, чтобы мои дейс­твия кто-то подвергал наблюдению и оценке. Это, как мне казалось, ог­раничение свободы поведения и эксперимент надо мной стали главной причиной негативного отношения к психологам. Кстати говоря, стоит отметить, что способ воспитания меня с календарем не сработал - я не стал послушнее и не стремился к получе­нию максимального количества сол­нышек за месяц. На последней консультации тот психолог (как выяснилось спустя много лет) намеренно заставил меня заплакать, чтобы я «осознал». Обобщая свои воспоминания о тех по­сещениях психолога, я могу предположить, что они стали «гадкими тучка­ми» моего детства, стали не то чтобы детской психологической травмой, но все-таки омрачили его, надолго оставив в душе неприятный след, и это вылилось в большую неприязнь к любым экспе­риментам и опытам над людьми...».

В некоторых случаях студентам пред­лагалось написать собственную биогра­фию, но не анкетного типа, а как собс­твенное жизнеописание, в котором заголовками к главам повести о себе будут интерпретации их инициалов. В каждой озаглавленной части их авто­биографии было необходимо привести реальные случаи из своей жизни, под­тверждающие заголовок. В качестве примера приведем один из вариантов напи­сания «Автобиографии»:

Автобиография студентки - Лариса П. - ЛП:

Отобранные самохарактеристики - интерпретации ЛП: личностный потенциал, ложное прогнозирование, любовный период, липкий пластилин, логово проблем, ломбард проблем, лопнувший пузырь, ложное предчувствие, летя­щая птица, ленивая привычка, лучший пример, ласковый приют, леденящий прибой, лошадиный принцип, легко­мысленный попутчик, любовная пот­ребность, латентный период, любовь – прощение.

«Мое детство связано с ощущениями большой любви матери и частых попоек любящего меня отца. Поэтому принцип Любовь - прощение очень многое для меня значит. Это то состояние, к кото­рому я стремлюсь - безусловная любовь и искреннее прощение всем сердцем.

Мой первый любовный период был связан с побоями первого мужа и закончился лопнувшим пузырем моей любовной потребности. С трехмесячным ребенком на руках я получила среднетехническое образование, а потом отра­ботала в системах связи 26 лет, дойдя от монтера до инженера.

Лошадиный принцип - все тянуть самой, на себе - порой мешает мне в жизни.

Первая любовная потребность и свя­занные с ней переживания не научили меня предусмотрительности, и я через 12 лет опять встала на те же грабли. По-видимому, мой страх связаться с пья­ницами странным образом притягивает ко мне именно таких мужчин (ведь мой, вечно пьяный отец любил меня и я его тоже, отец все-таки) ... и в итоге развод и второй сын.

Имея личностный потенциал и лю­бознательную потребность, я решила начать все с нуля и получить еще одно образование. Считаю, что в этом я луч­ший пример для моих детей. Но, видимо, я лучший пример не только этого, но и таких своих качеств, жертвой которых сама становлюсь.

Мне свойственно быть разной: лас­ковым приютом, липким пластилином, из которого можно лепить разные фигуры. Но могу стать леденящим прибо­ем - когда внутри что-то еще бурлит, а в душе уже все наоборот, теплые чувс­тва к человеку уже застыли и осталось только негодование и презрение.

Теперь я научилась справляться с сознательным страхом, но, видимо, на бессознательном уровне во мне проис­ходит ложное прогнозирование и лож­ное предчувствие, т.е. думая о чем-то на будущее, ошибаюсь, и потому внут­ри меня образуется логово проблем, в которое забираюсь, с ними живу как в привычном для себя состоянии, дол­го не решаясь выйти наружу. Я ломбард проблем - что это значит? Что я сдаю на время свои проблемы кому-то их решать, и на этот период восполь­зоваться моим состоянием? Или другие приносят мне до времени свои проблемы, и я взваливаю их решение на себя, а потом они приходят, забирают их уже решенными и уходят, чем-то заплатив мне за это.

Хочется быть летящей птицей, а по жизни получается, что я липкий пла­стилин - невольно липну, прилепляюсь душой к любому, кто проявит ко мне желание или интерес, а потом делают со мной, что им заблагорассудится, и со мной совсем не считаются. Один человек сыграл важную роль в моей жиз­ни, он открыл мне глаза на мою женс­кую сущность и предназначение, но все равно мне кажется, что в глазах некото­рых людей я не более, чем их легкомыс­ленный попутчик. Все-таки я постара­юсь снова пересмотреть свои взгляды, и сейчас благодарю бога за жизненные уроки, которые были мне даны». [8]

Этот фрагмент методики «Иници­алы» перекликается с психотерапев­тическими приемами, где человеку предлагается написать свою автобио­графию, так или иначе отвечая на вопрос «Кто я, и что со мной в жизни было/ случилось». Например, в методике «Ав­тобиография» (Василюк Ф.Е., 1984) предполагается, что, создавая текст о себе, человек начинает лучше осознавать свое прошлое, увереннее отно­ситься к жизни в целом, чувствовать себя «творцом собственной жизни». В экспрессивной проектив­ной методике «Психологическая авто­биография» (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998), созданной с целью изуче­ния восприятия и оценок значимых событий жизни человека, происходит осознание событий, придававших ему силы жить, а также событий, которые мешали и приводили к депрессии и др. Итогом становится возвращение «ощущения неслучайности происшедшего с ним и возможности быть субъектом своей жизни в настоящем и будущем». В методике «Автографирование» (Е.Е. Сапогова, 2011, 2012) отмечается, что помимо представлений человека о себе, фиксирующих «реальное Я», суще­ствует уровень «идеализированных Я» («Я-талантливый», «Я-великодушный» и т.п.), которые подтверждаются лишь ин­дивидуальной верой или единичными фактами автобиографического опыта; за их пределами субъект может воспри­ниматься совсем иначе. В описаниях «для себя», существующих только «для внутреннего пользования», и содержа­щих «Я-метафоры», часто схватывается «подлинное Я», что дает человеку воз­можность переосмыслить свою «историю».

Л.С. Выготский писал, что в игре че­ловек может попытаться «сделать пры­жок над уровнем своего обычного поведения», и потому согласившиеся на такой опыт студенты не случайно говорят, что подобная игра побуждает их к самоанализу, стимулирует стремление узнать о себе то, о чем, возможно, даже не смели подумать, увидеть себя в новом облике, роли или ракурсе.

Работая над заданием, многие отме­чали, что бывает трудно придумать сло­восочетание, которое вполне точно от­ражало бы особенности их личности. Кроме того, возникающие сочетания зачастую оказываются банальными, изби­тыми, или имеют весьма отдаленное отношение к подразумеваемым качествам. В других же случаях предложенные ин­терпретации становятся оригинальны­ми и яркими эпитетами, иносказаниями, парадоксальными метафорами,[9] за которыми автор подразумевает определен­ное психологическое содержание, что поддерживается описаниями соответс­твующих случаев их собственной жизни.

Создание необычных образов требу­ет определенных навыков образования метафор, нетривиальных образов, ког­да становится возможным выявление не замеченных ранее взаимоотношений и связей. Эффективность генерирова­ния оригинальных ассоциаций, способность отойти от банальных словосоче­таний зависит от активного репертуара слов индивида, а также от того, насколь­ко возникшие словесные ассоциации затрагивают его эмоциональную сферу. Как писал В.В. Давыдов, акт творчества реализуется «такими взаимосвязанными способностями человека, как воображе­ние, символическое замещение и мышление».

Практика использования дан­ной методики показывает, что наибо­лее интересными и эвристическими оказываются «сочетания несочетаемого»- парадоксальные, «невозможные», непри­вычные. В таких словосочетаниях всег­да много простора для воображения, поэтической фантазии, они побуждают искать смысловую связь между слова­ми и, как оказывается, найти ее не так уж и трудно. Их странность, как загадка, интригует и побуждает человека, во что бы то ни стало, найти или приписать им («сконструировать») какой-то приемле­мый смысл; иначе говоря, в подобных случаях провоцируется апелляция слов к смыслу. Следствием этого является то, что бывает трудно безоговорочно от­вергнуть, как бессмысленные, высказы­вания, даже составленные из наугад вы­бранных слов.

С другой стороны, как показыва­ют исследования, для понимания глу­бинного смысла текста, необходима готовность противостоять давлению стереотипов восприятия и мышления, что требует от человека значительных творческих усилий. Как писал А.Р. Лурия (1979), способность оценивать внутренний подтекст высказывания «представля­ет собой совершенно особую сторону психической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению», но в большей степени зависит от эмоциональной «тонкости» человека.

В отдельных случаях, когда ведущий замечает, что игрок не может найти ин­тересные для него самого интерпрета­ции, он может предложить свое участие и, как правило, эта помощь с благодарностью принимается. Часто совместная работа по созданию различных вариантов интерпретации инициалов, ко­торые можно ассоциативно связать с теми или иными случившимися собы­тиями, переживаниями, мечтами и разочарованиями переходит в психологическую беседу о жизненной истории человека, и тогда ведущий выступает в роли заинтересованного собеседника, комментатора, и, может быть, советчика и консультанта.

Некоторую трудность, осложняющую выполнение поставленной задачи, студенты видят в том, что необходимо соблюдать определенное расположение букв (имя/фамилия) и не переставлять их. Вместе с тем, в этом ограничении есть и определенные преимущества, поскольку это не только сужает пространство поиска, но и позволяет стандартизировать его для всех участников игры.

Продолжение в следующем номере

Примечания:

1.Целесообразность этого аспекта задания, как стимулирующего воображение, достаточно очевидна, если учесть, что способность давать необычные определения хорошо знакомым предметам, так же как и умение выражать мысль с помощью множества слов, несет в себе признаки креативности. Поскольку, как отмечает А.И. Савенков, она сходна со способностью выражать свои идеи средствами разных образных систем, переводить их на другие языки.

2.Это справедливо даже в тех случаях, когда оно ему, может быть, не очень нравится, и тогда он замещает его разного рода вариациями-транформациями, например: Георгий – Жора, Гоша, Гера, Юра; Ольга – Лёля, Ляля, Аля (не считая ласкательных/уменьшительных и универсальных).

3.В церковной среде особый смысл придается переименованию при уходе в монашество, когда человек, получая каноническое имя как символ обновления, порывал со своим прошлым и «умирал для мира» – монах становился иным человеком, отдавая всего себя аскетическим подвигам и молитвам. В Японии художник, переходя от одного мастера к другому, добавлял к своей подписи на картинах имя учителя (например, на гравюрах Хокусаи можно видеть множество личных печатей).

4.Коан – короткое напутствие, повествование, загадка, вопрос, которые часто алогичны и парадоксальны; его смысл нередко оказывается более доступен интуитивному пониманию, чем логическому анализу.

5.Не случайно Э.Мандельштам заметил, что «часто пишется - казнь, а читается правильно – песнь».

6.Завершая свой труд «Философия имени», А.Ф. Лосев пишет: «имя же есть предмет понимания и даже не предмет, а самое орудие понимания, и потому оно есть не восприятие, но мышление, не ощущение, но чувство, не внешнее созерцание, но внутренняя самоуглубленность и духовное средоточие».

7.Е.Е. Сапогова, характеризуя особенности своей методики «Автографирование», пишет: «уникальные автографемы, расходящиеся с привычными, доминирующими и прецедентными, образуют наиболее «сильные» точки текстов о себе – «они очерчивают в сознании круг «персонально-значимого» и побуждают к рефлексии, анализу и «коллекционированию» крупиц уникального, самобытного опыта… Из каких-то точек события жизни могли бы пойти иначе, и личность пробует хотя бы мысленно пройти эти пути с тем, чтобы достичь лучшего понимания свершившегося и того, что может произойти в ее жизни, если решиться все же «свернуть» не в ту сторону, по которой жизнь идет сейчас».

8.В написании этой автобиографии просматривается своеобразная реализация эвристического метода фокальных объектов, когда происходит максимальная активизация ассоциативных механизмов творческой деятельности, при котором генерирование идей осуществляется через присоединение к фокальному (выделенному) объекту признаков случайных объектов, а дальнейшее развитие полученных сочетаний идет путем свободных ассоциаций. В данном случае «фокальным объектом» является история жизни Ларисы П., «случайными» признаками – ее собственные интерпретации инициалов ЛП.

9.В то же время, нелишне заметить, что руководителю игры нужно следить за тем, чтобы неожиданные словосочетания сохраняли, несли в себе гипотетические возможности развития образа. Не следует поощрять продуцирование нарочито вычурных образов, имитирующих и подменяющих оригинальность; для этого часто достаточно попросить их автора, чтобы он обосновал, разъяснил их возможное значение тому, кто лишь «оригинальничает», это обычно сделать не удается.

Литература:

Барышева Т.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004.

Белков П.Л. Происхождение имен - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://imya.pro/article/Belov_RL._Proishozhdenie_imen/page-1

Булгаков С. Философия имени // Булгаков С. Соч. в 2-х томах. Т. 2. - М: Искусство, 1999.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций : учеб. Пособие // М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

Буш Г.Я. Методы технического творчества - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/222728.

Буянова С.М. Источники построения самоописаний личности // Научные материалы V Съезда Российского психологического общества. В 3-х т., Москва 14-18 февраля 2012 года. Т. I.

Василюк Ф.Е. Автобиография и личность // Наука и техника. - 1984. - № 2.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М. : ИНТОР, 1996.

Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. - М. : Б.С.Г.-Пресс, 2002.

Диагностика познавательных способностей : методики и тесты : учеб. пособие. // М: Академ. Проект : Альма Матер, 2009.

Захаренко И.В. О целесообразности использования термина «прецедентное высказывание» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 2. - М. : Диалог-МГУ, 2000.

Креативная педагогика // Методология, теория, практика : сб. - 2-е изд. - М. : БИНОМ : Лаборатория знаний, 2011.

Лабунская В.А. Психологические образы имени // Психологический журнал «Alter Ego». - 1992. - №1.

Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. - М. : Мысль, 1993.

Лурия А.Р. Язык и сознание. - М. : Изд-во МГУ, 1979.

Малявин В.В. Язык сердца: афоризмы и китайская традиция // Афоризмы старого Китая. - изд. 2-ое. - М. : 1991.

О чем говорят Ваши инициалы (узнай характер). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/73059BC55D02DB42C32574390068E0C4

Резниченко А.И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. - М. : РЕГНУМ, 2012.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : ACADEMIA, 2000.

Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2.

Сапогова Е.Е. Смысловой тезаурус в процессах самоинтерпретации // Научные материалы V Съезда Российского психологического общества. В 3-х т., Москва 14-18 февраля 2012 года. Т. III.

Тюрин П.Т. Пословицы и творческое мышление // Наука и техника. - 1982. - № 12.

Тюрин П.Т. Методика оценки способности глубины понимания текстов // Материалы V Всесоюзной конференции по психолингвистике. Москва, 1984.

Тюрин П.Т. Понимание текста как творческий процесс // Научные материалы V Съезда Российского психологического общества. В 3-х т., Москва 14-18 февраля 2012 года. Т.1.

Тюрин П.Т. «Инициалы» (игровая методика развития воображения) // Известия Российской академии образования. Раздел VII. Проблемные аспекты отдельных видов образования. - 2012. - № 2 (22). - С. 2242-2258

Флоренский П. Имена. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.magister.msk.ru/library/philos/florensk/floren03.htm

Харре Р. Психология имени. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychologiya.com.ua/populyarnaya-psixologiya/1448-rom-xarre-psixologiya-imeni.html

Хигир Б. Имя Вашего - М: Центрополиграф, 1997.

Gordon W.I. Synectics. - N.Y. : Harper, 1961.

Whiting Ch.S. Creative Thinking. - N.Y. : Reinold, 1958.

Для цитирования статьи:

Тюрин П.Т.Игровая методика развития воображения «Инициалы». // Национальный психологический журнал. 2012. № 2. c.144-150. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать