ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
П.Я. Гальперин и вооруженные силы

П.Я. Гальперин и вооруженные силы

Скачать в формате PDF

Страницы: 23-25

Ключевые слова: Гальперин П. Я. ; теория планомерного формирования умственных действий и понятий; новые методы обучения и воспитания военнослужащих

Для цитирования статьи:

Хозиев Б.И. П.Я. Гальперин и вооруженные силы. // Национальный психологический журнал 2012. № 2. c.23-25.

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2012

Хозиев Борис Ильич

Аннотация

Статья посвящена 110-летию со дня рождения крупного отечественного психолога Петра Яковлевича Гальперина и 40-летию начала широкого внедрения его теории планомерного формирования умственных действий и понятий в теорию и практику обучения и воспитания личного состава Вооруженных сил СССР и РФ. Показан вклад ученого в развитие отечественной военной психологии, в процесс оптимизации обучения и воспитания военнослужащих.

Так уж исторически совпало, что в год 110-летия со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина мы можем отметить и 40-летие начала широкого внедрения его теории планомерного формирования умственных действий в теорию и практику обучения и воспитания личного состава Вооруженных сил СССР и РФ, ибо отдельные попытки предпринимались несколько раньше. Тогда, в 1972 году, военные психологи из Группы научных сотрудников по разработке проблем педагогики и психологии для Вооруженных сил СССР при Военно-политической академии имени В.И. Ленина Б.Ц. Бадмаев, А.Е. Иванов, С.И. Съедин и Б.И. Хозиев впервые познакомились с этой теорией и попытались применить ее для подготовки военных специалистов. Большую помощь в реализации первых и последующих попыток оказали ближайшие ученики П.Я. Гальперина – Н.Н. Нечаев, А.И. Подольский, С.Л. Малов. Сам Учитель проявил и проявлял до самых последних дней своей жизни живейший интерес к военной проблематике, к результатам нашей работы, к практическому решению некоторых теоретических проблем.

Первые результаты внедрения этой теории превзошли все ожидания: вызвали недоверие у одних и растерянность у других. Оказалось, что конкретные категории специалистов можно готовить неизмеримо качественнее и быстрее в несколько раз. Были сломаны представления, ранее казавшиеся незыблемыми. Прежде всего, это касалось принципиального подхода к формированию нового действия. Выяснилось, что новый подход к обучению позволяет, во-первых, не проводить специального отбора, во-вторых, заранее планировать необходимый результат, в-третьих, обеспечить эффективное самообучение, сделав процесс обучения со стороны руководителя жёстко управляемым не только по конечному результату, но и (самое главное !) по ходу обучения. Такие преимущества нового подхода как нельзя лучше отвечали требованиям военного обучения. Поэтому не удивительно, что пошла первая, «горизонтальная» волна распространения разработанных нами эффективных методик обучения. Интересно, что их массовое применение давало примерно одинаково положительный эффект (хотя и не всегда высокий), несмотря на разный уровень психолого-педагогической подготовленности непосредственных руководителей обучения, которые часто вносили «свое»: отступали от методических требований, не понимали их содержания, методов и форм. Естественно, это обстоятельство потребовало организации подготовки специалистов-методистов на базе основ «планомерного формирования».

В январе 1974 г. в Военно-политической академии имени В.И. Ленина, в соответствии с директивой Начальника Генерального Штаба Вооруженных сил СССР, был проведен специальный сбор офицеров-методистов разных видов вооруженных сил. Задача данного сбора состояла в том, чтобы познакомить его участников с основными положениями планомерного формирования умственных действий, разработать конкретные методики для обучения специалистов и подготовить необходимые пособия для войск. Все эти задачи были выполнены, и начался этап внедрения «планомерного формирования» в боевую подготовку армии и флота.

В 1974-75годах на базе Центральных офицерских курсов (г. Владимир) под руководством С. Съедина и А. Иванова на основе «планомерного формирования» были разработаны и направлены в Радиотехнические войска ПВО страны учебные пособия для 40 радиолокационных станций. В это же время Воениздат выпустил пособие для подготовки телеграфистов и радистов (Б. Бадмаев, С. Съедин, Б. Хозиев), основанное на методике обучения машинописи (Н. Нечаев, С. Малов – МГУ). Появились эффективные методические разработки по тактике, военному праву и уставам, правилам стрельбы для инженеров-саперов, планшетистов, электриков, авиатехников, связистов – всего более 50. Анализ их действенности и результативности показал, что не было психологически содержательной разницы при подготовке солдата и матроса, офицера-танкиста и офицера-моряка. Кажущаяся прежде «особенность», «специфичность» и «сложность» обучения данной профессии или специальности носила несущественный и формальный характер. Эффективность обучения, при строгом выполнении правил и требований «планомерного формирования», оказывалась не ниже 95%. Качество подготовки поднималось, как правило, на 0,5– 1,5 балла, а время сокращалось наполовину и больше. Стало очевидным, что, несмотря на разные формы действий, (специфические для ряда воинских профессий), ход их формирования оказывался одинаковым по своей стратегии и основным психолого-педагогическим рекомендациям.

В это же время в военной периодической печати появилось более 60 публикаций военных психологов и офицеров- методистов, в которых рассказывалось об успешном применении методик обучения военных специалистов, основанных на «планомерном формировании». Результативность этих методик была неоднократно положительно оценена в центральной военной печати Главнокомандующими и заместителями некоторых видов Вооруженных сил СССР, родов войск, генералами и офицерами Главных штабов, объединений, соединений и частей.

Журнал «Военный вестник» в апреле 1977 г. провел круглый стол по проблемам повышения эффективности подготовки специалистов Сухопутных войск с привлечением офицеров из войск, военных психологов, психологов из МГУ во главе с профессором П.Я. Гальпериным и Н.Н. Нечаевым. Пётр Яковлевич, подводя некоторые итоги положению дел в области обучения вообще и обучения в военном деле, в частности, говорил о важности этой проблемы для вооружённых сил, о положительных результатах обучения, о расширении границ применения теории планомерного формирования. Он акцентировал внимание на необходимости дальнейшего соединения фундаментальных исследований в области психолого-педагогической науки и практической реализации предложений, рекомендаций и выводов в деле обучения и воспитания военных специалистов. На этом же круглом столе участники говорили о необходимости подготовки кадров военных психологов, повышении уровня психолого-педагогической подготовленности офицерского состава, особенно занимающегося обучением специалистов. Говорилось также об увеличении времени на изучение психологии и педагогики в военных училищах и академиях, назревших реформах в высшей военной школе, создании научного Центра боевой подготовки в масштабе Министерства обороны СССР.

Однако известные объективные и субъективные причины в жизни страны и ее Вооруженных сил в последующее 10-летие не позволили развить и реализовать то положительное, что было внесено «планомерным формированием» в процесс боевой подготовки войск.

В 1985 г. после обращения автора этих строк к министру Обороны СССР маршалу С. Соколову, по директиве Начальника Генерального штаба ВС СССР был развёрнут широкий эксперимент в учебных центрах Сухопутных войск по подготовке десяти основных специалистов с применением рекомендаций и методик теории планомерного формирования умственных действий. Первоначально эксперимент проводился в учебном центре Московского военного округа (г. Ковров). Сначала была организована методическая подготовка 120 офицеров, затем были изготовлены учебно-методические средства (учебные карты и система задач, заданий и ситуаций, содержание которых «исчерпывает» сущность специальности). Соответственно была изменена логика об- учения. Впервые в ВС удалось создать реально действующую модель обучения, основу которой составляла практическая деятельность обучаемого по должностному предназначению. Организатором и научным руководителем был автор этих строк, помогал В.Б. Хозиев (МГУ, кафедра возрастной психологии).

Экспериментальное обучение было проведено в зимний период: с декабря 1985 г. по апрель 1986 г. Обучение проходило в экспериментальных и контрольных взводах («по-старому»), которые находились в одинаковых условиях по месту, времени, объёму усвояемого, материально-техническому обеспечению. Была изменена лишь одна переменная – методика обучения. В эксперименте участвовало несколько тысяч человек. По окончании периода обучения специальная комиссия Московского военного округа проверила сравнительную эффективность методик и подвела итоги для доклада Министру Обороны СССР. Выяснилось, что по всем учебным дисциплинам (!) уровень подготовки в экспериментальных взводах стал выше на 0,5 -2,0 балла. Стоимость затрат на подготовку одного механика-водителя танка снизилась на 500 рублей, в 2 раза сократилось количество затраченного боеприпаса на стрелковую подготовку, отдельно было отмечено двукратное сокращение количества поломок боевой техники по вине курсантов экспериментальных взводов, характерное для зимнего периода. Был достигнут ощутимый воспитательный эффект: в экспериментальных взводах взысканий стало в 8 раз меньше, поощрений в 11 раз больше, во взводах не стало противостоящих группировок («дедовщины»). Показателен и такой факт: при распределении курсантов в строевые части, 9 механиков-водителей из экспериментально- го взвода были тайно (ночью) увезены в танковый полк.

Полученные результаты позволили руководству Министерства обороны СССР принять решение по широкому внедрению «планомерного формирования» в военное обучение. Однако последующие события в стране и в армии свели на нет все предыдущие усилия.

Вся работа проходила при непосредственном участии Учителя. Он живо интересовался технологией, вникал в некоторые мелкие, как нам казалось, детали, которые потом вдруг обретали форму глобальных. Его вопросы заставляли думать, экспериментировать. Часто Учитель просил объяснить полученные положительные результаты, особенно неожиданные. Большую помощь нам оказывали ученики Петра Яковлевича: Н.Н. Нечаев, А.И. Подольский, В.Б. Хозиев.

Широкий эксперимент был осуществлен автором этих строк в Федеральной пограничной службе в период 1994–2000 гг. Обучением на основе «планомерного формирования» было охвачено 7 учебных центров: Сосновый Бор, Сестрорецк, Чита, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, КПП Шереметево (г. Москва). В каждом центре проводились учебно-методические сборы, на которых готовились офицеры-методисты и учебно-методические средства (учебные карты и задачи). Затем начиналось обучение военнослужащих ФПС по 15 специальностям. Результат был привычный: значительное повышение качества подготовки, уменьшение времени и снижение затрат.

В интересах проводимой в настоящее время военной реформы 2010–2011 годов по приглашению Начальника Главного штаба Сухопутных войск, генерал-лейтенанта С.И. Скокова, нами (Б.И. Хозиев и В.Ю. Машков) была проведена успешная подготовка по 25 специальностям в интересах автоматизации управления войсками воинского подразделения (Алабино). В 2012 г. намечается продолжение этой работы.

На сегодняшний день военными последователями и учениками П.Я. Гальперина в период с 1982 по 1999 годы было защищено 11 кандидатских и 1 докторская диссертация. Все диссертации, а также методические пособия, основанные на теории планомерного формирования умственных действий, продемонстрировали новые подходы, раздвинули границы и возможности ее эффективного применения в подготовке военных специалистов.

Подводя итоги 40-летней работы военных последователей теории «планомерного формирования», тесных научных и практических контактов с «гальперинской» кафедрой МГУ, можно с уверенностью говорить о значительных успехах нашего общего вклада в процесс обучения и воспитания военнослужащих, о перспективах совместных усилий по улучшению этой работы, что, на наш взгляд, является лучшим подарком к 110-летию нашего Учителя, Петра Яковлевича Гальперина.

Для цитирования статьи:

Хозиев Б.И.П.Я. Гальперин и вооруженные силы. // Национальный психологический журнал. 2012. № 2. c.23-25. doi:

Скопировано в буфер обмена

Скопировать