ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада

Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада

Скачать в формате PDF

Поступила: 15.12.2011

Принята к публикации: 27.12.2012

Страницы: 134-142

DOI: 2079-6617/2013.0118

Ключевые слова: социология образования; дошкольное образование; анализ жизненных ценностей; психологические исследования; социально-стратификационные факторы; психология воспитателя; социальное благополучие

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Верясова Е.С. Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.134-142. doi: 2079-6617/2013.0118

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2013

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Верясова Елена Сергеевна

Аннотация

В статье рассматривается удовлетворенность воспитателей детских садов своим материальным положением, характер предпочтения ими различных жизненных ценностей и уверенность в успешной реализации собственных планов. Эта работа основана на данных, полученных в ходе социологического опроса воспитателей детских садов г. Москвы, который был проведен Институтом социологии образования РАО.

Анализируя полученные результаты, авторы пытаются оценить значение для воспитателей ряда социально-стратификационных факторов, таких как: педагогический стаж работы, возраст, тип и уровень образования, уровень материальной обеспеченности. Полученные материалы сравниваются с результатами проведенного ими ранее опроса воспитателей детских садов, что дает возможность наметить определенные тренды изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе.

В завершение проведен структурный анализ, позволяющий сопоставить характерные взаимосвязи оценок различных жизненных ценностей и перспектив на разных этапах профессиональной карьеры воспитателя детского сада. Анализ показал, что в ходе профессионального становления структура жизненных ориентаций воспитателя претерпевает своеобразные переходы, связанные с изменением ценностей и разрешением кризисных ситуаций. Приведенные данные важны, поскольку смена жизненных ориентаций педагога во многом определяет характер воспитательно-образовательного процесса в детском саду, где реализация образовательной программы преломляется через систему ценностей педагога.

В данной статье рассмотрена удовлетворенность воспитателей дет­ских садов своим материальным положением, характер предпочтения ими различных жизненных ценностей и уверенность в успешной реализации собственных планов. Анализ успешно­сти реализации жизненных планов бу­дет проводиться по двум направлени­ям: эмоциональная оценка будущего («оптимизм», «сомнение», «пессимизм») и характеристика основных страхов и сомнений. При анализе жизненных ценностей нас будет интересовать зна­чимость успешной профессиональной деятельности в ряду терминальных и ин­струментальных ценностей (гармония супружеских отношений, воспитание детей, здоровье, материальное благопо­лучие и др.). На наш взгляд, рассмотре­ние ценностных ориентаций с учетом различных этапов профессиональной карьеры позволит охарактеризовать тот общий ценностно-смысловой жизнен­ный контекст, в рамках которого реали­зуется профессиональная деятельность воспитателей детских садов. Это важно, поскольку общее жизненное самочувст­вие педагога играет важную роль в фор­мировании и его профессиональной позиции.

Статья основана на данных, полу­ченных в ходе социологического опро­са 320 воспитателей детских садов г. Москвы, который был проведен Ин­ститутом социологии образования РАО. Анализируя полученные данные, мы по­пытаемся оценить значение ряда соци­ально-стратификационных факторов, таких как: педагогический стаж рабо­ты, возраст, тип и уровень образования, уровень материальной обеспеченно­сти воспитателей. Полученные матери­алы сравниваются с результатами про­веденного нами в 1997 году опроса 270 воспитателей детских садов (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998), что дает возмож­ность наметить определенные тренды изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе. В завершение будет проведен струк­турный анализ, позволяющий сопоста­вить характерные взаимосвязи оценок различных жизненных ценностей и перспектив на разных этапах профес­сиональной карьеры воспитателя дет­ского сада.

Удовлетворенность материальным положением

Оценка своего материального поло­жения является важным индикатором для характеристики социального само­чувствия. Поэтому, в ходе исследования воспитателям задавался специальный вопрос о том, к какому социальному слою они себя относят. Полученные ответы свидетельствуют, что к «сред­необеспеченному» слою относят себя чуть более трети воспитателей - 37,2%. Основная их часть причисляет себя либо к «малообеспеченному» слою - 42,9%, либо к «недостаточно обеспечен­ному» - 19,6%.

Субъективное отнесение себя к тому или иному социальному слою важно со­поставить с объективным показателем - уровнем заработной платы. Особый ин­терес представляет такое сопоставление в различных стажных группах воспита­телей. Подобное сопоставление позво­ляет оценить удовлетворенность социальным положением на разных этапах карьеры. Сравнение среднего уровня за­работной платы воспитателей в различ­ных стажных группах с оценками их ма­териального положения приведено на Рис. 1.


Рисунок 1. Динамика распределения средней заработной платы (в рублях) и отнесение себя к среднеобеспеченному слою (%) среди воспитателей с различным педагогическим стажем

Мы видим, что по мере увеличения педагогического стажа повышается уро­вень заработной платы воспитателя ДОУ. При этом увеличивается доля тех, кто относит себя к среднеобеспеченно­му слою. Однако подобная позитивная тенденция проявляется лишь на началь­ных этапах педагогической деятельнос­ти - только среди педагогов со стажем профессиональной деятельности до 13-ти лет. После этого, когда стаж про­фессиональной педагогической деятельности становится выше 14-ти лет, оценка воспитателями своего матери­ального положения значительно сни­жается, о чем и свидетельствует резкое уменьшение доли тех, кто относит себя к среднеообеспеченному слою в стажной группе от 14-ти до 18-ти лет. Стажный период от 9-ти до 13-ти лет является тем оптимальным периодом профессио­нальной деятельности, когда и зарплата воспитателя, и оценка им своего социального положения находятся на высо­ком уровне. Таким образом, можно гово­рить об эффективности использования стажного принципа оплаты труда лишь на начальных этапах профессиональ­ной карьеры. После же 13-ти лет рабо­ты происходит резкое снижение в оцен­ке своего социльного статуса по уровню материальной обеспечености; и это, подчеркнем, несмотря на увеличение уровня оплаты труда (на 10%) в более старших стажных группах.

Проведенный дополнительный ана­лиз респондентов показывает, что при оценке своего материального положе­ния явно выделяется возрастная груп­па воспитателей от 46-ти до 55-ти лет. Среди них наиболее высока доля тех, кто относит себя к недостаточно обес­печенному социальному слою - 26,9%. Это свидетельствует о том, что переход в предпенсионный возраст связан с вы­раженными негативными переживания­ми своего низкого материального стату­са у значительной (каждый четвертый) части воспитателей детских садов.

Следует обратить внимание так­же на то, что по сравнению с опро­сом воспитателей, проведенным в 1997 году (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998), в 2007 году существенно выросла доля тех воспитателей, кто относит себя к среднеобеспеченному слою: с 29,2% до 37,2% (р=.04).

Оценка жизненных перспектив

Ответы воспитателей на вопрос об отношении к своему будущему показали, что большинство респондентов придер­живаются оптимистичной позиции. Так, 68,4% из них позитивно оценивают свои жизненные перспективы - «с уверенностью и оптимизмом смотрю в завтраш­ний день». По сравнению с 1997 годом доля «оптимистов» увеличилась весь­ма существенно (тогда их было 50,2%, р=.0001). Сегодня каждый пятый педагог (18,7%) «сомневается в том, что жизнь сложится удачно» (для сравнения: в 1997 году их было в два раза больше - 34,1%, р=.0001). Со «страхом и пессимизмом» смотрят в завтрашний день лишь немно­гие - 4,3% (в 1997 году на это указывал каждый шестой - 15,0%, р=.0001). Таким образом, за прошедшие десять лет эмо­циональное самочувствие, связанное с оценкой жизненных перспектив вос­питателей детских садов, существенно улучшилось.

Весьма показательно влияние мате­риального статуса педагога на оцен­ку своих жизненных перспектив. Так, если среди недостаточно обеспечен­ных воспитателей оптимистично смо­трят в завтрашний день 63,8%, то среди воспитателей, принадлежащих к среднеобеспеченному слою, таких 75,9% (р=.02). Наряду с этим, воспитатели из среднеобеспеченного слоя, по сравне­нию с недостаточно обеспеченными пе­дагогами, меньше подвержены сомне­ниям в том, что жизнь сложится удачно (соответственно: 14,0% и 29,3%, р=.01). Таким образом, более высокий уровень материальной обеспеченности корре­лирует с позитивными оценками свое­го будущего. Заметим, что подобная тен­денция вполне прогнозируема.

Особый интерес представляет ана­лиз влияния педагогического стажа на оценку воспитателями успешности сво­их будущих перспектив. Полученные ма­териалы показывают, что здесь явно выделяется группа педагогов со стажем от 9-ти до 13-ти лет, представители которой чаще «сомневаются» в завтрашнем дне (28,2%) и «пессимистично» настроены относительно своего будущего (12,8%). Как следствие, среди воспитателей этой стажной группы гораздо ниже доля «оп­тимистов» - 59,0% (для сравнения - сре­ди воспитателей со стажем менее 3-х лет таких 89,4%, р=.001). Эти данные свиде­тельствуют о том, что для педагогов стажный период от 9-ти до 13-ти лет в пси­хологическом плане является кризисным этапом, на котором происходит явная переоценка успешности своих будущих перспектив и формируется пессимисти­ческое настроение.

Приведенные данные важно сопоста­вить с результатами, представленными на рисунке 1, где дана динамика уров­ня заработной платы и самооценка сво­его материального статуса в различных стажных группах. Это сопоставление по­казывает, что профессиональный кри­зис субъективно начинает переживаться раньше, чем фиксация снижения мате­риального статуса. Более того, оценка успешности жизненных перспектив как невысоких наблюдается у педагогов как раз на пике объективного повышения их заработной платы и субъективной позитивной оценки уровня своего ма­териального положения. Иными слова­ми, субъективно кризис уже проявился и переживается, поскольку в дальней­шем респонденты не ждут заметных позитивных изменений в улучшении своего социального статуса («я достиг максимума, дальше каких-либо перспек­тив я не вижу»). Это отчетливо проявля­ется в оценках воспитателей со стажем от 14-ти до 18-ти лет и старше, где уро­вень зарплаты не позволяет уже субъек­тивно отнести себя к среднеобеспечен­ному слою (см. рис. 2).


Рисунок 2. Динамика изменения доли «оптимистов» и «пессимистов» в различных возрастных группах воспитателей (%)

Важно заметить, что в возрастной группе от 44-х до 55-ти лет проявляет­ся явное увеличение доли «неуверен­ных» и «пессимистов». Вхождение вос­питателей в возрастную когорту людей предпенсионного возраста связано с пе­реживанием серьезного социально-пси­хологического кризиса более чем у тре­ти воспитателей детских садов.

Из рисунка 2 видно, что в возрастной группе от 46-ти до 55-ти лет наблюда­ется резкий рост доли «сомневающихся и пессимистов» и параллельное сниже­ние доли «оптимистов». Наиболее значимые различия выявлены по сравнению с возрастной группой от 36-ти до 45-ти лет, в которой намного меньше «песси­мистов» (соответственно: 35,1% и 20,0%, р=.03) и значительно больше «оптими­стов» (соответственно: 65,0% и 80,0%, р=.002). Отсюда можно сделать вы­вод о том, что возрастной этап от 46-ти до 55-ти лет является кризисным перио­дом в жизни женщин, который характери­зуется сменой эмоционального вектора в оценке ими своих жизненных перспектив.

Рассмотрим теперь те основные стра­хи и опасения, которые влияют на оцен­ку воспитателями своих жизненных перспектив. На первом месте по зна­чимости для воспитателей стоит «беспокойство за своего ребенка» (67,9%). На втором - «боязнь войны» (49%); на третьем месте - «беспокойство за свое здоровье» (48,6%). Остальные факто­ры, вызывающие опасения воспитателей, распределились следующим обра­зом: «опасения стать жертвой насилия, преступления» - 9,8%, «неуверенность в собственной самостоятельности» - 6,4%, «боязнь смерти» - 6,4% , «неуверен­ность в правильности выбора своей профессии» - 3,7% , «отсутствие внешней привлекательности» - 2,0%, «опасения стать жертвой национализма» - 1,7% и «рэкета» - 1,0%.

Опасения и страхи, с которыми педа­гоги связывают свои возможные неуда­чи в будущем, существенно различаются в различных стажных группах. Так, опа­сения за свою личную жизнь чаще фик­сируют молодые воспитатели со стажем от 3-х до 8-ми лет, чем воспитатели со стажнем более 24-х лет (соответствен­но: 10,9% и 1,5%, р=.03). Воспитатели же со стажем более 24-х лет, по сравнению с начинающими педагогами ( со стажем менее 3-х лет) чаще беспокоятся за свое здоровье (соответственно: 75,4% и 26,7%, р=.0001) и опасаются стать жертвой на­силия, преступления (соответственно: 18,5% и 4,4%, р=.02). Подобные изменения, в свою очередь, фиксируют прио­ритетность тех или иных жизненных ценностей на разных этапах профессиональной деятельности. Так, если для молодых педагогов наиболее значимой ценностью является благополучие в лич­ной жизни, то для пожилых воспитате­лей залогом успешного будущего высту­пает хорошее здоровье.

В целом приведенные результаты по­казывают, что наиболее оптимистичны относительно своего будущего молодые педагоги с небольшим педагогическим стажем. По мере увеличения стажа и воз­раста оценки воспитателей становятся все более пессимистичными, среди них растет доля тех, кто сомневается в том, что жизнь сложится удачно. Параллель­но изменяется и сама структура страхов и опасений воспитателей относительно своего будущего.

Характерно, что по сравнению с опро­сом 1997 года (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998) структура жизненных страхов среди воспитателей детских садов пра­ктически не изменилась. Можно лишь отметить снижение значимости таких страхов как «боязнь войны» (с 61,8% до 49,0%, р=.001), «опасений за успеш­ность личной жизни» (с 11,6% до 5,4%, р=.006), «неуверенности в своей самостоятельности» (с 12,0% до 6,4%, р=.01) и «правильности выбора профессии» (с 7,5% до 3,7%, р=.04). Это позволяет сде­лать вывод об инвариантности структуры восприятия жизненных угроз в данной профессиональной группе.

Жизненные ценности

Рассмотрение значимости для воспи­тателей тех или иных жизненных цен­ностей позволит определить тот общий ценностный и жизненный контекст, в котором реализуется профессиональная деятельность.

С целью определения наиболее зна­чимых жизненных ценностей, воспита­телям был задан вопрос о том, что для них самое главное в жизни. Отвечая на него, 57,3% воспитателей указали «воспитание детей». Вторым по значимости является «хорошее здоровье» - 52,9%. Практически столько же (52,2%) отме­чают значимость «успешной професси­ональной деятельности». На четвертом месте - «гармония супружеских отно­шений», которую отметили 45,2% опро­шенных. На пятом и шестом местах - «материальное благополучие» (24,5%) и полноценное общение с друзьями (22,0%). Другие жизненные ценности от­мечались существенно реже и распреде­лились следующим образом: «развитие своих способностей» - 14,3%, «полно­ценное приобщение к культуре» (посе­щение театров, выставок, музеев и т.д.) - 8,0%, «религия» - 1,9% и «успешная политическая карьера» - 0,3%.

Приоритеты в иерархии жизнен­ных ценностей существенно меняют­ся на разных этапах профессиональ­ной карьеры. Так, для воспитателей, лишь начавших свою профессиональ­ную педагогическую деятельность (со стажем менее 3-х лет), по сравнению с воспитателями с большим педаго­гическим стажем (более 24-х лет), на­иболее важными являются гармония в супружеских отношениях (соответственно: 54,9% и 36,2%, р=.04) и вос­питание детей (соответственно: 70,6% и 37,7%, р=.0005). Для воспитателей же со стажем более 24-х лет наиболь­шее значение имеет успешная про­фессиональная карьера (66,7%), здо­ровье (59,4%) и полноценное общение с друзьями (33,8%).

На изменения в структуре жизнен­ных ценностей значительное влияние оказывает возраст. Особо отметим дина­мику изменения значимости трех цен­ностей: успешность профессиональной деятельности, достижение материально­го благополучия и гармония в супруже­ских отношениях (см. рис. 3).


Рисунок 3. Динамика изменений значимости жизненных ценностей среди воспитателей в зависи­мости от их возраста (%)

Как видно из рисунка 3, для воспи­тателей с возрастом увеличивается зна­чимость успешной профессиональной деятельности и одновременно с этим снижается значение гармонии в супружеских отношениях. Значение такой прагматической ценности, как достиже­ние материального благополучия, снижается по мере увеличения возраста вплоть до 45-ти лет и затем при вхожде­нии в предпенсионный возраст (группа 46-55 лет) резко повышается. Это подтверждает приведенный выше вывод о том, что данный возрастной период является кризисным этапом, который характеризуется низкой самооценкой своего материального статуса.

И, наконец, помимо стажа и возра­ста на значимость тех или иных цен­ностей оказывает особое влияние уровень и тип образования воспитателей. Так, развитие своих способностей бо­лее часто отмечается воспитателями с непедагогическим высшим образовани­ем, по сравнению с воспитателями с непедагогическим средним образованием (соответственно: 27,3% и 4,0%, р=.03). Для воспитателей с высшим педагогическим образованием приоритетным являет­ся успешная профессиональная деятель­ность; здесь различия наиболее значимы по сравнению с ответами воспитателей с высшим непедагогическим образованием (соответственно: 56,8% и 36,0%, р=.02).


Структурные изменения жизненных ориентаций воспитателей на разных этапах профессиональной деятельности

Структурный анализ жизненных ори­ентаций воспитателей важен, поскольку позволяет выяснить, в каком ценност­но-смысловом жизненном контексте реализуется деятельность воспитателя детского сада на разных этапах его про­фессиональной карьеры. Для его реализации при обработке полученных дан­ных был использован метод факторного анализа. Для этого была сформирована матрица исходных данных: строки ма­трицы представляют 24 варианта от­ветов на вопросы анкеты о жизненных ценностях, страхах и опасениях воспи­тателей относительно своего будущего. Столбцы матрицы задают 6 различных стажных групп воспитателей. Ячей­ка матрицы содержит данные о часто­те выбора конкретного варианта ответа (строка) в соответствующей стажной группе респондентов (столбец). Общая размерность матрицы 24х6 (строки на столбцы). Матрица исходных данных была факторизована методом Главных Компонент с последующим вращением по критерию Varimax Кайзера. Резуль­таты факторного анализа позволяют выделить те факторы, которые харак­теризуют ценностно-смысловые векто­ры, ориентирующие жизненное про­странство воспитателей детских садов. В то же время, рассмотрение особен­ностей размещения различных стажных групп по осям выделенных факто­ров, дает возможность охарактеризовать динамику структурных изменений жиз­ненных ориентаций воспитателей на разных этапах профессиональной дея­тельности.

В результате факторного анали­за усредненной матрицы данных были выделены четыре фактора, которые описывают 93,1% общей суммарной дисперсии.

Первый фактор F1 (вклад в общую суммарную дисперсию 37,5%) «значи­мость семейной жизни - социальная ак­тивность» имеет биполярную структуру:

На положительном полюсе данного фактора сгруппировались разнообраз­ные суждения, большинство из кото­рых центрировано на семейной жизни: воспитание детей, гармония в супруже­ских отношениях, беспокойство за сво­его ребенка, опасения за возможные неудачи в личной жизни. Подчеркнем. что подобное сочетание ценностей и страхов свидетельствует о значимо­сти как супружеской, так и родитель­ской позиции. Существенно, что наря­ду с приоритетностью семейной жизни в данный фактор попала и неуверен­ность воспитателя в правильности выбо­ра своей профессии. Это позволяет сде­лать вывод о том, что профессиональная деятельность играет в данном случае второстепенную роль по сравнению с семейными ценностями. Показатель­но, что наиболее высокие значения на положительном полюсе данного факто­ра имеют педагоги, начинающие свою профессиональную деятельность, со стажем менее 3-х лет (1,44). С учетом, что это, как правило, молодые женщи­ны, недавно закончившие педучилище или педвуз, подобная ценностная доми­нанта здесь вполне естественна.

Отрицательный полюс фактора F1 характеризует приоритетность про­явлений разнообразных форм соци­альной активности: ценность общения с друзьями, политическая карьера и полноценное приобщение к культу­ре (посещение театров, выставок, му­зеев и т.д.). Возможные жизненные уг­розы в данном случае связываются со здоровьем и опасением стать жертвой преступления, насилия. Наиболее высо­кие значения на этом полюсе данного фактора имеют воспитатели со стажем более 24-х лет (-1,66).

Таким образом, данный фактор диф­ференцирует жизненные позиции двух стажных групп: начинающих воспитате­лей со стажем до 3-х лет и воспитателей, завершающих свою педагогическую ка­рьеру (со стажем более 24-х лет).

Фактор F2 (25,2%) «успешная про­фессиональная деятельность - сомне­ния в успешной самореализации» имеет биполярную структуру:

Положительный полюс данного фак­тора фиксирует успешность професси­ональной деятельности в качестве жиз­ненного приоритета. С наибольшим значением здесь расположились ответы педагогов стажной группы от 14-ти до 18-ти лет (1,56). Это позволяет сделать вывод о том, что именно для педагогов этой стажной группы ценностной доми­нантой является профессиональная са­мореализация.

На отрицательном полюсе фактора группируется ряд характеристик: сом­нение в личном благополучии, неуве­ренность в своей самостоятельности, боязнь стать жертвой насилия, а так­же прагматическая ориентация на до­стижение материального благополучия. Судя по содержанию шкал, определяющих данный полюс фактора, можно рассматривать его как фиксацию неуверенности в своей личностной самореа­лизации. Наиболее высокие значения по данному фактору имеют воспитатели со стажем от 3-х до 8-ми лет (-0,87) и ста­жем от 19-ти до 23-ти лет (-1,26).


Судя по динамике размещения вдоль оси данного фактора представителей различных стажных групп, можно сде­лать вывод о том, что отрицательный полюс фиксирует переживание характерных личностных кризисов на раз­ных этапах профессиональной карьеры. Наглядно это можно проследить, обра­тившись к рисунку 4, где представлено размещение различных стажных групп воспитателей детских садов в простран­стве факторов F1 и F2.


Рисунок 4. Размещение позиций воспитателей с разным педагогическим стажем по осям факторов F1 (значимость семейной жизни - социальная активность) и F2 (успешная профессиональная деятельность - сомнения в успешной самореализации).

На рисунке видно, что начинающие педагоги (стаж менее 3-х лет) ценност­но ориентированы на значимость се­мейной жизни (гармонию в супруже­ских отношениях, воспитание ребенка). При этом основной жизненной угро­зой для них выступает тревога по поводу того, что у них не сложится личная жизнь (а также беспокойство по пово­ду ребенка). Что касается отношения к профессии, то на начальном этапе профессиональная успешность в прин­ципе важна, хотя и нет уверенности в том, что сфера профессиональной дея­тельности выбрана правильно.

На следующем этапе (стаж от 3-х до 8-ми лет) происходит заметное сниже­ние значимости семейной жизни и явно проявляется личностный кризис, который выражается в чувстве неуверенности от­носительно возможности жить самостоя­тельно, в том, что жизнь сложится удачно. Здесь доминируют ценности материаль­ного благополучия и хорошего здоровья.

На последующем этапе профессио­нальной деятельности (стаж от 8-ми до 18-ти лет) вытесняется этот негативный комплекс переживаний и происходит переориентация на ценность успешной профессиональной деятельности. Наи­более выражены подобные позитивные установки среди воспитателей со ста­жем от 14-ти до 18-ти лет. После этого (у педагогов со стажем от 19-ти до 23-х лет) вновь проявляется личностный кри­зис, связанный с сомнениями в успеш­ности своей личностной самореализа­ции. Подчеркнем, что эта неуверенность связана и с явным снижением ценност­ной значимости профессиональной де­ятельности. Преодоление этого кризи­са на следующем этапе (стаж более 24-х лет) обусловлено актуализацией иных ценностных ориентиров: общение с друзьями, приобщение к культуре, интерес к общественной жизни. При этом актуализируется беспокойство относительно соб­ственного здоровья, боязнь стать жертвой насилия. Параллельно возрастает и зна­чимость ценности успешной профессио­нальной деятельности, она вновь входит в число значимых жизненных ориентиров.


Фактор F3 (16,9%) «оптимизм-пес­симизм». Структура данного фактора выглядит следующим образом.

Можно заметить, что положитель­ный полюс фактора фиксирует оп­тимистичную позицию педагога относительно оценки своего будущего.

Пожалуй, единственный страх, кото­рый в данном случае связан с буду­щим, касается отсутствия внешней привлекательности. На этом полю­се расположились воспитатели со ста­жем от 14-ти до 18-ти лет (0,87) и от 18-ти до 23-х лет (0,88). То, что уве­ренность и оптимизм коррелируют с беспокойством по поводу внешней привлекательности можно рассматри­вать как своеобразную актуализацию значимости гендерной идентификации на определенных возрастных этапах среди воспитателей детских садов.

Противоположный отрицательный полюс характеризуется пессимистич­ной оценкой своего будущего благополучия и опасением стать жертвой рэкета. По сути дела - это потеря пози­тивных жизненных перспектив. Наибо­лее высокие значения на отрицательном полюсе фактора F3 отмечены среди воспитателей стажной группы от 9-ти до 13-ти лет (-1,82).

Таким образом, данный фактор фикси­рует своеобразный кризисный этап в жиз­ни педагогов стажной группы от 9-ти до 13-ти лет, характеризующийся изменени­ем жизненной позиции воспитателя и его пессимистичным настроем относительно своего будущего. Подчеркнем, что в отли­чие от отрицательного полюса фактора F2, где выражено «сомнение» в успешно­сти личностной самореализации, отрица­тельный полюс фактора F3 характеризует именно пессимизм, потерю позитивных жизненных перспектив.

Фактор F4 (13,4%) является униполяр­ным и фиксируется лишь одной шкалой - «боязнь войны». Интересно, что наибо­лее высокие значения по этому фактору имеют, как начинающие свою профес­сиональную деятельность педагоги - стажные группы менее 3-х лет (0,99) и от 3-х до 8-ми лет (0,77), так и педагоги, завершающие свою педагогическую ка­рьеру - со стажем более 24-х лет (0,97).

Завершая анализ, проанализируем характер размещения различных стажных групп по осям всех 4-х выделенных факторов (см. табл. 1). Это позволит вы­явить динамику структурных измене­ний жизненных ценностей воспитате­лей детских садов на различных этапах профессиональной карьеры. Заметим, что выше мы уже практически продела­ли часть этой работы, рассмотрев разме­щение представителей различных стажных групп в пространстве факторов F1 и F2. Здесь же лишь дополним этот анализ с учетом значений для различных стажных групп по факторам F3 и F4.

Таблица 1. Значения по осям выделенных факторов у воспитателей детских садов с разным стажем педагогической деятельности.

Стаж

F 1

«значимость семейной жизни - социальная активность»

F 2

«успешная профессио­нальная деятельность - сомнения в успешной самореализации»

F 3

«оптимизм-пессимизм»

F 4

«боязнь социальный потрясений»

менее 3-х лет

1,44

0,24

0,04

0,99

от 3-х до 8-ми лет

0,19

-0,87

0,30

0,77

от 9-ти до 13-ти лет

0,22

-0,07

-1,82

-0,89

от 14-ти до 18-ти лет

0,09

1,56

0,87

-0,83

от 19-ти до 23-х лет

-0,29

-1,26

0,88

-1,01

после 24-х лет

-1,66

0,41

-0,28

0,97

Стажная группа до 3-х лет. Для стажной группы до 3-х лет характерны край­не высокие значения на положительном полюсе фактора F1 (1,44). Это свиде­тельствует о том, что на данном этапе ценностным приоритетом является бла­гополучие в семейной жизни: наиболее важными жизненными ценностями выступают воспитание детей, гармония в супружеских отношениях, развитие своих способностей, религия. Основные тревоги связаны с успешной реализа­цией супружеской и родительской пози­ции: беспокойство за ребенка, опасения за то, что не сложится личная жизнь. По­ложительные значения по фактору F2 свидетельствуют о значимости успеш­ной профессиональной деятельности. Вместе с тем, если учесть содержание фактора F1, то на начальном этапе про­фессиональной деятельности явно про­является и неуверенность относительно правильности своего профессионально­го выбора. Достаточно выражены также опасения, связанные с глобальными со­циальными потрясениями («боязнь вой­ны»), о чем свидетельствуют высокие по­казатели по фактору F4.

Стажная группа от 3-х до 8-ми лет. Для этой стажной группы достаточ­но значимой оказывается ориентация на успешность семейной жизни (как су­пружеских, так и родительских отно­шений). Об этом свидетельствуют по­ложительные значения по фактору F1 (0,19). В то же время, мы видим (см. табл. 1), что по сравнению с воспитателя­ми предыдущей стажной группы (стаж до 3-х лет) значимость семейной жиз­ни оказывается существенно ниже. При­чем здесь актуализируется целый ком­плекс проблем, касающихся сомнений в личном благополучии, неуверенность в своей самостоятельности (см.факгорР2). В целом это кризис, связанный с лич­ностной самореализацией. Важно обра­тить внимание на то, что на данном этапе проявляются оптимистические ожидания относительно своего будущего (см. фак­тор F3). В этой стажной группе, также как и на предыдущем этапе профессиональ­ной деятельности, отмечена повышенная чувствительность к возможным социаль­ным угрозам на макроуровне (см. фак­тор F4). Характерно, что в данном случае «боязнь войны» коррелирует и со стра­хом стать «жертвой национализма» (F2). Данная стажная группа характеризуется и явно выраженной прагматической ори­ентацией на достижение материального благополучия (эта ценность также входит в фактор F2).

Стажная группа от 9-ти до 13-ти лет. В данной стажной группе, как и в преды­дущей, сохраняется ценностная ориен­тация на успешность семейной жизни. Вместе с тем, здесь явно выражены высокие значения относительно отрицатель­ного полюса фактора F3 (-1,82). Этот по­люс характеризуется пессимистичной оценкой воспитателем своего будущего. В целом данный период профессиональ­ной деятельности является продолжени­ем кризиса, начавшегося на предыдущем этапе (стажная группа от 9-ти до 13-ти лет), причем неуверенность в успешно­сти собственной самореализации пере­шла в пессимистическую оценку своих жизненных перспектив.

Стажная группа от 14-ти до 18-ти лет. Для данной стажной группы выра­жены изменения по факторам F2 (1,56) и F3 (0,87) по сравнению с предыдущи­ми стажными группами. По этим двум факторам значения меняются на про­тивоположные. В содержательном от­ношении это означает переориентацию от сомнений в успешности личностной самореализации к ценности до­стижения успеха в профессиональной деятельности (+F2) и переход от пес­симистических оценок своего будущего к оптимистичной оценке своих жизнен­ных перспектив (+F3). Таким образом, на данном этапе профессиональной де­ятельности мы сталкиваемся с существенными трансформациями в структу­ре жизненных ценностей и изменением эмоционального вектора оценки свое­го будущего. Более того, можно сделать вывод о том, что выход из личностного кризиса оказывается связан с ценност­ной переориентацией на успешность профессиональной деятельности.

Стажная группа от 19-ти до 23-х лет. Для данной группы наиболее выраже­ны отрицательные значения по факто­ру F2 (-1,26) и положительные по фак­тору F3 (0,88). Высокие значения на отрицательном полюсе F2 свидетельст­вует о том, что для педагогов этой стажной группы, в отличии предыдущего пе­риода профессиональной деятельности, приоритетным является материальное благополучие, хорошее здоровье, для них характерны сомнения в том, что бу­дущее сложится удачно. Иными слова­ми, вновь проявляется кризис, связан­ный с личностной самореализацией. При этом, кризис обусловлен не семейной ситуацией, как в стажной группе от 3-х до 8-ми лет, а связан с профессиональ­ной деятельностью. Об этом свидетель­ствует и переориентация от значимости успешной семейной жизни к установ­кам на проявление социальной активности (ценности общения, приобщения к культуре, - см. изменение значений по фактору F1). Характерно, что на данном этапе кризис профессиональной саморе­ализации происходит на фоне достаточно оптимистичных оценок своего буду­щего (см. значения по фактору F3).

Стажная группа более 24-х лет. В дан­ный период наиболее выраженными оказываются значения на отрицатель­ном полюсе фактора F1 (-1,66). Показа­тельно, что группа педагогов со стажем более 24-х лет в ценностном отношении (по фактору F1) противоположно ори­ентирована по сравнению с педагогами со стажем до 3-х лет. Таким образом, если в начале педагогической карьеры приоритетной жизненной ценностью является семейное благополучие (+F1), то в завершении профессиональной де­ятельности для педагога на первое место выступают ценности связанные с прояв­лением социальной активности: обще­ние с друзьями, полноценное приоб­щение к культуре (посещение театров, выставок, музеев и др.), политическая карьера (-F1). В качестве основных жиз­ненных страхов относительно завтраш­него дня для педагогов этой группы вы­ступают беспокойство за свое здоровье и угроза социальных потрясений («воз­можность начала войны», - см. значение по фактору F4). Показательно, что вы­ход из кризиса, связанного с личност­ной самореализацией, который характе­рен для предыдущего этапа, здесь, также как и в случае подобного кризиса в стажной группе от 3-х до 8-ми лет, связан с ценностной переориентацией на успешность в профессиональной дея­тельности. Значит «уход» в профессио­нальную деятельность имеет психотерапевтическое, компенсаторное значение.

* * *

Подводя итоги, отметим ряд наибо­лее важных моментов.

Наиболее важными жизненными цен­ностями для воспитателей детских садов являются воспитание детей, здоровье, успешная профессиональная деятель­ность. При этом проявилась взаимос­вязь между социально-профессиональ­ным статусом педагога и значимостью успешной реализации своей професси­ональной деятельности.

В результате сравнительного анализа полученных данных с материалами пре­дыдущего опроса (проведенного в 1997 году) проявились характерные тенден­ции изменения социального самочувст­вия в данной профессиональной группе: повысилась оценка своего материально­го благополучия; увеличилась доля вос­питателей оптимистично и с уверен­ностью смотрящих в завтрашний день; снизилась напряженность относитель­но жизненных страхов и угроз.

Структурный анализ позволил выя­вить особенности доминирующих жиз­ненных ценностей на разных этапах педагогической деятельности воспита­телей детских садов. Анализ показал, что в ходе профессионального становления структура жизненных ориентаций вос­питателя претерпевает своеобразные переходы, связанные с изменением цен­ностей и разрешением кризисных ситу­аций. Приведенные данные важны, поскольку смена жизненных ориентаций педагога во многом определяет харак­тер воспитательно-образовательного процесса в детском саду, - реализация образовательной программы преломля­ется через систему ценностей педагога.

Литература:

Собкин В.С., Гумен Е.С. Социологический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. - М. : Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 29.

Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования

// Труды по социологии образования. Т. V Вып. VIII. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998.

Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ, Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. // М.: Центр социологии РАО, 1994. - 151с.

Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. // М: ЦСО РАО,1996. - 63 с.

Собкин В.С., Равлюк С.Г. Учитель об образовании: опыт социологического исследования профессиональной позиции // Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / под ред. В.С. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2004. - С. 281-335.

Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2012. - Т. 3. - С. 30-34.

Социология дошкольного воспитания // Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - 127 с.

Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. - 1999. - №1. - С.82-86.
Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Верясова Е.С.Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.134-142. doi: 2079-6617/2013.0118

Скопировано в буфер обмена

Скопировать