Поступила: 15.12.2011
Принята к публикации: 27.12.2012
Страницы: 134-142
DOI: 2079-6617/2013.0118
Ключевые слова: социология образования; дошкольное образование; анализ жизненных ценностей; психологические исследования; социально-стратификационные факторы; психология воспитателя; социальное благополучие
Собкин В.С., Верясова Е.С. Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.134-142. doi: 2079-6617/2013.0118
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье рассматривается удовлетворенность воспитателей детских садов своим материальным положением, характер предпочтения ими различных жизненных ценностей и уверенность в успешной реализации собственных планов. Эта работа основана на данных, полученных в ходе социологического опроса воспитателей детских садов г. Москвы, который был проведен Институтом социологии образования РАО.
Анализируя полученные результаты, авторы пытаются оценить значение для воспитателей ряда социально-стратификационных факторов, таких как: педагогический стаж работы, возраст, тип и уровень образования, уровень материальной обеспеченности. Полученные материалы сравниваются с результатами проведенного ими ранее опроса воспитателей детских садов, что дает возможность наметить определенные тренды изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе.
В завершение проведен структурный анализ, позволяющий сопоставить характерные взаимосвязи оценок различных жизненных ценностей и перспектив на разных этапах профессиональной карьеры воспитателя детского сада. Анализ показал, что в ходе профессионального становления структура жизненных ориентаций воспитателя претерпевает своеобразные переходы, связанные с изменением ценностей и разрешением кризисных ситуаций. Приведенные данные важны, поскольку смена жизненных ориентаций педагога во многом определяет характер воспитательно-образовательного процесса в детском саду, где реализация образовательной программы преломляется через систему ценностей педагога.
Статья основана на данных, полученных в ходе социологического опроса 320 воспитателей детских садов г. Москвы, который был проведен Институтом социологии образования РАО. Анализируя полученные данные, мы попытаемся оценить значение ряда социально-стратификационных факторов, таких как: педагогический стаж работы, возраст, тип и уровень образования, уровень материальной обеспеченности воспитателей. Полученные материалы сравниваются с результатами проведенного нами в 1997 году опроса 270 воспитателей детских садов (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998), что дает возможность наметить определенные тренды изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе. В завершение будет проведен структурный анализ, позволяющий сопоставить характерные взаимосвязи оценок различных жизненных ценностей и перспектив на разных этапах профессиональной карьеры воспитателя детского сада.
Оценка своего материального положения является важным индикатором для характеристики социального самочувствия. Поэтому, в ходе исследования воспитателям задавался специальный вопрос о том, к какому социальному слою они себя относят. Полученные ответы свидетельствуют, что к «среднеобеспеченному» слою относят себя чуть более трети воспитателей - 37,2%. Основная их часть причисляет себя либо к «малообеспеченному» слою - 42,9%, либо к «недостаточно обеспеченному» - 19,6%.
Субъективное отнесение себя к тому или иному социальному слою важно сопоставить с объективным показателем - уровнем заработной платы. Особый интерес представляет такое сопоставление в различных стажных группах воспитателей. Подобное сопоставление позволяет оценить удовлетворенность социальным положением на разных этапах карьеры. Сравнение среднего уровня заработной платы воспитателей в различных стажных группах с оценками их материального положения приведено на Рис. 1.
Рисунок 1. Динамика распределения средней заработной платы (в рублях) и отнесение себя к среднеобеспеченному слою (%) среди воспитателей с различным педагогическим стажем
Мы видим, что по мере увеличения педагогического стажа повышается уровень заработной платы воспитателя ДОУ. При этом увеличивается доля тех, кто относит себя к среднеобеспеченному слою. Однако подобная позитивная тенденция проявляется лишь на начальных этапах педагогической деятельности - только среди педагогов со стажем профессиональной деятельности до 13-ти лет. После этого, когда стаж профессиональной педагогической деятельности становится выше 14-ти лет, оценка воспитателями своего материального положения значительно снижается, о чем и свидетельствует резкое уменьшение доли тех, кто относит себя к среднеообеспеченному слою в стажной группе от 14-ти до 18-ти лет. Стажный период от 9-ти до 13-ти лет является тем оптимальным периодом профессиональной деятельности, когда и зарплата воспитателя, и оценка им своего социального положения находятся на высоком уровне. Таким образом, можно говорить об эффективности использования стажного принципа оплаты труда лишь на начальных этапах профессиональной карьеры. После же 13-ти лет работы происходит резкое снижение в оценке своего социльного статуса по уровню материальной обеспечености; и это, подчеркнем, несмотря на увеличение уровня оплаты труда (на 10%) в более старших стажных группах.
Проведенный дополнительный анализ респондентов показывает, что при оценке своего материального положения явно выделяется возрастная группа воспитателей от 46-ти до 55-ти лет. Среди них наиболее высока доля тех, кто относит себя к недостаточно обеспеченному социальному слою - 26,9%. Это свидетельствует о том, что переход в предпенсионный возраст связан с выраженными негативными переживаниями своего низкого материального статуса у значительной (каждый четвертый) части воспитателей детских садов.
Следует обратить внимание также на то, что по сравнению с опросом воспитателей, проведенным в 1997 году (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998), в 2007 году существенно выросла доля тех воспитателей, кто относит себя к среднеобеспеченному слою: с 29,2% до 37,2% (р=.04).
Ответы воспитателей на вопрос об отношении к своему будущему показали, что большинство респондентов придерживаются оптимистичной позиции. Так, 68,4% из них позитивно оценивают свои жизненные перспективы - «с уверенностью и оптимизмом смотрю в завтрашний день». По сравнению с 1997 годом доля «оптимистов» увеличилась весьма существенно (тогда их было 50,2%, р=.0001). Сегодня каждый пятый педагог (18,7%) «сомневается в том, что жизнь сложится удачно» (для сравнения: в 1997 году их было в два раза больше - 34,1%, р=.0001). Со «страхом и пессимизмом» смотрят в завтрашний день лишь немногие - 4,3% (в 1997 году на это указывал каждый шестой - 15,0%, р=.0001). Таким образом, за прошедшие десять лет эмоциональное самочувствие, связанное с оценкой жизненных перспектив воспитателей детских садов, существенно улучшилось.
Весьма показательно влияние материального статуса педагога на оценку своих жизненных перспектив. Так, если среди недостаточно обеспеченных воспитателей оптимистично смотрят в завтрашний день 63,8%, то среди воспитателей, принадлежащих к среднеобеспеченному слою, таких 75,9% (р=.02). Наряду с этим, воспитатели из среднеобеспеченного слоя, по сравнению с недостаточно обеспеченными педагогами, меньше подвержены сомнениям в том, что жизнь сложится удачно (соответственно: 14,0% и 29,3%, р=.01). Таким образом, более высокий уровень материальной обеспеченности коррелирует с позитивными оценками своего будущего. Заметим, что подобная тенденция вполне прогнозируема.
Особый интерес представляет анализ влияния педагогического стажа на оценку воспитателями успешности своих будущих перспектив. Полученные материалы показывают, что здесь явно выделяется группа педагогов со стажем от 9-ти до 13-ти лет, представители которой чаще «сомневаются» в завтрашнем дне (28,2%) и «пессимистично» настроены относительно своего будущего (12,8%). Как следствие, среди воспитателей этой стажной группы гораздо ниже доля «оптимистов» - 59,0% (для сравнения - среди воспитателей со стажем менее 3-х лет таких 89,4%, р=.001). Эти данные свидетельствуют о том, что для педагогов стажный период от 9-ти до 13-ти лет в психологическом плане является кризисным этапом, на котором происходит явная переоценка успешности своих будущих перспектив и формируется пессимистическое настроение.
Приведенные данные важно сопоставить с результатами, представленными на рисунке 1, где дана динамика уровня заработной платы и самооценка своего материального статуса в различных стажных группах. Это сопоставление показывает, что профессиональный кризис субъективно начинает переживаться раньше, чем фиксация снижения материального статуса. Более того, оценка успешности жизненных перспектив как невысоких наблюдается у педагогов как раз на пике объективного повышения их заработной платы и субъективной позитивной оценки уровня своего материального положения. Иными словами, субъективно кризис уже проявился и переживается, поскольку в дальнейшем респонденты не ждут заметных позитивных изменений в улучшении своего социального статуса («я достиг максимума, дальше каких-либо перспектив я не вижу»). Это отчетливо проявляется в оценках воспитателей со стажем от 14-ти до 18-ти лет и старше, где уровень зарплаты не позволяет уже субъективно отнести себя к среднеобеспеченному слою (см. рис. 2).
Рисунок 2. Динамика изменения доли «оптимистов» и «пессимистов» в различных возрастных группах воспитателей (%)
Важно заметить, что в возрастной группе от 44-х до 55-ти лет проявляется явное увеличение доли «неуверенных» и «пессимистов». Вхождение воспитателей в возрастную когорту людей предпенсионного возраста связано с переживанием серьезного социально-психологического кризиса более чем у трети воспитателей детских садов.
Из рисунка 2 видно, что в возрастной группе от 46-ти до 55-ти лет наблюдается резкий рост доли «сомневающихся и пессимистов» и параллельное снижение доли «оптимистов». Наиболее значимые различия выявлены по сравнению с возрастной группой от 36-ти до 45-ти лет, в которой намного меньше «пессимистов» (соответственно: 35,1% и 20,0%, р=.03) и значительно больше «оптимистов» (соответственно: 65,0% и 80,0%, р=.002). Отсюда можно сделать вывод о том, что возрастной этап от 46-ти до 55-ти лет является кризисным периодом в жизни женщин, который характеризуется сменой эмоционального вектора в оценке ими своих жизненных перспектив.
Рассмотрим теперь те основные страхи и опасения, которые влияют на оценку воспитателями своих жизненных перспектив. На первом месте по значимости для воспитателей стоит «беспокойство за своего ребенка» (67,9%). На втором - «боязнь войны» (49%); на третьем месте - «беспокойство за свое здоровье» (48,6%). Остальные факторы, вызывающие опасения воспитателей, распределились следующим образом: «опасения стать жертвой насилия, преступления» - 9,8%, «неуверенность в собственной самостоятельности» - 6,4%, «боязнь смерти» - 6,4% , «неуверенность в правильности выбора своей профессии» - 3,7% , «отсутствие внешней привлекательности» - 2,0%, «опасения стать жертвой национализма» - 1,7% и «рэкета» - 1,0%.
Опасения и страхи, с которыми педагоги связывают свои возможные неудачи в будущем, существенно различаются в различных стажных группах. Так, опасения за свою личную жизнь чаще фиксируют молодые воспитатели со стажем от 3-х до 8-ми лет, чем воспитатели со стажнем более 24-х лет (соответственно: 10,9% и 1,5%, р=.03). Воспитатели же со стажем более 24-х лет, по сравнению с начинающими педагогами ( со стажем менее 3-х лет) чаще беспокоятся за свое здоровье (соответственно: 75,4% и 26,7%, р=.0001) и опасаются стать жертвой насилия, преступления (соответственно: 18,5% и 4,4%, р=.02). Подобные изменения, в свою очередь, фиксируют приоритетность тех или иных жизненных ценностей на разных этапах профессиональной деятельности. Так, если для молодых педагогов наиболее значимой ценностью является благополучие в личной жизни, то для пожилых воспитателей залогом успешного будущего выступает хорошее здоровье.
В целом приведенные результаты показывают, что наиболее оптимистичны относительно своего будущего молодые педагоги с небольшим педагогическим стажем. По мере увеличения стажа и возраста оценки воспитателей становятся все более пессимистичными, среди них растет доля тех, кто сомневается в том, что жизнь сложится удачно. Параллельно изменяется и сама структура страхов и опасений воспитателей относительно своего будущего.
Характерно, что по сравнению с опросом 1997 года (Собкин В.С., Марич Е.М., 1998) структура жизненных страхов среди воспитателей детских садов практически не изменилась. Можно лишь отметить снижение значимости таких страхов как «боязнь войны» (с 61,8% до 49,0%, р=.001), «опасений за успешность личной жизни» (с 11,6% до 5,4%, р=.006), «неуверенности в своей самостоятельности» (с 12,0% до 6,4%, р=.01) и «правильности выбора профессии» (с 7,5% до 3,7%, р=.04). Это позволяет сделать вывод об инвариантности структуры восприятия жизненных угроз в данной профессиональной группе.
Рассмотрение значимости для воспитателей тех или иных жизненных ценностей позволит определить тот общий ценностный и жизненный контекст, в котором реализуется профессиональная деятельность.
С целью определения наиболее значимых жизненных ценностей, воспитателям был задан вопрос о том, что для них самое главное в жизни. Отвечая на него, 57,3% воспитателей указали «воспитание детей». Вторым по значимости является «хорошее здоровье» - 52,9%. Практически столько же (52,2%) отмечают значимость «успешной профессиональной деятельности». На четвертом месте - «гармония супружеских отношений», которую отметили 45,2% опрошенных. На пятом и шестом местах - «материальное благополучие» (24,5%) и полноценное общение с друзьями (22,0%). Другие жизненные ценности отмечались существенно реже и распределились следующим образом: «развитие своих способностей» - 14,3%, «полноценное приобщение к культуре» (посещение театров, выставок, музеев и т.д.) - 8,0%, «религия» - 1,9% и «успешная политическая карьера» - 0,3%.
Приоритеты в иерархии жизненных ценностей существенно меняются на разных этапах профессиональной карьеры. Так, для воспитателей, лишь начавших свою профессиональную педагогическую деятельность (со стажем менее 3-х лет), по сравнению с воспитателями с большим педагогическим стажем (более 24-х лет), наиболее важными являются гармония в супружеских отношениях (соответственно: 54,9% и 36,2%, р=.04) и воспитание детей (соответственно: 70,6% и 37,7%, р=.0005). Для воспитателей же со стажем более 24-х лет наибольшее значение имеет успешная профессиональная карьера (66,7%), здоровье (59,4%) и полноценное общение с друзьями (33,8%).
На изменения в структуре жизненных ценностей значительное влияние оказывает возраст. Особо отметим динамику изменения значимости трех ценностей: успешность профессиональной деятельности, достижение материального благополучия и гармония в супружеских отношениях (см. рис. 3).
Рисунок 3. Динамика изменений значимости жизненных ценностей среди воспитателей в зависимости от их возраста (%)
Как видно из рисунка 3, для воспитателей с возрастом увеличивается значимость успешной профессиональной деятельности и одновременно с этим снижается значение гармонии в супружеских отношениях. Значение такой прагматической ценности, как достижение материального благополучия, снижается по мере увеличения возраста вплоть до 45-ти лет и затем при вхождении в предпенсионный возраст (группа 46-55 лет) резко повышается. Это подтверждает приведенный выше вывод о том, что данный возрастной период является кризисным этапом, который характеризуется низкой самооценкой своего материального статуса.
И, наконец, помимо стажа и возраста на значимость тех или иных ценностей оказывает особое влияние уровень и тип образования воспитателей. Так, развитие своих способностей более часто отмечается воспитателями с непедагогическим высшим образованием, по сравнению с воспитателями с непедагогическим средним образованием (соответственно: 27,3% и 4,0%, р=.03). Для воспитателей с высшим педагогическим образованием приоритетным является успешная профессиональная деятельность; здесь различия наиболее значимы по сравнению с ответами воспитателей с высшим непедагогическим образованием (соответственно: 56,8% и 36,0%, р=.02).
Структурный анализ жизненных ориентаций воспитателей важен, поскольку позволяет выяснить, в каком ценностно-смысловом жизненном контексте реализуется деятельность воспитателя детского сада на разных этапах его профессиональной карьеры. Для его реализации при обработке полученных данных был использован метод факторного анализа. Для этого была сформирована матрица исходных данных: строки матрицы представляют 24 варианта ответов на вопросы анкеты о жизненных ценностях, страхах и опасениях воспитателей относительно своего будущего. Столбцы матрицы задают 6 различных стажных групп воспитателей. Ячейка матрицы содержит данные о частоте выбора конкретного варианта ответа (строка) в соответствующей стажной группе респондентов (столбец). Общая размерность матрицы 24х6 (строки на столбцы). Матрица исходных данных была факторизована методом Главных Компонент с последующим вращением по критерию Varimax Кайзера. Результаты факторного анализа позволяют выделить те факторы, которые характеризуют ценностно-смысловые векторы, ориентирующие жизненное пространство воспитателей детских садов. В то же время, рассмотрение особенностей размещения различных стажных групп по осям выделенных факторов, дает возможность охарактеризовать динамику структурных изменений жизненных ориентаций воспитателей на разных этапах профессиональной деятельности.
В результате факторного анализа усредненной матрицы данных были выделены четыре фактора, которые описывают 93,1% общей суммарной дисперсии.
Первый фактор F1 (вклад в общую суммарную дисперсию 37,5%) «значимость семейной жизни - социальная активность» имеет биполярную структуру:
На положительном полюсе данного фактора сгруппировались разнообразные суждения, большинство из которых центрировано на семейной жизни: воспитание детей, гармония в супружеских отношениях, беспокойство за своего ребенка, опасения за возможные неудачи в личной жизни. Подчеркнем. что подобное сочетание ценностей и страхов свидетельствует о значимости как супружеской, так и родительской позиции. Существенно, что наряду с приоритетностью семейной жизни в данный фактор попала и неуверенность воспитателя в правильности выбора своей профессии. Это позволяет сделать вывод о том, что профессиональная деятельность играет в данном случае второстепенную роль по сравнению с семейными ценностями. Показательно, что наиболее высокие значения на положительном полюсе данного фактора имеют педагоги, начинающие свою профессиональную деятельность, со стажем менее 3-х лет (1,44). С учетом, что это, как правило, молодые женщины, недавно закончившие педучилище или педвуз, подобная ценностная доминанта здесь вполне естественна.
Отрицательный полюс фактора F1 характеризует приоритетность проявлений разнообразных форм социальной активности: ценность общения с друзьями, политическая карьера и полноценное приобщение к культуре (посещение театров, выставок, музеев и т.д.). Возможные жизненные угрозы в данном случае связываются со здоровьем и опасением стать жертвой преступления, насилия. Наиболее высокие значения на этом полюсе данного фактора имеют воспитатели со стажем более 24-х лет (-1,66).
Таким образом, данный фактор дифференцирует жизненные позиции двух стажных групп: начинающих воспитателей со стажем до 3-х лет и воспитателей, завершающих свою педагогическую карьеру (со стажем более 24-х лет).
Фактор F2 (25,2%) «успешная профессиональная деятельность - сомнения в успешной самореализации» имеет биполярную структуру:
Положительный полюс данного фактора фиксирует успешность профессиональной деятельности в качестве жизненного приоритета. С наибольшим значением здесь расположились ответы педагогов стажной группы от 14-ти до 18-ти лет (1,56). Это позволяет сделать вывод о том, что именно для педагогов этой стажной группы ценностной доминантой является профессиональная самореализация.
На отрицательном полюсе фактора группируется ряд характеристик: сомнение в личном благополучии, неуверенность в своей самостоятельности, боязнь стать жертвой насилия, а также прагматическая ориентация на достижение материального благополучия. Судя по содержанию шкал, определяющих данный полюс фактора, можно рассматривать его как фиксацию неуверенности в своей личностной самореализации. Наиболее высокие значения по данному фактору имеют воспитатели со стажем от 3-х до 8-ми лет (-0,87) и стажем от 19-ти до 23-ти лет (-1,26).
Судя по динамике размещения вдоль оси данного фактора представителей различных стажных групп, можно сделать вывод о том, что отрицательный полюс фиксирует переживание характерных личностных кризисов на разных этапах профессиональной карьеры. Наглядно это можно проследить, обратившись к рисунку 4, где представлено размещение различных стажных групп воспитателей детских садов в пространстве факторов F1 и F2.
Рисунок 4. Размещение позиций воспитателей с разным педагогическим стажем по осям факторов F1 (значимость семейной жизни - социальная активность) и F2 (успешная профессиональная деятельность - сомнения в успешной самореализации).
На рисунке видно, что начинающие педагоги (стаж менее 3-х лет) ценностно ориентированы на значимость семейной жизни (гармонию в супружеских отношениях, воспитание ребенка). При этом основной жизненной угрозой для них выступает тревога по поводу того, что у них не сложится личная жизнь (а также беспокойство по поводу ребенка). Что касается отношения к профессии, то на начальном этапе профессиональная успешность в принципе важна, хотя и нет уверенности в том, что сфера профессиональной деятельности выбрана правильно.
На следующем этапе (стаж от 3-х до 8-ми лет) происходит заметное снижение значимости семейной жизни и явно проявляется личностный кризис, который выражается в чувстве неуверенности относительно возможности жить самостоятельно, в том, что жизнь сложится удачно. Здесь доминируют ценности материального благополучия и хорошего здоровья.
На последующем этапе профессиональной деятельности (стаж от 8-ми до 18-ти лет) вытесняется этот негативный комплекс переживаний и происходит переориентация на ценность успешной профессиональной деятельности. Наиболее выражены подобные позитивные установки среди воспитателей со стажем от 14-ти до 18-ти лет. После этого (у педагогов со стажем от 19-ти до 23-х лет) вновь проявляется личностный кризис, связанный с сомнениями в успешности своей личностной самореализации. Подчеркнем, что эта неуверенность связана и с явным снижением ценностной значимости профессиональной деятельности. Преодоление этого кризиса на следующем этапе (стаж более 24-х лет) обусловлено актуализацией иных ценностных ориентиров: общение с друзьями, приобщение к культуре, интерес к общественной жизни. При этом актуализируется беспокойство относительно собственного здоровья, боязнь стать жертвой насилия. Параллельно возрастает и значимость ценности успешной профессиональной деятельности, она вновь входит в число значимых жизненных ориентиров.
Фактор F3 (16,9%) «оптимизм-пессимизм». Структура данного фактора выглядит следующим образом.
Можно заметить, что положительный полюс фактора фиксирует оптимистичную позицию педагога относительно оценки своего будущего.
Пожалуй, единственный страх, который в данном случае связан с будущим, касается отсутствия внешней привлекательности. На этом полюсе расположились воспитатели со стажем от 14-ти до 18-ти лет (0,87) и от 18-ти до 23-х лет (0,88). То, что уверенность и оптимизм коррелируют с беспокойством по поводу внешней привлекательности можно рассматривать как своеобразную актуализацию значимости гендерной идентификации на определенных возрастных этапах среди воспитателей детских садов.
Противоположный отрицательный полюс характеризуется пессимистичной оценкой своего будущего благополучия и опасением стать жертвой рэкета. По сути дела - это потеря позитивных жизненных перспектив. Наиболее высокие значения на отрицательном полюсе фактора F3 отмечены среди воспитателей стажной группы от 9-ти до 13-ти лет (-1,82).
Таким образом, данный фактор фиксирует своеобразный кризисный этап в жизни педагогов стажной группы от 9-ти до 13-ти лет, характеризующийся изменением жизненной позиции воспитателя и его пессимистичным настроем относительно своего будущего. Подчеркнем, что в отличие от отрицательного полюса фактора F2, где выражено «сомнение» в успешности личностной самореализации, отрицательный полюс фактора F3 характеризует именно пессимизм, потерю позитивных жизненных перспектив.
Фактор F4 (13,4%) является униполярным и фиксируется лишь одной шкалой - «боязнь войны». Интересно, что наиболее высокие значения по этому фактору имеют, как начинающие свою профессиональную деятельность педагоги - стажные группы менее 3-х лет (0,99) и от 3-х до 8-ми лет (0,77), так и педагоги, завершающие свою педагогическую карьеру - со стажем более 24-х лет (0,97).
Завершая анализ, проанализируем характер размещения различных стажных групп по осям всех 4-х выделенных факторов (см. табл. 1). Это позволит выявить динамику структурных изменений жизненных ценностей воспитателей детских садов на различных этапах профессиональной карьеры. Заметим, что выше мы уже практически проделали часть этой работы, рассмотрев размещение представителей различных стажных групп в пространстве факторов F1 и F2. Здесь же лишь дополним этот анализ с учетом значений для различных стажных групп по факторам F3 и F4.
Таблица 1. Значения по осям выделенных факторов у воспитателей детских садов с разным стажем педагогической деятельности.
Стаж |
F 1 «значимость семейной жизни - социальная активность» |
F 2 «успешная профессиональная деятельность - сомнения в успешной самореализации» |
F 3 «оптимизм-пессимизм» |
F 4 «боязнь социальный потрясений» |
менее 3-х лет |
1,44 |
0,24 |
0,04 |
0,99 |
от 3-х до 8-ми лет |
0,19 |
-0,87 |
0,30 |
0,77 |
от 9-ти до 13-ти лет |
0,22 |
-0,07 |
-1,82 |
-0,89 |
от 14-ти до 18-ти лет |
0,09 |
1,56 |
0,87 |
-0,83 |
от 19-ти до 23-х лет |
-0,29 |
-1,26 |
0,88 |
-1,01 |
после 24-х лет |
-1,66 |
0,41 |
-0,28 |
0,97 |
Стажная группа до 3-х лет. Для стажной группы до 3-х лет характерны крайне высокие значения на положительном полюсе фактора F1 (1,44). Это свидетельствует о том, что на данном этапе ценностным приоритетом является благополучие в семейной жизни: наиболее важными жизненными ценностями выступают воспитание детей, гармония в супружеских отношениях, развитие своих способностей, религия. Основные тревоги связаны с успешной реализацией супружеской и родительской позиции: беспокойство за ребенка, опасения за то, что не сложится личная жизнь. Положительные значения по фактору F2 свидетельствуют о значимости успешной профессиональной деятельности. Вместе с тем, если учесть содержание фактора F1, то на начальном этапе профессиональной деятельности явно проявляется и неуверенность относительно правильности своего профессионального выбора. Достаточно выражены также опасения, связанные с глобальными социальными потрясениями («боязнь войны»), о чем свидетельствуют высокие показатели по фактору F4.
Стажная группа от 3-х до 8-ми лет. Для этой стажной группы достаточно значимой оказывается ориентация на успешность семейной жизни (как супружеских, так и родительских отношений). Об этом свидетельствуют положительные значения по фактору F1 (0,19). В то же время, мы видим (см. табл. 1), что по сравнению с воспитателями предыдущей стажной группы (стаж до 3-х лет) значимость семейной жизни оказывается существенно ниже. Причем здесь актуализируется целый комплекс проблем, касающихся сомнений в личном благополучии, неуверенность в своей самостоятельности (см.факгорР2). В целом это кризис, связанный с личностной самореализацией. Важно обратить внимание на то, что на данном этапе проявляются оптимистические ожидания относительно своего будущего (см. фактор F3). В этой стажной группе, также как и на предыдущем этапе профессиональной деятельности, отмечена повышенная чувствительность к возможным социальным угрозам на макроуровне (см. фактор F4). Характерно, что в данном случае «боязнь войны» коррелирует и со страхом стать «жертвой национализма» (F2). Данная стажная группа характеризуется и явно выраженной прагматической ориентацией на достижение материального благополучия (эта ценность также входит в фактор F2).
Стажная группа от 9-ти до 13-ти лет. В данной стажной группе, как и в предыдущей, сохраняется ценностная ориентация на успешность семейной жизни. Вместе с тем, здесь явно выражены высокие значения относительно отрицательного полюса фактора F3 (-1,82). Этот полюс характеризуется пессимистичной оценкой воспитателем своего будущего. В целом данный период профессиональной деятельности является продолжением кризиса, начавшегося на предыдущем этапе (стажная группа от 9-ти до 13-ти лет), причем неуверенность в успешности собственной самореализации перешла в пессимистическую оценку своих жизненных перспектив.
Стажная группа от 14-ти до 18-ти лет. Для данной стажной группы выражены изменения по факторам F2 (1,56) и F3 (0,87) по сравнению с предыдущими стажными группами. По этим двум факторам значения меняются на противоположные. В содержательном отношении это означает переориентацию от сомнений в успешности личностной самореализации к ценности достижения успеха в профессиональной деятельности (+F2) и переход от пессимистических оценок своего будущего к оптимистичной оценке своих жизненных перспектив (+F3). Таким образом, на данном этапе профессиональной деятельности мы сталкиваемся с существенными трансформациями в структуре жизненных ценностей и изменением эмоционального вектора оценки своего будущего. Более того, можно сделать вывод о том, что выход из личностного кризиса оказывается связан с ценностной переориентацией на успешность профессиональной деятельности.
Стажная группа от 19-ти до 23-х лет. Для данной группы наиболее выражены отрицательные значения по фактору F2 (-1,26) и положительные по фактору F3 (0,88). Высокие значения на отрицательном полюсе F2 свидетельствует о том, что для педагогов этой стажной группы, в отличии предыдущего периода профессиональной деятельности, приоритетным является материальное благополучие, хорошее здоровье, для них характерны сомнения в том, что будущее сложится удачно. Иными словами, вновь проявляется кризис, связанный с личностной самореализацией. При этом, кризис обусловлен не семейной ситуацией, как в стажной группе от 3-х до 8-ми лет, а связан с профессиональной деятельностью. Об этом свидетельствует и переориентация от значимости успешной семейной жизни к установкам на проявление социальной активности (ценности общения, приобщения к культуре, - см. изменение значений по фактору F1). Характерно, что на данном этапе кризис профессиональной самореализации происходит на фоне достаточно оптимистичных оценок своего будущего (см. значения по фактору F3).
Стажная группа более 24-х лет. В данный период наиболее выраженными оказываются значения на отрицательном полюсе фактора F1 (-1,66). Показательно, что группа педагогов со стажем более 24-х лет в ценностном отношении (по фактору F1) противоположно ориентирована по сравнению с педагогами со стажем до 3-х лет. Таким образом, если в начале педагогической карьеры приоритетной жизненной ценностью является семейное благополучие (+F1), то в завершении профессиональной деятельности для педагога на первое место выступают ценности связанные с проявлением социальной активности: общение с друзьями, полноценное приобщение к культуре (посещение театров, выставок, музеев и др.), политическая карьера (-F1). В качестве основных жизненных страхов относительно завтрашнего дня для педагогов этой группы выступают беспокойство за свое здоровье и угроза социальных потрясений («возможность начала войны», - см. значение по фактору F4). Показательно, что выход из кризиса, связанного с личностной самореализацией, который характерен для предыдущего этапа, здесь, также как и в случае подобного кризиса в стажной группе от 3-х до 8-ми лет, связан с ценностной переориентацией на успешность в профессиональной деятельности. Значит «уход» в профессиональную деятельность имеет психотерапевтическое, компенсаторное значение.
Подводя итоги, отметим ряд наиболее важных моментов.
Наиболее важными жизненными ценностями для воспитателей детских садов являются воспитание детей, здоровье, успешная профессиональная деятельность. При этом проявилась взаимосвязь между социально-профессиональным статусом педагога и значимостью успешной реализации своей профессиональной деятельности.
В результате сравнительного анализа полученных данных с материалами предыдущего опроса (проведенного в 1997 году) проявились характерные тенденции изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе: повысилась оценка своего материального благополучия; увеличилась доля воспитателей оптимистично и с уверенностью смотрящих в завтрашний день; снизилась напряженность относительно жизненных страхов и угроз.
Структурный анализ позволил выявить особенности доминирующих жизненных ценностей на разных этапах педагогической деятельности воспитателей детских садов. Анализ показал, что в ходе профессионального становления структура жизненных ориентаций воспитателя претерпевает своеобразные переходы, связанные с изменением ценностей и разрешением кризисных ситуаций. Приведенные данные важны, поскольку смена жизненных ориентаций педагога во многом определяет характер воспитательно-образовательного процесса в детском саду, - реализация образовательной программы преломляется через систему ценностей педагога.Собкин В.С., Гумен Е.С. Социологический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. - М. : Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 29.
Собкин В.С., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования
// Труды по социологии образования. Т. V Вып. VIII. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998.
Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросс-культурный анализ, Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. // М.: Центр социологии РАО, 1994. - 151с.
Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. // М: ЦСО РАО,1996. - 63 с.
Собкин В.С., Равлюк С.Г. Учитель об образовании: опыт социологического исследования профессиональной позиции // Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XV / под ред. В.С. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2004. - С. 281-335.
Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2012. - Т. 3. - С. 30-34.
Социология дошкольного воспитания // Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX / под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006. - 127 с.
Шурова Н.В. Личностное и профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. - 1999. - №1. - С.82-86.Собкин В.С., Верясова Е.С.Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.134-142. doi: 2079-6617/2013.0118
Скопировано в буфер обмена
Скопировать