ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя

Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя

Поступила: 05.06.2013

Принята к публикации: 22.10.2013

Страницы: 89-95

DOI: 2079-6617/2013.0112

Ключевые слова: самореализация личности; управленческая деятельность; профессиональное здоровье; психологическое здоровье; управление здоровьем

Для цитирования статьи:

Бусыгина И.С., Зинченко Ю. П. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.89-95. doi: 2079-6617/2013.0112

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2013

Бусыгина Инна Сергеевна Гуманитарный университет г. Екатеринбурга

Зинченко Юрий Петрович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Должность руководителя организации предоставляет большие возможности для саморазвития человека и реализации творческого подхода к выполняемым функциям. Характер данной деятельности предъявляет объективные требования к руководителю и тем самым ограничивает свободу самовыражения, реализуется в ущерб личным интересам и самореализации. Вопреки распространенному тезису о том, что управленческая деятельность деструктивна для здоровья руководителя, и только наличие здоровья обеспечивает выполнение управленческого функционала, в статье исследуется предположение о том, что успешная самореализация руководителя может обеспечивать профессиональное здоровье.

Проведенное исследование имеет целью определение связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореализации личности в управленческой деятельности. Экспериментальную группу составили респонденты, субъективно высоко оценивающие собственное профессиональное здоровье, с отсутствием проявленного уровня стресса, удовлетворенные собственным управленческим трудом и с высокой самооценкой собственной карьерной успешности (n=50). Группа сравнения была представлена руководителями, имеющими четыре альтернативных показателя профессионального здоровья, но тождественных по социально- демографическим характеристикам и организационно-психологическим параметрам своей управленческой деятельности. Процедура исследования предполагала преддиагностическое тестирование (для дифференциации групп респондентов по уровню профессионального здоровья) и собственно исследование самореализации личности руководителя (самоактуализационный тест; тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева; личностный опросник; методика «Свободный выбор ценностей»). Математическая обработка результатов проводилась с использованием корреляционного анализа, T-критерия Стьюдента. Результаты показали, что в группе «профессионально-здоровых» руководителей самореализация характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, независимостью, осмысленностью управленческого труда и жизни в целом, целеустремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенностью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контролировать свою жизнь, адаптированностью. Таким образом, профессиональное здоровье связано со зрелостью личности и с управленческой самореализацией.

В последние десятилетия форми­руется качественно иное отношение к пониманию здоровья применительно к профессиональной сфере деятельности человека. Присталь­ное внимание специалистов к проблеме профессионального здоровья связано с тем, что здоровье работника рассма­тривается не только как экономическая ценность (наряду с прибыльностью про­изводства), но и необходимое условие повышения результативности и каче­ства труда. Исследователи вводят поня­тие «управление здоровьем», рассматри­вая его как «принятие решения о тех или иных способах здорового поведе­ния, основанное на исходной информа­ции о его состоянии» (Мельник, 1999). Управленческая деятельность требует профессионального здоровья и долго­летия руководителя, поскольку характер управленческого труда позволяет с пол­ным правом относить его к видам тру­довой деятельности, предъявляющим повышенные требования к физическим и психоэмоциональным аспектам здо­ровья работающих (Казаков, Широнин, 2010).

Руководителю приходится выдержи­вать социальные, психологические, про­фессиональные нагрузки, возникающие в организационной деятельности и про­фессиональном развитии. Руководящая деятельность требует навыков исполь­зования ресурсов, инициирующих возможность управления профессиональ­ным здоровьем, готовности действовать в деструктивных, опасных для здоровья ситуациях, формирования исследова­тельской позиции в этих ситуациях, по­зволяющей менять себя, гибко реагиро­вать и сохранять баланс сил личности и организма.

Исследования профессионального здоровья руководителей довольно широ­ко представлены в литературе как теоре­тико-методологического (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, С.К. Нартова-Бочавер), так и экспериментально-исследователь­ского характера (В.В. Бойко, ТЛ. Крюкова и др.). Основной акцент в современных исследованиях делается на сложности управленческого труда, влиянии на руко­водителя стрессогенных факторов, вызы­вающих появление профессионального стресса, профессиональном выгорании, снижении физического и психологи­ческого здоровья. А в качестве компен­сации - развитие стресс-совладающего поведения (В.А. Ташлыков, ГЛ. Исурина, В.М. Ялтонский, В.А. Абабков, А.А. Качина, С.А. Кулаков, А.Б. Леонова, Н.Е. Водо­пьянова, R.S. Lazarus, S. Folkman, H. Weber и др.). Такой подход в исследованиях по­нятен и оправдан влиянием человеческо­го фактора в руководящей деятельности, однако направленность исследований на условия профессионального здоровья руководителя, в том числе, психологиче­ского здоровья, крайне незначительна.

В современной психологической науке однозначного понимания кате­гории «профессиональное здоровье руководителя» нет. Исследователи про­фессионального здоровья предполага­ют, что под этой категорией можно по­нимать свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и за­щитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и рабо­тоспособность при всех условиях про­фессиональной деятельности (В.А. По­номаренко), либо шире - как свойство организма сохранять заданные ком­пенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профес­сиональная деятельность (С.А. Бугров).

А.Г Маклаков отмечает, что професси­ональное здоровье - это определенный уровень характеристик здоровья специ­алиста, отвечающий требованиям про­фессиональной деятельности и обеспе­чивающий ее высокую эффективность (Маклаков, 2001). РА. Березовская ана­лизирует профессиональное здоровье как меру согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности (Березовская, 1999). По мнению А.В. Антоновского, «общим для всех этих определений является рассмо­трение профессионального здоровья как интегративного образования в рамках системы «здоровье - адаптированность - работоспособность - эффектив­ность» (Шувалов, 2004).

Представляется продуктивной трак­товка профессионального здоровья ру­ководителя как состояния, отражающе­го уровень необходимой и достаточной физической и психологической фун­кциональности, которая позволяет эф­фективно вести управленческую деятельность (принимать оптимальные управленческие решения).

Исследование отношения менед­жеров к собственному здоровью по­казывает слабо отрефлексированное понимание руководителями его зна­чения для успешного труда (Березовская, 1999). В индивидуальной иерархии ценностей большинства менеджеров здоровье как терминальная ценность занимает менее значимое место, чем работа (или карьера). Для 60% совре­менных руководителей доминирующей потребностью является «возможность сделать карьеру». Менее 40% опрошен­ных руководителей включили здоро­вье в первую тройку жизненных ценно­стей. Анализ места здоровья в системе инструментальных ценностей показал, что в индивидуальной иерархии совре­менных руководителей оно также за­нимает достаточно низкое место, т.е. хорошее здоровье не расценивается большинством управленцев как сред­ство достижения жизненно важных це­лей. Однако ученые утверждают, что «здоровье - базовое условие реализации продуктивной профессиональной деятельности человека, приоритетная ценность, обеспечивающая активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с его образом жизни» (Кандыбович С.Л., Секач М.Ф., 2011).

В 2013 году было проведено эмпи­рическое исследование содержания и структуры представлений о психологи­ческом здоровье у руководителей выс­шего звена (г. Екатеринбург, n=30).

Для выявления особенностей пред­ставления о здоровье в русле профессио­нальной деятельности были использова­ны следующие методы: семантического дифференциала, метод свободного эссе на тему «Что такое здоровье?», рисуноч­ная проективная методика «Мое здоро­вье». Результаты были обработаны при помощи контент-анализа. Значимость результатов была подтверждена крите­рием Фишера (сравнение с выборкой специалистов).

В ходе исследования выделен пе­речень представлений руководителей о здоровье. Категория здоровья раскрывается через активность, жизнера­достность, здоровье ассоциируется с активной жизненной позицией и не- улыбку, что говорит о высоком значе­нии эмоционального проявления здо­ровья, положительных эмоций, хороше­го настроения. Многие из них отмечают, что здоровье - это состояние, при ко­тором есть желание и возможности са­мореализации. Половина респондентов не ощущает ни излишней тревожности, ни неуверенности по поводу здоровья (Ф=2,823, p>0,01). В группе специали­стов дается мало субъективных оценок здоровья, они формализованы, выска­зывания эмоционально не окрашены. Различие между показателями двух групп является статистически значимым (Ф=3,865, р>0,01).

Здоровью отводится одно из пер­востепенных мест в собственном раз­витии. При этом руководители, формально связывая понятие здоровья и эффективности собственной рабо­ты, фактически не демонстрируют это­го понимания на бессознательном уровне, что проявляется в результатах проективных методик. Можно предпо­ложить, что основная причина невнима­ния руководителей к своему здоровью заключается не в том, что они не хо­тят заботиться о себе, а в том, что они не осознают ту важную роль, которую играет здоровье (как физическое, так и психическое) в эффективном осу­ществлении управленческой деятель­ности. Особенности поведения ру­ководителей предопределяет, скорее, мотив избегания заболевания, т.е. забота в случае заболевания или ухудшения са­мочувствия за профессиональной по­мощью обращаются не более 40% ру­ководителей; не проводят никакие профилактические мероприятия 77%; скрывают информацию о состоянии своего здоровья 83%.

Анализ представлений руководите­лей о своем здоровье показал, что наи­более адекватные представления у сов­ременных руководителей есть только о факторах, негативно воздействует на их здоровье, в то время как знаний о фак­торах, укрепляющих здоровье (в том чи­сле профессиональное), практически нет. Кроме того, важно иметь в виду, что у современных руководителей не сфор­мированы представления о том, что та­кое здоровье вообще, то есть отсутствует «внутренний эталон», с которым можно было бы сравнивать свое актуальное состояние и оценивать уровень здоровья. В целом отношение управленческих ка­дров к своему здоровью характеризуется пассивностью и безответственностью. Действительно, практически никто из опрошенных респондентов не занимается регулярным поддержанием своего здоровья, не практикует специальных оздоровительных систем, не исполь­зует техники релаксации и т.д. Совре­менные руководители весьма насторо­женно относятся к медикам, обращаясь за профессиональной помощью лишь в крайних случаях. А так как навыки самосохранительного поведения у них не сформированы, сталкиваясь с проблемами в области здоровья, они склонны их игнорировать или даже отрицать.

При этом представления о физиче­ском здоровье у руководителей более осознанны, чем представления о здо­ровье психологическом. Психологиче­ское здоровье ассоциируется с устойчивостью к стрессам, спокойствием, решительностью, адекватностью реак­ций руководителей; либо определяет­ся «от противного» - «не психует», «не кричит», «не принимает алкоголь, чтобы снять усталость».

Действительно, не только в обыден­ном сознании руководителей, но и в психологической науке в целом психологическое здоровье определено не­достаточно четко. В отечественной ли­тературе термин «психологическое здоровье» определяется в словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием бо­лезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окру­жающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психологи­ческое здоровье принято различать с психическим здоровьем и исследовать в рамках феноменологического, адапта­ционного, системного подходов.

Так, определяя психологическое здо­ровье как систему, О.В. Хухлаева выделя­ет его компоненты:

  • аксиологический: содержательно представлен ценностями собственно­го «Я» человека и ценностями «Я» дру­гих людей - абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, принятие других людей вне зависимости от их специфики;

  • инструментальный: предполагает на­личие рефлексии как средства само­познания, способности концентри­ровать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во вза­имоотношениях с другими людьми;

  • потребностно-мотивационный: пред­полагает наличие у человека потреб­ности в саморазвитии. Это означа­ет, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет вну­тренний источник активности, вы­ступающий двигателем его развития (Хухлаева, 2001).

Говоря о психологическом здоровье руководителей, следует исходить из си­стемного подхода, при котором качест­во здоровья определяется не только так называемыми «горизонтальными» направлениями развития (физической и психической составляющими здоровья), но и «вертикальными» связями (духов­ная составляющая), что является необ­ходимым условием гармоничного раз­вития человека.

Это отмечают как отечественные, так и зарубежные исследователи, указывая на однозначную связь психологическо­го здоровья и самосознания личности (Г.С. Абрамова, Э.Ф. Зеер, М.К. Тутушкина, ТВ. Форманюк, Ю.А. Юдчиц, А. Ад­лер, К. Хорни, К.-Г. Юнг, Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм). «Жизнь и здоровье несут в себе свойства безопасности существования, в связи с чем физическая безопасность определяет необходимые условия здорового существования человека. Одна­ко, даже в самой экстремальной ситу­ации, именно от самого субъекта (его поведенческой гибкости, умения быстро ориентироваться в ситуации и быстро принимать нестандартные решения) за­висит благополучный исход и здоровье человека (Зотова, 2011).

Психологическое здоровье руководи­телей признается некоторыми авторами как производная от рискогенных нагру­зок управленческого труда и считается подверженным стресс-индуцированной патологии (Хмарук, Степанова, 2012). Другие авторы констатируют, что психо­логическое здоровье управленческих ка­дров подчиняется классовому градиенту, то есть всегда лучше, чем у других групп работающих (Гурвич, 1999).

Мы предполагаем, что психологи­ческое здоровье является системным новообразованием самодостаточной, самореализованной и самоактуализиро- ванной личности. Упоминание об этом мы находим в трудах А. Маслоу, К. Род­жерса, Р. Ассаджоли, Э. Шострома. Если по личностным качествам и психиче­скому складу возможна самореализация руководителя в управленческом труде, то, при констатации влияния всех стрессогенных факторов, это является осно­вой, базисом его психологического (и физического!) здоровья. «Когда в куль­туре существует акцентирование цели успеха, ослабевает конформность к ин­ституционально приписанным форма­там и стратегиям достижения этой цели, однако важно существование образцов возрастающего оптимизма, связанного с шансами достижения успеха в профес­сиональной сфере» (Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., 2011).

По своей природе самореализация человека предполагает его активность в направлении разрешения проблем. Включенный в сложную социальную систему индивид стремится направить собственную активность во благо обще­ства, других людей, что может обеспе­чить более полное его удовлетворение своими действиями, осознание собст­венной значимости, удовлетворенность жизнью, состояние гармонии. В этом случае мы имеем дело с людьми психо­логически здоровыми, успешно реали­зующими собственный потенциал в вы­полняемой работе (Казаков, Широнин, 2010).

В 2011-2013 гг. нами проведено ис­следование с целью определения связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореали­зации личности в управленческой деятельности.

В качестве основной (эксперимен­тальной) исследуемой группы высту­пили 50 руководителей, работающих в реальном секторе экономики города Екатеринбурга (производство, оптово­розничная торговля).

Включение руководителей в исследу­емую группу производилось по резуль­татам предварительной диагностики по четырем параметрам:

  1. оценка собственного профессиональ­ного здоровья по шкале от 0 (абсо­лютно нездоров) до 100 (абсолютно здоров), причем в эксперименталь­ную группу попали те руководители, которые выставляли себе от 75 баллов и выше, т.е. чувствовали себя здоровы­ми в профессиональном плане;

  2. выявление стресса трех следующих уровней: «умеренный уровень стрес­са», «низкий уровень стресса» и «пре­дельно-низкий уровень стресса» по методике ИДИКС (А.Б. Леоновой) ;

  3. исследование удовлетворенности тру­дом;

  4. изучение самооценки карьерной успешности.

Таким образом, респонденты, субъ­ективно высоко оценивающие собст­венное профессиональное здоровье, у которых нет проявлений стресса, удов­летворенные собственным управленче­ским трудом и с высокой оценкой своей карьерной успешности составили экспе­риментальную группу (n=50).

Группа сравнения (n=50) была пред­ставлена руководителями c четырьмя альтернативными показателями профес­сионального здоровья, но тождествен­ными по социально-демографическим характеристикам и организационно­-психологическим параметрам своей управленческой деятельности (те же предприятия, тот же уровень в управ­ленческой иерархии, то же количество сотрудников в непосредственном под­чинении).

Гипотеза исследования: качество профессионального психологического здоровья руководителей определяется самореализацией их личности в управ­ленческой деятельности.

Процедура исследования состояла из двух этапов. Первый включал преддиагностическое исследование, кото­рое проводилось для дифференциации групп респондентов по уровню профес­сионального здоровья. В рамках второго этапа было проведено комплексное психологическое обследование самореализа­ции личности руководителя в професси­ональной деятельности с применением следующего методического инструмен­тария: самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); тест смысло-жизненных ори­ентаций Д.АЛеонтьева (СЖО); 16-фактор­ный личностный опросник Р.Б. Кеттела (форма С); методика «Свободный выбор ценностей». Математическая обработка результатов (корреляционный анализ и вычисление T-критерия Стьюдента) по­зволила выявить ряд закономерностей.

Результаты. Обнаружены значи­мые взаимосвязи между отдельными компонентами самореализации и показателями профессионального здоро­вья руководителей. Профессиональное здоровье положительно связано с синергией (способностью руководителей к целостному восприятию мира и людей) (г = 0,291, р < 0,05) и приняти­ем ценностей самоактуализирующейся личности (г = 0,320, р < 0,01). Важными психологическими условиями саморе­ализации руководителей являются не­которые личностные качества, обеспе­чивающие психологическое здоровье: общительность (г = 0,372, р < 0,01), со­циальная смелость (г = 0,459, р < 0,01), доминантность (как стремление к неза­висимости и самостоятельности в при­нятии решений) (г = 0,416, р < 0,01), эмоциональная стабильность (г = 0,343, р < 0,01) низкие показатели напряженности (г = - 0,330, р < 0,01) и тревожно­сти (г = - 0,511, р < 0,01). Причем при сравнении групп руководителей с более высоким и менее высоким уровнями профессионального здоровья T-крите­рий Стьюдента выявил достоверные от­личия по параметрам: общительность (t = 3,955, р < 0,05), доминантность (t = 3,833, р < 0,05), экспрессивность (t = 2,729, р < 0,05), социальная смелость (t = 3,628, р < 0,05), эмоциональная стабиль­ность (t = 2,016, р < 0,05), тревожность (t = - 2,915, р < 0,05), напряженность (t = - 1,992, р < 0,05). Кроме того, выявлена положительная связь высокого уровня профессионального здоровья и профессиональной успешности руко­водителей с (г = 0,252, р < 0,05).

Можно предположить, что при до­стижении высокого уровня професси­ональной успешности в руководящей деятельности, управленцы получают возможность актуализировать собствен­ный потенциал здоровья.

Согласно результатам исследования, «профессионально-здоровые» руково­дители среди наиболее значимых цен­ностей выбрали работоспособность, удовольствие от работы и жизни в це­лом, результативность, искренность в контактах. Значение двух последних ценностей можно представить исходя из контекста деловых отношений, по­скольку партнерская модель взаимодействия строится на доверии и взаимопонимании. При этом в группе респондентов-руководителей с низким

профессиональным здоровьем высо­кий ранг занимали самые различные ценности (общих тенденций выявить не удалось). Одни выбирали терпи­мость, ответственность, долг и самодисциплину, другие - доминантность, наличие собственной позиции, умение «продавить» оппонента, активность. Групповой анализ данных ценностей показал высокую достоверность разли­чий - уровень значимости варьируется от 0,002 до 0,005.

Для группы сотрудников с невысоким уровнем профессионального здоровья характерна внутренняя конфликтность системы ценностей, которая подчас про­является в полярных формах. Эти руко­водители эгоцентрически сфокусирова­ны (при этом лишь небольшой процент из них сфокусирован «на дело»), уделяют большое внимание доминантности и жесткости, требованию подчинения. У «профессионально-здоровых» руко­водителей ценности имеют предметно­деятельностную основу, они выступают авторами, управленцами, лидерами соб­ственной профессиональной успешно­сти, активно добиваются результатов, будучи сфокусированными на эффектив­ных коммуникациях, удовлетворенно­сти и удовольствии от результатов труда. Фокус управленческой позиции значимо поляризует людей, поэтому показатели их профессионального здоровья начина­ют сильно отличаться.

Анализ данных теста самоактуализа­ции личности показал, что в подгруппе «профессионально-здоровых» кадров управления такие показатели, как сензитивность, спонтанность, креативность и самоуважение значимо выше (р < 0,005). Первые три показателя образуют плея­ду, характеризующую руководителя как человека, способного ценить свои дос­тоинства и уважать себя за них, как че­ловека целенаправленного, способного вести себя естественно и демонстрировать окружающим свои эмоции.

Параметры САТ, связанные с удов­летворенностью трудом, могут слу­жить потенциальными константами профессионального здоровья у руко­водителей группы сравнения. Весь­ма показательно, что они радикаль­но отличаются по своему содержанию от тех параметров САТ, которые явля­ются константами в группе «профес­сионально-здоровых» руководителей. Здесь основной константой выступает гибкость поведения - фактор, обеспе­чивающий эффективное межличност­ное взаимодействие. У группы срав­нения в качестве констант, то есть потенциальных блокаторов их профессионального здоровья, выступают показатели почти не связанные с межличностным взаимодействием – над индивидуальные характеристики. Эти характеристики находятся в плоско­сти личностных ценностей и устано­вок, таких как ригидность мышления, реактивность, авторитарный стиль от­ношения к окружающим.

По всем субшкалам теста СЖО были обнаружены значимые различия между успешными и неуспешными предпринимателями (р<0.01), кроме субшкалы Процесс (р<0.05). См. Рис. 1


Рис. 1. Различия по субшкалам теста СЖО

Общий показатель осмысленности жизни у «профессионально-здоровых» руководителей выше средних показа­телей в группе сравнения. Это характе­ризует их как людей, имеющих хоро­шие смыслы и цели в жизни, которые структурируют их жизнь и мотивиру­ют к действию. Высокие баллы по суб­шкале «Цели в жизни» показывают, что они устремлены в будущее, их цели не оторваны от реальности, они готовы не­сти за них ответственность. «Профес­сионально-здоровым» руководителям присущи такие черты, как жизнерадостность, наполненность, ощущение интересной и эмоционально насыщенной жизни (субшкала «Процесс»), они удов­летворены самореализацией (субшка­ла «Результат»), привыкли ощущать себя хозяевами своей жизни. Показатель по субшкале «Управляемость жизни» в этой группе также свидетельствует об их уверенности в том, что жизнью можно и нужно управлять, не полагаясь на дру­гих людей, судьбу, Бога, рок и т.п. Они не объясняют свой успех удачей, а апелли­руют к своим способностям и умениям.

Выводы

«Профессионально-здоровые» и ру­ководители с низким уровнем профес­сионального здоровья действительно имеют различия в профессиональной самореализации. Самореализация пер­вых характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, не­зависимостью, осмысленностью управ­ленческого труда и жизни в целом, целе­устремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенно­стью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контроли­ровать ее, адаптированностью. Таким образом, профессиональное здоровье связано и со зрелостью личности: общительностью, эмпатией, самопринятием, умением ставить цели, уверенностью в себе и своих силах, независимостью, самодостаточностью, открытостью к новому, креативностью, активностью, предприимчивостью и практичностью.

С достаточной долей уверенности можно утверждать, что профессиональ­ное здоровье руководителя связано с его управленческой самореализацией, бо­лее того - успешная самореализация ру­ководителя обеспечивает его професси­ональное здоровье.

В прикладном аспекте это указыва­ет на необходимость личностной от­ветственности руководителей за качество собственного здоровья и здоровья управляемого им персонала. При этом нацеленность на содействие обеспече­нию высокого уровня профессиональ­ного здоровья руководителя во всех его аспектах (физическом, психологическом и др.) как общественного и собственно­го блага, является составной частью под­готовки каждого управленца. В конечном счете, продуманные и активные действия по обеспечению качества здоровья - это, в первую очередь, напряженная работа по обеспечению качества собственной жизни. За результаты такой деятельности каждый руководитель должен нести пер­сональную ответственность.

Список литературы:

Березовская Р.А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник СПбГУ, 1999. - № 2. - С. 61-70

Галажинский Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности // Сибирский психологический журнал. - 2006. - №24. - С. 70-76

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1999

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Проблемы безопасности коммуникативных стратегий // Вестник Московского университета. - 2011. - № 4. - С. 24-31

Зотова О.Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011

Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. -2010. - № 1. - С. 8

Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Здоровье населения - залог стабильности и безопасности государства // Вестник Московского университета. - 2011. - № 4. - С. 32--38

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 16-24

Мельник Ю.В. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // Управление персоналом. - 1999. - № 1. - С. 94-96

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ 1991.

Хмарук И.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологические аспекты обеспечения профессионального здоровья руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 1. - С. 131-150

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001

Шувалов А.В. (2004). Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 18-33
Для цитирования статьи:

Бусыгина И.С., Зинченко Ю. П.Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.89-95. doi: 2079-6617/2013.0112

Скопировано в буфер обмена

Скопировать