Поступила: 27.12.2012
Принята к публикации: 18.01.2013
Страницы: 77-82
DOI: 2079-6617/2013.0110
Ключевые слова: охрана имеющей ценность информации; секрет производства; право на информацию; коммерческая тайна; охраняемая информация; закон об охране информации
Калятин В.О. Режим секрета производства в гражданском праве. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.77-82. doi: 2079-6617/2013.0110
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьВ статье подробно рассмотрены действующие на сегодня положения российского законодательства, направленные на охрану имеющей ценность информации.
Автор знакомит с основными инструментами, которые использует для этого право, раскрывает механизмы их действия, особенности и преимущества применения, а также имеющиеся риски использования.
Основное внимание уделяется конструкции секрета производства (ноу-хау), как инструменту для защиты информации. Использование этого механизма позволяет получить почти не ограниченную во времени охрану имеющей ценность информации, причем вариант, реализованный в российском законодательстве, дает возможность охранять практически любую информацию.
Дается определение понятия «секрет информации», которое включает в себя не только сведения об определенных технических решениях, но и любую иную информацию, имеющая ценность, что позволяет применять указанную конструкцию и в области психологии. Объясняется, что подразумевается под данным инструментом, каковы его плюсы и минусы, каким требованиям, в соответствии с законом, он должен соответствовать.
Представлены режимы его осуществления: режим коммерческой тайны, требование запрета свободного доступа третьих лиц к секрету производства и др.
Показано, как может осуществляться использование информации за пределами указанных режимов. Автор отмечает, что правовое регулирование динамично, а мы находимся на этапе, когда регулирование секретов производства может претерпеть серьезные изменения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что коммерческая тайна становится лишь одним из возможных вариантов охраны секрета производства, а выбор мер охраны отдается на усмотрение обладателю информации.
Владение информацией всегда играло большую роль в работе человека, чем бы он ни занимался: сельским хозяйством, выпуском высокотехнологичного оборудования или психологическими исследованиями. Однако мало получить информацию, важно защитить свои права на нее.
Право предоставляет для этого целый набор инструментов. Одним из них является конструкция секрета производства (ноу-хау) [1]. Использование этого механизма позволяет получить почти не ограниченную во времени охрану имеющей ценность информации, причем вариант, реализованный в российском законодательстве, дает возможность охранять практически любую информацию. Как указывает статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК РФ») секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе, о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Таким образом, в это понятие включаются не только сведения об определенных технических решениях, но и любая иная информация, имеющая ценность, что позволяет применять указанный механизм, например, и в области психологии. При этом не имеет значения, может ли эта информация быть охарактеризована как фактические данные или как самостоятельная разработка лица, носит ли она творческий характер или нет, является решением технической задачи или методикой осуществления какой- либо деятельности и т.п.
В то же время нужно помнить, что секрет производства - это сведения как таковые. Наличие исключительного права на секрет производства (например, определенную методику) дает возможность использовать ее на практике, показывать третьим лицам и т.д., что само по себе еще не означает права свободно использовать документ, в котором этот секрет производства изложен. Использование текста, изображений и иных подобных объектов находится в сфере авторского права. Соответственно, для получения полного контроля за созданной разработкой, помимо права на секрет производства, следует приобретать и права на использование объектов авторского права, воплощающих в себе этот секрет производства, а, возможно, и на иные результаты интеллектуальной деятельности.
Секрет производства может быть определен как информация, поскольку «информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [2]. Но не любая информация может рассматриваться как секрет производства, а только отвечающая требованиям, установленным в ст. 1465 ГК РФ:
она должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;
к ней должен отсутствовать свободный доступ на законном основании третьих лиц;
в отношении нее ее обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны.
Использование информации, естественно, может осуществляться и за пределами указанного режима, более того, возможно заключение договоров, регулирующих такое использование. В частности, информация, предоставляемая сторонами по договору, может определяться как конфиденциальная, что повлечет за собой необходимость сохранения этой информации в тайне и возможность привлечения к ответственности стороны, нарушившей свое обязательство по сохранению тайны. Таким образом, режимы коммерческой тайны и конфиденциальной информации оказываются достаточно близкими. Но есть и существенные различия: обязательство о конфиденциальности связывает только лицо, прямо принявшее его по договору, в отношении же секрета производства аналогичная обязанность может основываться не только на договоре, но и на законе. Ответственность нарушителя права на секрет производства определяется законом (который дает довольно большие возможности по защите интересов обладателя информации, даже если договор не предполагает ответственности за нарушение права на секрет производства), в отношении же конфиденциальной информации необходимо определение соответствующих санкций в договоре. Таким образом, каждый из этих режимов имеет свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать при выборе инструмента.
Но вернемся к упомянутым выше условиям защиты секрета производства. Ценность информации обусловлена тем, что информация неизвестна другим лицам, причем эта ценность может быть только предполагаемой (так как аналогов подобной информации на рынке может и не быть). В связи с этим обладателю информации не требуется демонстрировать наличие конкретных коммерческих предложений или обосновывать возможность коммерческого использования: достаточно иметь разумные основания предполагать, что данная информация может быть востребована третьими лицами. Это условие также не означает, что информация должна быть известна только одному лицу, более того, допускается параллельное владение секретом производства разными лицами. Но информация не должна быть известной до такой степени, чтобы ее коммерческая ценность оказалась под угрозой. В любом случае, она не должна быть открытой (хотя для нахождения экземпляра потребуется преодолеть известные сложности). Поэтому, если определенная информация (например, заимствованная методика) была опубликована (даже небольшим тиражом) и является в силу этого публично доступной, она не может рассматриваться как секрет производства. И ее использование третьими лицами будет возможным (в том числе, если изначально получение информации или публикация соответствующего материала были осуществлены с нарушением закона или договора).
Требование запрета свободного доступа третьих лиц к секрету производства на законном основании не следует абсолютизировать. Очевидно, что коммерческое использование любого секрета производства потребует раскрытия его третьим лицам - консультантам, экспертам, сотрудникам и т.д. Да и предоставление лицензии или передача исключительного права на секрет производства потребует раскрытия соответствующей информации контрагенту. Поэтому, в данном случае речь идет не о том, что информация не должна раскрываться никому, а лишь о том, что ее нельзя распространять свободно. Иными словами, лицо, получающее информацию, должно быть связано обязательством сохранения ее в тайне. Такое обязательство может вытекать из закона (например, адвокатская или врачебная тайна) или договора.
В любом случае, не стоит допускать случаев раскрытия информации кому бы то ни было, не связав его обязательством о сохранении информации в тайне. Иначе заинтересованное лицо может заявить о невыполнении обязательного условия охраны коммерческой тайны и, следовательно, о прекращении права на него. С другой стороны, лица, ранее получившие информацию от правообладателя, также могут посчитать, что они более не связаны обязательством о сохранении информации в тайне, если правообладатель сам начинает предоставлять доступ к информации без установления ограничений на ее распространение.
В ряде случаев определенные лица вправе получить доступ к охраняемой информации: сотрудники различного рода проверяющих и контролирующих органов и т.д. Но, несмотря на то, что владелец информации не может отказать им в доступе к соответствующей информации, она все равно не станет в силу этого «открытой для свободного доступа», так как условия доступа и обязанность сохранять полученную информацию в этом случае будут прямо вытекать из закона: информация становится доступной ограниченному кругу лиц, и они обязаны сохранять ее в тайне.
Наконец, третье условие касается введения режима коммерческой тайны. Содержание этого режима определяется Федеральным законом «О коммерческой тайне». Согласно ст. 3 этого закона, коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Иными словами, это комплекс мер, которые должны быть предприняты для защиты информации. Подробно перечень таких мер указан в статье 10 этого закона. Так, меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну (например, в приказе, внутреннем регламенте и т.д.);
ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана (например, в журнале доступа к коммерческой тайне);
регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Режим коммерческой тайны будет считаться выполненным только после того, как все эти меры осуществлены и только с этого момента может возникнуть право на секрет производства.
Как видно из перечня, меры носят формальный характер и направлены, преимущественно, на идентификацию определенной информации в качестве охраняемой. Какая именно информация будет включена в перечень охраняемой, остается на усмотрение владельца информации. Однако для некоторых видов сведений законом установлен прямой запрет устанавливать режим коммерческой тайны.
Такой запрет касается, прежде всего, информации, относящейся к предпринимательскому статусу самого лица. Это - информация в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры: информация, содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности и т.д. Запрет на установление режима коммерческой тайны распространяется также на некоторые сведения, касающиеся трудовых отношений, и на информацию об опасной для общества деятельности лица (о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов) и о других факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасное функционирование производственных объектов, безопасность каждого гражданина и населения в целом.
Дополнения этого перечня могут устанавливаться только федеральными законами. Таким образом, информация, полученная лицом в ходе осуществления им своей деятельности, не включенная в этот перечень, может попадать в сферу коммерческой тайны.
Право на секрет производства может приобрести любое лицо, которое ввело режим коммерческой тайны в отношении информации, отвечающей указанным выше требованиям. При этом не важно, разработало ли оно само соответствующий объект (например, методику, решение определенной задачи и т.д.) или получило его от другого лица. Тот, кто ввел режим коммерческой тайны, получает исключительное право на секрет производства. Из этого следует, что в большинстве случаев правообладателем будет иное лицо, нежели первоначальный получатель соответствующей информации - ведь режим коммерческой тайны может ввести только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В связи с этим физическим лицам, создающим новые результаты интеллектуальной деятельности или получающим иную коммерческую ценную информацию, следует быть очень аккуратными в выстраивании отношений со своими контрагентами при передаче им информации. Если они заинтересованы в получении коммерческой отдачи от ее последующего использования, им следует передавать другим лицам такую информацию только при наличии договора с контрагентом. Этот договор должен определять информацию в качестве конфиденциальной и закре плять соответствующие обязательства получателя информации.
Возможно и параллельное обладание правами на секрет производства: если одни и те же сведения получены разными лицами, каждое из них может приобрести исключительное право на секрет производства и далее самостоятельно использовать его по своему усмотрению, распоряжаться правами на него и т.д. Однако, если такое лицо публично разгласит информацию, то, в силу утраты сведениями своей «неизвестности», право на секрет производства прекратится, причем не только у этого лица, но и у всех иных обладателей тех же сведений. При этом, такое лицо не будет нести ответственности перед другими обладателями этих сведений за прекращение принадлежащих им прав.
Срок действия исключительного права на секрет производства не ограничен: теоретически оно может существовать бесконечно долго. Однако зависимость действия права от поведения иных обладателей этой же информации делает право на секрет производства весьма уязвимым. Обладатель патента является гораздо более защищенным, хотя и действие его права ограниченно сроком, да и получить патент может быть непросто. С другой стороны, патентование решения означает его раскрытие обществу, а это даст возможность конкурентам искать обходные пути - использовать решение в странах, где лицо не подало заявку на патент и т.п. В результате владелец коммерчески ценной информации оказывается перед нелегким выбором между двумя режимами. Разумным может оказаться их сочетание: патентование основных принципиальных решений и сохранение в тайне деталей используемых методик, решений, ключей к тестам и пр. В любом случае нельзя забывать, что опубликование заявки на выдачу патента приведет к прекращению действия права на соответствующий секрет производства.
Исключительное право на секрет производства уже, чем исключительные права на иные результаты интеллектуальной деятельности. Фактически, оно не дает возможности запретить другому лицу использовать тот же результат интеллектуальной деятельности, если только он не был получен этим третьим лицом от правообладателя. Таким образом, исключительное право на секрет производства сводится к праву устанавливать режим доступа к имеющейся информации и контролировать его. Поэтому, при получении информации из других источников использование этой информации будет находиться вне сферы контроля правообладателя.
Распоряжение правом на секрет производства может осуществляться в полном объеме: исключительное право может отчуждаться по договору и предоставляться по лицензии. В то же время, нужно иметь в виду, что распоряжение осуществляется именно правом на секрет производства, а не самим секретом производства, что, в частности, было отмечено и в Постановлении Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8. Право на секрет производства может быть использовано и в качестве предмета залога.
Возможен полноценный оборот прав на секрет производства, однако, в силу «уязвимости» этого права, особенно важным будет четкое определение в договоре самого объекта, порядка передачи информации, ее использования, обязанностей сторон, связанных с обеспечением сохранения информации в тайне, особенностей обмена уточнениями сведений и усовершенствования соответствующих решений и т.д. В противном случае заключение договора в отношении секрета производства создаст неоправданные риски для правообладателя.
Высококонфликтной является сфера отношений лица, создавшего соответствующий результат интеллектуальной деятельности, со своим работодателем. В отношении секретов производства действующее законодательство не предусматривает каких-либо обязательных выплат автору, поэтому размер вознаграждения в случае его выплаты будет определяться внутренними нормативными актами работодателя и договором с работником. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 1470 ГК РФ, исключительное право на секрет производства будет принадлежать работодателю в случае, если объект был создан работником в рамках своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Указание одновременно и на служебные обязанности, и на задание работодателя позволяет последнему восполнить в служебном задании возможные недостатки в определении служебных обязанностей, сделанные ранее в трудовом договоре или должностной инструкции. Но, в любом случае, конкретное задание для установления прав на секрет производства не может выходить за пределы трудовых функций работника, т.е. если работнику поручить выполнение совершенно иной работы, чем предусмотрено его трудовым договором, право на полученный секрет производства у работодателя не возникнет.
Распространенной практикой является закрепление в трудовом договоре обязанности работника сохранять соответствующую информацию в тайне в течение 3-5 лет после увольнения. Но, включая такое положение в договор, работодатель в действительности несколько ослабляет свою позицию. Согласно п. 2 ст. 1470 ГК РФ гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Таким образом, с точки зрения закона работник обязан сохранять секрет производства в тайне до тех пор, пока эта информация остается закрытой и ограничение этой обязанности сроком всего в несколько лет может быть не в интересах работодателя.
Однако какие-либо требования по сохранению информации в тайне можно предъявлять к работнику только в том случае, если он будет уведомлен о «секретном» характере информации. Это можно сделать в общем виде, определив во внутренних регламентирующих документах компании круг информации, подлежащей охране. Если работодатель не выполнит требования, установленные законодательством для режима коммерческой тайны (включая проставление на соответствующих документах грифа «Коммерческая тайна»), то возможности работодателя по защите своих интересов окажутся ограниченными - он не сможет ссылаться на нарушение работником указанного режима.
Так, например, согласно подпункту «в» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Обязанность сохранения информации в тайне должна быть предусмотрена не просто договором с работником или внутренними документами работодателя, а законом (например, такова ситуация с информацией, охраняемой в режиме коммерческой тайны).
В то же время, персональные данные других лиц (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу [3], в том числе, имена, фамилии, адреса, сведения об их взглядах, состоянии здоровья и т.д.) прямо отнесены законом к охраняемой информации. Поэтому работник обязан сохранять их в тайне, даже если режим коммерческой тайны в компании не введен. Утратить характер «персональных данных» такая информация может в случае, если она становится обезличенной и не может быть «привязана» к определенному лицу. В любом случае, для работодателя целесообразно, при необходимости предоставления работнику доступа к охраняемой информации, особенно к «чувствительным» персональным данным, в письменной форме уведомлять его о характере информации, к которой он получает доступ, и о правилах обращения с такой информацией.
Иногда возможна охрана соответствующего объекта не только в режиме коммерческой тайны, но и как изобретения, полезной модели или промышленного образца. Как известно, изобретением может быть не только определенное устройство, но и способ совершения каких-то действий, состав вещества и пр., что делает сферу применения патентного права довольно широкой. Это создает новые риски для работодателя. Если он в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента, не передаст право на получение патента другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, то, согласно п. 4 ст. 1370 ГК РФ, право на получение патента на такой объект будет принадлежать работнику. В такой ситуации работодатель сохранит только право использования этого объекта в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, определяемой договором, или, в случае спора, судом.
Таким образом, закон заставляет работодателя в короткие сроки определиться с режимом охраны. Исходя из сказанного, целесообразно всегда вводить режим коммерческой тайны в отношении соответствующего объекта не позднее четырех месяцев со дня получения работодателем уведомления от работника о достижении такого результата, даже если работодатель и не оценивал патентоспособность полученного решения. Пренебрегать этим сроком можно, только если работодатель решил, что данный объект для него интереса не представляет. Конечно, при этом желательно иметь внутренний нормативный документ, определяющий размер и условия выплаты вознаграждения автору.
Схожий подход предусмотрен законодательством и для случая создания изобретения, полезной модели или промышленного образца в рамках государственного или муниципального контракта. Если государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, нуждающегося в правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, то право на получение патента вернется к исполнителю по государственному или муниципальному контракту. Для случаев создания секрета производства такого правила не предусмотрено. В связи с этим, для исполнителя по государственному или муниципальному контракту целесообразно прямо включать в договор условие о подаче заявки.
Правовое регулирование динамично, мы находимся на этапе, когда регулирование секретов производства может претерпеть серьезные изменения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что коммерческая тайна становится лишь одним из возможных вариантов охраны секрета производства, а выбор мер охраны отдается на усмотрение обладателю информации. Он сам решает, как ограничить доступ к информации и какие меры предпринять для того, чтобы защитить эту информацию. Государство не навязывает ему определенный вариант действий, так как, прежде всего, в защите информации заинтересован он сам. Это сильно облегчает положение владельца информации, ведь его право будет признано и в тех случаях, когда меры, предусмотренные на сегодня Федеральным законом «О коммерческой тайне» (например, проставление грифа «Коммерческая тайна» и т.д.), не будут выполнены.
В то же время, проект изменений несколько сужает область действия секретов производства ввиду указания на то, что секретом производства могут быть только сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Из этого следует, что для результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых за пределами научно-технической сферы, на первый план выйдет использование режима конфиденциальности. Таким образом, при построении в компании системы охраны «закрытой» информации необходимо учитывать не только действующее на сегодняшний день законодательство, но и его возможные изменения.1.С точки зрения закона оба термина являются синонимами
2.Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»…
3.П.п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».
Калятин В.О.Режим секрета производства в гражданском праве. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.77-82. doi: 2079-6617/2013.0110
Скопировано в буфер обмена
Скопировать