ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Объекты авторского права в психодиагностике

Объекты авторского права в психодиагностике

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.12.2012

Принята к публикации: 18.01.2013

Страницы: 71-76

DOI: 2079-6617/2013.0109

Ключевые слова: психодиагностика; объект авторского права; методики; авторские права; свободное использование; служебное произведение

Для цитирования статьи:

Моргунова Е.А. Объекты авторского права в психодиагностике. // Национальный психологический журнал 2013. № 1. c.71-76. doi: 2079-6617/2013.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2013

Моргунова Елена Алексеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых и используемых в такой области психологии как психодиагностика.

Приступая к рассмотрению объектов авторского права в психодиагностике, автор считает необходимым остановиться на самом понятии объекта авторского права и его видах; затем, основываясь на этих знаниях, перейти к анализу результатов интеллектуальной деятельности, используемых в психодиагностике.

Значительное внимание в статье уделяется рассмотрению и анализу понятия объекта авторского права на примере результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в психодиагностике, классификации объектов авторского права и порядку их использования в научной, образовательной и правоприменительной деятельности ученых и специалистов-психологов. Достаточное внимание отводится вопросам правовой охраны произведений зарубежных ученых и служебных разработок психологов. Дается представление об основных авторских правах и механизме их соблюдения при использовании тестов, анкет, методик, компьютерных программ и т.п. Перечислены случаи свободного использования произведения применительно к психодиагностике.

Анализируется непростая проблема защиты творчества. С этой позиции рассматриваются различные аспекты этого понятия. В зависимости от того, основано или нет вновь созданное произведение на произведениях существовавших ранее, можно различать оригинальное, производное и составное произведение. Оригинальным является такое произведение, в котором все его элементы формы созданы определенным лицом или лицами самостоятельно без заимствования.

В работе «Основы психодиагности­ки» А.В. Шмелев [1] дает очень ясное и четкое определение понятию «психодиагностика. Он пишет, что «пси­ходиагностика - это область психологи­ческой науки и одновременно важней­шая форма психологической практики, которая связана с разработкой и исполь­зованием разнообразных методов рас­познавания индивидуальных психоло­гических особенностей человека». Как любая область науки психодиагностика, представляющая собой систему знаний, связана как с изучением и использовани­ем уже созданных результатов интеллек­туальной деятельности, так и с разработкой новых. Для выявления определенных психологических свойств пациента спе­циалист, осуществляющий диагностику, знакомится с инструкцией по проведе­нию того или иного диагностического метода. Он может в зависимости от его особенностей предложить пациенту за­полнить опросник или пройти ряд тестов, разработанных другими специалистами. Вместе с тем, сам тест может быть связан с уже существовавшими до его создания или созданными параллельно с ним ре­зультатами интеллектуальной деятельнос­ти. Так, в тесте Анастази (А. Анастази, т. 2, С. 62) ребенку предъявляются 4 картинки (изображения кошки, домика, клоуна и т. д.) и называется каждая из них. Затем его просят отобрать те, которые начинают­ся с определенного звука (например, «к»). Для организации выполнения данного за­дания специалист должен подобрать кар­тинки. Они могут быть созданы специаль­но для проведения теста или же взяты из детских журналов, игр.

Широкое применение в работе с детьми получили графические проек­тивные методики, такие как «нарисуй че­ловека», «нарисуй дерево». Выполняя за­дания, содержащиеся в них, маленький пациент занимается творческим трудом, а его результаты оцениваются психоло­гом. Сами специалисты для удобства мо­гут вести учет психического состояния своих клиентов не на бумаге, а в элек­тронном виде, создавая базы данных. В последнее время стали разрабатывать­ся психологические «мультики» и психо­логические компьютерные игры, а также специальные компьютерные программы для проведения тестов или непосредст­венного выявления психологических свойств человека на основе вводимых в компьютер данных. Примером такой программы является видео-компьютер­ная система психодиагностики Автандия Николаевича Ануашвили [2], которая позволяет выявить доминирующее по­лушарие мозга. Широко используются компьютерные программы для сбора и анализа информации о пациентах и экспертных оценок. Так, на базе фа­культета психологии МГУ была разрабо­тана программа под названием ЭКСПАН (ЭКСПертный АНализ) для сбора и ана­лиза экспертных оценок (разработчик - А. Г. Шмелев, 1990,1995).

Психодиагностика получила широ­кое распространение в различных сфе­рах жизнедеятельности человека. Это свидетельствует о необходимости по­строения социальных отношений, на­правленных на создание и использо­вание результатов интеллектуальной деятельности в рамках существующего законодательства. В противном случае это приведет к массовому нарушению прав и самих ученых, и специалистов-практиков, и пациентов.

В настоящей статье будут освещены не все существующие на территории Российской Федерации и используемые в психодиагностике результаты интел­лектуальной деятельности, а лишь те из них, которые могут охраняться как объ­екты авторского права.

Приступая к рассмотрению объек­тов авторского права в психодиагности­ке, необходимо остановиться на самом понятии объекта авторского права и его видах; затем, основываясь на этих зна­ниях, перейти к анализу результатов ин­теллектуальной деятельности, использу­емых в психодиагностике.

В России отношения, связанные с со­зданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, главным образом, регулируются положениями ча­сти четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая со­стоит из 9 глав. Первая глава четвертой части ГК РФ (а в целом для ГК РФ она является 69-й и называется «Общие по­ложения») посвящена правовой охране всех объектов права интеллектуальной собственности. Последующие главы по­священы уже конкретным охраняемым объектам: глава 70 - объектам авторско­го права, глава 71- объектам смежных прав, глава 72 - объектам патентного права, глава 73 - селекционным дости­жениям и т.д. К сожалению, не все ре­зультаты интеллектуальной деятельности в России охраняются. Исчерпывающий перечень охраняемых результатов умст­венного труда содержится в п. 2 ст. 1225 ГК РФ. Те результаты интеллектуальной деятельности, которые не указаны в вышеупомянутой статье, на территории России охране не подлежат. Так, различ­ные психодиагностические методики в большинстве случаев не охраняются пра­вом, так как не относятся ни к одному из перечисленных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Объек­там авторского права посвящена глава 70 ГК РФ. Там, в п. 1 ст. 1259 ГК РФ ука­зано, что объектами авторских прав яв­ляются произведения науки, литературы и искусства (независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа их выражения). Далее содержит­ся не исчерпывающий перечень различ­ных видов произведений. Тот факт, что перечень является не исчерпывающим, свидетельствует о том, что вид произве­дения не имеет никакого юридического значения для предоставления ему пра­вовой охраны. Охраняться может любое произведение любого вида, если оно от­вечает установленным законом требо­ваниям. Поэтому любое произведение в психодиагностике даже, если его нельзя отнести к какому-либо виду, указанному в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, также подлежит ох­ране при соответствии его определен­ным требованиям.

Что такое «произведение»? Под этим термином понимается все то, что при­думал человек. Но все ли, что придумано, будет охраняться авторским правом? Нет! Можно придумать новую теорию, новый тест, новую методику. Авторским правом будет охраняться лишь форма выраже­ния мыслей, т.е. словосочетания, изображения, графики и т.п., но сами идеи охра­няться авторским правом не будут. На это прямо указывает п. 5 ст. 259 ГК РФ, согла­сно которому авторские права не распро­страняются на идеи, концепции, принци­пы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Итак, авторским правом охраняется конкретная форма выражения мыслей. Рассмотрим, любая ли из этих форм ох­раняется?

Из положения ст. 1228, 1257, 1259 ГК РФ следует, что охраняться может толь­ко такая форма выражения мысли, кото­рая представляет собой:

  • а) результат творческого труда,

  • б) результат, выраженный в объективной форме.

Творчество в авторском праве пред­полагает неповторимость созданного объекта. Отдельные квадраты, ромбы, прямоугольники, отдельные буквы, цве­та не могут выступать в качестве объек­тов авторского права. Их сочетание так­же может не подлежать охране, если оно продиктовано четкими рациональными правилами и позволяет каждому, действу­ющему по данным правилам, создать та­кое же сочетание букв или изображений.

В качестве примера рассмотрим одно задание в тесте на интеллект, где пред­лагается расположить буквы так, чтобы получилось два названия птицы (Рис. 1).


Рис. 1.

Что из содержащегося в задании мо­жет охраняться авторским правом? Да­вайте посмотрим на буквы. Их написа­ние придумал не тот человек, который сочинил это задание, следовательно, ав­торского права на буквы быть не может. На сочетание букв авторского права тоже быть не может, поскольку эти буквы расположены в алфавитном порядке. Их ко­личество и их выбор четко обусловлены конкретными названиями птиц. Две пе­рекрещенные полоски - часто использу­емый метод для составления различных головоломок, а особенности изображе­ния - количество квадратиков, они об­условлены конкретными названиями птиц. Букву «Е», естественно, автор зада­ния не придумал, а ее расположение об­условлено объективными правилами. Все буквы в данном задании написаны обыч­ным шрифтом. Таким образом, объектов авторского права в этом задании нет.

Теперь рассмотрим стимульный ма­териал физиономического теста Кунина (Рис. 2).


Рис. 2

Изображения лица мужчины приду­маны тем, кто их нарисовал. Каких-либо четких правил для этого не существует, ведь радостное, спокойное, унылое лицо можно изобразить по-разному. Следова­тельно, эти изображения являются объ­ектом авторского права.

Разберем еще один пример. Рассмо­трим ключ теста Мюнстерберга на вос­приятие и определим, является ли он объектом авторского права (Рис. 3).


Рис. 3

Данный ключ является объектом ав­торского права, так как сочетание букв вряд ли продиктовано правилами, кото­рые дают только один результат при их применении.

Теперь рассмотрим различные виды произведений. Классифицировать про­изведения можно по многим критериям.

По форме выражения можно выделить литературные, музыкальные, аудиовизу­альные, произведения изобразительно­го искусства и т.п. В психодиагностике в качестве примера литературного про­изведения можно привести «задачи му­дрого Саида» или ключ теста Мюнстерберга. К литературным произведениям законодательно приравнены и програм­мы для компьютера. В связи с этим раз­личные компьютерные программы для проведения тестов также охраняются правом.

Примерами произведений изобра­зительного искусства в психодиагно­стике будет стимульный материал теста Кунина, примерами аудиовизуальнного произведения - тест с «враща­ющейся девушкой» (ролик под назва­нием Silhouette Illusion «Иллюзорный силуэт» японского дизайнера Нобуюки Kayahara - Nobuyuki Kayahara). Суще­ствуют различные музыкальные тесты на проверку музыкального слуха, ритма и музыкальной памяти, в которых ис­пытуемому предлагается прослушать отрывки музыкальных композиции. Та­кие тесты будут являться музыкальным произведением.

В зависимости от того, основано или нет вновь созданное произведение на произведениях существовавших ранее, можно различать оригинальное, произ­водное и составное произведение. Оригинальным является такое произведе­ние, в котором все его элементы формы созданы определенным лицом или ли­цами самостоятельно без заимствова­ния. В том случае, если при создании но­вого произведения будут заимствованы элементы содержания, но будет созда­на оригинальная форма произведения, то оно будет считаться оригинальным. Например, оригинальным произведе­нием будет создание изображения жен­ского лица на основании изображения мужского лица в тесте Кунина. Приве­дем другой пример. Если написать «зада­чи мудрого Саида» другими словами, то будет считаться, что создано оригиналь­ное произведение.

Проиллюстрирую это на приме­ре одного судебного дела, описанного в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 122. Закрытое акционерное обще­ство, являвшееся производителем тури­стических буклетов и путеводителей, обратилось в арбитражный суд с иском к музею-заповеднику о взыскании ком­пенсации за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту терри­тории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мне­нию истца, ответчиком издается и рас­пространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат истцу. Договор о переда­че исключительных прав на картогра­фическое произведение не заключался.

Судом для решения вопроса о том, является ли карта заповедника, создан­ная ответчиком, переработкой твор­чески созданной карты истца или са­мостоятельным произведением, была назначена экспертиза. Из получивше­го оценку суда экспертного заключения следует: карта истца и карта ответчи­ка различаются внешним оформлени­ем и авторским стилем - оригинальным расположением объектов на листе для наглядного их представления, количе­ством обозначений и подписями к ним. Карты истца и ответчика созданы раз­ными авторами независимо друг от дру­га. При этом допущена вероятность ис­пользования при создании обеих карт единой исходной информации. При та­ких обстоятельствах суд в удовлетворе­нии заявленного требования отказал, указав, что наличие исключительных прав у истца на свое картографическое произведение не препятствует иным ли­цам (в том числе ответчику) самостоя­тельно создавать на основе той же ис­ходной информации иные карты.

Рассмотрим производное произведе­ние. Оно возникает в результате перера­ботки, т.е. в том случае, если создается новое произведение, в которое включа­ются охраняемые элементы (элементы формы) ранее созданного произведе­ния. Возьмем, к примеру, изображение лица мужчины в тесте Кунина и дори­суем ему усы, волосы, заменим уши, нос на другие. У нас получится другое изо­бражение лица, в котором используются элементы старого - форма лица, гла­за, лоб.

Теперь переделаем литературное произведение. Возьмем за основу ключ Мюнстерберга и создадим новый: часть значимых слов и бессвязных букв оста­вим, а часть (процентов на 50) заме­ним. В результате получится новое лите­ратурное произведение, которое будет носить производный характер. А если мы заменим слова или расположим их в другой последовательности, а бессмы­сленные буквы поменяем, то появится оригинальное произведение.

Поэтому создание теста на основе уже опубликованной методики породит оригинальное произведение.

Производное произведение следу­ет отличать от доработанного, отре­дактированного. В результате доработки и редактирования не создается новое произведение, перед нами исходное же произведение. Происходит замена от­дельных слов, выравнивание текста и т.п. Возможно ли определить, что пе­ред нами: переработка или редактирова­ние? Ответ на это может дать только эк­спертиза.

Подход при проведении такой эк­спертизы должен строиться на основе целостного восприятия формы произведения. Воспринимается ли оно как то же самое или как новое? Если оно вос­принимается как исходное произведе­ние, то имело место его редактирование, правка. Если же все произведение воспринимается по-новому, то перед нами производное произведение. Примером производного произведения является перевод любого произведения: будь то учебник, учебное пособие, практикум, художественная литература.

В большинстве случаев не будет яв­ляться переработкой создание одно­го вида произведения на основе другого вида, имеющего совершенно иной язык выражения мыслей. Например, создание изображения на основе про­слушанной музыки не может являться производным произведением, хотя му­зыка, возможно, и вдохновила автора рисунка на его создание. Поэтому, со­здаваемые пациентами изображения на основе прослушанной музыки произ­водными произведениями не являются. В этом случае создается оригинальное произведение.

Составные произведения - это такой вид произведений, которые по подбору и расположению материала представля­ют собой результат творческого труда. Примерами составного произведения являются подборки тестов, различных методик, музыкальных произведений. Согласно законодательному определе­нию, разновидностью составного про­изведения является база данных. Она является представленной в объективной форме совокупностью самостоя­тельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систе­матизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью машины (ст. 1260 ГК РФ). Примерами составных произведений будут базы данных со сведениями о кли­ентах, базы данных, содержащих раз­личные методики, научную и учебную литературу.

Производное и составное произве­дения будут охраняться как объекты ав­торского права только в том случае, если они будут являться результатами творче­ского труда. Так, построчный перевод не признается объектом авторского права, а расположение методик определенно­го ученого в хронологическом порядке по датам их разработки не может быть признано охраняемым авторским пра­вом составным произведением. Не мо­жет охраняться как объект авторского права база данных, содержащая сведе­ния о клиентах, расположенные в ал­фавитном порядке на основании их фа­милий. Однако, если такая база данных содержит не менее 10 тысяч самостоя­тельных информационных элементов (материалов), например информацию о 10 тысячах клиентах, она при отсутст­вии доказательств, что ее составление не потребовало существенных затрат, явля­ется объектом смежных прав. Смежные права возникают у лица, которое орга­низовало создание такой базы данных (п. 1 ст. 1334 ГК РФ).

Произведения могут создаваться од­ним автором или коллективом авторов. Во втором случае имеет место произ­ведение, созданное в соавторстве. Осу­ществлять свои права соавторы должны совместно. Использовать произведение можно только с их общего согласия, если соавторы не заключат соглашение между собой об ином его использова­нии (ст. 1258 ГК РФ). Доказательством соавторства может быть договор автор­ского заказа на создание произведения (написание глав в учебнике, инструк­ции к методике и т.п.), указание их фа­милий и инициалов на обложке книги, брошюре и других изданиях. От соав­торства следует отличать переработ­ку произведения, его редактирование и дописывание работы после смерти автора. В этих случаях институт соав­торства не появляется.

При этом возникает оригинальное произведение, производное произведение или не возникает никакого произведения. При наличии производного произведения необходимо заключать договор, как с автором оригинального произведения, так и с автором произ­водного произведения. Например, для издания перевода английского автора о проблемах современной психологии лицу, которое намерено опубликовать статью, необходимо заключить договор и с английским автором, и с перевод­чиком. С английским автором договор заключается на публикацию его статьи на русском языке, а с переводчиком на публикацию перевода статьи. В случае редактирования «авторский» договор имеет место только с автором произведения. При дописывании произведения после смерти автора и использовании произведения вместе с дописанной частью договор заключается с наследни­ками автора в отношении написанно­го им произведения и с лицом, которое дописало произведение, на созданное им продолжение. Если указанные выше лица передали свое исключительное право третьим лицам или оно в силу закона перешло к ним (авторы или на­следники автора умерли, имело место служебное произведение), то договор заключается уже не с ними, а с третьи­ми лицами.

Произведение может быть создано российскими и зарубежными автора­ми. Имеет ли это значение? Безусловно, и очень большое. Дело в том, что в отно­шении произведения у автора возника­ют авторские права. Все авторские права делятся на три вида: личные неимуще­ственные права, исключительное право и иные интеллектуальные права. Если личные неимущественные и иные ин­теллектуальные права в силу россий­ского закона (ГК РФ) признаются за все­ми авторами, то исключительное право в силу закона признается только за гра­жданами Российской Федерации, ино­странными гражданами и лицами без гражданства, если они создали или об­народовали свое произведение на тер­ритории Российской Федерации. Во всех остальных случаях исключитель­ное право за зарубежными авторами признается в России в соответствии с международным договором по ав­торскому праву. От того, признается ли исключительное право на террито­рии России или нет, зависит ответ на вопрос: нужно ли заключать договор на использование произведения зару­бежного автора и платить ему гонорар или нет?

Если исключительное право не при­знается, то можно свободно (без до­говора и без выплаты гонорара) использовать произведение, не забывая указывать имя автора и не нарушая неприкосновенность произведения. Для того, чтобы исключительное авторское право иностранного автора признава­лось в России, Россия и государство, гражданином которой является автор, должны быть участниками одного международного договора. Наиболее важ­ным международным договором в обла­сти авторского права является Бернская конвенция об охране литератур­ных и художественных произведений 1886 года (далее Бернская конвен­ция). В этой конвенции участвует более 160 стран. Данная конвенция приме­няется с обратной силой, то есть охра­на в силу конвенции предоставляется не только тем произведениям, кото­рые были созданы после присоедине­ния к Бернской конвенции, но и тем произведениям, которые были созданы до присоединения к ней России и ин­тересующего нас государства. Согла­сно п. 4 ст. 1256 ГК РФ, на территории Российской Федерации предоставле­ние охраны в соответствии с междуна­родными договорами осуществляется в отношении произведений, не пе­решедших в общественное достоя­ние в стране происхождения, вслед­ствие истечения установленного в этой стране срока действия исключи­тельного права на эти произведения, и не перешедших в общественное досто­яние в Российской Федерации, вследст­вие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного пра­ва на них. В отношении произведений иностранных авторов, обнародован­ных за рубежом, исключительное право признается на территории России, если не истек 70-летний срок охраны, поря­док исчисления которого установлен ст. 1281 ГК РФ, и не истек срок охра­ны в стране происхождения произведе­ния. Если в стране происхождения срок охраны будет меньше, чем в России, то произведение иностранного автора бу­дет охраняться на территории России в течение срока, установленного в стра­не происхождения. Чтобы определить, признается ли исключительное право зарубежного автора, создавшего произ­ведение за границей, необходимо по­смотреть список стран, участвующих в Бернской конвенции, выяснить участ­вует ли в ней государство, гражданином которого он является, изучить нацио­нальное законодательство данной стра­ны на предмет срока действия исклю­чительного права, сравнить этот срок с 70-летним сроком действия исклю­чительного права и применить наи­меньший. Если наименьший срок истек значит исключительное право на тер­ритории России не признается. Ана­логично решается вопрос при исполь­зовании произведений российских авторов за рубежом.

Обнародованные и необнародованные произведения. Обнародованное произведение - это такое произведение, которое стало впервые доступным для всеобщего сведения, т.е. для общест­ва. Произведение можно написать и по­ложить в стол или сохранить в памяти компьютера - в этом случае имеет ме­сто необнародованное произведение. А можно опубликовать, выступить с ним публично перед коллегами на заседании кафедры, на конференции, в теле- и ра­диопередаче, разместить на сайте. В та­ких случаях будет иметь место обнаро­дованное произведение. Необходимо различать, является ли произведение обнародованным или нет, поскольку гра­ницы исключительного права у необнародованного произведения шире, чем у обнародованного. Законодатель в ряде случаев, указанных в ст. 1273-1280 ГК РФ предусматривает возможность свободно (т.е. без договора с автором) использовать части обнародованного произведения, а порой и обнародован­ное произведение целиком. На необнародованные произведения эти нормы не распространяются.

Окончание в следующем номере

Примечания

1.Основы психодиагностики / под общ. ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону,1996. – Электронный ресурс. – Режим доступа : www.koob.ru

2.http://anuashvili.ru/


Для цитирования статьи:

Моргунова Е.А.Объекты авторского права в психодиагностике. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1. c.71-76. doi: 2079-6617/2013.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать