ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами

Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.04.2024

Принята к публикации: 12.11.2024

Дата публикации в журнале: 09.04.2025

Ключевые слова: социальное познание; социальная атрибуция; эмоциональная атрибуция; модель психического; шизофрения; психотические симптомы

Страницы: 92-105

DOI: 10.11621/npj.2025.0207

Доступно в on-line версии с: 09.04.2025

Для цитирования статьи:

Морозова, М.А., Никонова, Е.Ю., Рупчев, Г.Е., Бурминский, Д.С. (2025). Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами. Национальный психологический журнал, 20(2) , 92-105. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2025

Морозова Маргарита Алексеевна Научный центр психического здоровья

Никонова Евгения Юрьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Рупчев Георгий Евгеньевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Научный центр психического здоровья

Бурминский Денис Сергеевич Научный центр психического здоровья

Аннотация

Актуальность. Нарушения социального познания часто выявляются у пациентов с шизофренией. Во многих случаях именно они препятствуют восстановлению социального функционирования больных. Оценка этих нарушений необходима для разработки эффективных подходов к реабилитации больных. В статье представлены результаты апробации нового теста для исследования идентификации эмоций в ситуациях социального взаимодействия.

Цель. Выделить особенности социальной атрибуции эмоций у больных шизофренией с резидуальными психотическими симптомами в состоянии ремиссии в сравнении со здоровыми испытуемыми.

Выборка. Экспериментальная группа состояла из 20 пациентов с диагнозом параноидной шизофрении (М возраст = 45,8 года, 15 мужчин) в состоянии лекарственной ремиссии с резидуальными психотическими нарушениями, контрольная группа — 20 здоровых участников (М возраст = 44,15 года, 10 мужчин).

Методы. Разработана методика (тест эмоциональной атрибуции), включающая 10 жанровых картин, отображающих сцены социального взаимодействия, с разными эмоциональными состояниями у персонажей. Участникам показывали картину, после чего спрашивали: «что здесь происходит?», «какие эмоции испытывают персонажи?». Оценка ответов проводилась по разработанной категориальной сетке с балльной системой. Количественно оценивалась атрибуция эмоций персонажей (эмоциональный аспект) и понимание происходящего на картине (когнитивный аспект). Для проверки валидности был использован тест RMET.

Результаты. Выявлены значительные различия в эмоциональной атрибуции между группой пациентов с шизофренией и контрольной группой. Общий средний балл и баллы по оценке эмоционального и когнитивного аспектов были значительно ниже у пациентов с шизофренией по сравнению с контрольной группой. Пациенты демонстрировали большее число искажений в восприятии и интерпретации эмоций.

Выводы. Пациенты с шизофренией в состоянии ремиссии испытывают значительные трудности в эмоциональной и когнитивной оценке социального контекста. Возможно, этот дефицит создает условия и поддерживает резидуальные психотические нарушения даже в состоянии ремиссии при максимально реализованном психофармакологическом эффекте, предложенный тест позволяет выявить аберрации в атрибуции эмоций у пациентов в социальной ситуации и может дополнить существующий набор методик. Результаты, полученные с помощью теста, могут быть использованы для формирования целенаправленных реаблитационных программ для конкретного пациента.

Литература

Бурова, В.А. (2012). Нейрокогниции и социальные когниции у пациентов, страдающих шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия, 22(2), 86–93.

Кузин, Ю.А. (2014). Исследование атрибуции при расстройствах шизофренического спектра. Социальная и клиническая психиатрия, 24(2), 99–106.

Румянцева, Е.Е., Самарина, Т.Н. (2014). Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении. Психологическая наука и образование, 6(3), 197–207. Https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060320

Рычкова, О.В., Холмогорова, А.Б. (2014). основные теоретические подходы к исследованию нарушений социального познания при шизофрении: современный статус и перспективы развития. Консультативная психология и психотерапия, 22(4), 30–43.

Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. (2010). Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V. 2.0). Москва: изд-во института психологии Ран.

Холмогорова, А.Б., Москачева, М.А., Рычкова, О.В., Пуговкина, О.Д., Краснова-Гольева, В.В., Долныкова, А.А., Царенко, Д.М., Румянцева, Ю.М. (2015). сравнение способности к ментализации у больных шизофренией и шизоаффективным психозом на основе методики «понимание психического состояния по глазам». Экспериментальная психология, 8(3), 99–117. https://doi.org/10.17759/exppsy.2015080310

Хоменко, Н.В. (2012). Распознавание эмоций и память на лица у пациентов с шизофренией. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 2(4), 46–55.

Chung, Y.S., Mathews, J.R., Barch, D.M. (2011). The effect of context processing on different aspects of social cognition in schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 37(5), 1048–1056. https://doi.org/10.1093/schbul/sbq012

Couture, S.M., Penn, D.L., Roberts, D.L. (2006). The functional significance of social cognition in schizophrenia: a review. Schizophrenia Bulletin, 32, 44–63.

Duncum, P. (2014). Revisioning Premodern Fine Art as Popular Visual Culture. Studies in Art Education, 55(3), 203–213. https://doi.org/10.1080/00393541.2014.11518930

Ekman, P., Davidson, R.J. (1993). Voluntary smiling changes regional brain activity. Psychological Science, 4, 342–345.

Fett, A.-K.J., Viechtbauer, W., Dominguez, M.-d.-G., Penn, D.L., van Os, J., Krabbendam, L. (2011). The relationship between neurocognition and social cognition with functional outcomes in schizophrenia: a meta-analysis. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 35(3), 573–588.

Frith, C. (2004). Schizophrenia and theory of mind. Psychological Medicine, 34(3), 385–389. https://doi.org/10.1017/s0033291703001326

Green, M.F., Penn, D.L., Bentall, R., Carpenter, W.T., Gaebel, W., Gur, R.C., Kring, A.M., Park, S., Silverstein, S.M., Heinssen, R. (2008). Social cognition in schizophrenia: an NIMH workshop on definitions, assessment, and research opportunities. Schizophrenia Bulletin, 34(6), 1211–1220. https://doi.org/10.1093/schbul/sbm145

Green, M.J., Waldron, J.H., Simpson, I., Coltheart, M. (2008). Visual processing of social context during mental state perception in schizophrenia. Journal of Psychiatry & Neuroscience, 33(1), 34–42.

Harvey, P.D., Isner, E.C. (2020). Cognition, Social Cognition, and Functional Capacity in Early-Onset Schizophrenia. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 29(1), 171–182. https://doi.org/10.1016/j.chc.2019.08.008

Ivanova, E., Khan, A., Liharska, L., Reznik, A., Kuzmin, S., Kushnir, O., Agarkov, A., Bokhan, N., Pogorelova, T., Khomenko, O., Chernysheva, K., Morozova, M., Rupchev, G., Lepilkina, T., Ozornin, A., Ozornina, N., Govorin, N., Malakhova, A., Hmara, N., Shylova, O., Hryhoryeu, A., Ivanchikova, N., Raevskaya, I., Gusak, P., Skugarevskaya, M., Opler, L.A. (2018). Validation of the Russian Version of the Positive and Negative Syndrome Scale (PANSS-Ru) and Normative Data. Innovations in Clinical Neuroscience, 15(9–10), 32–48. https://doi.org/10.17925/icr.2018.15.9.32

Kharawala, S., Hastedt, C., Podhorna, J., Shukla, H., Kappelhoff, B., Harvey, P.D. (2022). The relationship between cognition and functioning in schizophrenia: A semi-systematic review. Schizophrenia Research: Cognition, 27, 100217. https://doi.org/10.1016/j.scog.2021.100217

Łoś, R., Gajowiec, A. (2023). Impairment of social cognition in comparative studies of patients with schizophrenia and their healthy siblings. Psychiatria Polska, 57(5), 967–982. https://doi.org/10.12740/PP/152271

Monkul, E.S., Green, M.J., Barrett, J.A., Robinson, J.L., Velligan, D.I., Glahn, D.C. (2007). A social cognitive approach to emotional intensity judgment deficits in schizophrenia. Schizophrenia Research, 94(1–3), 245–252.

Sarfati, Y., Hardy-Bayle, M.C., Nadel, J., Chevalier, J.F., Widlocher, D. (1997). Attribution of Mental States to Others by Schizophrenic Patients. Cognitive Neuropsychiatry, 2(1), 1–18. https://doi.org/10.1080/135468097396388

Savla, G.N., Vella, L., Armstrong, C.C., Penn, D.L., Twamley, E.W. (2013). Deficits in domains of social cognition in schizophrenia: a meta-analysis of the empirical literature. Schizophrenia Bulletin, 39(5), 979–992.

Schenkel, L.S., Spaulding, W.D., Silverstein, S.M. (2005). Poor premorbid social functioning and theory of mind deficit in schizophrenia: evidence of reduced context processing? Journal of Psychiatric Research, 39(5), 499–508.

Sergi, M.J., Rassovsky, Y., Widmark, C., Reist, C., Erhart, S., Braff, D.L., Marder, S.R., Green, M.F. (2007). Social cognition in schizophrenia: Relationships with neurocognition and negative symptoms. Schizophrenia Research, 90(1–3), 316–324. https://doi.org/10.1016/j.schres.2006.09.028

Sunahara, C.S., Rosenfield, D., Alvi, T., Wallmark, Z., Lee, J., Fulford, D., Tabak, B.A. (2022). Revisiting the association between self-reported empathy and behavioral assessments of social cognition. Journal of Experimental Psychology: General, 151(12), 3304–3322. https://doi.org/10.1037/xge0001226

Vass, E., Simon, V., Csukly, G., Fekete, Z., Kis, B., Simon, L. (2022). Virtual reality-based theory of mind intervention in schizophrenia: Preliminary efficacy results. Comprehensive Psychiatry, 119, 152350. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2022.152350

Vaskinn, A., Horan, W.P. (2020). Social Cognition and Schizophrenia: Unresolved Issues and New Challenges in a Maturing Field of Research. Schizophrenia Bulletin, 46(3), 464–470. https://doi.org/10.1093/schbul/sbaa034

Ventura, J., Wood, R.C., Hellemann, G.S. (2013). Symptom domains and neurocognitive functioning can help differentiate social cognitive processes in schizophrenia: a meta-analysis. Schizophrenia Bulletin, 39(1), 102–111. https://doi.org/10.1093/schbul/sbr067

Zaider, T.I., Heimberg, R.G., Fresco, D.M., Schneier, F.R., Liebowitz, M.R. (2003). Evaluation of the clinical global impression scale among individuals with social anxiety disorder. Psychological Medicine, 33(4), 611–622. https://doi.org/10.1017/s0033291703007414


Для цитирования статьи:

Морозова, М.А., Никонова, Е.Ю., Рупчев, Г.Е., Бурминский, Д.С.Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами. // Национальный психологический журнал. 2025. № 2. , 92-105. doi: 10.11621/npj.2025.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать