Поступила: 26.04.2024
Принята к публикации: 12.11.2024
Дата публикации в журнале: 09.04.2025
Ключевые слова: социальное познание; социальная атрибуция; эмоциональная атрибуция; модель психического; шизофрения; психотические симптомы
Страницы: 92-105
DOI: 10.11621/npj.2025.0207
Доступно в on-line версии с: 09.04.2025
Морозова, М.А., Никонова, Е.Ю., Рупчев, Г.Е., Бурминский, Д.С. (2025). Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами. Национальный психологический журнал, 20(2) , 92-105. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0207
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Нарушения социального познания часто выявляются у пациентов с шизофренией. Во многих случаях именно они препятствуют восстановлению социального функционирования больных. Оценка этих нарушений необходима для разработки эффективных подходов к реабилитации больных. В статье представлены результаты апробации нового теста для исследования идентификации эмоций в ситуациях социального взаимодействия.
Цель. Выделить особенности социальной атрибуции эмоций у больных шизофренией с резидуальными психотическими симптомами в состоянии ремиссии в сравнении со здоровыми испытуемыми.
Выборка. Экспериментальная группа состояла из 20 пациентов с диагнозом параноидной шизофрении (М возраст = 45,8 года, 15 мужчин) в состоянии лекарственной ремиссии с резидуальными психотическими нарушениями, контрольная группа — 20 здоровых участников (М возраст = 44,15 года, 10 мужчин).
Методы. Разработана методика (тест эмоциональной атрибуции), включающая 10 жанровых картин, отображающих сцены социального взаимодействия, с разными эмоциональными состояниями у персонажей. Участникам показывали картину, после чего спрашивали: «что здесь происходит?», «какие эмоции испытывают персонажи?». Оценка ответов проводилась по разработанной категориальной сетке с балльной системой. Количественно оценивалась атрибуция эмоций персонажей (эмоциональный аспект) и понимание происходящего на картине (когнитивный аспект). Для проверки валидности был использован тест RMET.
Результаты. Выявлены значительные различия в эмоциональной атрибуции между группой пациентов с шизофренией и контрольной группой. Общий средний балл и баллы по оценке эмоционального и когнитивного аспектов были значительно ниже у пациентов с шизофренией по сравнению с контрольной группой. Пациенты демонстрировали большее число искажений в восприятии и интерпретации эмоций.
Выводы. Пациенты с шизофренией в состоянии ремиссии испытывают значительные трудности в эмоциональной и когнитивной оценке социального контекста. Возможно, этот дефицит создает условия и поддерживает резидуальные психотические нарушения даже в состоянии ремиссии при максимально реализованном психофармакологическом эффекте, предложенный тест позволяет выявить аберрации в атрибуции эмоций у пациентов в социальной ситуации и может дополнить существующий набор методик. Результаты, полученные с помощью теста, могут быть использованы для формирования целенаправленных реаблитационных программ для конкретного пациента.
Бурова, В.А. (2012). Нейрокогниции и социальные когниции у пациентов, страдающих шизофренией. Социальная и клиническая психиатрия, 22(2), 86–93.
Кузин, Ю.А. (2014). Исследование атрибуции при расстройствах шизофренического спектра. Социальная и клиническая психиатрия, 24(2), 99–106.
Румянцева, Е.Е., Самарина, Т.Н. (2014). Методика оценки психического состояния другого по выражению глаз у подростков в норме и при шизофрении. Психологическая наука и образование, 6(3), 197–207. Https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060320
Рычкова, О.В., Холмогорова, А.Б. (2014). основные теоретические подходы к исследованию нарушений социального познания при шизофрении: современный статус и перспективы развития. Консультативная психология и психотерапия, 22(4), 30–43.
Сергиенко, Е.А., Ветрова, И.И. (2010). Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V. 2.0). Москва: изд-во института психологии Ран.
Холмогорова, А.Б., Москачева, М.А., Рычкова, О.В., Пуговкина, О.Д., Краснова-Гольева, В.В., Долныкова, А.А., Царенко, Д.М., Румянцева, Ю.М. (2015). сравнение способности к ментализации у больных шизофренией и шизоаффективным психозом на основе методики «понимание психического состояния по глазам». Экспериментальная психология, 8(3), 99–117. https://doi.org/10.17759/exppsy.2015080310
Хоменко, Н.В. (2012). Распознавание эмоций и память на лица у пациентов с шизофренией. Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 2(4), 46–55.
Chung, Y.S., Mathews, J.R., Barch, D.M. (2011). The effect of context processing on different aspects of social cognition in schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 37(5), 1048–1056. https://doi.org/10.1093/schbul/sbq012
Couture, S.M., Penn, D.L., Roberts, D.L. (2006). The functional significance of social cognition in schizophrenia: a review. Schizophrenia Bulletin, 32, 44–63.
Duncum, P. (2014). Revisioning Premodern Fine Art as Popular Visual Culture. Studies in Art Education, 55(3), 203–213. https://doi.org/10.1080/00393541.2014.11518930
Ekman, P., Davidson, R.J. (1993). Voluntary smiling changes regional brain activity. Psychological Science, 4, 342–345.
Fett, A.-K.J., Viechtbauer, W., Dominguez, M.-d.-G., Penn, D.L., van Os, J., Krabbendam, L. (2011). The relationship between neurocognition and social cognition with functional outcomes in schizophrenia: a meta-analysis. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 35(3), 573–588.
Frith, C. (2004). Schizophrenia and theory of mind. Psychological Medicine, 34(3), 385–389. https://doi.org/10.1017/s0033291703001326
Green, M.F., Penn, D.L., Bentall, R., Carpenter, W.T., Gaebel, W., Gur, R.C., Kring, A.M., Park, S., Silverstein, S.M., Heinssen, R. (2008). Social cognition in schizophrenia: an NIMH workshop on definitions, assessment, and research opportunities. Schizophrenia Bulletin, 34(6), 1211–1220. https://doi.org/10.1093/schbul/sbm145
Green, M.J., Waldron, J.H., Simpson, I., Coltheart, M. (2008). Visual processing of social context during mental state perception in schizophrenia. Journal of Psychiatry & Neuroscience, 33(1), 34–42.
Harvey, P.D., Isner, E.C. (2020). Cognition, Social Cognition, and Functional Capacity in Early-Onset Schizophrenia. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, 29(1), 171–182. https://doi.org/10.1016/j.chc.2019.08.008
Ivanova, E., Khan, A., Liharska, L., Reznik, A., Kuzmin, S., Kushnir, O., Agarkov, A., Bokhan, N., Pogorelova, T., Khomenko, O., Chernysheva, K., Morozova, M., Rupchev, G., Lepilkina, T., Ozornin, A., Ozornina, N., Govorin, N., Malakhova, A., Hmara, N., Shylova, O., Hryhoryeu, A., Ivanchikova, N., Raevskaya, I., Gusak, P., Skugarevskaya, M., Opler, L.A. (2018). Validation of the Russian Version of the Positive and Negative Syndrome Scale (PANSS-Ru) and Normative Data. Innovations in Clinical Neuroscience, 15(9–10), 32–48. https://doi.org/10.17925/icr.2018.15.9.32
Kharawala, S., Hastedt, C., Podhorna, J., Shukla, H., Kappelhoff, B., Harvey, P.D. (2022). The relationship between cognition and functioning in schizophrenia: A semi-systematic review. Schizophrenia Research: Cognition, 27, 100217. https://doi.org/10.1016/j.scog.2021.100217
Łoś, R., Gajowiec, A. (2023). Impairment of social cognition in comparative studies of patients with schizophrenia and their healthy siblings. Psychiatria Polska, 57(5), 967–982. https://doi.org/10.12740/PP/152271
Monkul, E.S., Green, M.J., Barrett, J.A., Robinson, J.L., Velligan, D.I., Glahn, D.C. (2007). A social cognitive approach to emotional intensity judgment deficits in schizophrenia. Schizophrenia Research, 94(1–3), 245–252.
Sarfati, Y., Hardy-Bayle, M.C., Nadel, J., Chevalier, J.F., Widlocher, D. (1997). Attribution of Mental States to Others by Schizophrenic Patients. Cognitive Neuropsychiatry, 2(1), 1–18. https://doi.org/10.1080/135468097396388
Savla, G.N., Vella, L., Armstrong, C.C., Penn, D.L., Twamley, E.W. (2013). Deficits in domains of social cognition in schizophrenia: a meta-analysis of the empirical literature. Schizophrenia Bulletin, 39(5), 979–992.
Schenkel, L.S., Spaulding, W.D., Silverstein, S.M. (2005). Poor premorbid social functioning and theory of mind deficit in schizophrenia: evidence of reduced context processing? Journal of Psychiatric Research, 39(5), 499–508.
Sergi, M.J., Rassovsky, Y., Widmark, C., Reist, C., Erhart, S., Braff, D.L., Marder, S.R., Green, M.F. (2007). Social cognition in schizophrenia: Relationships with neurocognition and negative symptoms. Schizophrenia Research, 90(1–3), 316–324. https://doi.org/10.1016/j.schres.2006.09.028
Sunahara, C.S., Rosenfield, D., Alvi, T., Wallmark, Z., Lee, J., Fulford, D., Tabak, B.A. (2022). Revisiting the association between self-reported empathy and behavioral assessments of social cognition. Journal of Experimental Psychology: General, 151(12), 3304–3322. https://doi.org/10.1037/xge0001226
Vass, E., Simon, V., Csukly, G., Fekete, Z., Kis, B., Simon, L. (2022). Virtual reality-based theory of mind intervention in schizophrenia: Preliminary efficacy results. Comprehensive Psychiatry, 119, 152350. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2022.152350
Vaskinn, A., Horan, W.P. (2020). Social Cognition and Schizophrenia: Unresolved Issues and New Challenges in a Maturing Field of Research. Schizophrenia Bulletin, 46(3), 464–470. https://doi.org/10.1093/schbul/sbaa034
Ventura, J., Wood, R.C., Hellemann, G.S. (2013). Symptom domains and neurocognitive functioning can help differentiate social cognitive processes in schizophrenia: a meta-analysis. Schizophrenia Bulletin, 39(1), 102–111. https://doi.org/10.1093/schbul/sbr067
Zaider, T.I., Heimberg, R.G., Fresco, D.M., Schneier, F.R., Liebowitz, M.R. (2003). Evaluation of the clinical global impression scale among individuals with social anxiety disorder. Psychological Medicine, 33(4), 611–622. https://doi.org/10.1017/s0033291703007414
Морозова, М.А., Никонова, Е.Ю., Рупчев, Г.Е., Бурминский, Д.С.Особенности атрибуции эмоций в социальном контексте у больных шизофренией в ремиссии с резидуальными психотическими симптомами. // Национальный психологический журнал. 2025. № 2. , 92-105. doi: 10.11621/npj.2025.0207
Скопировано в буфер обмена
Скопировать