Поступила: 05.11.2024
Принята к публикации: 09.03.2025
Дата публикации в журнале: 09.04.2025
Ключевые слова: аутизм; подростковый возраст; нейропсихология; нейропсихологическое вмешательство; культурно-историческая перспектива
Страницы: 80-91
DOI: 10.11621/npj.2025.0206
Доступно в on-line версии с: 09.04.2025
Меса-Сальсидо, Л.Э., Торрадо-Дуарте, О.Э., Соловьева, Ю.В. (2025). Нейропсихологическое исследование интеллектуальной деятельности подростка с расстройством аутистического спектра. Национальный психологический журнал, 20(2) , 80-91. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0206
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется трудностями в социальной коммуникации и ограниченными, повторяющимися моделями поведения. РАС представляет собой спектр функциональных проявлений различных уровней тяжести в интеллектуальной деятельности и социальном взаимодействии. Подростковый возраст связан с различными физическими и когнитивными изменениями, а также с повышенными социальными требованиями. Культурно-историческое направление в нейропсихологии предлагает эффективный теоретический и методологический подход к оценке функционального развития механизмов мозга и позволяет описать индивидуальные проявления расстройства.
Цель. Целью данной работы является описание процесса нейропсихологической оценки и коррекции в случае РАС в подростковом возрасте с позиций культурно-исторической психологии.
Выборка. 12-летний мальчик с задержками в освоении языка и социализации, а также с проблемами психомоторного развития. Эти трудности привели к постановке детским психиатром диагноза глобальной задержки развития, РАС и синдрома дефицита внимания.
Методы. Была реализована программа нейропсихологической коррекции на основе принципов культурно-исторического подхода. Программа была сфокусирована на развитии аффективно-эмоциональной сферы, в частности социально-аффективной коммуникации, и на улучшении понимания устной и письменной информации.
Результаты. Среди полученных результатов было отмечено улучшение экспрессивной и рецептивной речи с увеличением использования жестов, мимики и зрительного контакта, что способствовало более эффективному общению. Подросток также продемонстрировал лучшее понимание социальных и эмоциональных ситуаций, а также прогресс в понимании абстрактных концепций и в решении задач.
Выводы. Полученные результаты подтверждают эффективность нейропсихологических вмешательств, основанных на культурно-историческом подходе, для улучшения качества жизни людей с РАС.
Adamson, L.B., Bakeman, R., Suma, K., Robins, D.L. (2017). An expanded view of joint attention: skill, engagement, and language in typical development and autism. Child Development, 90(1), e1–e18. https://doi.org/10.1111/cdev.12973
Adolphs, R. (2001). The neurobiology of social cognition. Current Opinion in Neurobiology, 11(2), 231–239. https://doi.org/10.1016/S0959-4388(00)00202-6
Adolphs, R., Tranel, D. (2003). Amygdala damage impairs emotion recognition from scenes only when they contain facial expressions. Neuropsychologia, 41(10), 1281–1289. https://doi.org/10.1016/S0028-3932(03)00064-2
Baghdadli, A., Assouline, B., Sonie, S., Pernon, E., Darrou, C., Michelon, C., Picot, M.C., Aussilloux, C., Pry, R. (2012). Developmental trajectories of adaptive behaviors from early childhood to adolescence in a cohort of 152 children with autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 42(7), 1314–1325. https://doi.org/10.1007/s10803-011-1357-z
Behrmann, M., Avidan, G., Leonard, G., Kimchi, R., Luna, B., Humphreys, K., Minshew, N. (2006). Configural processing in autism and its relationship to face processing. Neuropsychologia, 44(1), 110–129. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2005.04.002
Blakemore, S.J., Mills, K. (2014). Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? Annual Review of Psychology, 65(1), 187–207. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010213-115202
Cinta, M., Almeida, N. (2016). El enfoque neuropsicológico del autismo: reto para comprender, diagnosticar y rehabilitar desde la atención temprana. Revista Chilena de Neuropsicología, 11(2), 34–39. https://doi.org/10.5839/rcnp.2016.11.02.06
Engell, A.D., Haxby, J.V., Todorov, A. (2007). Trustworthiness decisions: automatic coding of face properties in the human amygdala. Journal of Cognitive Neuroscience, 19(9), 1508–1519. https://doi.org/10.1162/jocn.2007.19.9.1508
Gabbatore, I., Longobardi, C., Bosco, F. (2021). Improvement of communicative-pragmatic ability in adolescents with autism spectrum disorder: the adapted version of the cognitive pragmatic treatment. Language Learning and Development, 18(1), 2–80. https://doi.org/10.1080/15475441.2021.1924177
Gökçen, E., Frederickson, N., Petrides, K.V. (2016). Theory of mind and executive control deficits in typically developing adults and adolescents with high levels of autism traits. Journal of Autism and Developmental Disorders, 46(6), 2072–2087. https://doi.org/10.1007/s10803-016-2735-3
González-Moreno, C., Solovieva, Y., Quintanar, L. (2012). Neuropsicología y psicología histórico-cultural: aportes en el ámbito educativo. Revista de La Facultad de Medicina, 60(3), 221–231. URL: http://www.scielo.org.co/pdf/rfmun/v60n3/v60n3a06.pdf (accessed: 08.03.2025).
Happé, F., Frith, U. (2020). Annual research review: looking back to look forward — changes in the concept of autism and implications for future research. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(3), 218–232. https://doi.org/10.1111/jcpp.13176
Justicia, M., Sánchez, M. (2015). Trastornos del desarrollo infantil. Madrid: Pirámide Publ.
Kanne, S.M., Gerber, A.J., Quirmbach, L.M., Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Saulnier, C.A. (2011). The role of adaptive behavior in autism spectrum disorders: implications for functional outcome. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1007–1018. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1126-4
León, D.A., Cárdenas, F. (2017). Aproximación neurodinámica a la cognición social. Universitas Psychologica, 15(5), 1–25. https://doi.org/10.11144/Javeriana.upsy15-5.ancs
Martos-Pérez, J. (2006). Autismo, neurodesarrollo y detección temprana. Revista de Neurología, 42(2), 99–101. https://doi.org/10.33588/rn.42S02.2005781
Morales, A., Lázaro, E., Solovieva, Y., Quintanar, L. (2011). Intervención neuropsicológica en una niña con autismo. Infancias, 10(2), 71–82. URL: https://revistas.udistrital.edu.co/index.php/infancias/article/view/4450/6191 (accessed: 08.03.2025).
Mundy, P. (2017). A review of joint attention and social-cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder. European Journal of Neuroscience, 47(6), 1–18. https://doi.org/10.1111/ejn.13720
Quintanar, L., Solovieva, Y. (2008). Aproximación histórico-cultural: fundamentos teórico-metodológicos. In: J. Eslava-Cobos, L. Quintanar, L. Mejía, Y. Solovieva (eds.). Los trastornos del aprendizaje: perspectivas neuropsicológicas (pp. 61–74). Bogotá: Cooperativa Editorial Magisterio Publ.
Quintanar, L., Solovieva, Y. (2013). Evaluación neuropsicológica breve para adulto. México: Universidad Autónoma de Puebla Publ.
Sánchez-Ceballos, L., Trujillo-Galeano, A., Marín, D., Ruiz, J. (2021). Métodos de intervención en el Trastorno del Espectro Autista: una revisión sistemática. Revista Latinoamericana En Discapacidad, Sociedad y Derechos Humanos, 5(2), 83–106.
Schall, C.M., Todd, J. (2010). Autism spectrum disorders in adolescence and early adulthood: Characteristics and issues. Journal of Vocational Rehabilitation, 32(2), 81–88. https://doi.org/10.3233/JVR-2010-0503
Solovieva, Y., García, M., Machinskaya, R., Quintanar, L. (2012). Evaluación neuropsicológica y electrofisiológica en un adolescente autista y su corrección. Revista Chilena de Neuropsicología, 7(2), 91–97. https://doi.org/10.5839/rcnp.2012.0702.09
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2014). Principios y objetivos para la corrección y el desarrollo en la neuropsicología infantil. In: H. Patiño, V. López (eds.). Prevención y Evaluación en Psicología (pp. 61–74). México: Manual Moderno Publ.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2018). Evaluación de la actividad intelectual para adolescentes y adultos. Puebla: Benemérita Universidad Autónoma de Puebla Publ.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2019). Educación neuropsicológica infantil. México: Trillas Publ.
Tager-Flusberg, H., Paul, R., Lord, C. (2005). Language and communication in autism. In: F.R. Volkman, R. Paul, A. Klin, D. Cohen (eds.). Handbook of autism and pervasive developmental disorders (pp. 335–364). New York: John Wiley & Sons Publ.
Vygotski, L. (1996). El desarrollo de los procesos psicológicos superiores. Barcelona: Crítica Publ.
Меса-Сальсидо, Л.Э., Торрадо-Дуарте, О.Э., Соловьева, Ю.В.Нейропсихологическое исследование интеллектуальной деятельности подростка с расстройством аутистического спектра. // Национальный психологический журнал. 2025. № 2. , 80-91. doi: 10.11621/npj.2025.0206
Скопировано в буфер обмена
Скопировать