Поступила: 30.01.2025
Принята к публикации: 19.03.2025
Дата публикации в журнале: 09.04.2025
Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация; психиатрия; биполярное расстройство; тревожные расстройства личности
Страницы: 8-23
DOI: 10.11621/npj.2025.0201
Доступно в on-line версии с: 09.04.2025
Кинтино-Айрес, Ж., Леонеш-Коуту, Г., Роман, Э., Гонсалвеш, Ф. (2025). Наследие А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой в нейропсихологической реабилитации с новыми клиническими применениями: случаи психиатрии. Национальный психологический журнал, 20(2) , 8-23. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0201
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. психиатрия нуждается в методологической революции, которая повысит эффективность ее вмешательства. Эта революция включает, как утверждала Блюма Зейгарник, психологическое обсуждение здоровья и психических заболеваний. Все новые предложения важны и приветствуются. схемы терапевтических вмешательств, разработанные в последние десятилетия на основе наследия Лурии — Цветковой, кажутся нам особенно актуальными. Методы нейропсихологической реабилитации на системной и динамической основе, разработанные А.Р. Лурией и Л.С. цветковой и опирающиеся на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского, признаны на международном уровне наиболее эффективными у пациентов с черепно-мозговой травмой. В 1980-х и 1990-х годах последователи этого подхода, а именно Ж.М. Глозман и Т.В. Ахутина, разработали принципы применения этой методологии к работе с детьми с особыми трудностями в обучении, которые также показали превосходную эффективность.
Цель. Раскрыть возможности использования методов нейропсихологической реабилитации для работы с психиатрическими пациентами, иллюстрируя применяемую методологию и эволюцию клинических случаев.
Выборка. В статье рассмотрены три индивидуальных случая пациентов с избегающим расстройством, паническим расстройством и биполярным расстройством личности.
Методы. анализ индивидуальных случаев для оценки эффективности применения методов нейропсихологической реабилитации у психиатрических пациентов.
Результаты. В течение последних двух десятилетий мы используем нейропсихологическую реабилитацию у психиатрических пациентов, руководствуясь наследием Лурии — Цветковой в нейропсихологической реабилитации и разработками других авторов той же школы, таких как П.Я. Гальперин. В ряде случаев, в частности, при работе с тревожными расстройствами, обсессивно-компульсивным расстройством, депрессией и, что отражено в данной публикации, — с расстройствами личности (кластеры A, B и C), использование той же методологии, которая не применялась к таким пациентам до сих пор (насколько нам известно), также приводит к терапевтическим достижениям.
Выводы. нейропсихологическая реабилитация показала превосходную эффективность у психиатрических пациентов. В частности, в качестве примера можно привести показатели снижения выраженности симптомов более 90% (Quintino Aires, 2022) по сравнению с 20–30% при транскраниальной магнитной стимуляции (Steuber, McGuire, 2023) при обсессивно-компульсивном расстройстве.
Akhutina, T., Pylaeva, N. (2012). Overcoming Learning Disabilities: A Vygotskian-Lurian Neuropsychological Approach. Cambridge: Cambridge Univ. Press.
Ardila, A. (2004). There is not any specific brain area for writing: from cave-painting to computers. International Journal of Psychology, 39(1), 61-67.
Ardila, A. (2018). Historical Development of Human Cognition. A Cultural-Historical Neuropsychological Perspective. Miami: Springer Publ.
Bas-Hoogendam, J., Groenewold, N., Aghajani, M., Freitag, G., Harrewijn, A., Hilbert, K., Stein, D. (2022). ENIGMA-anxiety working group: Rationale for and organization of large-scale neuroimaging studies of anxiety disorders. Human Brain Mapping, 43(1), 83-112.
Basi, B., Mahmud, J., Mathews, M., Rodriguez, C., Adetunji, B. (2005). Is There Evidence for Effectiveness of Transcranial Magnetic Stimulation in the Treatment of Psychiatric Disorders? Psychiatry, 2(11), 64-69.
Cuijpers, P., Cristea, I.A., Karyotaki, E., Reijnders, M., Huibers, M. (2016). How effective are cognitive behavior therapies for major depression and anxiety disorders? A meta-analytic update of the evidence. World Psychiatry, 15(3), 245-258.
Exner, J.E. (2007). A Rorschach workbook for the comprehensive system (5th ed.). Asheville: Rorschach Workshops Publ.
Glozman, J. (2016). Developmental neuropsychology. New York: Taylor & Francis Publ.
Goodwin, G. (2016). Neuropsychological and neuroimaging evidence for the involvement of the frontal lobes in depression: 20 years on. Journal of Psychopharmacology, 30(11), 1090-1094.
Haak, K.V., Beckmann, C.F. (2020). Understanding brain organisation in the face of functional heterogeneity and functional multiplicity. Neuroimage, 220, 117061. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2020.117061
Haney-Caron, E., Caprihan, A., Stevens, M. (2014). DTI-measured white matter abnormalities in adolescents with conduct disorder. Journal of Psychiatric Research, 48(1), 111-120.
Harrison, P.J., Cowen, P., Burns, T., Fazel, M. (2018). Shorter Oxford textbook of psychiatry. Oxford: Oxford Univ. Press.
Huhn, M., Tardy, M., Spineli, L., Kissling, W., Förstl, H., Pitschel-Walz, G., Leucht, S. (2014). Efficacy of Pharmacotherapy and Psychotherapy for Adult Psychiatric Disorders: A Systematic Overview of Meta-analyses. JAMA Psychiatry, 71(6), 706-715.
Ivanov, I., Schwartz, J.M. (2021). Why Psychotropic Drugs Don't Cure Mental Ilness - But Should They? Frontiers in Psychiatry, 12, 579566. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2021.579566
Leichsenring, F., Steinert, C., Rabung, S., Ioannidis, J. (2022). The efficacy of psychotherapies and pharmacotherapies for mental disorders in adults: an umbrella review and meta-analytic evaluation of recent meta-analyses. World psychiatry: official journal of the World Psychiatric Association (WPA), 21(1), 133-145. https://doi.org/10.1002/wps.20941
López-Barroso, D., Schotten, M.T., Morais, J., Kolinsky, R., Braga, L.W., Guerreiro-Tauil, A., Cohen, L. (2020). Impact of literacy on the functional connectivity of vision and language related networks. Neuroimage, 213, 1-12.
Luria, A.R. (1961). The Role of Speech in the Regulation of Normal and Abnormal Behavior. New York: Liveright Publ.
Luria, A.R. (1966b). Human Brain and Psychological Processes. New York: Harper & Row Publ.
Luria, A.R. (1987). Thought and language. Porto Alegre: Artes Médicas Publ.
Luria, A.R. (1970). Traumatic Aphasia - Its syndromes, psychology and treatment. The Hague: Mounton & Co. N.V. Publ.
Luria, A.R. (1948/1963). Restauration of function after brain injury. New York: The MacMillan Company Publ.
Luria, A.R. (1966a). Higher Cortical Functions in Man. New York: Basic Books Publ.
Luria, A.R. (1973). The working brain: An introduction to neuropsychology. London: Basic Books Publ.
Luria, A.R. (1980). Fundamentos de Neurolingüística. Barcelona: Toray-Masson Publ.
Luria, A.R., Tsvetkova, L.S. (1987). Recovery of the basic instructions. Neuropsychology and pedagogy. Madrid: G. Nuñez S.A. Publ.
Luria, A.R., Tsvetkova, L.S. (1990). The Neuropsychological Analysis of Problem Solving. Orlando: Paul M. Deutsch Press.
Marcks, B.A., Weisberg, R.B., Dyck, I., Keller, M.B. (2011). Longitudinal course of obsessive-compulsive disorder in patients with anxiety disorders: a 15-year prospective follow-up study. Comprehensive Psychiatry, 52(6), 670-677.
Mathews, W.M. (1961). Study of the abnormal child. American Journal of Orthopsychiatry, (31), 1-16.
McLaughlin, K.A., Sheridan, M.A., Winter, W., Fox, N.A., Zeanah, C.H., Nelson, C. (2014). Widespread reductions in cortical thickness following severe early-life deprivation: A neurodevelopmental pathway to attention-deficit/hyperactivity disorder. Biological Psychiatry, 76(8), 629-638.
Olulade, O.A., Seydell-Greenwald, A., Chambers, C.E., Turkeltaub, P.E., Dromerick, A.W., Berl, M.M., Newport, E.L. (2020). The neural basis of language development: Changes in lateralization over age. Proceedings of the National Academy of Sciences, 117(38), 23477-23483.
Oostermeijer, S., Whittle, S., Suo, C., Allen, N.B., Simmons, J.G., Vijayakumar, N., Popma, A. (2016). Trajectories of adolescent conduct problems in relation to cortical thickness development: A longitudinal MRI study. Translational Psychiatry, 6(9), 1-18.
Paul, S.M., Potter, W.Z. (2024). Finding new and better treatments for psychiatric disorders. Neuropsychopharmacology, (49), 3-9.
Pires, A. (2014). The Normative Study of the Rorschach Test in the Portuguese Population. Doctoral thesis. Porto: University of Porto Publ.
Plessen, C., Karyotaki, E., Cuijpers, P. (2022). Exploring the efficacy of psychological treatments for depression: a multiverse meta-analysis protocol. BMJ Open, 12(1), e050197.
Quintino-Aires, J. (2020). What is ADHD from a historical-cultural neuropsychological perspective? Concept, diagnosis and treatment. In: J. Glozman, (ed.). Understanding children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). (pp. 23-72). New York: Nova Science Publ.
Quintino-Aires, J. (2021). Neuropsychological education in oppositional defiant disorder. Lurian Journal, 2(1), 42-62.
Quintino-Aires, J. (2022). Obsessive-Compulsive Disorder in the Context of Neurosciences and a New Clinical Practice. Lurian Journal, 3(1), 1-14.
Quintino-Aires, J. (2023). Janna M. Glozman: Her effort to bridge the gap between Eastern and Western neuropsychology and the three-generational model of applied neuropsychology. Panamerican Journal of Neuropsychology, 17(2), 126-134.
Sabé, M., J.H., Cramer, C., Eberhard, A., Crippa, A., Brunoni, A., Fiedorowicz, J. (2024). Transcranial Magnetic Stimulation and Transcranial Direct Current Stimulation Across Mental Disorders: A Systematic Reviewand Dose-Response Meta-Analysis. JAMA Network Open, 7(5), 1-21.
Solovieva, Y., Quintanar, L. (2020). Mental actions and the problem of the stages of their formation: Following Galperin and Talizina. Obutchénie: Revista De Didática e Psicologia Pedagógica, 4(1), 59-85.
Steuber, E., McGuire, J. (2023). A meta-analysis of transcranial magnetic stimulation in obsessive-compulsive disorder. Biological psychiatry. Cognitive Neuroscience and Neuroimaging, 8(11), 1145-1155.
Tsvetkova, L.S. (1972). Basic Principles of a Theory of Reeducation of Brain-Injured Patients. The Journal of Special Education, 6(2), 135-145.
Tsvetkova, L.S. (1977). Reeducation of Language, Reading and Writing. Barcelona: Fontanella Publ.
Yun, J., Boedhoe, P., Vriend, C., Jahanshad, N., Abe, Y., Ameis, S., Kwon, J.S. (2020). Brain structural covariance networks in obsessive-compulsive disorder: a graph analysis from the ENIGMA Consortium. Brain, 143(2), 684-700.
Zeigarnik, B. (1976). Psychopathology. Madrid: Akal Publ.
Кинтино-Айрес, Ж., Леонеш-Коуту, Г., Роман, Э., Гонсалвеш, Ф.Наследие А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой в нейропсихологической реабилитации с новыми клиническими применениями: случаи психиатрии. // Национальный психологический журнал. 2025. № 2. , 8-23. doi: 10.11621/npj.2025.0201
Скопировано в буфер обмена
Скопировать