Поступила: 18.06.2024
Принята к публикации: 16.12.2024
Дата публикации в журнале: 12.02.2025
Ключевые слова: феномен самозванца; удовлетворенность трудом; организационное поведение; контрпродуктивное поведение; прокрастинация
Страницы: 86-97
DOI: 10.11621/npj.2025.0108
Доступно в on-line версии с: 12.02.2025
Руднова, Н.А., Шевелева, М.С. (2025). Особенности организационного поведения сотрудников с феноменом самозванца. Национальный психологический журнал, 20(1) , 86-97. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0108
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Согласно существующим данным, порядка 40% работающего населения демонстрируют феномен самозванца. Это означает, что почти половина трудящихся взрослых имеет внутренние препятствия для карьерного развития. Установлено,что профессиональное благополучие в целом и качество выполнения рабочих задач в частности зависят от уровня удовлетворенности трудом и от особенностей поведения сотрудника на рабочем месте. Тем не менее исследования, посвященные изучению поведенческих особенностей сотрудников с феноменом самозванца в контексте их удовлетворенности факторами труда, среди отечественных работ, значительно ограничены.
Цель. Цель данной работы — выявить особенности организационного поведения сотрудников с феноменом самозванца в связи с уровнем их удовлетворенности трудом.
Выборка. В кросс-секционном исследовании принял участие 331 взрослый работающий респондент в возрасте от 18 до 68 лет.
Методы. Все участники исследования заполнили анкету, включающую Шкалу феномена самозванца П. Кланс, опросники «Индивидуальное выполнение работы» Л. Купманс, «Прокрастинация на рабочем месте» Б. Метина и «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева.
Результаты. В результате установлено, что сотрудники с низкой выраженностью феномена самозванца (как удовлетворенные трудом, так и нет) продемонстрировали более высокие показатели поведения, направленного на решение рабочих задач и более низкие — контрпродуктивного поведения и прокрастинации на рабочем месте.
Выводы. На основании результатов исследования выдвигается предположение о том, что предиктором поведения, направленного на решение рабочих задач, будет выступать феномен самозванца; поведения, направленного на поддержание организационных ценностей — удовлетворенность трудом, а для контрпродуктивного и прокрастинационного поведения — оба этих фактора профессионального благополучия.
Григорян, Л.К., Лебедева, Н.М. (2014). Кросс-культурное исследование роли неформальных связей в формировании организационной лояльности. Экспериментальная психология, 7(2), 128–147.
Гулевич, О.А. (2013). Гражданское поведение в организации: условия и последствия. Организационная психология, (3), 78–96.
Дайнеко, В.В. (2022). Позитивная организационная доктрина: позитивное организационное поведение Ф. Лютанса и позитивное организационное видение К. Камерона. Организационная психология, (1), 175.
Ильин, Е.П. (2011). Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Клименко, О.И., Шупило, О.М. (2014). Организационное поведение как фактор управления трудовой деятельностью работников. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 1(49), 114–120.
Кочетков, Н.В., Маринова, Т.Ю., Орлов, В.А., Расходчикова, М.Н., Хаймовская, Н.А. (2023). Актуальные зарубежные исследования профессионального выгорания у учителей. Современная зарубежная психология, 12(2), 43–52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120204
Погудина, E.Ю. (2013). Микроподход к организационному поведению. Вестник Томского государственного университета, (373), 171–173.
Рудакова, Н.Л. (2019). К вопросу об удовлетворенности трудом у сотрудников организационных подразделений в условиях различных организационных субкультур. Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения, (3), 31–41.
Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С. (2022). Психометрические характеристики опросника «Индивидуальное выполнение работы».Психологические исследования, 15(84). https://doi.org/10.54359/ps.v15i84.1171
Сидоренков, А.В., Бохоровский, Е.Ф. (2020). Гражданское поведение и организационная коммуникативность работников в институциональном контексте. Journal of Institutional Studies, 12(2), 119–131. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2020.12.2.119-131
Темницкий, А.Л. (2002). Социокультурные факторы трудового поведения промышленных рабочих, 1990-е годы. Социологический журнал, (2), 76–93.
Шевелева, М.С. (2023). Феномен самозванца: обзор зарубежных исследований. Современная зарубежная психология, 12(2), 116–124. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120211
Шевелева, М.С., Золотарева, А.А., Руднова, Н.А. (2021а). Феномен самозванца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма. Национальный психологический журнал, 3(43), 96–104. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0308
Шевелева, М.С., Золотарева, А.А., Руднова, Н.А., Корниенко, Д.С., Пермякова, Т.М. (2022). Перфекционизм и феномен самозванца как предикторы увлеченности работой и субъективного благополучия. Психологический журнал, 43(3), 80–88. https://doi.org/10.31857/S020595920020498-3
Шевелева, М.С., Корниенко, Д.С., Пермякова, Т.М. (2021б). Шкала феномена самозванца: психометрические характеристики русскоязычной версии. Психологический журнал, 42(1), 132–142. https://doi.org/10.31857/S020595920013343-3
Addae-Konadu, K., Carlson, S., Janes, J., Gecsi, K., Stephenson-Famy, A.B. (2022). Am I Really Qualified to Be Here: Exploring the Impact of Impostor Phenomenon on Training and Careers in OB/GYN Medical Education. Journal of Surgical Education, 79(1), 102–106. https://doi.org/10.1016/j.jsurg.2021.08.013
Badawy, R.L., Gazdag, B.A., Bentley, J.R., Brouer, R.L. (2018). Are all impostors created equal? Exploring gender differences in the impostor phenomenon-performance link. Personality and Individual Differences, (131), 156–163. https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.04.044
Bernard, N.S., Dollinger, S.J., Ramaniah, N.V. (2002). Applying the big five personality factors to the impostor phenomenon. Journal of Personality Assessment, 78(2), 321–333. https://doi.org/10.1207/S15327752JPA7802_07
Bernat, E. (2008). Towards a pedagogy of empowerment: The case of “impostor syndrome” among pre-service non-native speaker teachers in TESOL. English Language Teacher Education and Development, 11(1), 1–8.
Bravata, D.M., Watts, S.A., Keefer, A.L., Madhusudhan, D.K., Taylor, K.T., Clark, D.M., Nelson, R.S., Cokley, K.O., Hagg, H.K. (2020). Prevalence, Predictors, and Treatment of Impostor Syndrome: a Systematic Review. Journal of General Internal Medicine, 35(4), 1252–1275. https://doi.org/10.1007/s11606-019-05364-1
Budi Santoso, P., Asbari, M., Siswanto, E., Fahmi, K. (2021). The Role of Job Satisfaction and Organizational Citizenship Behavior on Performance: Evidence from Indonesian Teachers. International Journal of Social and Management Studies, 1(1), 22–31. https://doi.org/10.5555/ijosmas.v1i1.2
Chiang, C.-F., Hsieh, T.-S. (2012). The impacts of perceived organizational support and psychological empowerment on job performance: The mediating effects of organizational citizenship behavior. International Journal of Hospitality Management, 31(1), 180–190. https://doi. org/10.1016/j.ijhm.2011.04.011
Cokley, K., Awad, G., Smith, L., Jackson, S., Awosogba, O., Hurst, A., Stone, S., Blondeau, L., Roberts, D. (2015). The roles of gender stigma consciousness, impostor phenomenon and academic self-concept in the academic outcomes of women and men. Sex Roles: A Journal of Research,73(9–10), 414–426. https://doi.org/10.1007/s11199-015-0516-7
Koopmans, L., Bernaards, C.M., Hildebrandt, V.H., Schaufeli, W.B., de Vet Henrica, C.W., van der Beek, A.J. (2011). Conceptual frameworks of individual work performance: a systematic review. Journal of Occupational and Environmental Medicine, 53(8), 856–866. https://doi.org/10.1097/JOM.0b013e318226a763
Lee, H., Anderson, C.B., Yates, M.S., Chang, S., Chakraverty, D. (2022). Insights into the complexity of the impostor phenomenon among trainees and professionals in STEM and medicine. Current Psychology, 41(9), 5913–5924. https://doi.org/10.1007/s12144-020-01089-1
Leonhardt, M., Bechtoldt, M.N., Rohrmann, S. (2017). All impostors aren’t alike — differentiating the impostor phenomenon. Frontiers in Psychology, (8), 1505.
Mak, K.K., Kleitman, S., Abbott, M.J. (2019). Impostor phenomenon measurement scales: A systematic review. Frontiers in Psychology, (10), 1–15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00671
Metin, U.B., Taris, T.W., Peeters, M.C.W., Korpinen, M., Smrke, U., Razum, J., Kolářová, M., Baykova, R., Gaioshko, D. (2020). Validation of the Procrastination at Work Scale: A seven-language study. European Journal of Psychological Assessment, 36(5), 767–776. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000554
Metin, U.B., Taris, T.W., Peeters, M.C.W. (2016). Measuring procrastination at work and its associated workplace aspects. Personality and Individual Differences, (101), 254–263. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.006
Matthews, G., Clance, P.R. (1985). Treatment of the impostor phenomenon in psychotherapy clients. Psychotherapy in Private Practice, 3(1), 71–81. https://doi.org/10.1300/J294v03n01_09
Meurer, A.M., Costa, F. (2020). Behold the best and worst of me: the impostor phenomenon and academic behavior in the business area. Revista Contabilidade & Finanças, (31), 348–363. https://doi.org/10.1590/1808-057x201910370
Nemteanu, M.S., Dabija, D.C. (2021). The Influence of Internal Marketing and Job Satisfaction on Task Performance and Counterproductive Work Behavior in an Emerging Market during the COVID-19 Pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(7), 3670. https://doi.org/10.3390/ijerph18073670
Neureiter, M., Traut-Mattausch, E. (2016). An Inner Barrier to Career Development: Preconditions of the Impostor Phenomenon and Consequences for Career Development. Frontiers in Psychology, (7), 48. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00048
Parkman, A. (2016). The imposter phenomenon in higher education: Incidence and impact. Journal of Higher Education Theory and Practice, 16(1), 51–60.
Sambung, R. (2019). Job satisfaction on employee performance; Counterproductive work behavior and organizational citizenship behavior as mediations. International Journal of Economic Behavior and Organization, 7(3), 50–56. https://doi.org/10.11648/j.ijebo.20190703.12
Schubert, N., Bowker, A. (2017). Examining the impostor phenomenon in relation to self-esteem level and self-esteem instability. Current Psychology, (38), 749–755. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9650-4
Sığırcıkoğlu, E.B., Güğerçin, U. (2022). The role of perceived organizational justice and job satisfaction in municipality employees’ cyberslacking behaviors. In: B. Akkaya, K. Jermsittiparsert, A. Gunsel, (eds.). Handbook of Research on Current Trends in Asian Economics, Business, and Administration, (pp. 366–383). Hershey: IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-8486-6.ch020
Thompson, T., Davis, H., Davidson, J. (1998). Attributional and affective responses of impostors to academic success and failure outcomes. Personality and Individual Differences, 25(2), 381–396. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(98)00065-8
Thompson, T., Foreman, P., & Martin, F. (2000). Imposter fears and perfectionistic concern over mistakes. Personality and Individual Differences, 29(4), 629–647. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(99)00218-4
Urien Angulo, B., Díez Valdés, V., Osca Segovia, A. (2018). Justice, satisfaction and counterproductive behaviour: A Job Demands-Resources (JD-R) theory study on social workers. Cuadernos de Trabajo Social, (32), 141–152. https://doi.org/10.5209/cuts.56882
Vergauwe, J., Wille, B., Feys, M., De Fruyt, F., Anseel, F. (2015). Fear of being exposed: The trait-relatedness of the impostor phenomenon and its relevance in the work context. Journal of Business and Psychology, 30(3), 565–581. https://doi.org/10.1007/s10869-014-9382-5
Villwock, J.A., Sobin, L.B., Koester, L.A., & Harris, T.M. (2016). Impostor syndrome and burnout among American medical students: a pilot study. International Journal of Medical Education, (7), 364–369. https://doi.org/10.5116/ijme.5801.eac4
Want, J., Kleitman, S. (2006). Imposter phenomenon and self-handicapping: Links with parenting styles and self-confidence. Personality and Individual Differences, 40(5), 961–971. https://doi.org/10.1016/j.paid.2005.10.005
Руднова, Н.А., Шевелева, М.С.Особенности организационного поведения сотрудников с феноменом самозванца. // Национальный психологический журнал. 2025. № 1. , 86-97. doi: 10.11621/npj.2025.0108
Скопировано в буфер обмена
Скопировать