ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Симуляторное расстройство в свете теории уровневой регуляции движения: эмпирическое исследование

Симуляторное расстройство в свете теории уровневой регуляции движения: эмпирическое исследование

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.11.2024

Принята к публикации: 26.12.2024

Дата публикации в журнале: 12.02.2025

Ключевые слова: симуляторное расстройство; виртуальная реальность; сенсорный конфликт; двигательная программа; предвосхищение; уровни построения движения; Н.А. Бернштейн

Страницы: 37-50

DOI: 10.11621/npj.2025.0104

Доступно в on-line версии с: 12.02.2025

Для цитирования статьи:

Лунякова, Е.Г., Рахимова, А.Р., Белоусова, М.Д. (2025). Симуляторное расстройство в свете теории уровневой регуляции движения: эмпирическое исследование. Национальный психологический журнал, 20(1) , 37-50. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Лунякова Елизавета Геннадиевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Рахимова Арина Руслановна ООО Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM

Белоусова Маргарита Дмитриевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Технологии виртуальной реальности (ВР) находят свое применение в различных областях жизнедеятельности человека, однако их использование часто сопряжено с возникновением симуляторного расстройства (СР). На сегодняшний день нет единого мнения относительно механизмов возникновения СР и факторов, влияющих на его выраженность. Особый интерес представляет его рассмотрение с учетом характера действий, выполняемых пользователем в виртуальной среде.

Цель. Изучить влияние ведущего уровня построения двигательного навыка в виртуальной реальности на выраженность симуляторного расстройства.

Выборка. 40 человек (18 женщин и 22 мужчины) в возрасте от 19 до 46 лет (Мвозраст = 24, SD = 9,197). Участники были проинформированы о возможных кратковременных негативных последствиях участия в эксперименте и дали на него добровольное согласие.

Методы. Две группы участников эксперимента после предварительного тестирования в течение трех дней обучались выполнению определенных типов движений в виртуальной среде с последующим повторным тестированием. Группы различались направленностью тренировочной серии — на выполнение поворотов собственного тела (уровень пространственного поля, «группа C») или на управление вращением элементов окружения (уровень предметных действий, «группа D»). Оба движения выполнялись контроллером при максимально схожей зрительной стимуляции. Выраженность СР оценивалась по психофизиологическим (ЧСС , теппинг-тест), когнитивным (обратный счет с вычитанием) и субъективным (опросник «Симуляторные расстройства» и субъективное шкалирование) показателям.

Результаты. Показано, что проявления и интенсивность СР связаны со сформированностью навыка определенного типа движений в виртуальной среде. Участники группы C продемонстрировали более выраженное СР в начале тренировочной серии, чем участники группы D. Однако в тестировании после серии тренировок выраженность СР по всем показателям в условиях пассивного наблюдения вращающейся стимуляции и решения задачи уровня пространственного поля у этой группы была значимо ниже, чем у группы D.

Выводы. Сформированность движения на ведущем уровне пространственного поля обуславливает меньшую выраженность СР в виртуальной реальности, чем сформированность навыка на ведущем уровне предметного действия. Изучение СР с позиции теории уровней построения движения способствует более полному объяснению формирования данного явления.

Литература

Бернштейн, Н.А. (1997). Биомеханика и физиология движений. Москва: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во «МОДЭК».

Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. (2020). Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция. Психологический журнал, 41(1), 56−64.

Гибсон, Дж. (1988). Экологический подход к зрительному восприятию. Москва: Прогресс.

Гневашев, Ю.В., Горшков, К.С., Коновалов, Г.А., Ловлин, С.Ю., Посохов, Д.А., Цветкова, М.Х. (2022). Влияние способов управления в системах виртуальной реальности на возникновение симптомов локомоционной болезни. Известия высших учебных заведений. Приборостроение, 65(5), 357–371.

Ковалёв, А.И., Клименко, В.А. (2018). Взаимосвязь иллюзии движения собственного тела и киберрасстройства в системах виртуальной реальности. Синергия наук, (28), 509−525.

Меньшикова, Г.Я., Ковалёв, А.И. (2015). Векция в виртуальных средах: психологические и психофизиологические механизмы формирования. Национальный психологический журнал, 10(4), 91–104.

Смирнов, С.Д. (2016). Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности. Психологический журнал, 37(5), 5–13.

Смыслова, О.В., Войскунский, А.Е. (2019). Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: феноменология и методы измерения. Психологический журнал, 40(4), 85−94.

Фаликман, М.В. (2021). Принцип предсказывающего кодирования в современных когнитивных исследованиях. Вопросы психологии, 67(3), 3–23.

Aldaba, C.N., Moussavi, Z. (2020). Effects of virtual reality technology locomotive multi-sensory motion stimuli on a user simulator sickness and controller intuitiveness during a navigation task. Medical & Biological Engineering & Computing, (58), 143–154.

Almallah, M., Hussain, Q., Reinolsmann, N., Alhajyaseen, W.K. (2021). Driving simulation sickness and the sense of presence: Correlation and contributing factors. Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour, (78), 180–193.

Colehour, J.K., Graybiel, A. (1966). Biochemical changes occurring with adaptation to accelerative forces during rotation. Joint Report No. NAMI-959. Pensacola: NASNUS. Naval Aerospace Institute Publ.

Davis, S., Nesbitt, K., Nalivaiko, E. (2015). Comparing the onset of cybersickness using the Oculus Rift and two virtual roller coasters. In Proceedings of the 11th Australasian Conference on Interactive Entertainment (IE 2015). (pp. 3–14).Sydney: Australian Computing Society Publ.

de Winkel, K.N., Talsma, T.M., Happee, R. (2022). A meta-analysis of simulator sickness as a function of simulator fidelity. Experimental

Brain Research, 240(12), 3089–3105. https://doi.org/10.1007/s00221-022-06485-6

Ebenholtz, S.M., Cohen, M.M., Linder, B.J. (1994). The possible role of nystagmus in motion sickness: a hypothesis. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 65(11), 1032–1035.

Grassini, S., Laumann, K., Luzi, A.K. (2021). Association of individual factors with simulator sickness and sense of presence in virtual reality mediated by head-mounted displays (hmds). Multimodal Technologies and Interaction, 5(3), 7. https://doi.org/10.3390/mti5030007

Hohwy, J. (2013). The predictive mind. Oxford: Oxford Univ. Press.

Irwin, J.A. (1881). The Pathology of Sea-sickness. The Lancet, 118(3039), 907−909.

Kennedy, R.S., Lane, N.E., Kevin, S., Berbaum, K.S., Lilienthal, M.G. (1993). Simulator Sickness Questionnaire: An Enhanced Method for Quantifying Simulator Sickness. The International Journal of Aviation Psychology, 3(3), 203–220.

Keshavarz, B., Speck, S., Haycock, B., Berti, S. (2017). Effect of different display types on vection and its interaction with motion direction and field dependence. i-Perception, 8(3), 2041669517707768.

Kolasinski, E. (1995). Simulator Sickness in Virtual Environment. U.S. Army Research Institute for the Behavioral and Social Sciences, 4(1027).

Kuiper, O.X., Bos, J.E., Diels, C., Schmidt, E.A. (2020). Knowing what’s coming: Anticipatory audio cues can mitigate motion sickness. Applied Ergonomics, (85), 1−6.

Lambrey, S., Viaud-Delmonb, I., Berthoz, A. (2002). Influence of a sensorimotor conflict on the memorization of a path traveled in virtual reality. Cognitive Brain Research, 14(1), 177–186.

LaViola Jr, J.J. (2000). A discussion of cybersickness in virtual environments. ACM Sigchi Bulletin, 32(1), 47−56.

Nesbitt, K., Davis, S., Blackmore, K., Nalivaiko, E. (2017). Correlating reaction time and nausea measures with traditional measures of cybersickness. Displays, (48), 1−8.

Ng, A.K., Chan, L.K., Lau, H.Y. (2020). A study of cybersickness and sensory conflict theory using a motion-coupled virtual reality system. Displays, (61), 101922.

Menshikova, G., Kovalev, A., Klimova, O., Barabanshchikova, V. (2017). The application of virtual reality technology to test the motion sickness resistance. Psychology in Russia: State of the Art, 10(3), 151–164.

Palmisano, S., Summersby, S., Davies, R.G., Kim, J. (2016). Stereoscopic advantages for vection induced by radial, circular, and spiral optic flows. Journal of Vision, 16(14), 7−7.

Rakhimova, A., Luniakova, E., Validov, M., Kovalev, A. (2021). “Control” vs “detection” tasks effect on the severity of simulator sickness. Psychophysiology, 58(S1), S66.

Reason, J.T. (1978). Motion sickness adaptation: a neural mismatch model. Journal of the Royal Society of Medicine, 71(11), 819−829.

Riccio, G.E., Stoffregen, T.A. (1991). An ecological theory of motion sickness and postural instability. Ecological Psychology, 3(3), 195–240.

Riecke, L., Esposito, F., Bonte, M., Formisano, E. (2009). Hearing illusory sounds in noise: the timing of sensory-perceptual transformations in auditory cortex. Neuron, 64(4), 550−561.

Smyth, J., Birrell, S., Mouzakitis, A., Jennings, P. (2019). Motion sickness and human performance — exploring the impact of driving simulator user trials. In Advances in Human Aspects of Transportation: Proceedings of the AHFE 2018 International Conference on Human Factors in Transportation, July 21–25, 2018, Loews Sapphire Falls Resort at Universal Studios. (pp. 445−457). Orlando: Springer International Publ.

Treisman, M. (1977). Motion sickness: an evolutionary hypothesis. Science, 197(4302), 493−495.

Для цитирования статьи:

Лунякова, Е.Г., Рахимова, А.Р., Белоусова, М.Д.Симуляторное расстройство в свете теории уровневой регуляции движения: эмпирическое исследование. // Национальный психологический журнал. 2025. № 1. , 37-50. doi: 10.11621/npj.2025.0104

Скопировано в буфер обмена

Скопировать