ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Опыт психологического исследования ранней читательской биографии А.С. Пушкина

Опыт психологического исследования ранней читательской биографии А.С. Пушкина

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.05.2024

Принята к публикации: 17.01.2025

Дата публикации в журнале: 12.02.2025

Ключевые слова: А.С. Пушкин; факторы гениальности; детство; чтение; читательская биография; психологический анализ; семейное чтение

Страницы: 29-36

DOI: 10.11621/npj.2025.0103

Доступно в on-line версии с: 12.02.2025

Для цитирования статьи:

Борисенко, Н.А. (2025). Опыт психологического исследования ранней читательской биографии А.С. Пушкина. Национальный психологический журнал, 20(1) , 29-36. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Борисенко Наталья Анатольевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Обращение к проблеме рождения Пушкина-читателя актуально в историко-культурном аспекте для выявления генезиса его творчества, в историко-психологическом и общепсихологическом — для уточнения и расширения факторов, участвующих в становлении гения, а также в педагогическом — в целях преодоления кризиса чтения конца XX — начала XXI в.

Цель. Представить опыт психологического анализа ранней читательской биографии Пушкина, выявить роль чтения как одного из факторов, способствующих развитию и формированию гениальности поэта.

Методы. Использован ретроспективный и историко-биографический методы, а также анализ продуктов творчества поэта.

Результаты. В ранней читательской биографии Пушкина выделено три периода: 1) 1799–1803 гг. («предчтение») — младенчество и раннее детство, во время которых приобретается опыт слушания Пушкиным-ребенком малых жанров фольклора, происходит овладение речью как предпосылкой будущего навыка чтения; 2) 1804–1806 гг. — раннее обучение чтению и первый самостоятельный опыт в чтении; 3) 1807–1811 — «охота к чтению» (А.С. П ушкин), роль отцовской библиотеки в читательской биографии поэта. Выявлены основные черты читательского развития Пушкина в детстве (ускоренное развитие, двуязычие, широта читательских интересов, инициативность, одержимость чтением, связь с ранним поэтическим опытом).

Выводы. Расширено представление о социальных факторах, влияющих на развитие и реализацию личности гения в ранние годы. К таким факторам, в частности, относится «фактор чтения», который совместно с другими (благоприятный историко- культурный контекст, роль литературно одаренной семьи С.Л. и Н.О. Пушкиных и ближайшего окружения) и при обязательном действии генетического фактора, участвует в становлении пушкинского гения.

Литература

Анненков, П.В. (1984). Материалы для биографии А.С. Пушкина. Москва: Изд-во «Современник» (Из серии «Литературное наследие»).

Аронов, А.А. (2019). Иерархия факторов появления гениев. Философская школа, (9), 15–21. https://doi.org/10.24411/2541-7673-2019-10925

Берестов, В.Д. (1989). Ранняя любовь Пушкина. Москва: Изд-во «Правда» (Из серии «Библиотека Огонек»).

Вольперт, Л.И. (1998). Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль. Москва: Изд-во «Языки русской культуры».

Выготский, Л.С., Зиновьев, П.М. (1929). Большая медицинская энциклопедия: в 35 тт. Т. 6. Гениальность. (С. 612−613). Москва: Изд-во «Советская энциклопедия».

Кольцова, В.А., Холондович, Е.Н. (2012). Гениальность: психолого-историческое исследование. Психологический журнал, 33(2),101–118.

Лейтес, Н.С. (1999). А.С. Пушкин о детях. Вопросы психологии, (4), 16–20.

Летопись жизни и творчества Александра Пушкина: в 4 тт. (1999). Под ред. М.А. Цявловского, Н.А. Тарховой, науч. ред. Я.Л. Левкович. Т. 1. Москва: Изд-во «СЛОВО».

Лотман, Ю.М. (1982). Александр Сергеевич Пушкин. Ленинград: Изд-во «Просвещение».

Лотман, Ю.М. (1994). Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). Санкт-Петербург: Изд-во «Искусство — СПБ».

Мелентьева, Ю.П. (2022). Общая теория чтения. 2-е изд., доп. Москва: Изд-во «Наука».

Модзалевский, Л.Б. (1988). Библиотека А.С. Пушкина. Приложение к репринтному изданию. Москва: Изд-во «Книга».

Пономарева, Е.Л. (1996). Детские альманахи пушкинского времени. Проблематика и поэтика: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Москва.

Пушкин, А.С. (1981). Полн. собр. соч.: в 10 тт. Москва: Изд-во «Правда».

Пушкин в воспоминаниях современников: в 2 тт. 3-е изд., доп. / вступ. статья В.Э. Вацуро. (1998). Санкт-Петербург: Изд-во «Академический проект».

Сегалин, Г.В. (1925). Патогенез и биогенез великих людей. Клинический архив гениальности и одаренности. Свердловск: Изд-во «Практическая медицина».

Сироткина, И.Е. (1999). А.С. Пушкин: страницы из истории российских изданий по психологии и психиатрии. Вопросы психологии, (3), 89–99.

Скатов, Н.Н. Пушкин. (1999). Русский гений. Научно-художественная биография А.С. Пушкина. Москва: Изд-во «ИЦ «Классика».

Солнцева, А. (2004). Земельная собственность русских литераторов: Пушкин, Толстой, Островский. Отечественные записки, (1). URL: https://strana-oz.ru/2004/1/zemelnaya-sobstvennost-russkih-literatorov-pushkin-tolstoy-ostrovskiy (дата обращения: 15.04.2024).

Сухарев, А.В. (2014). Личность А.С. Пушкина в контексте западноевропейской и русской культуры. Вестник славянских культур, (1), 59–75.

Томашевский, Б.В. (2004). Французская литература. Пушкин: Исследования и материалы РАН . Ин-т русс. лит. (Пушкин. Дом).

Т. XVIII/XIX: Пушкин и мировая литература. Материалы к «Пушкинской энциклопедии». С. 341–359. Санкт-Петербург: Изд-во «Наука».

Черниговский, Д.Н. (2012). Об опыте изучения личности А.С. Пушкина в психологической науке дореволюционной России. Вестник ВятГУ, (2), 87–91.

Чиж, В.Ф. (2009). А.С. П ушкин как идеал душевного здоровья. Чиж В.Ф. Болезнь Н.В. Гоголя: Записки психиатра. Сост. Н. Унанянц. Москва: Изд-во «ТЕРРА: Книжный клуб».

Чтение. Энциклопедический словарь. (2021). Под ред. Ю.П. Мелентьевой. Москва: Изд-во «Наука».

Эфроимсон, В.П. (2019). Генетика гениальности. Москва: Изд-во «АСТ».

Viktorova, E.V. (2020). The programming function of culture in a digital society: selected tools. Advances in Social Science. Education and Humanities Research, (437), 671–676. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200509.120

Для цитирования статьи:

Борисенко, Н.А.Опыт психологического исследования ранней читательской биографии А.С. Пушкина. // Национальный психологический журнал. 2025. № 1. , 29-36. doi: 10.11621/npj.2025.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать