ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Ценности личности и студенческое волонтерство

Ценности личности и студенческое волонтерство

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.06.2024

Принята к публикации: 16.12.2024

Дата публикации в журнале: 12.02.2025

Ключевые слова: ценности; волонтерство; виды волонтерства; мотивы; студенты; динамика ценностей; концепция ценностей Ш. Шварца; индивидуальные приоритеты; нормативные идеалы

Страницы: 18-28

DOI: 10.11621/npj.2025.0102

Доступно в on-line версии с: 12.02.2025

Для цитирования статьи:

Васильева, И.В., Чумаков, М.В. (2025). Ценности личности и студенческое волонтерство. Национальный психологический журнал, 20(1) , 18-28. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2025

Васильева Инна Витальевна Тюменский государственный университет, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

Чумаков Михаил Владиславович Курганский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация

Актуальность. На фоне трансформации гражданского самосознания в период социальной нестабильности государство обращается к активности граждан, и многие граждане готовы и стремятся проявить активность для преобразования жизненного пространства. С другой стороны, не все склонны к такого рода активности. В силу этого важным является выявление ценностей личности, способствующих просоциальной активности.

Цель. В работе изучалось различие ценностной сферы (десять базовых ценностей по Ш. Шварцу) у студентов вузов, вовлеченных в волонтерское движение и не участвующих в нем.

Выборка. Участники исследования: студенты Тюменского государственного и Курганского государственного университетов, обучающиеся по направлению «Психология»: 172 человека (32 юноши, 140 девушек) от 18 до 39 лет (Мвозраст= 21,25; SD = 3,96).

Методы. Опросник ценностей Ш. Шварца (в адаптации В.Н. Карандашева). Скрининговый опрос: пол, возраст, наличие/отсутствие опыта занятий волонтерской деятельностью, вид волонтерской деятельности. Наличие и характер различий проверялись посредством двухвыборочного критерия Колмогорова — Смирнова.

Результаты. Студенты, участвующие в волонтерской деятельности и не участвующие в ней, обладают схожей структурой ценностей личности, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. На уровне нормативных идеалов наиболее значимыми выступают ценности универсализма, самостоятельности и доброты, на уровне индивидуальных приоритетов — ценность безопасности. Статистически значимые различия студентов-волонтеров от тех, кто волонтерской деятельностью не занимается, состоит в выраженности ценности доброты на уровне нормативных идеалов и ценности традиции на уровне индивидуальных приоритетов.

Выводы. Существуют различия в структуре индивидуальных предпочтений и нормативных идеалов ценностей у студентов, которые вовлечены в волонтерское движение и не участвующих в нем. Основные различия заключаются в ценностях доброты, которые более выражены у студентов, участвующих в волонтерской деятельности.

Благодарности. Проведение, как научной работы, так и процесса публикации статьи не финансировалось фондами, коммерческими, государственными организациями, частными лицами. Авторы благодарят участников исследования за неравнодушие к вопросам волонтерского движения.

Литература

Буравлева, Н.А. (2011). Ценностные ориентации студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета, (6), 124–129.

Волохин, Е.А., Юсупов, В.З., Мухаметзянова, Ф.Г. (2021). Проектирование качества образовательной среды для выпускников нефтегазовой отрасли на основе анализа ценностей Ш. Шварца и таксономии Блума. Глобальная экономика и образование, 1(3), 22–36.

Карандашев, В.Н. (2004). Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».

Кисиленко, А.В. (2021). Ценностные основания волонтерских практик российской молодежи. Научный результат. Социология и управление, 7(3), 82–89. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-8

Лебедева, Н.М., Татарко, А.Н. (2007). Ценности культуры и развитие общества. Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ.

Лебедева, Н.М., Татарко, А.Н. (2009). Культура как фактор общественного прогресса. Москва: Изд-во ЗАО «Юстицинформ».

Нятина, Н.В. (2022). Волонтерская деятельность в оценках студентов: преимущества и барьеры. Общество: социология, психология, педагогика, 95(3), 30–33. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.4

Певная, М.В. (2019). Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. Москва: Изд-во «Юрайт»; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

Руслякова, Е.Е., Разумова, Е.М., Шпаковская, Е.Ю. (2019). Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов. Перспективы науки и образования, 1(37), 301–315.

Соловьева, Е.М., Заусенко, И.В. (2015). Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза. Современные проблемы науки и образования, (3), 503–511.

Федотова, В.А. (2017). Ценности россиян в контексте возрастных различий. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, (1), 78–86.

Шварц, Ш., Бутенко, Т.П., Седова, Д.С., Липатова, А.С. (2012). Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(2), 43–70.

Adams, R.B., Licht, A.N., Sagiv, L. (2011). Shareholders and stakeholders: How do directors decide? Strategic Management Journal, (32), 1331–1355.

Barton, E., Bates, E.A., O’Donovan, R. (2019). “That extra sparkle”: students’ experiences of volunteering and the impact on satisfaction and employability in higher education. Journal of Further and Higher Education, 43(4), 453–466. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1365827

Butt, M.U., Hou, Y., Soomro, K.A., Maran, D.A. (2017). The ABCE Model of Volunteer Motivation. Journal of Social Service Research, 43(5), 593–608. https://doi.org/10.1080/01488376.2017.1355867

Clary, E.G., Snyder, M., Ridge, R.D., Copeland, J., Stukas, A.A., Haugen, J., Miene, P. (1998). Understanding and assessing the motivations of volunteers: A functional approach. Journal of Personality and Social Psychology, 74(6), 1516–1530. https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.6.1516

Feather, N.T., Woodyatt, L., McKee, I.R. (2012). Predicting support for social action: How values, justice related variables, discrete emotions, and outcome expectations influence support for the Stolen Generations. Motivation and Emotion, (36), 516–528.

Hermansen, J. (2016). Intangible activities — the prevalence of informal helping in Denmark. Journal of Civil Society, 12(4), 380–393. https:// doi.org/10.1080/17448689.2016.1235676

Huang, G., Wang, J.-Y.(E.), Chien, C.-H., Clinciu, D.L. (2022). Psychosocial factors influencing volunteering motivation: A pilot study in a Taiwanese healthcare volunteer program. Journal of Human Behavior in the Social Environment, 33(3), 382–392. https://doi.org/10.1080/109 11359.2022.2062082

Lakomý, M. (2021). Individual value orientation, social norms, and volunteering outcomes in later life. International Journal of Comparative Sociology, 62(5), 385–403. https://doi.org/10.1177/00207152221088857

Rampasso, I.S., Quelhas, O.L.G., Anholon, R., Silva, L.E., Ávila, T.P., Matsutani, L., Yparraguirre, I.T.R. (2021). Preparing future professionals to act towards sustainable development: an analysis of undergraduate students’ motivations towards voluntary activities. International Journal of Sustainable Development & World Ecology, 28(2), 157–165. https://doi.org/10.1080/13504509.2020.1804478

Sagiv, L., Schwartz, S.H. (2004). Values, intelligence and client behavior in career counseling: A field study. European Journal of Psychology of Education, (19), 237–254.

Для цитирования статьи:

Васильева, И.В., Чумаков, М.В.Ценности личности и студенческое волонтерство. // Национальный психологический журнал. 2025. № 1. , 18-28. doi: 10.11621/npj.2025.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать