ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы

Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.06.2024

Принята к публикации: 05.10.2024

Дата публикации в журнале: 01.12.2024

Ключевые слова: компетенции; профессиональные компетенции; программисты; профессиональная деятельность; жесткие навыки; мягкие навыки; системогенез; профессионализация; деятельность

Страницы: 201-214

DOI: 10.11621/npj.2024.0414

Доступно в on-line версии с: 02.12.2024

Для цитирования статьи:

Карпов А.В., Карпов А.А., Присяжнюк С.О. Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.201-214. doi: 10.11621/npj.2024.0414

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2024

Карпов Анатолий Викторович Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Карпов Александр Анатольевич Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Присяжнюк Сергей Олегович Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Аннотация

Актуальность. Раскрытие закономерностей формирования и развития базовых компетенций IT-специалистов является важнейшим условием оптимизации процесса профессиональной подготовки и повышения эффективности информационной деятельности в целом.

Цель. Выявить и объяснить особенности и закономерности генезиса двух базовых категорий компетенций ITспециалистов — жестких и мягких навыков в процессе профессионализации.

Методы. Совокупность методик, направленных на экспертную оценку степени сформированности основных профессиональных компетенций IT-специалистов, базирующаяся на синтезе методов концентрации суждений, фокус-групп и «частотно-значимостной селекции», а также на разработанной в исследовании методики экспертирования двух категорий компетенций — жестких и мягких навыков. Кроме того, применялся метод корреляционного анализа, в том числе и в варианте определения коэффициентов корреляционного отношения (η).

Выборка. В исследовании приняли участие три стажных группы IT-специалистов одной из наиболее репрезентативных разновидностей данной деятельности — программистов. В первую группу вошли лица со стажем 1,5 года; во вторую — со стажем 3–4 года; в третью — со стажем 7 и более лет. В количественном отношении первая группа включала 72 человека, вторая — 64, третья — 43 человека. 74% общей численности всей выборки составляли лица мужского пола, 26% — женского. Возрастной диапазон обследованных — от 21 года до 42 лет.

Результаты. Выявлено, что формирование и развитие общей совокупности профессиональных компетенций, дифференцирующейся на две основные категории — жестких и мягких навыков, развертывается на основе базовых принципов, которые характерны для особого типа генезиса — для процесса системогенеза. Ими выступают принципы неравномерности и гетерохронности. Следовательно, и процесс профессионализации IT-специалистов также представляет собой процесс системогенеза. Доказано, что по отношению к информационной деятельности и ее генезису этот процесс приобретает принципиально новые грани. Он развертывается не только в соответствии с классическими системогенетическими закономерностями, но и предстает как более сложный процесс метасистемогенеза. Это означает, что он включает в себя становление и развитие не только тех детерминант — жестких навыков, которые имеют по отношению к ней как к системе внутреннюю локализацию, но и тех, которые имеют экстрасистемную локализацию. Они, функционально включаясь — «встраиваясь» в деятельность, конституируют один из уровней ее субъектных детерминант — уровень метакомпетенций, который и образован категорией мягких навыков. За счет них оказывается возможной минимизация тех дефицитов, которые присущи в случае недостаточного уровня сформированности жестких навыков (hard-skills), а тем самым — и оптимизация деятельности в целом.

Выводы. В исследование установлен принципиально новый результат, состоящий в обосновании принадлежности процесса формирования профессиональных компетенций IT-специалистов к системогенетическому типу, а весь процесс профессионализации должен быть понят и объяснен как процесс системогенеза. Кроме того, по отношению к информационной деятельности он представлен в его специфической разновидности — как метасистемогенез, поскольку он включает в себя и формирование таких компетенций, которые локализуются вне самой деятельности и имеют характер метакомпетентностных образований мягких навыков.

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 21-18-00039, тема проекта «Системогенез информационной деятельности».

Литература

Анохин, П.К. (1978). Избранные труды. Москва: Изд-во «Наука».

Бакунович, М.Ф., Станкевич, Н.Л. (2018). Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IT-специалистов. Интеграция образования, 22(4), 681–695.

Гласс, Дж., Стэнли, Дж. (1976). Вероятностные методы в педагогике и психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Гольдратт, Э., Кокс, Д. (2009). Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Москва: Изд-во «Цифровая книга».

Карпов, А.А. (2018). Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Москва: Изд-во РАО.

Карпов, А.А. (2019). Новые методики исследования метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та.

Карпов, А.В. (2017). Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Москва: Изд-во РАО.

Карпов, А.В. (2022). Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, 16(2), 312–325. http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2022-2-212-325

Карпов, А.В. (2015). Психология деятельности: в 5 тт. Москва: Изд-во РАО.

Карпов, А.В. (2021). Методологические основы психологии информационной деятельности. Москва: Изд-во РАО.

Карпов, А.В. (1999). Психология менеджмента. Москва: Изд-во «Гардарики».

Карпов, А.В., Чемякина, А.В. (2021). Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки, (3), 422–433.

Карпов, А.В. (2024). Специфика состава и организации субъектных детерминант управленческой деятельности. Современная конкуренция, 18(1), 92–109. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-92-10

Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.

Кузнецова, О.В., Скрыльникова, Н.И. (2017). Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(4), 66–76.

Курильчик, А.В., Геращенко, К.С. (2021). Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности специалистов IT-сферы. В кн.: Современные научные исследования и разработки. Материалы Междунар. (заочной) науч.-практич. конф. (18 марта, 2021 г.). Под ред. А.И. Вострецовой. (С. 224–234). Нефтекамск: Изд-во «Мир науки».

Лежнева, М.С. (2013). Технология формирования готовности будущих IT-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию. Инженерный вестник Дона, 24(1), 70.

Леонтьев, А.Н. (1931). Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. Москва; Ленинград: Изд-во «Учпедгиз».

Мартин, Р. (2012). Идеальный программист. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Мехтиханова, Н.Н. (2024). Управление персоналом: психологическая оценка персонала. Москва: Изд-во «Юрайт».

Плоткина, Л.Н. (2010). Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий (ИТ). Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 12(5–1), 137–144.

Профессионализм современного педагога. (2011). Под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Изд-во «Логос».

Равен, Д. (2002). Компетентность в современном обществе. Москва: Изд-во «Когито-центр».

Смолл, Г., Ворган, Г. (2011). Мозг Онлайн. Москва: Изд-во «Колибри».

Хусенов, М. (2020). Психология IT-специалистов. Центр научных публикаций, 1(1), 199–202.

Шадриков, В.Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Изд-во «Наука».

Attrill, A., Fullwood, C. (2016). Applied Cyberpsychology. Practical Applications of Cyberpsychological. Theory and Research. London: Palgrave Macmillan Publ.

An Introduction to Cyberpsychology. (2016). In: I. Connolly et al., (eds). Abingdon: Routledge Publ.

Metcalfe, J., Shimamura, A.P., (eds.). (1994). Metacognition: Knowing about Knowing. Cambridge: MIT Press.

Wallace, J. (1993). Hard Drive: Bill Gates and the Making of the Microsoft Empire. New York: Harper Collins Publishers.

Для цитирования статьи:

Карпов А.В., Карпов А.А., Присяжнюк С.О.Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.201-214. doi: 10.11621/npj.2024.0414

Скопировано в буфер обмена

Скопировать