Поступила: 03.06.2024
Принята к публикации: 05.10.2024
Дата публикации в журнале: 01.12.2024
Ключевые слова: компетенции; профессиональные компетенции; программисты; профессиональная деятельность; жесткие навыки; мягкие навыки; системогенез; профессионализация; деятельность
Страницы: 201-214
DOI: 10.11621/npj.2024.0414
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Карпов А.В., Карпов А.А., Присяжнюк С.О. Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.201-214. doi: 10.11621/npj.2024.0414
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Раскрытие закономерностей формирования и развития базовых компетенций IT-специалистов является важнейшим условием оптимизации процесса профессиональной подготовки и повышения эффективности информационной деятельности в целом.
Цель. Выявить и объяснить особенности и закономерности генезиса двух базовых категорий компетенций ITспециалистов — жестких и мягких навыков в процессе профессионализации.
Методы. Совокупность методик, направленных на экспертную оценку степени сформированности основных профессиональных компетенций IT-специалистов, базирующаяся на синтезе методов концентрации суждений, фокус-групп и «частотно-значимостной селекции», а также на разработанной в исследовании методики экспертирования двух категорий компетенций — жестких и мягких навыков. Кроме того, применялся метод корреляционного анализа, в том числе и в варианте определения коэффициентов корреляционного отношения (η).
Выборка. В исследовании приняли участие три стажных группы IT-специалистов одной из наиболее репрезентативных разновидностей данной деятельности — программистов. В первую группу вошли лица со стажем 1,5 года; во вторую — со стажем 3–4 года; в третью — со стажем 7 и более лет. В количественном отношении первая группа включала 72 человека, вторая — 64, третья — 43 человека. 74% общей численности всей выборки составляли лица мужского пола, 26% — женского. Возрастной диапазон обследованных — от 21 года до 42 лет.
Результаты. Выявлено, что формирование и развитие общей совокупности профессиональных компетенций, дифференцирующейся на две основные категории — жестких и мягких навыков, развертывается на основе базовых принципов, которые характерны для особого типа генезиса — для процесса системогенеза. Ими выступают принципы неравномерности и гетерохронности. Следовательно, и процесс профессионализации IT-специалистов также представляет собой процесс системогенеза. Доказано, что по отношению к информационной деятельности и ее генезису этот процесс приобретает принципиально новые грани. Он развертывается не только в соответствии с классическими системогенетическими закономерностями, но и предстает как более сложный процесс метасистемогенеза. Это означает, что он включает в себя становление и развитие не только тех детерминант — жестких навыков, которые имеют по отношению к ней как к системе внутреннюю локализацию, но и тех, которые имеют экстрасистемную локализацию. Они, функционально включаясь — «встраиваясь» в деятельность, конституируют один из уровней ее субъектных детерминант — уровень метакомпетенций, который и образован категорией мягких навыков. За счет них оказывается возможной минимизация тех дефицитов, которые присущи в случае недостаточного уровня сформированности жестких навыков (hard-skills), а тем самым — и оптимизация деятельности в целом.
Выводы. В исследование установлен принципиально новый результат, состоящий в обосновании принадлежности процесса формирования профессиональных компетенций IT-специалистов к системогенетическому типу, а весь процесс профессионализации должен быть понят и объяснен как процесс системогенеза. Кроме того, по отношению к информационной деятельности он представлен в его специфической разновидности — как метасистемогенез, поскольку он включает в себя и формирование таких компетенций, которые локализуются вне самой деятельности и имеют характер метакомпетентностных образований мягких навыков.
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 21-18-00039, тема проекта «Системогенез информационной деятельности».
Анохин, П.К. (1978). Избранные труды. Москва: Изд-во «Наука».
Бакунович, М.Ф., Станкевич, Н.Л. (2018). Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IT-специалистов. Интеграция образования, 22(4), 681–695.
Гласс, Дж., Стэнли, Дж. (1976). Вероятностные методы в педагогике и психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».
Гольдратт, Э., Кокс, Д. (2009). Цель. Процесс непрерывного совершенствования. Москва: Изд-во «Цифровая книга».
Карпов, А.А. (2018). Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Москва: Изд-во РАО.
Карпов, А.А. (2019). Новые методики исследования метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та.
Карпов, А.В. (2017). Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Москва: Изд-во РАО.
Карпов, А.В. (2022). Метасистемная организация субъектных детерминант профессиональной деятельности. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки, 16(2), 312–325. http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2022-2-212-325
Карпов, А.В. (2015). Психология деятельности: в 5 тт. Москва: Изд-во РАО.
Карпов, А.В. (2021). Методологические основы психологии информационной деятельности. Москва: Изд-во РАО.
Карпов, А.В. (1999). Психология менеджмента. Москва: Изд-во «Гардарики».
Карпов, А.В., Чемякина, А.В. (2021). Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса. Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки, (3), 422–433.
Карпов, А.В. (2024). Специфика состава и организации субъектных детерминант управленческой деятельности. Современная конкуренция, 18(1), 92–109. https://doi.org/10.37791/2687-0657-2024-18-1-92-10
Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
Кузнецова, О.В., Скрыльникова, Н.И. (2017). Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(4), 66–76.
Курильчик, А.В., Геращенко, К.С. (2021). Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности специалистов IT-сферы. В кн.: Современные научные исследования и разработки. Материалы Междунар. (заочной) науч.-практич. конф. (18 марта, 2021 г.). Под ред. А.И. Вострецовой. (С. 224–234). Нефтекамск: Изд-во «Мир науки».
Лежнева, М.С. (2013). Технология формирования готовности будущих IT-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию. Инженерный вестник Дона, 24(1), 70.
Леонтьев, А.Н. (1931). Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. Москва; Ленинград: Изд-во «Учпедгиз».
Мартин, Р. (2012). Идеальный программист. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Мехтиханова, Н.Н. (2024). Управление персоналом: психологическая оценка персонала. Москва: Изд-во «Юрайт».
Плоткина, Л.Н. (2010). Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий (ИТ). Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 12(5–1), 137–144.
Профессионализм современного педагога. (2011). Под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Изд-во «Логос».
Равен, Д. (2002). Компетентность в современном обществе. Москва: Изд-во «Когито-центр».
Смолл, Г., Ворган, Г. (2011). Мозг Онлайн. Москва: Изд-во «Колибри».
Хусенов, М. (2020). Психология IT-специалистов. Центр научных публикаций, 1(1), 199–202.
Шадриков, В.Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Изд-во «Наука».
Attrill, A., Fullwood, C. (2016). Applied Cyberpsychology. Practical Applications of Cyberpsychological. Theory and Research. London: Palgrave Macmillan Publ.
An Introduction to Cyberpsychology. (2016). In: I. Connolly et al., (eds). Abingdon: Routledge Publ.
Metcalfe, J., Shimamura, A.P., (eds.). (1994). Metacognition: Knowing about Knowing. Cambridge: MIT Press.
Wallace, J. (1993). Hard Drive: Bill Gates and the Making of the Microsoft Empire. New York: Harper Collins Publishers.
Карпов А.В., Карпов А.А., Присяжнюк С.О.Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.201-214. doi: 10.11621/npj.2024.0414
Скопировано в буфер обмена
Скопировать