Поступила: 18.05.2024
Принята к публикации: 12.09.2024
Дата публикации в журнале: 02.12.2024
Ключевые слова: актер; личностные характеристики; стресс; копинг-стратегии; реакция на стресс; фрустрация
Страницы: 189-200
DOI: 10.11621/npj.2024.0413
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Петракова А.В., Яковлева М.А., Лыкова Т.А. Поведение актеров в стрессовых ситуациях: опыт психологического исследования. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.189-200. doi: 10.11621/npj.2024.0413
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Личность актера, по данным различных исследований, характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью, эмоциональной подвижностью, открытостью, богатым воображением. При этом профессия актер сопряжена с большим количеством стрессовых ситуаций, связанных с нестабильностью профессиональной занятости и доходов, высокой конкуренцией, чувствительностью актеров к ситуациям неопределенности. В совокупности это определяет необходимость изучения стратегий совладания и поведения актеров в стрессовых ситуациях.
Цель. Выявление взаимосвязей между личностными характеристиками, стратегиями совладания со стрессом и реакциями на фрустрацию у представителей актерской профессии.
Выборка. В исследовании приняли участие 27 актеров театра и кино (18 женщин, 11 мужчин), в возрасте от 22 до 57 лет. Стаж работы по профессии варьируется от 1 года до 35 лет.
Методы. В исследовании применялись психодиагностические методики: опросник Кеттелла 16 PF, опросник способов совладания Лазаруса и Фолькман в адаптации Т.Л. Крюковой, методика «Тест фрустрационных реакций» С. Розенцвейга. На основе корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи личностных характеристик, используемых респондентами копинг-стратегии и типов поведения во фрустрирующих ситуациях.
Результаты. Выявлены взаимосвязи типов поведения во фрустрирующих ситуациях и стратегий совладания с коммуникативными и эмоциональными свойствами личности, а также тревожностью. Показано, что эмоциональная чувствительность положительно связана с экстрапунитивным направлением реакций на фрустрацию (r = 0,42, p = 0,05) и отрицательно — с обращением к другим для решения проблемы (r = –0,53, p = 0,01). Характеристика «подозрительность», свойственная исследуемой выборке, отрицательно связана с агрессивным самозащитным типом поведения в стрессе (r = –0,47, p = 0,05).
Выводы. Анализ совокупности полученных корреляционных связей выявил, что специфические личностные особенности: высокая эмоциональная чувствительность и подозрительность, определяют поведение актеров в стрессе преимущественно как фиксацию на препятствии. Сопоставление полученных в исследовании результатов с данными схожих работ прошлых лет позволило зафиксировать особую роль комплекса личностных характеристик «подозрительность» в контексте реакций на стрессовые ситуации. Обозначена тема различия в управлении актерами своим эмоциональным состоянием в ситуациях профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Вильсон, Г. (2001). Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Выготский, Л.С. (2022). Психология искусства. Москва: Изд-во «Neoclassic».
Гройсман, А.Л. (2003). Основы психологии художественного творчества. Москва: Изд-во «Когито-Центр».
Дидро, Д. (2022). Парадокс об актере: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во «Лань: Планета музыки».
Дрыгина, А.С. (2018). К вопросу о взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-поведения. Северо-Кавказский психологический вестник, (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-emotsionalnogointellekta-ikoping-povedeniya (дата обращения: 21.02.2023).
Ивашкина, М.Г., Чернов, Д.Н., Радчикова, Н.П., Акопян, А.Н., Делеви, В.С., Полянская, Е.Н., Ерохина, В.А. (2021). Роль темперамента и личности в предпочтении стратегий совладающего поведения у студентов-медиков. Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.115
Кабдиева, С.Д. (2020). Театр периода пандемии. Вестник Казахского национального женского педагогического университета, (2), 200–206.
Капустина, А.Н. (2006). Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Крюкова, Т.Л., Куфтяк, Е.В. (2007). Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал практического психолога, (3), 93–112.
Кузнецова, А.С., Шипарева, О.В. (2005). Профессия «актер»: о способах саморегуляции эмоциональных состояний. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 50–58.
Лазарус, Р. (1970). Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн.: Эмоциональный стресс. Под ред. Л. Леви. Ленинград: Изд-во «Медицина».
Леонова, А.Б., Багрий, М.А. (2009). Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 28(3), 44–53.
Лыкова, Т.А., Петракова, А.В. (2023а). Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров. Национальный психологический журнал, 18(3), 87–97. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0309
Лыкова, Т.А., Петракова, А.В. (2023б). Взаимосвязь личностных особенностей и копинг-стратегий у студентов-актеров на материале опроса обучающихся Института современного искусства. В кн.: Проблемы психологии искусства. Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (С. 193–200). Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ.
Максимова, С.В. (2020). Творчество. Созидание или деструкция? Москва: Изд-во «Издательские решения».
Некрашевич, В.В. (2022). Проблемы функционирования театра в условиях пандемии COVID-19: опыт государственного русского драматического театра имени на Бестужева. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, (58), 188–195. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2022-58-188-195
Переверзева, А.А. (2021). Существование театральной школы во время пандемии: проблемы и пути решения. В кн.: Российская театральная школа в XXI веке. Материалы 2-й Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (25 ноября, 2020 г.). Под ред. И.В. Азеева. (С. 125–130). Ярославль: Изд-во Ярославского государственного театрального института.
Родионова, И.В. (1999). Олег Табаков. Парадокс об актере. Москва: Изд-во «Центрполиграф».
Рождественская, Н.В. (2005). Диагностика актерских способностей. Москва: Изд-во «Речь».
Синельникова, Е.С., Удовиченко, П.А. (2023). Смысложизненные ориентации и саморегуляция как психологические корреляты конструктивного совладания со стрессом в юношеском возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, 1(16), 79–89. https: //doi.org/10.11621/TEP-23-05
Собкин, В.С. (1984). Опыт исследования личностных характеристик студента-актера. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Под ред. А.Л. Гройсман. (С. 22–37). Москва: Изд-во ГИТИС.
Собкин, В.С. (2023). Парадокс об актере Дени Дидро: К вопросу о психологических механизмах отношения «актерроль». В кн.: Проблемы психологии искусства. Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (С. 217–236). Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ.
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2014). Взаимосвязь способов поведения в ситуациях фрустрации и личностных особенностей (на материале обследования студентов театрального колледжа). Социальная психология и общество, 5(4), 62–74.
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2015). Опыт психологического обследования студентов-актеров. Вопросы психического здоровья детей и подростков, (1), 74–84.
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2018). Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров). Консультативная психология и психотерапия, 26(1), 7–28. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260102
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2019). К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа. Консультативная психология и психотерапия, 27(2), 129–146. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270209
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Петракова, А.В. (2023). Студенты-актеры разных поколений: инвариантность и изменчивость личностных характеристик. Культурно-историческая психология, 19(4), 90–99. https://doi.org/10.17759/chp.2023190409
Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Собкина, А.В. (2021). Психология актера: начало профессионального пути. Москва: Изд-во Института управления образованием РАО.
Харламенкова, Н.Е., Быховец, Ю.В., Дан, М.В., Никитина, Д.А. (2020). Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19. Москва: Изд-во ИП РАН.
Ясюкова, Л.А. (2018). Фрустрационный тест Розенцвейга: методическое руководство. Санкт-Петербург: Изд-во «Иматон».
Cattell, R.B., Eber, H.W., Tatsuoka, M.M. (1970). Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign: Institute for Personality and Ability Testing Publ.
Chen, Ch., Jagtiani, K. (2021). Helping Actors Improve their Career Well-Being. Australian Journal of Career Development, (30), 55–63. https://doi.org/10.1177/1038416220983945
Dikiy, I.S., Dikaya, L.A., Karpova, V.V., Lavreshina, A.Y., Kagramanyan, M.R. (2018). Psychological characteristics of art specialists with a highly productive creative imagination. Psychology in Russia: State of the Art, 11(2), 134–147.
Duschek, S., Bair, A., Haux, S., Garrido, A., Janka, A. (2020). Stress in Paramedics: Relationships with Coping Strategies and Personality Traits. International Journal of Emergency Services, 9(2), 203–216. https://doi.org/10.1108/IJES-06-2019-0029
Karimzade, A., Besharat, M.A. (2011). An Investigation of the Relationship Between Personality Dimensions and Stress Coping Styles. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (30), 797–802. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.155
Lazarus, R.S., Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer Publ.
Nettle, D. (2006). Psychological Profiles of Professional Actors. Personality and Individual Differences, 40(2), 375–383.
Robb, A.E., Due, C., Venning, A. (2018). Exploring Psychological Wellbeing in a Sample of Australian Actors. Australian Psychologist, 53(1), 77–86. https://doi.org/10.1111/ap.12221
Robb, A.E., Due, C. (2017). Exploring Psychological Wellbeing in Acting Training: an Australian Interview Study. Theatre, Dance and Performance Training, 8(3), 297-316. https://doi.org/10.1080/19443927.2017.1324518
Rule, J. (1973). The Actor’s Identity Crisis: Postanalytic Reflections of an Actress. International Journal of Psychoanalytic Psychotherapy, (2), 51–76.
Storm, K., Rothmann, S. (2003). The Relationship between Burnout, Personality Traits and Coping Strategies in a Corporate Pharmaceutical Group. SA Journal of Industrial Psychology, 29(4). URL: https://hdl.handle.net/10520/EJC88979 (accessed: 18.04.2024)
Vollrath, M., Torgersen, S. (2000). Personality Types and Coping. Personality and Individual Differences, 29(2), 367–378. https:// doi.org/10.1016/S0191-8869(99)00199-3
Петракова А.В., Яковлева М.А., Лыкова Т.А.Поведение актеров в стрессовых ситуациях: опыт психологического исследования. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.189-200. doi: 10.11621/npj.2024.0413
Скопировано в буфер обмена
Скопировать