ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Использование мобильных приложений для тренировки памяти и внимания у специалистов экстремального профиля (на примере пожарных)

Использование мобильных приложений для тренировки памяти и внимания у специалистов экстремального профиля (на примере пожарных)

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.02.2024

Принята к публикации: 16.09.2024

Дата публикации в журнале: 02.12.2024

Ключевые слова: когнитивная тренировка; мобильное приложение; тренировка памяти и внимания

Страницы: 176-188

DOI: 10.11621/npj.2024.0412

Доступно в on-line версии с: 02.12.2024

Для цитирования статьи:

Марченко Е.В., Иссарь А.Д. Использование мобильных приложений для тренировки памяти и внимания у специалистов экстремального профиля (на примере пожарных). // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.176-188. doi: 10.11621/npj.2024.0412

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2024

Марченко Екатерина Витальевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Иссарь Алена Дмитриевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Аннотация

Актуальность. Для специалистов экстремального профиля когнитивные функции являются профессионально важными качествами, к развитию которых предъявляются высокие требования. Пожарным регулярно необходимо запоминать планы охраняемых объектов, их характеристики, концентрироваться на поступающей информации, работать в режиме многозадачности и др. Под влиянием стресса, нагрузок, возрастных изменений эти функции могут снижаться, поэтому для специалистов важно их поддерживать и развивать.

Цель. Изучить возможности тренировки некоторых свойств внимания и памяти посредством мобильных приложений у специалистов экстремального профиля на примере пожарных.

Выборка. В исследовании приняли участие 90 специалистов Федеральной противопожарной службы МЧС России (г. Москва), выполняющих инспекторскую деятельность и обеспечивающих пожарную охрану зданий государственной власти. Возраст респондентов составил от 24 до 37 лет (М = 30, ơ = 3,53), среди которых 26 женщин и 64 мужчины со стажем работы более трех лет.

Методы. Для оценки эффективности мобильного приложения и изменения показателей свойств внимания и памяти применялся формирующий эксперимент, а также методики: «Кольца Ландольта», «Числовой квадрат», «Проба Мюнстерберга», «Память на числа», «Методика изучения пространственной зрительной памяти» (Диагностика познавательных способностей, 2020).

Результаты. Некоторые показатели памяти и внимания повысились и у тех, кто тренировался с помощью мобильного приложения (улучшился объем внимания, его устойчивость, распределение, избирательность; объем кратковременной памяти и уровень развития пространственной зрительной памяти), и у тех специалистов, кто выполнял свою привычную профессиональную деятельность (повысился объем внимания, его устойчивость, распределение и избирательность). Но при этом сравнение улучшений в обеих группах показало более значимое различие у тренировавшихся специалистов по показателям объема внимания, его концентрации, устойчивости, распределению и избирательности, объему кратковременной памяти и уровня развития пространственно-зрительной памяти.

Выводы. Регулярные когнитивные тренировки с помощью мобильного приложения показали свою эффективность, однако при этом выполнение пожарными своей профессиональной деятельности также способствует поддержанию этих процессов.

Практическое применение. Результаты исследования были использованы в рамках обучающих занятий по психологической подготовке у специалистов МЧС России, также могут быть использованы в случае поиска эффективных инструментов для когнитивных тренировок.

Литература

Аветисова, А.А. (2011). Психологические особенности игроков в компьютерные игры. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, 8(4), 35–58.

Алексеева, Н.Д., Зиновьев, А.Н., Купреев, М.В., Давыдов, М.В. (2018). Тренировка зрительной памяти в тренировочном процессе горнолыжников. Ученые записки университета Лесгафта, 159(5), 14–16.

Анисимов, В.Н., Шурупова, М.А., Латанов, А.В., Касаткин, В.Н. (2017). Динамика показателей рабочей памяти при тренировках на нейрокогнитивном тренажере в практике реабилитации пациентов с новообразованиями задней черепной ямки. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. (С. 29–33). Москва: Изд-во «БукиВеди»; Изд-во ИППиП.

Арестова, О.Н., Бабанин, Л.Н., Войскунский, А.Е. (1995). Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. Москва: Изд-во МГУ.

Батдыева, А.Х., Умарова, Ф.Н. (2018). Определение эффективности метода тренировки памяти UseClark Марка Тигелаара. Бюллетень медицинских интернет-конференций, (9), 440–441.

Величковский, Б.Б. (2009). Возможности когнитивной тренировки как средства коррекции возрастных изменений когнитивного контроля. Экспериментальная психология, 2(4), 67–91.

Величковский, Б.Б., Козловский, С.А., Вартанов, А.В. (2010). Тренировка когнитивных функций: перспективные исследования в России. Национальный психологический журнал, 3(1), 122–127.

Войскунский, А.Е. (2013). Киберпсихология как раздел психологической науки и практики. Universum: Вестник Герценовского университета, (4), 3. Жаркова, О.Г., Барболина, С.А., Афонина, Н.М., Волкова, В.Н. (2020). Исследование игровой активности на смартфонах. Моделирование и анализ данных, 10(1), 75–85. https://doi.org/10.17759/mda.2020100104

Козлова, Н.В., Цехмейструк, Е.А. (2018). Когнитивная тренировка как метод коррекции когнитивных функций у детейспортсменов. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, (1), 97–103.

Кочетков, М.В. (2016). Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля. Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность, 2627(2–3), 11–14.

Марченко, Е.В. (2018). Исследование эффективности тренировки памяти и внимания с использованием профессионально-ориентированных компьютерных игр. В: Сборник науч. статей и материалов конф. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: Изд-во ГСГУ.

Прокопенко, С.В., Можейко, Е.Ю., Корягина, Т.Д. (2014). Возможности когнитивного тренинга с использованием специализированных компьютерных программ у больных, перенесших инсульт. Неврологический журнал, (1), 20–24.

Раушанова, А.М., Аимбетова, Г.Е., Кашафутдинова, Г.Т. (2015). Влияние тренировки рабочей памяти на производительность память у студентов медицинского университета. Журнал Вестник Казахского Национального медицинского университета, (3), 364–366.

Стрельникова, Г.В., Стрельникова, И.В., Янкин, Е.Л. (2016). Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах. Наука и спорт: современные тенденции, 12(3), 64–69.

Чернов, Н.Н., Степанов, П.А. (2000). Влияние компьютерной игры на отдельные психофизиологические функции человека. Журнал Известия Южного федерального университета. Технические науки, (Тематический выпуск), 181–182.

Шадриков, В.Д. (ред.). (2020). Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. Москва: Изд-во «Академический проект».

Шапкин, С.А. (1999). Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, (20), 86–102.

Benso, F., Moretti, S., Bellazzini, V., Benso, E., Ardu, E., Gazzellini S. (2021). Principles of Integrated Cognitive Training for Executive Attention: Application to an Instrumental Skill. Frontiers in Psychology, 12(20). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.647749

Bonnechère, B., Klass, M., Langley, C., Sahakian, B. (2021). Brain Training Using Cognitive Apps Can Improve Cognitive Performance and Processing Speed in Older Adults. Scientific Reports, (11). https://doi.org/10.1038/s41598-021-91867-z

Kirk, H.E., Spencer-Smith, M., Wiley, J.F., Cornish, K.M. (2021). Gamified Attention Training in the Primary School Classroom: A Cluster-Randomized Controlled Trial. Journal of Attention Disorders, 1146–1159. https://doi.org/10.1177/1087054719887435

Oh, S.J., Seo, S., Lee, J.H., Song, M.J., Shin, M.S. (2018). Effects of Smartphone-based Memory Training for Older Adults with Subjective Memory Complaints: a Randomized Controlled Trial. Aging & Mental Health, 22(4), 526–534. https://doi.org/10.1080/13607863.2016.1274373

Olfers, K.J.F., Band, G.P.H. (2018). Game-based Training of Flexibility and Attention Improves Task-switch Performance: Near and Far Transfer of Cognitive Training in an EEG Study. Psychological Research, 186–202. https://doi.org/10.1007/s00426-017-0933-z

Savulich, G., Thorp, E., Piercy, T., Peterson, K.A., Pickard, J.D., Sahakian, B.J. (2019). Improvements in Attention Following Cognitive Training with the Novel “Decoder” Game on an iPad. Frontiers in Behavioral Neuroscience, (13). https://doi.org/10.3389/fnbeh.2019.00002

Shahmoradi, L., Mohammadian, F., Katigari, M.R. (2022). A Systematic Review on Serious Games in Attention Rehabilitation and Their Effects. Behavioural Neurology, (32). https://doi.org/10.1155/2022/2017975

Shin, M.S., Oh, S.J., Seo, S., Lee, J.H., Song, M.J. (2017). Effects of Smartphone-based Memory Training for Older Adults with Subjective Memory Complaints. European Psychiatry, (4), 526–534. https://doi.org/10.1016/j.eurpsy.2017.01.2075

Vergani, L., Marton, G., Pizzoli, S.F.M., Monzani, D., Mazzocco, K., Pravettoni, G. (2019). Training Cognitive Functions Using Mobile Apps in Breast Cancer Patients: Systematic Review. JMIR mHealth and uHealth, 7(3). https://doi.org/10.2196/10855

Wiest, G.M., Rosales, K.P., Looney, L., Wong, E.H., Wiest, D.J. (2022). Utilizing Cognitive Training to Improve Working Memory, Attention, and Impulsivity in School-Aged Children with ADHD and SLD. Brain Sciences, 12(2), 16. https://doi.org/10.3390/brainsci12020141

Для цитирования статьи:

Марченко Е.В., Иссарь А.Д.Использование мобильных приложений для тренировки памяти и внимания у специалистов экстремального профиля (на примере пожарных). // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.176-188. doi: 10.11621/npj.2024.0412

Скопировано в буфер обмена

Скопировать