Поступила: 14.07.2024
Принята к публикации: 05.10.2024
Дата публикации в журнале: 02.12.2024
Ключевые слова: стресс; академический стресс; экзаменационный стресс; психологическое благополучие; академическая успешность; психологические ресурсы
Страницы: 148-160
DOI: 10.11621/npj.2024.0410
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Стресс в образовательной среде и его влияние на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.148-160. doi: 10.11621/npj.2024.0410
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. .Рост стрессовой нагрузки и распространенность нарушений психического здоровья у современных обучающихся приводит к снижению качества их жизни, успеваемости и психологического благополучия. В свою очередь, эти явления могут оказаться негативными прогностическими факторами в отношении профессионального самоопределения и будущей карьеры. Требуется обобщение теоретических и эмпирических оснований изучения влияния стресса в образовательной среде на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся.
Цель. Анализ современных подходов к исследованию стресса в академической среде, а также механизмов его влияния на успеваемость и психологическое благополучие обучающихся в современных условиях развития образования. Дополнительной задачей стало выделение перспективных направлений изучения психологических ресурсов успеваемости и поддержания психологического благополучия в условиях академического стресса.
Методы. Теоретический анализ результатов научных исследований в рамках тематики академического стресса. Поиск статей осуществлялся в библиографических базах Google Scholar, Science Direct, Consensus, PubMed, Research Gate по ключевым словам educational stress, academic stress, exams, student health, student well-being, stress management.
Результаты. Рассмотрены источники, факторы и формы академического стресса. Обосновано, что основной причиной возникновения стресса является недостаточность у обучающихся ресурсов для того, чтобы соответствовать требованиям образовательной среды. Анализ имеющихся работ выявил разностороннее негативное влияние академического стресса на психологическое благополучие студентов и установил разнонаправленные эффекты его влияния на успеваемость обучающихся. Среди психологических ресурсов преодоления академического стресса рассматривается широкий спектр характеристик, среди которых особое место занимает саморегуляция как метаинструмент их актуализации и мобилизации.
Выводы. Представленный обзор позволяет констатировать, что факторы, механизмы и последствия академического стресса изучены недостаточно. Необходима организация комплексных исследований, позволяющих выявить и описать стрессовые нагрузки у обучающихся разных ступеней образования. Исследование психологических ресурсов, которые обеспечивают устойчивость школьников и студентов к стрессовым воздействиям, позволит разрабатывать эффективные технологии психологической поддержки для обеспечения высокого качества жизни современной молодежи.
Арпентьева, М.Р., Гайдар, К.М., Кунаковская, Л.А. (2020). Стресс инноваций в образовании. Профессиональное образование в современном мире, 10(4), 4331–4346. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-17
Зинченко, Ю.П. (Ред.). (2021). Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Костромина, С.Н., Писарев, А.Е. (2017). Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? Статистика и экономика, (3), 80–91. http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-80-91
Летфуллина, Х.Р., Луковцева, З.В. (2016). Эмоциональная дезадаптация и суицидальный риск у старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации. Психология и право, 6(4), 35–50. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060405
Леонова, А.Б. (2007). Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 17(1), 87–104.
Матюшкина, Е.Я. (2016). Учебный стресс у студентов при разных формах обучения. Консультативная психология и психотерапия, 24(2), 47–63. https://doi.org/10.17759/cpp.2016240204
Моросанова, В.И. (Ред.). (2023). Благополучие, саморегуляция и успеваемость младших подростков: ресурсы и развитие. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(1), 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Моросанова, В.И., Филиппова, Е.В. (2019). От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене? Вопросы психологии, (1), 65–78.
Павленко, К.В., Бочавер, А.А. (2020). Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения. Психологическая наука и образование, 25(6), 51–62. https://doi.org/10.17759/pse.2020250605
Самохвалова, А.Г., Шипова, Н.С., Тихомирова, Е.В., Вишневская, О.Н. (2022). Методика оценки психологического благополучия студентов: верификация и валидизация. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 28(1), 76–83. https://doi.org/10.34216/2073-1426- 2022-28-1-76-83
Сёмина, М.В., Фёдорова, Е.П. (2023). Проявление академического стресса у студентов: теоретические аспекты исследования. Северо-Кавказский психологический вестник, 21(3), 63–74. https://doi.org/10.21702/ncpb.2023.3.5
Сыманюк, Э.Э., Оконечникова, Л.В., Малова, Е.С. (2019). Исследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов. Педагогическое образование в России, (8), 42–49.
Тихомирова, Е.В., Самохвалова, А.Г., Вишневская, О.Н. (2021). Психологическое благополучие студентов в условиях высокой неопределенности будущего. Ярославский педагогический вестник, (4), 88–96. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-4-121-88-96
Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Ованесбекова, М.Л., Моросанова, В.И. (2022). Осознанная саморегуляция и школьная вовлеченность как ресурсы экзаменационной успешности: лонгитюдное исследование. Российский психологический журнал, 19(4), 110–121. https://doi.org/10.21702/ rpj.2022.4.7
Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г., Горшкова, Д.А., Мельник, А.М. (2009). Суицидальное поведение в студенческой популяции. Культурно-историческая психология. (3), 101–110.
Alborzkouh, P., Nabati, M., Zainali, M., Abed, Y., Ghahfarokhi, F. S. (2015). A Review of the Effectiveness of Stress Management Skills Training on Academic Vitality and Psychological Well-Being of College Students. Journal of Medicine and Life, 8(Spec Iss 4), 39.
Alharbi, E., Smith, A. (2018). A Review of the Literature on Stress and Wellbeing among International Students in EnglishSpeaking Countries. International Education Studies, 11(5), 22–44. https://doi.org/10.5539/ies.v11n6p22
American College Health Association. American College Health Association-National College Health Assessment II: Reference Group Data Report Fall (2018). Hanover, MD: American College Health Association.
Amholt, T.T., Dammeyer, J., Carter, R., Niclasen, J. (2020). Psychological Well-being and Academic Achievement among SchoolAged Children: A systematic review. Child Indicators Research, (13), 1523–1548. https://doi.org/10.1007/s12187-020-09725-9
Bailey, T.H., Phillips, L.J. (2016). The Influence of Motivation and Adaptation on Students’ Subjective Well-Being, Meaning in Life and Academic Performance. Higher Education Research & Development, 35(2), 201–216. https://doi.org/10.1080/07294360.2015.1087474
Barbayannis, G., Bandari, M., Zheng, X., Baquerizo, H., Pecor, K., Ming, X. (2022). Academic Stress and Mental Well-Being in College Students: Correlations, affected groups, and COVID-19. Frontiers in Psychology, (13), 886344. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.886344
Bob, M.H., Popescu, C.A., Pîrlog, R., Buzoianu, A.D. (2014). Personality Factors Associated with Academic Stress in First Year Medical Students. Human and Veterinary Medicine, Bioflux, (6), 40–44.
Connor, M.J. (2003). Pupil Stress and Standard Assessment Tests (SATS): An update. Emotional and Behavioural Difficulties, (8), 101–107.
Córdova, A., Caballero-García, A., Drobnic, F., Roche, E., Noriega, D.C. (2023). Influence of Stress and Emotions in the Learning Process. The Example of COVID-19 on University Students: A narrative review. Healthcare, 11(12), 1787. https://doi.org/10.3390/healthcare1112178
D’Mello, S. (2013). A Selective Meta-Analysis on the Relative Incidence of Discrete Affective States During Learning with Technology. Journal of Educational Psychology, (105), 1082–1099. https://doi.org/10.1037/a0032674
de la Fuente, J., Amate, J., González-Torres, M.C., Artuch, R., García-Torrecillas, J.M., Fadda, S. (2020). Effects of Levels of Self-Regulation and Regulatory Teaching on Strategies for Coping with Academic Stress in Undergraduate Students. Frontiers in Psychology, (11), 22. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00022
Denovan, A., Macaskill, A. (2017). Stress and Subjective Well-Being Among First Year UK Undergraduate Students. Journal of Happiness Studies, (18), 505–525. https://doi.org/10.1007/S10902-016-9736-Y
Dodge, R., Daly, A., Huyton, J., Sanders, L. (2012). The Challenge of Defining Wellbeing. International Journal of Wellbeing, 2(3), 222–235. https://doi.org/10.5502/ijw.v2i3.4
Eisenberg, D., Gollust, S.E., Golberstein, E., Hefner, J.L. (2007). Prevalence and Correlates of Depression, Anxiety, and Suicidality among University Students. American Journal of Orthopsychiatry, 77(4), 534–542. https://doi.org/10.1037/0002-9432.77.4.534
Fomina, T.G., Filippova, E.V., Morosanova, V.I. (2020). Self-Regulation, Test Anxiety, Reliability and Success in The Final Exam: Structural model. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 57–64. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.8
Freire, C., Ferradás, M., Valle, A., Núñez, J., Vallejo, G. (2016). Profiles of Psychological Well-Being and Coping Strategies among University Students. Frontiers in Psychology, (7), 1554. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01554
Graves, B., Hall, M., Dias-Karch, C., Haischer, M., Apter, C. (2021). Gender Differences in Perceived Stress and Coping among College Students. PLoS ONE, 16(8), e0255634. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0255634
Harahap, N., Badrujaman, A., Hidayat, D. (2022). Determinants of Academic Stress in Students. Bisma. The Journal of Counseling, Volume 6(3), 335–345. https://doi.org/10.23887/bisma.v6i3.53548
Hirai, R., Frazier, P., Syed, M. (2015). Psychological and Sociocultural Adjustment of First-Year International Students: Trajectories and predictors. Journal of Counseling Psychology, 62(3), 438. https://doi.org/ 10.1037/cou0000085 PMID: 25961754
Hobfoll, S.E. (2011). Conservation of Resources Theory: Its implication for stress, health, and resilience. The Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping, (127), 147.
Holinka, C. (2015). Stress, Emotional Intelligence, and Life Satisfaction in College Students. College Student Journal, 49(2), 300–311.
Huang, S.L., Mussap, A.J. (2018). Maladaptive Perfectionism, Acculturative Stress and Depression in Asian International University Students. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, 28(2), 185–196. https://doi.org/10.1017/jgc.2016.18
Ibda, H., Wulandari, T.S., Abdillah, A., Hastuti, A.P., Mahsun, M. (2023). Student Academic Stress during the COVID-19 Pandemic: A systematic literature review. International Journal of Public Health Science (IJPHS), 12(1), 286-295. https://doi.org/10.11591/ijphs.v12i1.21983
Joing, I., Vors, O., Potdevin, F. (2020). The Subjective Well-Being of Students in Different Parts of the School Premises in French Middle Schools. Child Indicators Research, 13(1469), 1487. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09714-7
Kingsbury, J.H., Gibbons, F.X., Gerrard, M. (2015). The Effects of Social and Health Consequence Framing on Heavy Drinking Intentions among College Students. British Journal of Health Psychology, 20(1), 212–220. https://doi.org/10.1111/bjhp.12100
Klainin-Yobas, P., Vongsirimas, N., Ramirez, D.Q., Sarmiento, J., Fernandez, Z. (2021). Evaluating the Relationships among Stress, Resilience and Psychological Well-Being among Young Adults: A structural equation modelling approach. BMC nursing, (20), 119. https://doi.org/10.1186/s12912-021-00645-9
Linden, B., Stuart, H. (2020). Post-Secondary Stress and Mental Well-Being: A scoping review of the academic literature. Canadian Journal of Community Mental Health, 39(1), 1–32. https://doi.org/10.7870/cjcmh2020-002.
Lisnyj, K.T., Gillani, N., Pearl, D.L., McWhirter, J.E., Papadopoulos, A. (2023). Factors Associated with Stress Impacting Academic Success among Post-Secondary Students: A systematic review. Journal of American College Health, 71(3), 851−861. https://doi.org/10.1080/07448481.2021.1909037
MacKean, G. (2011). Mental Health and Well-Being in Post-Secondary Education Settings. In CACUSS Preconference Workshop on Mental Health.
Miczo, N., Miczo, L.A., Johnson, M. (2006). Parental Support, Perceived Stress, and Illness-Related Variables among First-Year College Students. The Journal of Family Communication, 6(2), 97–117. https://doi.org/10.1207/s15327698jfc0602_1
Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N., Kondratyuk, N.G. (2021). Regulatory Resources and Emotional States in Overcoming Difficulties of Self-Organization during Lockdown. Psychological Studies, 66(3), 280–290. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00611-0
Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2023). Conscious Self-Regulation as a Meta-Resource of Academic Achievement and Psychological Well-Being of Young Adolescents. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 168–188. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0312
Núñez-Peña, M., Suárez-Pellicioni, M., Bono, R. (2016). Gender Differences in Test Anxiety and Their Impact on Higher Education Students’ Academic Achievement. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (228), 154–160. https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2016.07.023
Pascoe, M.C., Hetrick, S.E., Parker, A.G. (2020). The Impact of Stress on Students in Secondary School and Higher Education. International Journal of Adolescence and Youth, 25(1), 104–112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Putwain, D.W., Jansen in de Wal, J., van Alphen, T. (2023). Academic Buoyancy: Overcoming test anxiety and setbacks. Journal of Intelligence, 11(3), 42. https://doi.org/10.3390/jintelligence11030042
Reddy, K.J., Menon, K.R., Thattil, A. (2018). Academic Stress and its Sources among University Students. Biomedical and Pharmacology Journal, 11(1), 531−537. https://dx.doi.org/10.13005/bpj/1404
Ribeiro, Í., Pereira, R., Freire, I., Oliveira, B., Casotti, C., Boery, E. (2017). Stress and Quality of Life Among University Students: A Systematic Literature Review. Health Professions Education, 4(2), 70−77. https://doi.org/10.1016/J.HPE.2017.03.002
Shannon, M., Suldo, S.M., Storey, L.D., O’Brennan, L.M., Shaunessy-Dedrick, E., Ferron, J.M. (2019). Identifying High School Freshmen with Signs of Emotional or Academic Risk: Screening methods appropriate for students in accelerated courses. School Mental Health, (11), 210–227. https://doi.org/10.1007/s12310-018-9297-9
Slimmen, S., Timmermans, O., Mikołajczak-Degrauwe, K., Oenema, A. (2022). How Stress-Related Factors Affect Mental Wellbeing of University Students: A cross-sectional study to explore the associations between stressors, perceived stress, and mental wellbeing. PLOS ONE, 17(11), e0275925. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0275925
Soykan, A., Gardner, D., Edwards, T. (2019). Subjective Wellbeing in New Zealand Teachers: An examination of the role of psychological capital. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, (29), 130–138. https://doi.org/10.1017/jgc.2019.14
Taylor, D.J., Vatthauer, K.E., Bramoweth, A.D., Ruggero, C., Roane, B. (2013). The Role of Sleep in Predicting College Academic Performance: Is it a unique predictor? Behavioral Sleep Medicine, 11(3), 159–172. https://doi.org/10.1080/15402002.2011.602776
Wunsch, K., Kasten, N., Fuchs, R. (2017). The Effect of Physical Activity on Sleep Quality, Well-Being, and Affect in Academic Stress Periods. Nature and Science of Sleep, (9), 117–126. https://doi.org/10.2147/NSS.S132078
Wuthrich, V., Jagiello, T., Azzi, V. (2020). Academic Stress in the Final Years of School: A systematic literature review. Child Psychiatry & Human Development, (51), 986–1015. https://doi.org/10.1007/s10578-020-00981-y
Фомина Т.Г., Филиппова Е.В., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И.Стресс в образовательной среде и его влияние на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.148-160. doi: 10.11621/npj.2024.0410
Скопировано в буфер обмена
Скопировать