ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Запоминание детьми 9–11 лет вербальных и невербальных последовательностей при статическом и динамическом их предъявлении

Запоминание детьми 9–11 лет вербальных и невербальных последовательностей при статическом и динамическом их предъявлении

Скачать в формате PDF

Поступила: 28.09.2023

Принята к публикации: 19.10.2024

Дата публикации в журнале: 01.12.2024

Ключевые слова: рабочая память; серийная информация; вербальная память; невербальная память; отсроченное воспроизведение

Страницы: 132-147

DOI: 10.11621/npj.2024.0409

Доступно в on-line версии с: 02.12.2024

Для цитирования статьи:

Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Запоминание детьми 9–11 лет вербальных и невербальных последовательностей при статическом и динамическом их предъявлении. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.132-147. doi: 10.11621/npj.2024.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2024

Корнеев Алексей Андреевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт развития, здоровья и адаптации ребенка

Ломакин Дмитрий Игоревич Институт развития, здоровья и адаптации ребенка

Курганский Андрей Васильевич Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Мачинская Регина Ильинична Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация

Актуальность. Важность исследований рабочей памяти (РП) при удержании серийной информации у детей связана как с общетеоретическими представлениями о механизмах РП, так и практическими задачами обучения. В литературе данные об удержании вербальной и невербальной серийной информации и влиянии на эти процессы способа предъявления последовательностей (статического или динамического) представлены в отдельных работах, что определяет актуальность сопоставления влияния этих факторов в рамках единого эксперимента.

Цель работы — анализ особенностей отсроченного воспроизведения детьми 9–11 лет вербальных и невербалных последовательностей, предъявляемых статически или динамически.

Выборка. Типично развивающиеся дети (n = 19, средний возраст 10,75±0,57).

Методы. Дети запоминали и отсрочено воспроизводили предъявляемые зрительно последовательности букв, цифр и изображений ломаной линии. Варьировались способы предъявления (статический или динамический), а также длина последовательностей и время задержки ответа. Оценивались точность воспроизведения и время реакции.

Результаты. Анализ точности воспроизведения показал, что лучше всего запоминаются цифры, хуже всего — буквы, статическая последовательность запоминается лучше динамической, точность падает с увеличением времени задержки ответа и длины последовательности. Обнаружена зависимость точности воспроизведения от режима предъявления и времени удержания в РП при воспроизведении невербальных последовательностей, но не в случае вербальных. Время реакции уменьшается при увеличении времени задержки в случае воспроизведения невербальных последовательностей.

Выводы. Вербальные и невербальные последовательности, предъявляемые статически и динамически сохраняются в РП детей по-разному. Предположительно вербальные стимулы запоминаются как последовательность при любом способе предъявления, при этом цифровые последовательности могут сохраняться как многозначные числа, а невербальные последовательности — как единый объект при статическом предъявлении и как последовательность — при динамическом. Результаты свидетельствуют о большей изменчивости репрезентаций невербальных последовательностей по сравнению с вербальными при их удержании в РП.

Литература

Антонова, А.А., Абсатова, К.А., Корнеев, А.А., Курганский, А.В. (2015). Отсроченное двигательное воспроизведение незамкнутых полигонов, заданных статическим и динамическим зрительным образцом: сравнение детей 9–11 лет и взрослых. Физиология человека, 41(2), 38–45.

Корнеев, А.А., Курганский, А.В. (2013). Внутренняя репрезентация серии движений при воспроизведении статического рисунка и траектории движущегося объекта. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 63(4), 437−450. https://doi.org/10.7868/S0044467713040060

Корнеев, А.А., Ломакин, Д.И. (2017). Экспериментальное исследование рабочей памяти у детей и взрослых на материале воспроизведения последовательностей, заданных зрительным образцом. Экспериментальная психология, 10(1), 53–66. https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100105

Корнеев, А.А., Ломакин, Д.И., Курганский, А.В., Мачинская, Р.И. (2022). Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти. Психология. Журнал Высшей Школы экономики, 19(2), 303–322. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-2-303-322

Alloway, T.P., Gathercole, S.E., Pickering, S.J. (2006). Verbal and Visuospatial Short-Term and Working Memory in Children: Are they separable? Child Development, 77(6), 1698–1716. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2006.00968.x

Attout, L., Ordonez Magro, L., Szmalec, A., Majerus, S. (2018). The Developmental Neural Substrates of Item and Serial Order Components of Verbal Working Memory. Human Brain Mapping, 40(5), 1541–1553. https://doi.org/10.1002/hbm.24466

Baddeley, A.D., Hitch, G. (1974). Working memory. In: G. Bower, (ed.). Psychology of Learning and Motivation. Vol. 8. (pp. 47–89). Cambridge: Academic Press.

Baddeley, A.D., Hitch, G.J., Allen, R.J. (2019). From Short-Term Store to Multicomponent Working Memory: The role of the modal model. Memory & Cognition, 47(4), 575–588. https://doi.org/10.3758/s13421-018-0878-5

Barton, J.J.S., Hanif, H.M., Björnström, L.E., Hills, C. (2014). The Word-Length Effect in Reading: A review. Cognitive Neuropsychology, 31(5–6), 378–412. https://doi.org/10.1080/02643294.2014.895314

Brown, G.G., Turner, T.H., Mano, Q.R., Bolden, K., Thomas, M.L. (2013). Experimental Manipulation of Working Memory Model Parameters: An exercise in construct validity. Psychological Assessment, 25(3), 844–858. https://doi.org/10.1037/a0032577

Camos, V. (2017). Domain-Specific Versus Domain-General Maintenance in Working Memory. In the Psychology of Learning and Motivation. Vol. 67. (pp. 135–171). Amsterdam: Elsevier Publ.

Carretti, B., Giofrè, D., Toffalini, E., Cornoldi, C., Pastore, M., Lanfranchi, S. (2022). Structure of Working Memory in Children from 3 to 8 Years Old. Developmental Psychology, 58(9), 1687–1701. https://doi.org/10.1037/dev0001385

Depoorter, A., Vandierendonck, A. (2009). Evidence for Modality-Independent Order Coding in Working Memory. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 62(3), 531–549. https://doi.org/10.1080/17470210801995002

Donato, R., Pavan, A., Campana, G. (2020). Investigating the Interaction Between Form and Motion Processing: A review of basic research and clinical evidence. Frontiers in Psychology, (11), 566848. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.566848

Fendrich, D.W., Arengo, R. (2004). The Influence of String Length and Repetition on Chunking of Digit Strings. Psychological Research (Psychologische Forschung), 68(4), 216–223. https://doi.org/10.1007/s00426-003-0142-9

Frick, R.W. (1985). Testing Visual Short-Term Memory: Simultaneous Versus Sequential Presentations. Memory & Cognition, 13(4), 346–356. https://doi.org/10.3758/BF03202502

Gathercole, S.E., Pickering, S.J., Ambridge, B., Wearing, H. (2004). The Structure of Working Memory from 4 to 15 Years of Age. Developmental Psychology, 40(2), 177–190. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.2.177

Ginsburg, V., Archambeau, K., van Dijck, J.-P., Chetail, F., Gevers, W. (2017). Coding of Serial Order in Verbal, Visual and Spatial Working Memory. Journal of Experimental Psychology: General, 146(5), 632–650. https://doi.org/10.1037/xge0000278

Gmeindl, L., Walsh, M., Courtney, S.M. (2011). Binding Serial Order to Representations in Working Memory: A spatial/verbal dissociation. Memory & Cognition, 39(1), 37–46. https://doi.org/10.3758/s13421-010-0012-9

Hurlstone, M.J., Hitch, G.J., Baddeley, A.D. (2014). Memory for Serial Order Across Domains: An overview of the literature and directions for future research. Psychological Bulletin, 140(2), 339–373. https://doi.org/10.1037/a0034221

Jones, D., Farrand, P., Stuart, G., Morris, N. (1995). Functional Equivalence of Verbal and Spatial Information in Serial Short-Term Memory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 21(4), 1008–1018. https://doi.org/10.1037/0278-7393.21.4.1008

Korneev, A.A., Lomakin, D.I., Kurgansky, A.V., Machinskaya, R.I. (2022). Working Memory for Sequences of Verbal Stimuli: The impact of stimulus type and presentation mode. The Russian Journal of Cognitive Science, 9(1-2), 53–64.

Lehnert, G., Zimmer, H.D. (2008). Modality and Domain Specific Components in Auditory and Visual Working Memory Tasks. Cognitive Processing, 9(1), 53–61. https://doi.org/10.1007/s10339-007-0187-6

Logie, R.H. (1995). Visuo-spatial working memory. Cambridge: Psychology Press.

Majerus, S. (2019). Verbal Working Memory and the Phonological Buffer: The question of serial order. Cortex, (112), 122–133. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2018.04.016

Mammarella, I.C., Pazzaglia, F., Cornoldi, C. (2008). Evidence for Different Components in Children’s Visuospatial Working Memory. British Journal of Developmental Psychology, 26(3), 337–355. https://doi.org/10.1348/026151007X236061

Marshuetz, C. (2005). Order Information in Working Memory: An integrative review of evidence from brain and behavior. Psychological Bulletin, 131(3), 323–339. https://doi.org/10.1037/0033-2909.131.3.323

McFayden, T.C., Faust, M.E., McIntosh, A., Multhaup, K.S. (2023). Effect of Visual Presentation Format and Recall Direction on Letter Span and Error Patterns in Deaf Signing and Hearing Adults. Attention. Perception, & Psychophysics, 85(5), 1631–1648. https://doi.org/10.3758/s13414-023-02664-x

Ordonez Magro, L., Mirault, J., Grainger, J., Majerus, S. (2022). Sequential Versus Simultaneous Presentation of Memoranda in Verbal Working Memory: (How) Does It Matter? Memory & Cognition, 50(8), 1756–1771. https://doi.org/10.3758/s13421-022- 01284-4

Pickering, S.J. Gathercole, S.E., Hall, M., Lloyd, S.A. (2001). Development of Memory for Pattern and Path: Further Evidence for the Fractionation of Visuo-Spatial Memory. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, Section A, 54(2) 397–420. https://doi.org/10.1080%2F713755973

Ricker, T.J., Cowan, N. (2014). Differences between Presentation Methods in Working Memory Procedures: A matter of working memory consolidation. Journal of Experimental Psychology. Learning, Memory, and Cognition, 40(2), 417–428. https://doi.org/10.1037/a0034301

Roberts, K.L., Englund Strait, J.A., Decker, S.L. (2018). Developmental Trajectories of Verbal, Static Visual-Spatial, and Dynamic Visual-Spatial Working Memory. Contemporary School Psychology, 22(4), 458–467. https://doi.org/10.1007/s40688-018-0176-z

Souza, A.S., Oberauer, K. (2015). Time-Based Forgetting in Visual Working Memory Reflects Temporal Distinctiveness, Not Decay. Psychonomic Bulletin & Review, 22(1), 156–162. https://doi.org/10.3758/s13423-014-0652-z

Thomason, M.E., Race, E., Burrows, B., Whitfield-Gabrieli, S., Glover, G. H., Gabrieli, J.D.E. (2009). Development of Spatial and Verbal Working Memory Capacity in the Human Brain. Journal of Cognitive Neuroscience, 21(2), 316–332. https://doi.org/10.1162/jocn.2008.21028

Tian, Y., Beier, M.E., Fischer-Baum, S. (2022). The Domain-Specificity of Serial Order Working Memory. Memory & Cognition, 50(5), 941–961. https://doi.org/10.3758/s13421-021-01260-4

Towse, J.N., Hitch, G.J., Hutton, U. (1998). A Reevaluation of Working Memory Capacity in Children. Journal of Memory and Language, 39(2), 195–217. https://doi.org/10.1006/jmla.1998.2574

Wager, T.D., Smith, E.E. (2003). Neuroimaging Studies of Working Memory: A meta-analysis. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, (3), 255–274. https://doi.org/10.3758/CABN.3.4.255

Для цитирования статьи:

Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И.Запоминание детьми 9–11 лет вербальных и невербальных последовательностей при статическом и динамическом их предъявлении. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.132-147. doi: 10.11621/npj.2024.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать