Поступила: 24.06.2024
Принята к публикации: 24.10.2024
Дата публикации в журнале: 02.12.2024
Ключевые слова: агрессия; агрессивность; самооценка; самоэффективность; удовлетворенность жизнью; дезадаптивный копинг
Страницы: 114-131
DOI: 10.11621/npj.2024.0408
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Реан А.А., Шевченко А.О., Ставцев А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г. Свойства агрессивности как предиктивные факторы компонентов благополучия молодежи. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.114-131. doi: 10.11621/npj.2024.0408
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Агрессия и агрессивность как свойства личности безусловно являются одними из наиболее деструктивных явлений, а молодежь — важная социальная группа в структуре общества. Актуальным становится изучение взаимосвязи показателей психологического благополучия и агрессивности в структуре личности студенческой молодежи.
Цель. Изучение взаимосвязи агрессии с удовлетворенностью жизнью, самооценкой и самоэффективностью студенческой молодежи РФ.
Методы. Опросник агрессивности Басса — Перри, опросник Удовлетворенность жизнью Э. Динера, опросник Самоуважение (Самооценка) (RSE) “Self-esteem. Rosenberg Self-esteem Scale”, опросник Самоэффективности. При обработке полученных результатов использовался корреляционный анализ и линейная регрессия.
Выборка. В исследовании приняли участие 1398 респондентов, средний возраст испытуемого 20,2 (мин. — 17, макс. — 30), 1033 испытуемых женского пола и 365 мужского пола.
Результаты. При оценке общих закономерностей линейной регрессии и корреляции было выявлено, что не все шкалы имеют схожие тенденции, в ряде случаев отношения между «Удовлетворенностью жизнью», «Самооценкой» и «Самоэффективностью» и шкалами агрессивности нелинейные. При этом влияние шкал агрессивности на уровневые группы — «Удовлетворенность жизнью», «Самооценку» и «Самоэффективность» — не эквиваленты результатам общих тенденций. Так, «Враждебность» оказалась отрицательным предиктором всех трех критериев благополучия личности: самооценки, самоэффективности и удовлетворенности жизнью. Регрессионный анализ показал U-образные отношения между шкалой «Физическая агрессия» и «Самооценка». «Вербальная агрессия» является значимым предиктором при низких показателях «Самооценки» и «Самоэффективности».
Выводы. «Враждебность» является универсальным предиктором (отрицательным) почти во всех случаях и уровневых группах благополучия. «Вербальная агрессия» может быть положительным предиктором роста «Самооценки» только в группе испытуемых с низкой самооценкой, также она может выступать предиктором роста самоэффективности в группе испытуемых с низкими значениями самоэффективности.«Физическая агрессия» является значимым предиктором в группах с высокими и низкими показателями самооценки. Выявленные закономерности демонстрируют комплексность и сложность агрессии. Кроме того, в определенных случаях проявления агрессии могут быть эффективным механизмом мнимой адаптации личности, однако это в долгосрочной перспективе перекрывает возможность полной системной адаптации для данного субъекта.
Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 24-18-00389, тема проекта «Социально-психологические и психофизиологические индикаторы психологического благополучия и просоциального поведения молодежи».
Валицкас, Г.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. (1989). Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы психологии, (5), 45–55.
Гурова, И.М., Евдокимова, С.Ш. (2016). Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала. Модернизация. Инновации. Развитие, 7(3), 150–159. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159
Ениколопов, С.Н. (2007). Враждебность в клинической и криминальной психологии. Национальный психологический журнал, (1), 33–39.
Ениколопов, С.Н., Цибульский, Н.П. (2007). Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологический журнал, 28(1), 115–124.
Золотарёва, А.А. (2020). Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга. Вестник Омского университета. Серия «Психология», (2), 52–57. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.2.52-57
Ким, Б.М. (2017). Психологическое воздействие информационной среды на современного человека. Наука, образование и культура, (4), 101–104.
Коновалов, И.А. (2023). Вербальная агрессия. В: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/verbal-naia-agressiia-32c385/?v=8598752 (дата обращения: 24.06.2024).
Лобаскова, М.М., Адамович, Т.В., Исматуллина, В.И., Маракшина, Ю.А., Малых, С.Б. (2021). Психометрический анализ опросника агрессивности Басса — Перри. Теоретическая и экспериментальная психология, 14(4), 28–38. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2021-4-28-38
Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Реан, А.А. (Ред.) (2007). Психология подростка: Учеб. пособие. Психология — лучшее: проект. Санкт-Петербург: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК».
Ратинов, А.Р., Константинова, И.Я., Собчик, Е.М. (1979). Самооценка преступников. В сборнике Личность преступника как объект психологического исследования. Под ред. Е.В. Шороховой. Москва: Изд-во Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
Реан, А.А. (1998). Аутоагрессивный паттерн личности. В кн.: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 98». (С. 52–54). Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета.
Реан, А.А. (Ред.) (2016). Психология девиантности. Дети. Общество. Закон. Москва: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА».
Реан, А.А. (2016). Психология личности. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2023). Позитивная психология и педагогика. Москва: Изд-во МПГУ.
Реан, А.А., Ставцев, А.А., Шевченко, А.О. (2022). Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 507–526. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.408
Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. (2009). Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Изд-во «Академия».
Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Чигарькова, С.В. (2020). Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи. Национальный психологический журнал, 15(2), 3–20. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0201
Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. (1996). Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология, (7), 71–76.
Ялтонский, В.М., Сирота, Н.А., Чазова, А.А., Лигер, С.А., Данилова, Т.А. (1996). Особенности базисных копинг-стратегий в структуре копинг-поведения молодых врачей и студентов медицинского института. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, (3–4), 145–147.
Amad, S., Gray, N.S., Snowden, R.J. (2021). Self-Esteem, Narcissism, and Aggression: Different types of self-esteem predict different types of aggression. Journal of Interpersonal Violence, 36(23-24), NP13296-NP13313.
Buss, A.H., Perry, M. (1992). The Aggression Questionnaire. Journal of Personality and Social Psychology, 63(3), 452–459. https://doi.org/10.1037/0022-3514.63.3.452
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum Press.
Demeter, E., Rad, D., Balas, E. (2021). Schadenfreude and General Anti-Social Behaviours: The Role of Violent Content Preferences and Life Satisfaction. BRAIN. Broad Research in Artificial Intelligence and Neuroscience, 12(2), 98–111.
Diener, E., Oishi, S., Lucas, R.E. (2003). Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and cognitive evaluations of life. Annual Review of Psychology, 54(1), 403–425. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145056
Diener, E.D., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13
Garofalo, C., Holden, C.J., Zeigler-Hill, V., Velotti, P. (2015). Understanding the Connection between Self-Esteem and Aggression: The mediating role of emotion dysregulation. Aggressive Behavior, 42(1), 3–15. https://doi.org/10.1002/ab.21601
Hart, W., Richardson, K., Tortoriello, G.K. (2021). Revisiting the Interactive Effect of Narcissism and Self-Esteem on Responses to Ego Threat: Distinguishing between assertiveness and intent to harm. Journal of interpersonal violence, 36(7-8), 3662–3687.
James, G., Witten, D., Hastie, T., Tibshirani, R. (2013). An Introduction to Statistical Learning: With Applications in R. 1st ed. Cham: Springer Publ.
Khademi Mofrad, S.K., Mehrabi, T. (2015). The Role of Self-Efficacy and Assertiveness in Aggression among High-School Students in Isfahan. Journal of Medicine and Life, 8(4), 225–231.
Menard, S. (2001). Applied Logistic Regression Analysis. 2nd ed. New York: SAGE Publ.
Perez, M., Vohs, K.D., Joiner, T.E. (2005). Discrepancies Between Self- and Other-Esteem as Correlates of Aggression. Journal of Social and Clinical Psychology, 24(5), 607–620. https://doi.org/10.1521/jscp.2005.24.5.607
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2001). On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic WellBeing. Annual Review of Psychology, 52(1), 141–166. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.141
Santrock, J.W. (1997). Life-span Development. 6th ed. Madison: Brown & Benchmark Publ.
Skinner, E.A., Edge, K., Altman, J., Sherwood, H. (2003). Searching for the Structure of Coping: A review and critique of category systems for classifying ways of coping. Psychological Bulletin, 129(2), 216–269. https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216
Webster, G.D. (2007). Is the Relationship between Self-Esteem and Physical Aggression Necessarily U-shaped? Journal of Research in Personality, 41(4), 977–982. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2007.01.001
Yu, B.L., Li, J., Liu, W., Huang, S.H., Cao, X.J. (2022). The Effect of Left-Behind Experience and Self-Esteem on Aggressive Behavior in Young Adults in China: A cross-sectional study. Journal of Interpersonal Violence, 37(3-4), 1049–1075.
Zhu, X., Shek, D.T.L. (2021). Problem Behavior and Life Satisfaction in Early Adolescence: Longitudinal findings in a Chinese context. Journal of Happiness Studies, 1–26.
Реан А.А., Шевченко А.О., Ставцев А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г.Свойства агрессивности как предиктивные факторы компонентов благополучия молодежи. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.114-131. doi: 10.11621/npj.2024.0408
Скопировано в буфер обмена
Скопировать