ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Особенности антисоциальной креативности у подростков в разных социально-политических контекстах

Особенности антисоциальной креативности у подростков в разных социально-политических контекстах

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.06.2024

Принята к публикации: 05.11.2024

Дата публикации в журнале: 02.12.2024

Ключевые слова: социально-политический контекст; антисоциальная креативность; подростки; ценности; черты Большой пятерки; враждебность

Страницы: 78-86

DOI: 10.11621/npj.0405

Доступно в on-line версии с: 02.12.2024

Для цитирования статьи:

Мешкова Н.В., Бочкова М.Н., Дмитриева Е.А., Ениколопов С.Н., Мешков И.А. Особенности антисоциальной креативности у подростков в разных социально-политических контекстах. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.78-86. doi: 10.11621/npj.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2024

Мешкова Наталья Владимировна Московский государственный психолого-педагогический университет

Бочкова Маргарита Николаевна Независимый исследователь

Дмитриева Елена Александровна Школа № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А. Боброва

Ениколопов Сергей Николаевич Научный центр психического здоровья

Мешков Иван Андреевич Независимый исследователь

Аннотация

Актуальность. Антисоциальная креативность реализуется в межличностном взаимодействии в виде буллинга и неэтичного поведения, нанося вред психологическому здоровью жертвы. Актуальность изучения антисоциальной креативности обусловлена оптимизацией межличностных взаимоотношений и взаимодействий у подростков.

Цель. Цель настоящего исследования состояла в изучении связей между антисоциальной креативностью, враждебностью, согласием, добросовестностью и ценностями у подростков в разных социально-политических условиях.

Выборка. Исследование является срезовым и проводилось в 2018 г. и 2024 г. Выборку исследования в 2018 году составили кадеты (N = 52, Мвозраст = 15,8 SD = 0,425; из них 6 девушек). В 2024 году в исследовании приняли участие старшеклассники одной из школ г. Москвы (N = 46, Мвозраст = 16,0 SD = 0,390; из них 28 девушек).

Методы. Участники очно заполняли бланки с опросниками: «NEO-FFI» (в адаптации В. Орла, И. Сенина), BPAQ-24 (в адаптации С.Н. Ениколопова, Н.П. Цыбульского), «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» (в адаптации Н.В. Мешковой и др.), портретный ценностный опросник Шварца — пересмотренный PVQ-R. Для обработки количественных данных используются корреляционный анализ по критерию Спирмена, непараметрические сравнения по критерию Манна — Уитни.

Результаты. Было установлено, что уровни антисоциальной креативности выше, а ценностей высшего порядка и черт «Большой пятерки» ниже у подростков выборки 2024 года. Особенность последней выборки состоит еще и в отсутствии корреляционной связи между антисоциальной креативностью и чертой «Согласие» и значимой положительной корреляцией между враждебностью и чертой «Добросовестность».

Выводы. Современные подростки менее склонны продумывать свои действия перед их совершением, менее требовательны к соблюдению моральных норм, более озабочены собственными интересами, менее готовы к новым идеям и преобразующим действиям, у них снижены ценности личного и социального фокуса. Подростки с таким психологическим профилем могут быть в группе риска по реализации антисоциальной креативности в девиантном поведении. Практико-ориентированная рекомендация состоит в том, чтобы уделять особое внимание формированию ценностей подрастающей личности.

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00236, https://rscf.ru/project/23-28-00236.

Литература

Антропова, М.Ю., Мешкова, Н.В. (2017). О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников. Психолого-педагогические исследования, 9(3), 175–185. https://doi.org/10.17759/ psyedu.2017090318

Бочкова, М.Н. (2023). Особенности связи антисоциальной креативности и понимания собственных эмоций. Психология и право, 13(3), 135–149. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130310

Бочкова, М.Н., Мешкова, Н.В. (2019). Поведенческие особенности негативной и антисоциальной креативности на примере подростков. Психолого-педагогические исследования, 11(1), 93–106. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110108

Ениколопов, С.Н., Цибульский, Н.П. (2007). Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологический журнал, 28(1), 115–124.

Мешкова, Н.В. (2023). Социальная креативность и социальный контекст: перспективы исследования. Современная зарубежная психология, 12(1), 100–108. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120111

Мешкова, Н.В., Ениколопов, С.Н., Кудрявцев, В.Т., Кравцов, О.Г., Бочкова, М.Н., Мешков, И.А. (2020). Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(1), 60–72. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-1-60-72

Мешкова, Н.В., Ениколопов, С.Н., Митина, О.В., Мешков, И.А. (2018а). Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности». Психологическая наука и образование, 23(6), 25–40. https://doi.org/10.17759/pse.2018230

Мешкова, Н.В., Шаповал, В.А., Герасименко, Е.А., Потарыкина, М.С., Мешков, И.А. (2018б). Личностные особенности и антисоциальная креативность на примере кадетов и сотрудников МВД. Психология и право, 8(3), 83–96. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080306

Мешкова, Н.В., Бочкова, М.Н., Кравцов, О.Г. (2024). Антисоциальная креативность и личностные характеристики юношей в разных социально-политических условиях: связь и взаимодействие. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 47(1), 88–105. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-04

Орел, В.Е., Сенин, И.Г. (2008). Личностные опросники NEO PI-R и NEO FFI. Руководство по применению. Второе издание. Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика».

Шварц, Ш., Бутенко, Т.П., Седова, Д.С., Липатова, А.С. (2012). Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(1), 43–70.

Baas, M., Roskes, M., Koch, S., Cheng, Yu., De Dreu, C. (2019). Why Social Threat Motivates Malevolent Creativity. Personality and Social Psychology Bulletin, 45(11), 1590–1602. https://doi.org/10.1177/014616721983855

Cropley, A.J., Cropley, D.H. (2011). Creativity and Lawbreaking. Creativity research journal, 23(4), 313–320. https://doi.org/10.1080/10400419.2011.62181

Hao, N., Tang, M., Yang, J., Wang, Q., Runco, M.A. (2016). A New Tool to Measure Malevolent Creativity: The Malevolent Creativity Behavior Scale. Frontiers in Psychology, (7), 682. https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2016.00682

Hunter, S.T., Walters, K., Nguyen, T., Manning, C., Miller, S. (2022). Malevolent Creativity and Malevolent Innovation: A Critical but Tenuous Linkage. Creativity Research Journal, 34(2), 123–144. https://doi.org/10.1080/10400419.2021.1987735

Jackson, B.A., Loidolt, B. (2013). Considering al-Qa’ida’s Innovation Doctrine: From Strategic Texts to “Innovation in Practice.” Terrorism and Political Violence, 25(2), 284–310. https://doi.org/10.1080/09546553.2012.662557

McLaren, R.B. (1993). The dark side of creativity. Creativity Research Journal, 6(1–2), 137–144. https://doi.org/10.1080/10400419309534472

Perchtold-Stefan, C.M., Fink, A., Rominger, C., Papousek, I. (2022). Social exclusion increases antisocial tendencies: Evidence from retaliatory ideation in a malevolent creativity task. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000500

Zhao, J., Xu, X., Pang, W. (2022). When do creative people engage in malevolent behaviors? The moderating role of moral reasoning. Personality and Individual Differences, 186(B), 111386. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111386

Zhou, J., Zhao, B., Li, Y. (2024). A network meta-analysis of factors influencing malevolent creativity. Social Behavior and Personality: an international journal, 52(4), 1–18, https://doi.org/10.2224/sbp.12940

Zheng, X., Qin, X., Liu, X., Liao, H. (2019). Will Creative Employees Always Make Trouble? Investigating the Roles of Moral Identity and Moral Disengagement. Journal of business ethics, 157(3), 653–672. https://doi.org/10.1007/s10551-017-3683-3

Yip, J.A., Schweitzer, M.E., Nurmohamed, S. (2018). Trash-talking: Competitive incivility motivates rivalry, performance, and unethical behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, (144), 125–144. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2017.06.002

Для цитирования статьи:

Мешкова Н.В., Бочкова М.Н., Дмитриева Е.А., Ениколопов С.Н., Мешков И.А.Особенности антисоциальной креативности у подростков в разных социально-политических контекстах. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.78-86. doi: 10.11621/npj.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать