Поступила: 15.09.2024
Принята к публикации: 28.10.2024
Дата публикации в журнале: 02.12.2024
Ключевые слова: айтрекинг; фиксации; саккады; зрительно-пространственная память; невербальная рабочая память
Страницы: 58-77
DOI: 10.11621/npj.2024.0404
Доступно в on-line версии с: 02.12.2024
Панфилова Е.А., Асланова М.С., Леонов С.В., Сухочев П.Ю., Седогин Е.А., Глотова Г.А., Поликанова И.С. Применение систем регистраций движений глаз в оценке зрительно-пространственной памяти у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.58-77. doi: 10.11621/npj.2024.0404
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Нейропсихологическая диагностика зрительного восприятия имеет важное значение в детском возрасте, поскольку на его основе формируются базовые навыки письма и чтения. Актуальным направлением сегодня является интеграция объективных методов в дополнение к классическим методикам, что позволяет выявлять признаки нарушений на ранних стадиях.
Цель. Данное исследование направлено на выявление связи между глазодвигательными паттернами у детей дошкольного возраста с использованием айтрекера Pupil Invisible и эффективностью выполнения ими заданий на невербальное зрительное запоминание.
Выборка. В исследовании приняли участие воспитанники дошкольного образовательного учреждения г. Москвы (N = 53, 25 девочек 6,76±0,32 лет и 28 мальчиков 6,74±0,31 лет).
Результаты. Обнаружены значимые различия в количестве фиксаций между детьми, показавшими высокие и низкие результаты запоминания пространственного расположения стимулов (p < 0,01). Результаты были сопоставлены с результатами методик на когнитивную гибкость, невербальный интеллект и уровень развития мелкой моторики, что позволило более четко отделить функции зрительной рабочей памяти от других управляющих процессов. Уровень когнитивной гибкости, невербальный интеллект и мелкая моторика не влияют на эти различия. Количество фиксаций связано со шкалой «Расположение» (Rh = 0,35, p < 0,01). Глазодвигательные показатели снижаются при переходе от первого к четвертому уровню (0,001 < p < 0,01) на каждый стимул.
Выводы.Успешно апробировано применение систем регистрации движений глаз совместно с проведением оценки невербальной зрительной рабочей памяти, что отражает перспективность использования современных технологий в изучении когнитивных процессов. Участники с высоким уровнем пространственной памяти совершают больше фиксаций во время просмотра изображения. Общая концентрация внимания увеличивается с повышением сложности заданий. Глазодвигательные реакции могут играть дополнительную роль в успешности запоминания зрительной информации, что отражает процессы модуляции зрительной рабочей памяти.
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Асланова, М.С. (2024). Развитие регуляторных функций у детей 5–9 лет. Сибирский психологический журнал, (93), 131–156.
Ахутина, Т.В., Засыпкина, К.В., Романова, А.А. (2013). Предпосылки и ранние этапы развития речи: Новые данные. Вопросы психолингвистики, (17), 20–43.
Безруких, М.М., Теребова, Н.Н. (2009). Особенности развития зрительного восприятия у детей 5–7 лет. Физиология человека, 35(6), 37–42.
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А. (2020). Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: Батарея методик. Психологический журнал, 41(6), 108–118.
Гаврилова, М.Н., Чичинина, Е.А., Якушина, А.А. (2023). Оценка двигательного развития в дошкольном возрасте: Обзор диагностического инструментария. Российский психологический журнал, 20(4), 4. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.17
Горшкова, Е.В. (2022). О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет. Современное дошкольное образование, (1), 15–25. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
Лурия, А.Р. (1962). Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Ощепкова, Е.С., Шатская, А.Н. (2023). Особенности развития связной речи у детей 6–8 лет в зависимости от уровня развития регуляторных функций. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 261–284. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-36
Трушкина, С.В., Скобло, Г.В. (2022). Применение методики «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» в клинической психологии и психиатрии. Национальный психологический журнал, (3), 97–107. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0312
Фаликман, М.В. (2006). Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте. Сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации. Аутизм и нарушения развития, (1), 29–41.
Фаликман, М.В. (2009). Современные исследования взаимосвязи становления когнитивных и двигательных функций: Предпосылки успешного освоения письма. Психологическая наука и образование, 1(1).
Чернова, Е.П., Борисова, Е.Ю., Козина, И.Б. (2014). Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5–7 лет с речевой патологией. Психология и Психотехника, (11), 1231–1239.
Ягудина, А.А. (2014). Возрастные характеристики невербального интеллекта. Международный журнал экспериментального образования, (6–1), 106–106.
Burmenskaya, G.V. (2022). Orienting Activity of the Subject as a Mechanism for Instruction, Learning and Development. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 36–48. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0403
Buss, A.T., Ross-Sheehy, S., Reynolds, G.D. (2018). Visual Working Memory in Early Development: A developmental cognitive neuroscience perspective. Journal of Neurophysiology, 120(4), 1472–1483. https://doi.org/10.1152/jn.00087.2018
Caldani, S., Humeau, E., Delorme, R., Bucci, M.P. (2023). Dysfunction in Inhibition and Executive Capabilities in Children with Autism Spectrum Disorder: An eye tracker study on memory guided saccades. Applied Neuropsychology. Child, 12(2), 131–136. https://doi.org/10.1080/21622965.2022.2042300
Chichinina, E.A., Gavrilova, M.N. (2022). Growth of Executive Functions in Preschool-Age Children During the COVID-19 Lockdown: Empirical Evidence. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 124–136. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0209
Diamond, A. (2000). Close Interrelation of Motor Development and Cognitive Development and of the Cerebellum and Prefrontal Cortex. Child Develompent, 71(1), 44–56.
Fandakova, Y., Hartley, C.A. (2020). Mechanisms of Learning and Plasticity in Childhood and Adolescence. Developmental Cognitive Neuroscience, 42.
Fu, Y., Zhang, J., Cao, Y., Ye, L., Zheng, R., Li, Q., Shen, B., Shi, Y., Cao, J., Fang, J. (2024). Recognition Memory Deficits Detected Through Eye-Tracking in Well-Controlled Children with Self-Limited Epilepsy with Centrotemporal Spikes. Epilepsia, 65(4), 1128–1140. https://doi.org/10.1111/epi.17902
Fuster, J.M. (2008). The prefrontal cortex. Cambridge: Academic Press.
Hartwig, J., Kretschmer-Trendowicz, A., Helmert, J.R., Jung, M.L., Pannasch, S. (2021). Revealing the Dynamics of Prospective Memory Processes in Children with Eye Movements. International Journal of Psychophysiology, (160), 38–55. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2020.12.005
Henderson, S.E., Sugden, D.A., Barnett, A.L. (2007). Movement Assessment Battery for Children-2 second edition (Movement ABC-2). Harvard: Psychological Corporation Publ.
Hollingworth, A., Matsukura, M., Luck, S.J. (2013). Visual Working Memory Modulates Rapid Eye Movements to Simple Onset Targets. Psychological Science, 24(5), 790–796. https://doi.org/10.1177/0956797612459767
Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSYII. Administrative manual. Harvard: Psychological Corporation Publ.
Liu, Y., Zhan, P., Fu, Y., Chen, Q., Man, K., Luo, Y. (2023). Using a Multi-Strategy Eye-Tracking Psychometric Model to Measure Intelligence and Identify Cognitive Strategy in Raven’s Advanced Progressive Matrices. Intelligence, (100), 101782. https://doi.org/10.1016/j.intell.2023.101782
Madrid, J., Hout, M.C. (2019). Examining the Effects of Passive and Active Strategies on Behavior During Hybrid Visual Memory Search: Evidence from eye tracking. Cognitive Research: Principles and Implications, (4), 39. https://doi.org/10.1186/s41235-019-0191-2
Olsen, R.K., Chiew, M., Buchsbaum, B.R., Ryan, J.D. (2014). The Relationship between Delay Period Eye Movements and Visuospatial Memory. Journal of Vision, 14(1), 8. https://doi.org/10.1167/14.1.8
Raven, J., Raven, J.C., Court, J.H. (2002). Section 2: The coloured progressive matrices. In the Manual for Raven’s progressive matrices and vocabulary scales. Oxford: Oxford Psychologists Press.
Schutte, A.R., Spencer, J.P., Schöner, G. (2003). Testing the Dynamic Field Theory: Working memory for locations becomes more spatially precise over development. Child Development, 74(5), 1393–1417. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00614
Skrzypulec, B., Chuderski, A. (2020). Nonlinear Effects of Spatial Connectedness Implicate Hierarchically Structured Representations in Visual Working Memory. Journal of Memory and Language, (113), 104124. https://doi.org/10.1016/j.jml.2020.104124
Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2022). Multitasking as a Personal Choice of the Mode of Activity in Russian Children and Adolescents: Its Relationship to Experimental Multitasking and its Effectiveness. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 113–123. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0208
Theeuwes, J., Kramer, A.F., Irwin, D.E. (2011). Attention on Our Mind: The role of spatial attention in visual working memory. Acta Psychologica, 137(2), 248–251. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2010.06.011
Tonsen, M., Baumann, C.K., Dierkes, K. (2020). A High-Level Description and Performance Evaluation of Pupil Invisible. http://arxiv.org/abs/2009.00508
Van der Stigchel, S., Hollingworth, A. (2018). Visuospatial Working Memory as a Fundamental Component of the Eye Movement System. Current Directions in Psychological Science, 27(2), 136–143. https://doi.org/10.1177/0963721417741710
Walcher, S., Korda, Ž., Körner, C., Benedek, M. (2024). How Workload and Availability of Spatial Reference Shape Eye Movement Coupling in Visuospatial Working Memory. Cognition, (249), 105815. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2024.105815
Xiao, L., Zhu, G., Huang, K., Wen, S., Feng, L., Li, B., Xiao, B., Liu, D., Wang, Q. (2023). Memory Characteristics in Mesial Temporal Lobe Epilepsy: Insights from an eye tracking memory game and neuropsychological assessments. CNS Neuroscience & Therapeutics, 29(9), 2621–2633. https://doi.org/10.1111/cns.14203
Zakharov, I.M., Voronin, I.A., Ismatullina, V.I., Malykh, S.B. (2016). The Relationship between Visual Recognition Memory and Intelligence. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (233), 313–317. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.142
Zakharova, M.N., Machinskaya, R.I. (2023). Voluntary Control of Cognitive Activity in Preschool Children: Age-dependent Changes from Ages 3–4 to 4–5. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 122–131. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0309
Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. National Protocols, (1), 297–201.
Zurrin, R., Wong, S.T.S., Roes, M.M., Percival, C.M., Chinchani, A., Arreaza, L., Kusi, M., Momeni, A., Rasheed, M., Mo, Z., Goghari, V.M., Woodward, T.S. (2024). Functional Brain Networks Involved in the Raven’s Standard Progressive Matrices Task and their Relation to Theories of Fluid Intelligence. Intelligence, (103), 101807. https://doi.org/10.1016/j.intell.2024.101807
Панфилова Е.А., Асланова М.С., Леонов С.В., Сухочев П.Ю., Седогин Е.А., Глотова Г.А., Поликанова И.С.Применение систем регистраций движений глаз в оценке зрительно-пространственной памяти у детей дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.58-77. doi: 10.11621/npj.2024.0404
Скопировано в буфер обмена
Скопировать