ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Отношение к персонажам мультфильма у старших дошкольников в зависимости от идентификации детей с основными героями

Отношение к персонажам мультфильма у старших дошкольников в зависимости от идентификации детей с основными героями

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.08.2024

Принята к публикации: 15.10.2024

Дата публикации в журнале: 02.12.2024

Ключевые слова: дошкольный возраст; восприятие мультфильма; персонажи мультфильма; идентификация с героем; методика личностных конструктов Дж. Келли

Страницы: 11-25

DOI: 10.11621/npj.2024.0401

Доступно в on-line версии с: 02.12.2024

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Рябкова И.А., Антуфьева Н.Е. Отношение к персонажам мультфильма у старших дошкольников в зависимости от идентификации детей с основными героями. // Национальный психологический журнал 2024. № 4. c.11-25. doi: 10.11621/npj.2024.0401

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2024

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Рябкова Ирина Александровна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Антуфьева Надежда Евгеньевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. В современной психологии существует дефицит работ, исследующих восприятие произведений искусства дошкольниками. В частности, это справедливо для наиболее востребованной категории искусства на данный момент, адресованной маленьким детям — мультипликационных фильмов.

Цель. Работа направлена на определение особенностей отношения дошкольников 5–7 лет к персонажам мультфильма.

Выборка. В исследовании приняло участие 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет (от 60 месяцев до 86 месяцев; М = 72,3, SD = 7,63): 30 мальчиков (от 60 месяцев до 86 месяцев; М = 73,3, SD = 7,94) и 30 девочек (от 62 месяцев до 86 месяцев; М = 71,3, SD = 7,31), посещающих детские сады, работающие по общеобразовательным программам.

Методы. В исследовании использовалась модифицированная методика личностных конструктов Дж. Келли, которая направлена на исследование сходства и различия между объектами. Модификация этой методики заключалась в использовании 6 карточек, включающих пять персонажей мультфильма «Старая игрушка» и одну карточку «Ты», обозначающую ребенка. Распределение выборов анализировалось с помощью z-критерия для независимых выборок, структурных особенностей использования субъективных личностных конструктов в различных группах идентификации — посредством факторного анализа (метод Главных компонент с последующим вращением Varimax Кайзера).

Результаты. Обнаружены различия в использовании детьми субъективных и объективных личностных конструктов, а также — различных вариантов субъективных личностных конструктов в зависимости от особенностей идентификации детей. Кроме того, выявлены различия в структуре использованных субъективных личностных конструктов детьми из различных групп идентификации.

Выводы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что характер идентификации с тем или иным персонажем в существенной степени определяет и личностное отношение к нему зрителя-дошкольника. Полученные результаты подчеркивают важность развертывания особой психолого-педагогической работы по художественному развитию детей дошкольного возраста и, в частности, воспитания их зрительской культуры.

Литература

Антуфьева, Н.Е. (2024). Влияние идентификации с персонажем на понимание содержания мультфильма у дошкольников 5–6 лет. Магистерская дисс. Москва.

Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

Выготский, Л.С. (2004). Психология развития ребенка. Москва: Изд-во «Эксмо».

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».

Козлова, И.Н. (1976). Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. Системные исследования: Ежегодник. (С. 128–149). Москва: Изд-во «Наука».

Лотман, Ю.М. (1992). О двух моделях коммуникации в системе культуры. Избранные статьи: в 3 тт. Т. 1. Таллин: Изд-во «Александра».

Лотман, Ю.М., Цивьян, Ю.Г. (1994). Диалог с Экраном. Москва: Изд-во «Александра».

Петренко, В.Ф. (1983). Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Рябкова, И.А. (2023). Мнимая ситуация в детской сюжетно-ролевой игре и игре актера: к вопросу о психотехнике переживания. В кн.: Проблемы психологии искусства. Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. (9 ноября, 2023 г.). (С. 340–348). Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ; Моск. ун-та.

Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г. (2023). Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. Национальный психологический журнал, 18(3), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313

Смирнова, Е.О., Соколова, М.В., Матушкина, Н.Ю., Смирнова, С.Ю. (2014). Исследование возрастной адресации мультфильмов. Культурно-историческая психология, 10(4), 27–36.

Собкин, В.С. (2014). Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма. Культурно-историческая психология, 10(4), 12–26.

Собкин, В.С. (2006). Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследований 1985–2006 гг.). Социология дошкольного воспитания: труды по социологии образования, (II). (С. 73–101). Москва: Изд-во Центра Социологии образования РАО.

Собкин, В.С., Колмановская, О.А. (1990). Особенности понимания конфликтной ситуации фильма в младшем школьном возрасте как показатель социальной активности. В кн.: Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания. Межвуз. сб. науч. тр. (С. 64–72). Свердловск: Изд-во Свердловского государственного педагогического института.

Собкин, В.С. Скобельцина К.Н. (2014). Представления родителей о мультипликационных предпочтениях детей дошкольников. Культурно-историческая психология, 4(10), 37–46.

Усов, Ю.Н. (2000) Экранные искусства — новый вид мышления. Искусство и образование, (3), 48–69.

Успенский, Б.А. (1970). Поэтика композиции. Москва: Изд-во «Искусство».

Фрейд, З. (1992). По ту сторону принципа удовольствия. Москва: Изд-во «Прогресс»; «Литера».

Эльконин, Д.Б. (1978). Психология игры. Москва: Изд-во «Педагогика».

Banchonhattakit, P., Duangsong, R., Muangsom, N., Kamsong, T. (2012). Effectiveness of Brain-Based Learning and Animated Cartoons for Enhancing Healthy Habits Among School Children in Khon Kaen, Thailand. Asia-Pacific Journal of Public Health, 27(2), 2028–2039. https://doi.org/10.1177/1010539512466425

Barak, M., Ashkar, T., Dori, J.Y. (2011). Learning Science via Animated Movies: Its effect on students’ thinking and motivation. Computers & Education, 56(3), 839–846. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.10.025

Bjorkqvist, K., Lagerspetz, K. (1985). Children’s Experience of Three Types of Cartoon at Two Age Levels. International Journal of Psychology, 20(1), 77−93. https://doi.org/10.1002/j.1464-066X.1985.tb00015.x

De Leeuw, R., Van der Laan, Ch. (2017). Helping Behavior in Disney Animated Movies and Children’s Helping Behavior in the Netherlands. Journal of Children and Media, 12(2), 1–16. https://doi.org/10.1080/17482798.2017.1409245

Demir, K., Sisman, N.Y. (2021). Watching Television and Being Affected by Television According to the Opinions of Parents of Children between the Ages of Three and Six. Journal of Human Sciences, 18(3), 349–363. https://doi.org/10.14687/jhs.v18i3.6048

Habib, H., Tarek, S. (2015). Cartoons’ Effect in Changing Children Mental Response and Behavior. Open Journal of Social Sciences, 3(9), 248–264. https://doi.org/10.4236/jss.2015.39033

Kocak, O., Goktas, Y., (2020). The effects of three-dimensional cartoons on pre-school children’s conceptual development in relation to spatial perception.International Journal of Early Years Education, 29(2), 1–18. https://doi.org/10.1080/09669760.2020.1814213

Mahmood, T., Iftikhar, U., Bhatti, A. (2020). Impact of Violent Cartoons on the Behaviour of Children: A Case Study of South Punjab. Journal of Business and Social Review in Emerging Economies, 6(2), 689–702. https://doi.org/10.26710/jbsee.v6i2.1212

Rai, S., Waskel, B., Sakalle, S., Dixit, S. (2016). Effects of Cartoon Programs on Behavioural, Habitual and Communicative Changes in Children. International Journal of Community Medicine and Public Health, 3(6), 1375–1378. https://doi.org/10.18203/2394-6040.ijcmph20161456

Sanson, A., Di Muccio, Ch. (1993). The Influence of Aggressive and Neutral Cartoons and Toys on the Behaviour of Preschool Children. Australian Psychologist, 28(2), 93–99. https://doi.org/10.1080/00050069308258882

Tarkovskij, A.A. (1986). Sculpting in Time. Texas: University of Texas Press.

Wijethilaka, S.T. (2020). Effect of Cartoons on Children. In the Effect of Cartoons on Children. Proceedings of the Conference. URL: https://www.researchgate.net/publication/345066689_Effect_of_cartoons_on_children (access date: 28.06.2024).

Zhang, Q. (2021). Positive Effects of Prosocial Cartoon Viewing on Aggression Among Children: The Potential Mediating Role of Aggressive Motivation. Frontiers in Psychology, (12), 1–11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.742568

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Рябкова И.А., Антуфьева Н.Е.Отношение к персонажам мультфильма у старших дошкольников в зависимости от идентификации детей с основными героями. // Национальный психологический журнал. 2024. № 4. c.11-25. doi: 10.11621/npj.2024.0401

Скопировано в буфер обмена

Скопировать