Поступила: 21.06.2023
Принята к публикации: 23.09.2023
Дата публикации в журнале: 06.09.2024
Ключевые слова: кибербуллинг; моральное развитие; коммуникативные умения; принятие решений; процесс образования понятий; моральная ориентация; моральные дилеммы
Страницы: 104-114
DOI: 10.11621/npj.2024.0308
Доступно в on-line версии с: 06.09.2024
Погожина И.Н., Рекун О.С. Связь моральной направленности принимаемых решений в ситуациях потенциального кибербуллинга с индивидуально-психологическими особенностями студентов. // Национальный психологический журнал 2024. № 3. c.104-114. doi: 10.11621/npj.2024.0308
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Интернет-среда создает особую реальность для коммуникации, в которой принятые в обществе системы норм и ценностей часто перестают действовать. При возникновении конфликтных ситуаций анонимность интернет-коммуникации может снижать степень личной моральной ответственности человека за свои «цифровые поступки» и приводить к выбору неэтичных способов поведения, к которым, в частности, относится кибербуллинг. Выделение системы когнитивных и личностных факторов, включенных в процессы регуляции моральной направленности поведения при онлайн-коммуникации, — актуальная научная задача.
Цель. Изучить связь моральной направленности принимаемых студентами решений в ситуациях, содержащих возможность кибербуллинга, с их индивидуально-психологическими особенностями.
Выборка. В исследовании принимали участие 85 респондентов в возрасте от 18 до 26 лет (M = 21; SD = 1,8) — студенты разных лет обучения.
Методы. Использованы методики «Справедливость — забота» С.В. Молчанова, тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в адаптации Ю.З. Гильбуха), авторские методы «Открытые вопросы» и «Кейс-метод» на выявление содержания представлений о кибербуллинге и направленности принятия решений (этичные/неэтичные) в ситуациях потенциального кибербуллинга.
Результаты. Установлены значимые положительные связи (ρ Спирмена; p < 0,05) между этичными выборами принимаемых решений в ситуациях потенциального кибербуллинга, субшкалами уровней морального развития («Самопожертвование», «Самоуважение») и содержанием представлений о кибербуллинге. А также значимые отрицательные связи (ρ Спирмена; p < 0,05) между неэтичными выборами в изучаемых ситуациях, субшкалой «Доконвенционального» уровня морального развития и коммуникативными умениями.
Выводы. Выявлено, что моральная направленность принимаемых решений в ситуациях потенциального кибербуллинга значимо связана со следующими индивидуально-психологическими особенностями студентов: 1) у студентов, чаще выбирающих этичные решения, полностью сформированы представления о кибербуллинге как явлении, они не ставят в приоритет только свои интересы и учитывают ценности других людей; 2) студенты, выбирающие неэтичные решения, обладают низким уровнем развития коммуникативных умений, ищут личную выгоду в общении и реже учитывают ценности других людей.
Арутюнова, К.Р., Александров, Ю.И. (2019). Мораль и субъективный опыт. Послесловие Р.Г. Апресяна. Москва: Изд-во Института психологии РАН.
Виноградов, М.В., Ульянина, О.А. (2020). Психологические аспекты информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел. Психология и право, 10(1), 18–29. https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100102
Войскунский, А.Е. (2010). Психология и Интернет. Москва: Изд-во «Акрополь».
Гильбух, Ю.З. (1995). Тест-опросник коммуникативных умений: для подростков и старшеклассников. Киев: Изд-во Научно-практического центра «Перспектива».
Заикин, В. (2012). Современные тенденции развития психологии морали: социально-психологический взгляд. Психологические исследования, 5(21). https://doi.org/10.54359/ps.v5i21.801
Карабанова, О.А., Георгиевская, М.А. (2019). Представления об этических нормах Интернет-общения у пользователей юношеского возраста. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 43(4), 107–125.
Корнилова, Т.В. (2015). Принцип неопределенности в психологии выбора и риска. Психологические исследования, 8(40). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.553
Корнилова, Т.В. (2016). Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».
Корнилова, Т.В. (2022). Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии. Национальный психоло- гический журнал, (1), 94-103. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0108
Корнилова, Т.В., Чигринова, И.А. (2010). Личностные ценности, принятие неопределенности и макиавеллизм как пре- дикторы морального выбора. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы, 670–675. URL: https:// psyjournals.ru/nonserialpublications/exp_collection/contents/34742?ysclid=m0c62hcoyg256974674 (дата обращения: 20.05.2024).
Леонтьев, Д.А., Мандрикова, Е.Ю., Рассказова, Е.И., Фам, А.Х. (2011). Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора. В кн.: Личностный потенциал: Структура и диагностика. Под ред. Д.А. Леонтьева. Москва: Изд-во «Смысл».
Молчанов, С.В. (2003). Моральная ориентация подростков. Психология и школа, (1), 68–87.
Молчанов, С.В. (2007). Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте. Культурно-историческая психология, (1), 73–80.
Молчанов, С.В. (2011). Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 34(2), 59–72.
Погожина, И.Н., Подольский, А.И., Идобаева, О.А., Подольская, Т.А. (2020). Цифровое поведение и особенности моти вационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ. Вопросы образования, (3), 60–94.
Погожина, И.Н., Сергеева, М.В. (2021). Когнитивный компонент в структуре правосознания студентов при анализе кейсов об экономических правонарушениях. Российский психологический журнал, 18(2), 122–137.
Подольский, Д.А. (2005). Современные методы исследования морального развития. Психология и школа, (1), 100–127.
Солдатова, Г.У., Войскунский, А.Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, (3), 431–450.
Солдатова, Г.У., Зотова, Е., Лебешева, М., Шляпников, В. (2013). Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Москва: Изд-во «Google».
Солдатова, Г.У., Ярмина, А.Н. (2019). Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания. Национальный психологический журнал, (3), 17–31.
Чигринова, И.А. (2015). Интеллектуальная и ценностная регуляция личностного выбора (на материале моральных дилемм): дисс. канд. психол. наук. Москва.
Belsey, B. (2019). Cyberbullying: An Emerging Threat to the “Always On” Generation. URL: http://www.billbelsey.com/?p=1827(accessed: 15.01.2023).
Gilligan, J. (1976). Beyond Morality: Psychoanalytic Reflections on Shame, Guilt and Love. Moral Development and Beh * avior: Theory, Research and Social Issues, 144–158.
Gonzalez-Alonso, F., Guillen-Gamez, F.D., de Castro-Hernandez, R.M. (2020). Methodological Analysis of The Effect of an Anti-Bullying Program in Secondary Education Through Communicative Competence: a Pre-Test–Post-Test Study with a Control-Experimental Group. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(9), 3047.
Kim, J., Loewenstein, J. (2021). Analogical Encoding Fosters Ethical Decision Making Because Improved Knowledge of Ethical Principles Increases Moral Awareness. Journal of Business Ethics, (172), 307–324.
Kohlberg, L. (1984). Essays on moral development. Vol. 2. The Psychology of moral development. San-Francisco: Harper & Row Publ.
Marin-Lopez, I., Zych, I., Ortega-Ruiz, R., Hunter, S.C., Llorent, V.J. (2020). Relations Among Online Emotional Content Use, Social and Emotional Competencies and Cyberbullying. Children and Youth Services Review, (108), 104647.
Reynolds, S.J., Miller, J.A. (2015). The Recognition of Moral Issues: Moral Awareness, Moral Sensitivity and Moral Attentiveness. Current Opinion in Psychology, 6, 114–117.
Sezer, O., Gino, F., Bazerman, M.H. (2015). Ethical Blind Spots: Explaining Unintentional Unethical Behavior. Current Opinion in Psychology, (6), 77–81.
Skarbez, R., Smith, M., Whitton, M.C. (2021) Revisiting Milgram and Kishino’s Reality-Virtuality Continuum. Front. Virtual Real, (2), 647997. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997
Steffgen, G., Konig, A., Pfetsch, J., Melzer, A. (2011) Are Cyberbullies Less Empathic? Adolescents’ Cyberbullying Behavior and Empathic Responsiveness. Cyberpsychology, Behavior, and Social networking, 14(11), 643–648. https://doi.org/10.1089/cyber. 2010.0445
Zych, I., Gómez-Ortiz, O., Fernández Touceda, L., Nasaescu, E., Llorent, V.J. (2020). Parental Moral Disengagement Induction as a Predictor of Bullying and Cyberbullying: Mediation by Children’s Moral Disengagement, Moral Emotions, and Validation of a Questionnaire. Child Indicators Research, (13), 1065–1083.
Погожина И.Н., Рекун О.С.Связь моральной направленности принимаемых решений в ситуациях потенциального кибербуллинга с индивидуально-психологическими особенностями студентов. // Национальный психологический журнал. 2024. № 3. c.104-114. doi: 10.11621/npj.2024.0308
Скопировано в буфер обмена
Скопировать