Поступила: 23.11.2023
Принята к публикации: 29.07.2024
Дата публикации в журнале: 06.09.2024
Ключевые слова: когнитивная обработка; движения глаз; восприятие мема; мемосфера; этнокультура; медиаобраз
Страницы: 65-80
DOI: 10.11621/npj.2024.0305
Доступно в on-line версии с: 06.09.2024
Рабесон М.Д., Денисова Г.В., Смирнова О.В., Стебловская С.Б. Этнокультурные и конфликтологические аспекты восприятия интернет-мемов: результаты эксперимента с использованием айтрекинга. // Национальный психологический журнал 2024. № 3. c.65-80. doi: 10.11621/npj.2024.0305
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Развитие технологий медиакоммуникации ведет за собой формирование новых способов передачи информации. В условиях компактизации контента возникает необходимость в трансформации психологических возможностей когнитивной и эмоционально-смысловой сфер человека. Мемосфера представляется одним из направлений развития современного медиа контента, в котором разворачиваются этнокультурные, социальные, ценностные и когнитивные особенности восприятия информации.
Цель. Исследование направлено на выявление особенностей восприятия и когнитивной обработки мема как наиболее актуальной медиаформы. Выявляется этнокультурная специфика обработки и идентификации мема, а также особенности восприятия мемов при условии конфликта этнокультурной идентичности респондента с мемосферой, в которой сформировался конкретный мем.
Методы. Экспериментальное исследование включало 2 серии, в которых анализировалась культурная специфика организации когнитивной деятельности у респондентов при восприятии мемов, принадлежащих российской и китайской мемосферам. Регистрация глазодвигательной активности велась с помощью SMI RED 250 Гц трекера для фиксации движений глаз, аппаратного и программного обеспечения «SMI Gaze & Eye-tracking System». Экспериментальная задача состояла в визуальном анализе поликодового текста (изображения) с последующей оценкой принадлежности мема к российской или китайской медиасфере, а также маркированием наиболее субъективно значимых для интерпретации элементов изображения. Самоотчеты респондентов о ключевых признаках принадлежности мема, подвергались контент-анализу. Пакет IBM SPSS Statistics 26 использовался для статистического анализа полученных данных.
Выборка. В исследовании приняли участие 39 респондентов: магистранты факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, обучающиеся по направлению «Журналистика», средний возраст 24,7 лет (SD = 4,1), в том числе 21 гражданин РФ и 18 граждан КНР.
Результаты. Респонденты двух групп в 64% случаев успешно справлялись с задачей на идентификацию принадлежности мемов. При этом текст на русском языке обозначался как наиболее информативный элемент мема. Данные о движениях глаз выявили общую тенденцию к фокальному восприятию стимула у респондентов из России и к скользящему просмотру у студентов из Китая, в то время как принадлежность стимульного материала в меньшей степени влияет на характеристики глазодвигательной активности. При этом для российских мемов успешная идентификация связана с более коротким путем сканирования, а для китайских мемов — наоборот, с более протяженным путем сканирования, что позволяет предположить существование оптимального способа зрительного сканирования для графической структуры мема.
Выводы. Результаты показали, что этнокультурная специфика проявляется как на уровне конструирования мемов, так и на уровне их восприятия и когнитивной обработки респондентами. Конфликт восприятия проявляется в невозможности интерпретации этнокультурных референций, что приводит к непониманию смысла мема и отражается в параметрах глазодвигательной активности респондентов.
Горбачева, А.В., Берлин Хенис, А.А., Пучкова, А.Н., Осадчий, М.А. (2021). Сложность восприятия демотиваторов и мемов: экспериментальное исследование. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание, 20(2), 74–86. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.7
Денисова, Г.В., Смирнова, О.В., Сапунова, О.В. (2023). Лингвокультурные универсалии как доминирующий фактор восприятия мемов. Филологические науки. Научные доклады высшей школы, (6), 43–49. https://doi.org/10.20339/PhS.6-23.043
Дунас, Д.В., Вартанов, С.А., Кульчицкая, Д.Ю., Салихова, Е.А., Толоконникова, А.В. (2020). Мотивационные факторы медиапотребления российской «цифровой молодежи»: результаты пилотного исследования. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, (2), 3–27. https://doi.org/10.17223/19986645/67/15
Дунас, Д.В., Салихова, Е.А., Толоконникова, А.В., Филаткина, Г.С. (2020). Мотивы медиапотребления учащейся молодежи: результаты опроса в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. Вестник Томского государственного университета. Филология, (67), 278–302. https://doi.org/10.17223/19986645/67/15
Зиновьева, Н.А. (2015). Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов. Вестник экономики, права и социологии, (1), 195–201.
Канашина, С.В. (2018). Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки, (16), 74–80.
Лободенко, Л.К., Череднякова, А.Б., Шестеркина, Л.П., Харитонова, О.Ю. (2023). Анализ репрезентации актуальной политической тематики в цифровых плакатах и интернет-мемах: оценка медиаэффектов с использованием айтрекинговых технологий. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 23(1), 96–108.
Смирнова, О.В., Денисова, Г.В., Шкондин, М.В., Стебловская, С.Б., Эшкинина, У.Ю., Ван, Ф. (2023). Репрезентация XXIV Олимпийских зимних игр в Пекине в мемосфере КНР: конфликтологический анализ. Вопросы теории и практики журналистики, (1), 85–103. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(1).
Смирнова, О.В., Шкондин, М.В., Денисова, Г.В., Стебловская, С.Б. (2022). Индикаторы конфликтности в российском медиадискурсе: анализ интернет-мемов. Вопросы теории и практики журналистики, (1), 41–58. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(1).41-58
Сорокин, Ю.А., Тарасов, В.Ф. (1990). Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия. Москва: Изд-во «Наука».
Толоконникова, А.В., Дунас, Д.В., Кульчицкая, Д.Ю. (2020). Возможности удовлетворения психологических потребностей подростков в цифровой медиасреде. Коммуникации. Медиа. Дизайн, 5(1), 51–69.
Щурина, Ю.В. (2014). Интернет-мемы: проблема типологии. Вестник Череповецкого государственного университета, (6), 85–89.
Ягодкина, М.В. (2019). Мемы в интернет-коммуникации. Art Logos, (2), 142–151.
Ajanović, E., Fritsch, K. (2023). Framing Covid-19 Through Memes: A Way for Young People to Shape the Narrative in Austria. Journal of Youth Studies, (26), 1–19. https://doi.org/10.1080/13676261.2023.2199145
Akram, U., Drabble, J. (2022). Mental Health Memes: Beneficial or Aversive in Relation to Psychiat-Ric Symptoms. Humanities and Social Sciences Communications, 9(1), 1−6. https://doi.org/10.1057/s41599-022-01381-4
Blinnikova, I.V., Rabeson, M.D., Izmalkova, A.I. (2019). Eye Movements and Word Recognition During Visual Semantic Search: Differences Between Expert and Novice Language Learners. Psychology in Russia: State of the Art, 12(1), 129–146.
Chua, H.F., Boland, J.E., Nisbett, R.E. (2005). Cultural Variation in Eye Movements During Scene Perception. Proceedings of the National Academy of Sciences, 102(35), 12629–12633.
Gleick, J. (2011). The Information: A History, a Theory, a Flood. New-York: Fourth Estate Publ.
Grundlingh, L. (2018). Memes as Speech Acts. Social Semiotics, 28(2), 147–168. https://doi.org/10.1080/10350330.2017.1303020
Klingberg, T. (2009). The overflowing brain: Information overload and the limits of working memory. Oxford: Oxford Univ. Press.
Lobodenko, L., Shesterkina, L., Cheredniakova, A., Perevozova, O., Kharitonova, O. (2022). Perception Of Environmental Information Materials by Youth Audiences: Results of A Neuromarketing Study. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, (3), 5–44. https://doi.org/10.30547/worldofmedia.3.2022.1
Miller, D., Costa, E. (2019). Contemporary Comparative Anthropology. The Why We Post Project. Journal of Anthropology, 84(2), 283–300.
Rabeson, M., Blinnikova, I., Izmalkova, A. (2021). Eye Movements in Visual Semantic Search: Scanning Patterns and Cognitive Processing Across Three Cultures. Advances in Intelligent Systems and Computing, (1358), 182–189.
Seung, S. (2012). Connectome: How the brain’s wiring makes us who we are. London: Penguin Publ.
Smirnova, O.V., Denissova, G.V., Svitich, L.G., Lin, C., Steblovskaia, S., Antipova, A.S. (2020). Psychological and ethnocultural sensitivities in the perception of COVID-19 Memes by Young People in Russia and China. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 148–167. https://doi.org/10.11621/pir.2020.0410
Soleh, M.B., Anisa, Y.H., Absor, N.F., Edison, R.E. (2021). Differences of Visual Attention to Memes: An Eye Tracking Study. First Annual International Conference on Natural and Social Science Education. Dordrecht: Atlantis Press.
Velichkovsky, B.M., Korosteleva, A.N., Pannasch, S., Helmert, J.R., Orlov, V.A., Sharaev, M.G., Ushakov, V.L. (2019). Two Visual Systems and Their Eye Movements: A Fixation-Based Event-Related Experiment with Ultrafast Fmri Reconciles Competing Views. Modern Technologies in Medicine, 11(4), 7–16.
Рабесон М.Д., Денисова Г.В., Смирнова О.В., Стебловская С.Б.Этнокультурные и конфликтологические аспекты восприятия интернет-мемов: результаты эксперимента с использованием айтрекинга. // Национальный психологический журнал. 2024. № 3. c.65-80. doi: 10.11621/npj.2024.0305
Скопировано в буфер обмена
Скопировать