ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Идентичность поколений: социально-психологический подход и опыт эмпирического исследования

Идентичность поколений: социально-психологический подход и опыт эмпирического исследования

Скачать в формате PDF

Поступила: 16.05.2024

Принята к публикации: 21.08.2024

Дата публикации в журнале: 06.09.2024

Ключевые слова: социальная идентичность; временная идентичность; идентификация; самокатегоризация; поколение; поколенческая группа

Страницы: 31-45

DOI: 10.11621/npj.2024.0303

Доступно в on-line версии с: 06.09.2024

Для цитирования статьи:

Белинская Е.П., Рикель А.М. Идентичность поколений: социально-психологический подход и опыт эмпирического исследования. // Национальный психологический журнал 2024. № 3. c.31-45. doi: 10.11621/npj.2024.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2024

Белинская Елена Павловна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Рикель Александр Маркович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Актуальность исследования определяется: 1) в условиях неопределенности и сокращения привычных оснований социальной солидаризации анализ закономерностей идентичности поколений задает новый ракурс для понимания динамического единства процессов конструирования социальной и персональной идентичностей; 2) выявление феноменологии идентичности различных поколений представляется необходимым для нужд практической психологической помощи различным социальным субъектам.

Цель. Выявление и описание особенностей идентификации людей, принадлежащих к разным поколениям, со своей поколенческой группой.

Выборка. 215 человек (поколения застоя, реформенное, миллениалы, зумеры).

Методы. Авторская анкета (Приложение 1) из трех блоков: 1) вопросы об исторических событиях, повлиявших на становление поколенческой группы; 2) вопросы о культурном жизненном сценарии поколения и оценка вероятности того или иного типичного события; 3) неоконченные предложения о психологическом портрете своего поколения.

Результаты. Идентификационный портрет поколения застоя включает в себя: акцент на масштабные события; преобладание коллективистических и семейных ценностей; самоатрибуцию таких качеств, как патриотизм, открытость миру, добросовестность, отзывчивость. Идентичность реформенного поколения опирается на события 1990-х годов, интерпретируя их через призму политики открытости окружающему миру, а также события технологического порядка; оно является «переходным» с точки зрения типичных жизненных сценариев и личностных черт. Идентификационный портрет миллениалов включает в себя: преимущественно события 2010-х годов и экономические события, преобладание ценностей свободы, творчества, прогресса; самоатрибуцию переживания жизненных трудностей. Идентичность поколения зумеров значимо отличается: у них отсутствуют политические события в идентификационном портрете; в качестве идентификационной опоры выступают события недавнего времени (пандемия, цифровизация); в жизненных сценариях маловероятны брак и рождение детей; самоатрибуции включают гибкость, индивидуализм, политкорректность и миролюбие.

Выводы. Социально-психологический анализ идентичности поколений реализован на трех взаимосвязанных уровнях через идентификацию: с историческими событиями, с событиями жизненного сценария и с типичным психологическим портретом представителя поколения.

Литература

Андреева, Г.М. (2011). К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Психологические исследования, 6(20), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.804

Андреева, Г.М. (2009). Социальная психология: векторы новой парадигмы. Психологические исследования, 3(1). https:// doi.org/10.54359/ps.v2i3.1000

Андреева, Г.М. (2012). Презентации идентичности в контексте взаимодействия. Психологические исследования, 5(26), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v5i26.731

Бауман, З. (2008). Текучая современность. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Белинская, Е.П. (2018). Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. «Психология. Педагогика». Серия 16, 8(1), 6–15.

Белинская, Е.П. (2020). Парадоксы эпохи эмоциональной неопределенности. Социальная психология и общество, 11(2), 204–208.

Белинская, Е.П. (2015). Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? Психологические исследования, 40(8), 8. https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.551

Емелин, В.А., Тхостов, А.Ш. (2020). Дисформативная идентичность. Вопросы философии, (4), 80–91.

Емельянова, Т.П., Викентьева, Е.Н., Тарасов, С.В. (2022). Городская идентичность и образ будущего в двух городах: фактор поколения. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, (4), 57–78.

Костромина, С.Н., Гришина, Н.В., Зиновьева, Е.В., Москвичева, Н.Л. (2018). Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(4), 341–357. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.403

Леонтьев, Д.А. (2009). Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека. Философские науки, (10), 5–10.

Мангейм, К. (1998). Проблема поколений. Новое литературное обозрение, 2(30), 7–47.

Марцинковская, Т.Д., Полева, Н.С. (2017). Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение. Мир психологии, 89(1), 24–37.

Нуркова, В.В. (2018). Жизнь — инструкция по применению: результаты графической экспликации культурного жизненного сценария. Международный журнал исследований культуры, 1(30), 55–73.

Петрунина, Д.С. (2022). «Переходное поколение»: поколенческая идентичность миллениалов. Социологические исследования, (2), 57–64.

Гришина, Н.В. (ред.). (2019). Психология личности: Пребывание в изменении. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та.

Рикель, А.М. (2020). Рациональное, прагматичное и конкурирующее: опыт эмпирического исследования стереотипов о поколении «Y». Социальная психология и общество, 11(3), 135–148.

Рикель, А.М., Дорохов, Е.А. (2023). Поколение как предмет социальной психологии: исследовать нельзя отказаться? Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 143–165.

Серебрякова, Е.Г. (2019). Шестидесятники: биография поколения. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, 25(1), 99–105.

Соколова, Е.Т. (2014). Утрата Я: клиника или новая культурная норма? Эпистемология и философия науки, (3), 191–209.

Андреева, Г.М., Аксенова, Е.А., Базаров, Т.Ю. (2006). Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».

Тихомандрицкая, О.А., Рикель А.М. (2022). (Не)взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика, 19(2), 209–232.

Аронсон, П. (ред.). (2022). Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности. Москва: Изд-во «Индивидуум».

Шамис, Е., Никонов, Е. (2019). Миллениумы (Y). Rugenerations — российская школа теории поколений. URL: https:// rugenerations.su/category/миллениумы-y-85-03 (дата обращения: 01.03.2023).

Gauly, B. (2017) The Intergenerational Transmission of Attitudes: Analyzing Time Preferences and Reciprocity. Journal of Family and Economical Issues, (38), 293–312. https://doi.org/10.1007/s10834-016-9513-4

Gilleard, C., Higgs, P. (2005). Contexts of Ageing: Class, cohort and community. Cambridge: Polity Press.

Giuliano, P., Spilimbergo, A. (2013). Growing up in a Recession. The Review of Economic Studies. URL: http://restud.oxfordjournals. org/content/early/2013/12/25/restud.rdt040.full.pdf (accessed: 01.03.2023).

Howe, N., Strauss, W. (2018). Millenials Rising: The Next Generation. In Small Business and the City. New York: Knopf Doubleday Publishing Group.

Lyons, S.T., Schweitzer, L., Urick, M.J., Kuron L. (2019). A Dynamic Social-Ecological Model of Generational Identity in the Workplace. Journal of Intergenerational Relationships, 17(1), 1–24.

Radaev, V. (2020). The Divide Among the Millennial Generation: Historical and Empirical Justifications. (Part One). Sociological Journal, 26(3), 30–63.

Rikel, A.M. (2019). Generation as a Social-Psychological Research Object: Playing at Home or an Away Match? Social Policy and Society, 10(2), 9–18.

Scherman, A.Z., Salgado, S., Shao, Z., Berntsen, D. (2017). Life Script Events and Autobiographical Memories of Important Life Story Events in Mexico, Greenland, China, and Denmark. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 6(1), 60–73.

Twenge, J.M., Campbell, W.K., Gentile, B. (2012). Generational Increases in Agentic Self-Evaluations Among American College Students, 1966–2009. Self and Identity, (11), 409–427.

Wilkinson, D.E, Dunlop, W.L. (2020). Ethnic-Racial Life Scripts: Relations with Ethnic-Racial Identity and Psychological Health. Emerging Adulthood, 10(2), 402–419.

Для цитирования статьи:

Белинская Е.П., Рикель А.М.Идентичность поколений: социально-психологический подход и опыт эмпирического исследования. // Национальный психологический журнал. 2024. № 3. c.31-45. doi: 10.11621/npj.2024.0303

Скопировано в буфер обмена

Скопировать