Поступила: 21.10.2022
Принята к публикации: 02.05.2024
Дата публикации в журнале: 24.06.2024
Ключевые слова: личностный потенциал, ; направленность целей, ; эффективность профессиональной деятельности
Страницы: 175-188
DOI: 10.11621/npj.2024.0215
Доступно в on-line версии с: 24.06.2024
Сагова З.А., Шаяфетдинова Р.Р. Изучение связи личностного потенциала с направленностью целей у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.175-188. doi: 10.11621/npj.2024.0215
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Психология спорта активно изучает характеристики и потенциальные ресурсы спортсменов высокого класса, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Одним из универсальных способов решения данной задачи является работа с параметрами характера и направленности целеполагания.
Цель. Изучение связи ряда компонентов личностного потенциала и целевой направленности у спортсменов разных видов спорта.
Выборка. В исследовании приняли участие 143 спортсмена (Мвозраст = 18; 96 мужчин, 47 женщин) из командных и индивидуальных видов спорта, имеющие спортивные разряды/звания от юношеского до мастера спорта международного класса.
Методы. В исследовании применялись следующие методики: «Тест жизнестойкости», «Опросник толерантности к неопределенности», «Шкала удовлетворенности жизнью», «Шкала социальной желательности», «Универсальный тест профессиональной мотивации» и составленный авторами перечень вопросов для выявления направленности целевых установок спортсменов. Для обработки количественных данных использовались корреляционный анализ, U-критерий Манна — Уитни, дисперсионный анализ Краскелла — Уоллиса.
Результаты. Выявлено, что у спортсменов степень выраженности характеристик, составляющих личностный потенциал, различается в соответствии с направленностью их целей. Наблюдается неравномерное распределение целей по их направленности между представителями индивидуальных и командных видов спорта. Оценка различий по полу показала значимые различия между мужчинами и женщинами по целому ряду характеристик, что объясняет некоторые особенности их отношения к профессиональной спортивной деятельности. Обнаружены значимые различия в выраженности характеристик личностного потенциала по параметрам возраста, стажа и разряда/звания спортсменов. Представлены корреляции и различия исследуемых параметров.
Выводы. Представлены направления для дальнейшего изучения данной проблематики, касающиеся, в частности, расширения и углубления представлений о некоторых составляющих личностного потенциала, способствующих достижению значимых спортивных результатов.
Будакова, А.В., Мацута, В.В. (2016). Различия в показателях личностного потенциала у высокоинтеллектуальных студентов. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 6(6), 17–30. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1606.02
Быстрова, Т.В. (2016). Особенности проявления жизнестойкости осужденными мужского и женского пола. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 14(3), 101–103.
Ильин, Е.П. (2012). Психология спорта. Санкт-Петербург: Питер.
Корнилова, Т.В. (2010). Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности. Психологический журнал, 31(1), 74–86.
Корнилова, Т.В. (2010). Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 33(1), 46–57.
Косырев, В.Н. (2011). Методология, состояние и перспективы исследования проблемы личностного потенциала. Социально-экономические явления и процессы, 5(6), 356–361.
Леонтьев, Д.А. (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл.
Леонтьев, Д.А., Мандрикова, Е.Ю., Осин, Е.Н., Плотникова, А.В., Рассказова, Е.И. (2007). Опыт структурной диагностики личностного потенциала. Психологическая диагностика, (1), 8–32.
Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Смысл.
Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Потанина, А.М., Моросанова, В.И. (2023). Дифференциальные аспекты регуляторных и личностных ресурсов успеваемости учащихся с различными профилями школьной вовлеченности. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(4), 218–239.
Рябко, Т.В. (2017). Гендерные различия мотивационной сферы, жизнестойкости и эмоционального интеллекта у сотрудников полиции — психологов. Общество: социология, психология, педагогика, (8), 85–88.
Ханин, Ю.Л. (1976). Шкала Марлоу — Кроуна для исследования мотивации одобрения. Ленинград: НИИ физической культуры.
Adie, J.W., Duda, J.L., Ntoumanis, N. (2008). Achievement Goals, Competition Appraisals, and the Psychological and Emotional Welfare of Sport Participants. Journal of Sport and Exercise Psychology, (30), 302–322.
Ames, C. (1992). Classrooms: Goals, structures, and student motivation. Journal of Educational Psychology, (84), 261–271.
Budner, S. (1962). Intolerance of Ambiguity as a Personality Variable. Journal of Personality, (30), 29–50.
Diener, E.D., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71–75. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4901_13
Duda, J.L. (2001). Achievement goal research in sport: Pushing the boundaries and clarifying some misunderstandings. In: G.C. Roberts (Ed.). Advances in motivation in sport and exercise (pp. 129–182). Leeds: Human Kinetics.
Dweck, C.S. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41(10), 1040–1048. https://doi. org/10.1037/0003-066X.41.10.1040 Elliot, A.J. (1999). Approach and avoidance motivation and achievement goals. Educational Psychologist, 34, 169–189.
Golovey, L.A., Danilova, M.V., Gruzdeva, I.A., Rykman, L.V. (2021). Psychological Well-Being and Intra-personal Conflicts in Adolescence. Psychology in Russia: State of the Art, 14(3), 132–146.
Goss, J. (1994). Hardiness and mood disturbances in swimmers while overtraining. Journal of Sport and Exercise Psychology, (16), 135–149.
Gould, D., Dieffenbach, K., Moffett, A. (2002). Psychological characteristics and their development in Olympic champions. Journal of Applied Sport Psychology, (14), 172–204.
Hamidi, R. (2005). Thesis, Tarbiat Moallem University. Tehran: w.p.
Hanton, S., Evans, L., Neil, R. (2003). Hardiness and the competitive trait anxiety response. Anxiety, Stress, and Coping, (16), 167–184.
Hendrix, A.E., Acevedo, E.O., Hebert, E. (2000). An examination of stress and burnout in certified athletic trainers at Division I-A universities. Journal of Athletic Training, (35), 139–144.
Jones, G., Hanton, S., Connaughton, D. (2002). What is this thing called mental toughness? An investigation of elite sport performers. Journal of Applied Sport Psychology, (14), 205–218.
Maddi, S.R., Hess, M.J. (1992). Personality hardiness and success in basketball. International Journal of Sport Psychology, (23), 360–368.
Mallett, C.J., Hanrahan, S.J. (2004). Elite athletes: Why does the ‘fire’ burn so brightly? Psychology of Sport and Exercise, (5), 183–200.
Molenaar, B., Willems, C., Verbunt, J., Goossens, M. (2021). Achievement Goals, Fear of Failure and Self-Handicapping in Young Elite Athletes with and without Chronic Pain. Children, (8), 591. https://doi.org/10.3390/children8070591
Nezhad, M., Besharat, M. (2010). Relations of resilience and hardiness with sport achievement and mental health in a sample of athletes. Procedia: Social and Behavioral Sciences, (5), 757–763. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.07.180
Nicholls, J.G. (1984). Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experience, task choice and performance. Psychological Review, (91), 328–346.
Ntoumanis, N. (2001). Empirical links between achievement goal theory and self-determination theory in sport. Journal of Sport Science, 19(6), 397–419. https://doi.org/10.1080/026404101300149357
Scholder, M.E., McGuire, R.T. (2007). Coaching athletes. A foundation for success. Los Angeles: LA84 Foundation.
Sheldon, K.M., Osin, E.N., Gordeeva, T.O., Suchkov, D.D., Sychev, O.A. (2017). Evaluating the Dimensionality of Self-Determination Theory’s Relative Autonomy Continuum. Personality and Social Psychology Bulletin, 43(9), 1215–1238.
Xiang, P., Lee, A. (2002). Achievement goals, perceived motivational climate, and student’s self-reported mastery behaviours. Research Quarterly Exercise Sport, 73(1), 58–65. https://doi.org/10.1080/02701367.2002.10608992
Сагова З.А., Шаяфетдинова Р.Р.Изучение связи личностного потенциала с направленностью целей у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.175-188. doi: 10.11621/npj.2024.0215
Скопировано в буфер обмена
Скопировать