ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Адаптация методики мультикультурных стилей идентичности на русский язык

Адаптация методики мультикультурных стилей идентичности на русский язык

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.07.2023

Принята к публикации: 12.10.2023

Дата публикации в журнале: 07.04.2024

Ключевые слова: мультикультурные стили идентичности; гибридный стиль идентичности; чередующийся стиль идентичности; интеграция; психологическая адаптация

Страницы: 163-174

DOI: 10.11621/npj.2024.0214

Доступно в on-line версии с: 24.06.2024

Для цитирования статьи:

Вербная В.В., Лепшокова З.Х. Адаптация методики мультикультурных стилей идентичности на русский язык. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.163-174. doi: 10.11621/npj.2024.0214

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2024

Вербная Владислава Владимировна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лепшокова Зарина Хизировна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация

Актуальность. Интеграция в исследованиях показала себя как наиболее адаптивная стратегия аккультурации для этнических меньшинств и иммигрантов. Тем не менее, есть недостаток понимания, как именно индивид управляет своими культурными идентичностями в процессе интеграции, и как это влияет на адаптацию. Согласно концепции мультикультурных стилей идентичности (Ward et al., 2018) человек может управлять своими культурными идентичностями либо соединяя их в единую непротиворечивую идентичность (гибридный стиль идентичности), либо переключаясь между идентичностями в зависимости от социального контекста (чередующийся стиль идентичности). Такой подход является многообещающим в исследованиях аккультурации, а перевод и адаптация соответствующей методики позволит использовать ее в исследованиях адаптации русскоязычных иммигрантов и этнических меньшинств.

Цель. Адаптация методики мультикультурных стилей идентичности на русский язык.

Методы. Авторами были произведены прямой и обратный перевод методики на русский язык и коррекция пунктов после анализа результатов когнитивных интервью. Затем на базе проведенного социально-психологического исследования на выборке 197 российских евреев была произведена оценка факторной структуры опросника, его надежности и конструктной валидности. В исследовании была использована методика мультикультурных стилей идентичностей (Ward et al., 2018). Для оценки ее конструктной валидности были использованы шкала интеграции методики оценки аккультурационных стратегий Дж. Берри из опросника проекта MIRIPS (Взаимные межкультурные отношения в поликультурных обществах) (Berry, 2017), вопросы для измерения воспринимаемой этно- и религиозно-национальной несовместимости идентичностей (Verkuyten, Martinovic, 2012) и методика для измерения воспринимаемой культурной дистанции (Galchenko, Van de Vijver, 2007).

Результаты. Адаптированная методика мультикультурных стилей идентичности показала двухфакторную структуру (наличие гибридного и чередующегося стилей), что соответствует оригинальной методике, высокую надежность шкал опросника и конструктную валидность, подтвержденную корреляциями шкал опросника с другими методиками и дискриминантной валидностью относительно шкалы интеграции.

Выводы. Методика мультикультурных стилей идентичности была успешно адаптирована на русский язык и может быть использована в исследованиях адаптации русскоязычных иммигрантов и этнических меньшинств.

Литература

Лебедева, Н.М., Татарко, А.Н. (2009). Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. Москва: Изд-во РУДН.

Наследов, А.Д. (2007). SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Санкт-Петербург: Питер.

Arbuckle, J.L. (2013). Amos 22 user’s guide. Chicago: SPSS.

Babiker, I.E., Cox, J.L., Miller, P.M. (1980). The Measurement of Cultural Distance and Its Relationship to Medical Consultations, Symptomatology and Examination Performance of Overseas Students at Edinburgh University. Social Psychiatry, (15), 109–116. https://doi.org/10.1007/BF00578141

Benet-Martínez, V., Leu, J., Lee, F., Morris, M.W. (2002). Negotiating Biculturalism: Cultural Frame Switching in Biculturals with Oppositional Versus Compatible Cultural Identities. Journal of Cross-Cultural Psychology, 33(5), 492–516. https://doi. org/10.1177/0022022102033005005

Berry, J.W. (1997). Immigration, acculturation, and adaptation. Applied Psychology: An International Review, (46), 5–68.

Berry, J.W. (2005). Acculturation: Living successfully in two cultures. International Journal of Intercultural Relations, 29(6), 697– 712. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.07.013

Berry, J.W. (2017). MIRIPS Questionnaire. In: J. Berry (Ed.), Mutual Intercultural Relations (pp. 375–387). Cambridge: Cambridge Univ. Press. https://doi.org/10.1017/9781316875032

Berry, J.W., Lepshokova, Z., Mirips, C., Galyapina, V.N., Lebedeva, N., Ryabichenko, T., Tatarko, A., Grigoryev, D. (2022). How shall we all live together?: Meta-analytical review of the Mutual Intercultural Relations in Plural Societies project. Applied Psychology: An International Review, 71(3), 1014–1041. https://doi.org/10.1111/apps.12332

Berry, J.W., Sam, D. (1997). Acculturation and adaptation. In: J.W. Berry, M.H. Segall, C. Kagitcibasi (Eds.), Handbook of crosscultural psychology, Vol. 3: Social behavior and applications (pp. 291–326). Boston: Allyn and Bacon.

Berzonsky, M.D. (1989). Identity style: conceptualization and measurement. Journal of Adolescent Research, (4), 268–282. https:// doi.org/10.1177/074355488943002

Galchenko, I., van de Vijver, F.J.R. (2007). The role of perceived cultural distance in the acculturation of exchange students in Russia. International Journal of Intercultural Relations, 31(2), 181–197. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2006.03.004

Hair, J.F., Black, W.C., Babin, B.J., Anderson, R.E. (2010). Multivariate Data Analysis. Prentice Hall.

Hewstone, M., Rubin, M., Willis, H. (2002). Intergroup Bias. Annual Review of Psychology, 53(1), 575–604. https://doi.org/10.1146/ annurev.psych.53.100901.135109

Horn, J.L. (1965). A rationale and test for the number of factors in factor analysis. Psychometrika, 30(2), 179–185. https://doi. org/10.1007/BF02289447

Hu, L., Bentler, P.M. (1999). Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, 6(1), 1–55. https://doi.org/10.1080/10705519909540118

Huynh, Q.L., Benet-Martínez, V., Nguyen, A.M.D. (2018). Measuring variations in bicultural identity across U.S. ethnic and generational groups: Development and validation of the Bicultural Identity Integration Scale — Version 2 (BIIS-2). Psychological Assessment, (30), 1581–1596. https://doi.org/10.1037/pas000068

Kenny, D.A. (2016). Multiple latent variable models: Confirmatory factor analysis. URL: http://davidakenny.net/cm/mfactor.htm (access date: 10.05.2023).

Lepshokova, Z., Lebedeva, N., van de Vijver, F.J.R. (2018). The mediating role of identity incompatibility in the relationship between perceived discrimination and acculturation preferences in two generations of the ethnic Russian minority in the North Caucasus. European Journal of Developmental Psychology, 15(1), 99–114. https://doi.org/10.1080/17405629.2017.1336433

Martinovic, B., Verkuyten, M. (2012). Host national and religious identification among Turkish Muslims in Western Europe: The role of in-group norms perceived discrimination and value incompatibility. European Journal of Social Psychology, (42), 893–903. https://doi.org/10.1002/ejsp.1900

Ng Tseung-Wong, C., Ward, C., Szabó, G. (2019). Dual identification, multicultural identity styles, and intergroup evaluations: Some preliminary findings. International Journal of Intercultural Relations, (72), 122–128. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.07.009

Nguyen, A.-M.D., Benet-Martinez, V. (2013). Biculturalism and adjustment: A meta-analysis. Journal of Cross-Cultural Psychology, 44, 122–159. https://doi.org/10.1177/0022022111435097

Stuart, J., Ward, C. (2011). A question of balance: Exploring the acculturation, integration and adaptation of Muslim immigrant youth. Psychosocial Intervention, (20), 255–267. https://doi.org/10.5093/in2011v20n3a3

Szabó, Á., Ward, C. (2020). The relationship between intercultural abilities and cultural identity styles: A longitudinal crosslagged analysis. International Journal of Psychology, 55(3), 465–471. https://doi.org/10.1002/ijop.12592

Szabó, Á., Ward, C., Meca, A., Schwartz, S.J. (2020). Testing the construct validity and empirical distinctiveness of the Multicultural Identity Styles Scale (MISS) and the bicultural identity integration scale (BIIS-2). Psychological Assessment, 32(7), 705–712. https://doi.org/10.1037/pas0000825

Verkuyten, M., Martinovic, B. (2012). Social identity complexity and immigrants’ attitude toward the host nation: The intersection of ethnic and religious group identification. Personality and Social Psychology Bulletin, (38), 1165–1177. https://doi. org/10.1177/0146167212446164

Ward, C. (2013). Probing identity, integration and adaptation: Big questions, little answers. International Journal of Intercultural Relations, 37(4), 391–404. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2013.04.001

Ward, C., Ng Tseung-Wong, C., Szabo, A., Qumseya, T., Bhowon, U. (2018). Hybrid and Alternating Identity Styles as Strategies for Managing Multicultural Identities. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(9), 1402–1439. https://doi.org/10.1177/0022022118782641

Для цитирования статьи:

Вербная В.В., Лепшокова З.Х.Адаптация методики мультикультурных стилей идентичности на русский язык. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.163-174. doi: 10.11621/npj.2024.0214

Скопировано в буфер обмена

Скопировать