ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Гендерные различия во взаимосвязях эмпатических тенденций и черт Темной триады с чертами личности у студентов-актеров

Гендерные различия во взаимосвязях эмпатических тенденций и черт Темной триады с чертами личности у студентов-актеров

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.04.2024

Принята к публикации: 27.05.2024

Дата публикации в журнале: 24.06.2024

Ключевые слова: обучение актеров; психология актера; Большая пятерка; Темная триада; эмпатия

Страницы: 143-149

DOI: 10.11621/npj.2024.0212

Доступно в on-line версии с: 24.06.2024

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Савченко Н.Л., Сиян М.В., Яковлева М.А. Гендерные различия во взаимосвязях эмпатических тенденций и черт Темной триады с чертами личности у студентов-актеров. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.143-149. doi: 10.11621/npj.2024.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2024

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Институт управления образованием РАО

Савченко Нина Леонидовна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Сиян Марина Валерьевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Яковлева Марина Алексеевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. В результатах исследований актерской деятельности присутствует противоречие: эмпатия играет важную роль в процессе художественного перевоплощения, однако некоторые антиэмпатические по своей природе черты, такие как нарциссизм и макиавеллизм, могут также быть полезны для сценической деятельности. Особый интерес при рассмотрении этих личностных характеристик в контексте профессионального становления студентов-актеров представляет выявление гендерной специфики.

Цель. Изучение гендерных различий во взаимосвязях аспектов эмпатии и черт Темной триады с чертами личности у студентов-актеров.

Выборка. В исследовании приняли участие 43 студента второго курса (21 юноша, 22 девушки) направления «Актерское мастерство» в возрасте от 19 до 29 лет.

Методы. Короткий портретный опросник Большой пятерки «Б5-10» М.С. Егоровой и О.В. Паршиковой, Короткий опросник Темной триады в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой, О.В. Паршиковой, опросник эмпатии А.А. Меграбяна в адаптации Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой.

Результаты. В данном исследовании было выявлено, что открытость к новому опыту у студентов-актеров связана с нарциссизмом, а нейротизм — с эмоциональной эмпатией, которая проявляется в понимании чужих эмоций. При этом в специфике взаимосвязей эмпатических тенденций с чертами личности обнаружены гендерные различия. У юношей действенная эмпатия, направленная на проявление поддержки и помощи, связана с экстраверсией, в то время как у девушек данная корреляция отсутствует. У девушек же нейротизм связан с макиавеллизмом, что несвойственно юношам.

Выводы. Предлагается несколько интерпретаций полученных связей. Открытые новому опыту и экспериментам в создании образов актеры могут быть нарциссичны, так как не имеют пока сформированного «чувства правды», и поэтому вынуждены в большей степени ориентироваться на внешнюю оценку. Также студенты-актеры по сравнению со сверстниками могут чувствовать себя в некоторой степени исключительными в силу опыта, полученного благодаря своей профессиональной деятельности. Связь эмоционального уровня эмпатии у студентовактеров обоих полов с нейротизмом объясняется тем, что хорошей социальной проницательности сопутствует повышенная тревожность. Специфические гендерные связи (макиавеллизма с нейротизмом у девушек и действенной эмпатии с экстраверсией у юношей) могут отражать избираемые стратегии в проработке эмоциональной составляющей образа, а также в выстраивании отношений в коллективе.

Литература

Бенеш, Н.Л. (2007). Значение эмпатии в творчестве актера (режиссера). Альманах современной науки и образования, 1(1), 47–49.

Выготский, Л.С. (1984). К вопросу о психологии творчества актера. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Научное наследство (С. 319–328). Москва: Педагогика.

Гройсман, А.Л. (2007). Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера. Москва: Когито-Центр.

Егорова, М.С., Ситникова, М.А., Паршикова, О.В. (2015). Адаптация Короткого опросника Темной триады. Психологические исследования, 8(43). https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.1052

Егорова, М.С., Паршикова, О.В. (2016). Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10). Психологические исследования, 9(45). https://doi.org/10.54359/ps.v9i45.492

Собкин, В.С. (1984). Опыт исследования личностных характеристик студентов-актеров. В: Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов: Межвуз. сб. науч. тр. Под ред. А.Л. Гройсман (С. 22–37). Москва: ГИТИС.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2014). Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. Национальный психологический журнал, (3), 74–83.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2015). Психотехники развития одаренности в театральной педагогике. Психологические исследования, 8(40). https://doi.org/10.54359/ps.v8i40.559

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2019). К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа. Консультативная психология и психотерапия, 27(2), 129–146. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270209

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Собкина, А.В. (2021). Психология актера: начало профессионального пути. Москва: Институт управления образованием РАО.

Станиславский, К.С. (2008). Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. СанктПетербург: Прайм Еврознак.

Станиславский, К.С. (1988). Собраний сочинений: в 9 т. Т. 1. Моя жизнь в искусстве. Москва: Искусство.

Рождественская, Н.В. (2005). Диагностика актерских способностей. Санкт-Петербург: Речь.

Dikiy, I., Dikaya, L., Karpova, V., Lavreshina, A., Kagramanyan, M. (2018). Psychological characteristics of art specialists with a highly productive creative imagination. Psychology of Russia: State of Art, 11(2), 134–147.

Dufner, M., Egloff, B., Hausmann, C., Wendland, L.-M., Neyer, F., Back, M. (2014). Narcissistic Tendencies Among Actors: Craving for Admiration, But Not at the Cost of Others. Social Psychology and Personality Science, 6(4), 447–454. https://doi.org/10.1177/1948550614564224

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Савченко Н.Л., Сиян М.В., Яковлева М.А.Гендерные различия во взаимосвязях эмпатических тенденций и черт Темной триады с чертами личности у студентов-актеров. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.143-149. doi: 10.11621/npj.2024.0212

Скопировано в буфер обмена

Скопировать