Поступила: 28.08.2023
Принята к публикации: 07.05.2024
Дата публикации в журнале: 24.06.2024
Ключевые слова: интеллектуальная скромность; психометрика; HEXACO-PI-R; черты личности
Страницы: 131-142
DOI: 10.11621/npj.2024.0211
Доступно в on-line версии с: 24.06.2024
Жданова Ю.А., Щебетенко С.А. Адаптация Комплексной шкалы интеллектуальной скромности: психометрические характеристики русскоязычной версии. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.131-142. doi: 10.11621/npj.2024.0211
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Интеллектуальная скромность (ИС) определяется как способность индивида признавать личные убеждения ошибочными без ощущения, что его Эго подвергается угрозе. Исходя из этого понимания, ранее была разработана Комплексная шкала интеллектуальной скромности (The Comprehensive Intellectual Humility Scale, CIHS; Krumrei-Mancuso, Rouse, 2016), измеряющая четыре аспекта: открытость к пересмотру личных убеждений, отсутствие интеллектуальной самоуверенности, независимость интеллекта от Эго и уважительное отношение к альтернативным точкам зрения.
Цель. Исследование направлено на адаптацию CIHS на русскоязычной выборке.
Выборка. В исследовании участвовало 300 респондентов (186 женщин и 144 мужчины) в возрасте от 18 до 70 лет.
Методы. В процессе адаптации CIHS был выполнен перевод пунктов шкалы с английского на русский язык двухэтапным методом Брислина (Brislin, 1986). Для проверки валидности субшкал CIHS дополнительно использовалась методика HEXACO-PI-R, оценивающая выраженность шести базовых черт личности.
Результаты. По результатам оценки числа факторов посредством метода мультимерной апостериорной вероятности Велисера оптимальным оказалось четырехфакторное решение, что соответствовало теоретическим ожиданиям. Метод главных компонент свидетельствовал в пользу структуры оригинальной версии модели. Внутренняя согласованность была приемлемой как у русскоязычной версии шкалы CIHS (α = 0,72), так и у ее субшкал (0,65 < α < 0,82). Субшкалы позитивно коррелировали с добросовестностью, доброжелательностью, открытостью опыту и честностью-скромностью, измеренными HEXACO-PI-R, что свидетельствует о конвергентной валидности теста.
Выводы. По предварительной оценке, русскоязычная адаптация CIHS имеет удовлетворительные психометрические свойства, что открывает перспективу для ее использования в исследовательских целях и дальнейшего изучения ее прикладных возможностей.
Батурин, Н.А., Мельникова, Н.Н. (2009). Технология разработки тестов: часть II. Психология. Психофизиология, 42(175), 11–25.
Егорова, М.С., Паршикова, О.В., Митина, О.В. Структура российского варианта шестифакторного личностного опросника HEXACO-PI-R. Вопросы психологии, (5), 33–48.
Bowes, S.M., Strother, A., Ammirati, R.J., Latzman, R.D. (2023). Intellectual Humility: Definitions, Questions, and Scott O. Lilienfeld as a Case Example. In: Toward a Science of Clinical Psychology: A Tribute to the Life and Works of Scott O. Lilienfeld (pp. 105–122). Cham: Springer International Publishing.
Brislin, R.W. (1986). The wording and translation of research instruments. In: W.L. Lonner, J.W. Berry (Eds.) Field methods in cross-cultural research (pp. 137–164). Newbury Park: Sage.
Cannon, M., Vedel, A., Jonason, P.K. (2020). The dark and not so humble: School-type effects on the Dark Triad traits and intellectual humility. Personality and Individual Differences, (163), 110068. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110068
Cojuharenco, I., Karelaia, N. (2020). When leaders ask questions: Can humility premiums buffer the effects of competence penalties? Organizational Behavior and Human Decision Processes, (156), 113–134. https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2019.12.001
Danovitch, J.H., Fisher, M., Schroder, H., Hambrick, D.Z., Moser, J. (2019). Intelligence and neurophysiological markers of error monitoring relate to children’s intellectual humility. Child Development, 90(3), 924–939. https://doi.org/10.1111/cdev.12960
Davis, D.E., Rice, K., McElroy, S., DeBlaere, C., Choe, E., Van Tongeren, D.R., Hook, J.N. (2015). Distinguishing intellectual humility and general humility. The Journal of Positive Psychology, 11(3), 215–224. http://doi.org/10.1080/17439760.2015.1048818
Farooq, R. (2022). Heywood cases: Possible causes and solutions. International Journal of Data Analysis Techniques and Strategies, 14(1), 79–88. https://doi.org/10.1504/IJDATS.2022.10045654
Faul, F., Erdfelder, E., Lang, A. G., Buchner, A. (2007). G* Power 3: A flexible statistical power analysis program for the social, behavioral, and biomedical sciences. Behavior Research Methods, 39(2), 175–191. http://doi.org/10.3758/bf03193146
Fenn, J., Tan, C.S., George, S. (2020). Development, validation and translation of psychological tests. BJPsych Advances, 26(5), 306–315. http://doi.org/10.1192/bja.2020.33
Haggard, M., Rowatt, W.C., Leman, J.C., Meagher, B., Moore, C., Fergus, T., Whitcomb, B., Battaly, H., Baehr, J., Howard-Snyder, D. (2018). Finding middle ground between intellectual arrogance and intellectual servility: Development and assessment of the limitations-owning intellectual humility scale. Personality and Individual Differences, (124), 184–193. https://doi.org/10.1016/j. paid.2017.12.014
Heywood, H.B. (1931). On finite sequences of real numbers. Proceedings of the Royal Society of London. Series A, Containing Papers of a Mathematical and Physical Character, 134(824), 486–501. https://doi.org/10.1098/rspa.1931.0209
Hook, J.N., Davis, D.E., Van Tongeren, D.R., Hill, P.C., Worthington Jr.E.L., Farrell, J.E., Dieke, P. (2015). Intellectual humility and forgiveness of religious leaders. The Journal of Positive Psychology, 10(6), 499–506. https://doi.org/10.1080/17439760.2015. 1004554
Kroplewski, Z., Krumrei-Mancuso, E.J., Bielecka, G., Szcześniak, M. (2022). A Preliminary Validation of the Polish Version of the Comprehensive Intellectual Humility Scale (CIHS). Psychology Research and Behavior Management, 3627–3638. https://doi. org/10.2147/PRBM.S380470
Krumrei-Mancuso, E.J., Newman, B. (2020). Intellectual humility in the sociopolitical domain. Self and Identity, 19(8), 989–1016. https://doi.org/10.1080/15298868.2020.1714711
Krumrei-Mancuso, E.J. (2017). Intellectual humility and prosocial values: Direct and mediated effects. The Journal of Positive Psychology, 12(1), 13–28. http://doi.org/10.1080/17439760.2016.1167938
Krumrei-Mancuso, E.J., Begin, M.R. (2022). Cultivating Intellectual Humility in Leaders: Potential Benefits, Risks, and Practical Tools. American Journal of Health Promotion, 36(8), 1404–1411. https://doi.org/10.1177/08901171221125326c
Krumrei-Mancuso, E.J., Haggard, M.C., LaBouff, J.P., Rowatt, W.C. (2020). Links between intellectual humility and acquiring knowledge. The Journal of Positive Psychology, (15), 155–170. https://doi.org/10.1080/17439760.2019.1579359
Krumrei-Mancuso, E.J., Rouse, S.V. (2016). The development and validation of the comprehensive intellectual humility scale. Journal of Personality Assessment, 98(2), 209–221. https://doi.org/10.1080/00223891.2015.1068174
Krumrei-Mancuso, E.J., Rowatt, W.C. (2023). Humility in novice leaders: links to servant leadership and followers’ satisfaction with leadership. The Journal of Positive Psychology, 18(1), 154–166. https://doi.org/10.1080/17439760.2021.1952647
Leary, M.R., Diebels, K.J., Davisson, E.K., Jongman-Sereno, K.P., Isherwood, J.C., Raimi, K.T., Deffler, S.A., Hoyle, R.H. (2017). Cognitive and interpersonal features of intellectual humility. Personality and Social Psychology Bulletin, 43(6), 793–813. https://doi. org/10.1177/0146167217697695
McElroy, S.E., Rice, K.G., Davis, D.E., Hook, J.N., Hill, P.C., Worthington, Jr.E.L., Van Tongeren, D.R. (2014). Intellectual humility: Scale development and theoretical elaborations in the context of religious leadership. Journal of Psychology and Theology, 42(1), 19–30. https://doi.org/10.1177/009164711404200103
Meagher, B.R. (2022). An assessment of self and informant data for measuring intellectual humility. Personality and Individual Differences, (184), 111218. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111218
Porter, T., Schumann, K. (2018). Intellectual humility and openness to the opposing view. Self and Identity, (17), 139–162. https:// doi.org/10.1080/15298868.2017.1361861
Porter, T., Schumann, K., Selmeczy, D., Trzesniewski, K. (2020). Intellectual humility predicts mastery behaviors when learning. Learning and Individual Differences, (80). https://doi.org/10.1016/j.lindif.2020.101888
Revelle, W. (2024). psych: Procedures for Psychological, Psychometric, and Personality Research. Northwestern University, Evanston, Illinois. R package version 2.4.3. URL: https://CRAN.R-project.org/package=psych (access date: 20.07.2023).
Tangney, J.P. (2000). Humility: Theoretical perspectives, empirical findings and directions for future research. Journal of Social and Clinical Psychology, 19(1), 70–82. https://doi.org/10.1521/jscp.2000.19.1.70
Velicer, W.F. (1976). Determining the number of components from the matrix of partial correlations. Psychometrika, 41(3), 321– 327. http://doi.org/10.1007/bf02293557
Жданова Ю.А., Щебетенко С.А.Адаптация Комплексной шкалы интеллектуальной скромности: психометрические характеристики русскоязычной версии. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.131-142. doi: 10.11621/npj.2024.0211
Скопировано в буфер обмена
Скопировать