Поступила: 19.12.2022
Принята к публикации: 06.05.2024
Дата публикации в журнале: 24.06.2024
Ключевые слова: субъект-средовые взаимодействия; пространственная среда; психология повседневности; потенциал пространственной среды; психологические ресурсы; компетентность
Страницы: 109-120
DOI: 10.11621/npj.2024.0209
Доступно в on-line версии с: 24.06.2024
Панюкова Ю.Г., Александрова Е.С. Компетентность в контексте субъект-средовых взаимодействий: опыт теоретического осмысления . // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.109-120. doi: 10.11621/npj.2024.0209
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Актуальность статьи обусловлена высоким интересом специалистов в области субъект-средовых взаимодействий к поиску ответов на вопросы о возможностях субъекта взаимодействовать с пространственной средой повседневной жизни с учетом психологической ресурсности этой среды, с ориентацией на потенциал пространственных условий жизненной среды для обеспечения позитивного психологического функционирования.
Цель. В статье предпринята попытка теоретического обоснования возможности использования конструкта «компетентность» с целью анализа субъект-средовых взаимодействий.
Методы. Был проведен анализ и систематизация теоретических и эмпирических исследований в области феноменологии субъект-средового взаимодействия (Г.А. Ковалев, С.К. Нартова-Бочавер, В.И. Панов и др.) с акцентом на возможность обращения к методологии ресурсного подхода в психологии (Н.Е. Водопьянова, Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, Е.А. Сергиенко, В.А. Толочек, С.А. Хазова и др.), а также в области экопсихологии повседневной жизни человека (С.Э. Габидулина, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлева, О.А. Капцевич, С.К. Нартова-Бочавер, И.С. Самошкина, Т.В. Семенова и др.).
Результаты. Выделены теоретические подходы, в рамках которых операционализируется взаимодействие в системе «субъект-среда» с акцентом, во-первых, на потенциальные условия пространственной среды, во-вторых, на индивидуально-психологические возможности субъекта в частности его психической активности в определении ресурсности пространственной среды повседневной жизни. Проанализированы исследования в области определения конструкта «психологические ресурсы», а также связанные с описанием психологической ресурсности разных видов жизненной среды: городской, жилой, профессиональной. Определены направления исследований взаимосвязи между потенциальными условиями пространственной среды повседневной жизни и субъективными возможностями использования этих условий как психологического ресурса для оптимизации психологического функционирования. Обозначено обращение к конструкту «компетентность» как перспективное теоретическое и прикладное направление исследований в области взаимосвязи субъекта и пространственной среды повседневной жизни.
Выводы. Учитывая положения психологии среды, экопсихологии развития, психологии повседневности, а также опираясь на возможность рассматривать пространственную среду повседневной жизни как ресурс, направленный на оптимизацию психологического благополучия субъекта, предлагается определить компетентность в субъект-средовых взаимодействиях как способность субъекта преобразовывать потенциал пространственной среды повседневной жизни в психологический ресурс, необходимый для поддержания оптимального функционирования.
Александрова, Л.А. (2004). Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Антонова, Н.А., Абрамова, С.Б., Полякова, В.В. (2020). Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (3), 443–462.
Анцыферова, Л.И. (1993). Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. Психологический журнал, 14(2), 3–16.
Башева, О.А., Ермолаева, Ю.В. (2020). Повседневные экопрактики россиян, способствующие устойчивому развитию мегаполисов. Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. «Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2021 гг. в социальном развитии молодежи». Москва, Ялта.
Богомаз, С.А., Мацута, В.В. (2012). Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде. Сибирский психологический журнал, (46), 67–75.
Бочавер, А.А., Корзун, А.Н., Поливанова, К.Н. (2017). Уличный досуг детей и подростков. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(3), 470–490.
Бурмистрова, А.В. (2004). Личностные особенности средового поведения, направленного на реализацию границ бытийного пространства: автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар.
Вець, И.В. (2022). Осознанная саморегуляция и личностные свойства как ресурсы соблюдения сроков восстановления здоровья после операционных вмешательств. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(2), 28–45.
Водопьянова, Н.Е. (2014). Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектной» профессии): автореф. дисс. докт. психол. наук. Санкт-Петербург.
Вольвич, Ю.К. (2018). Психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях различных сфер и видов деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар.
Габидулина, С.Э. (1991). Психосемантика городской среды (объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта): дисс. канд. психол. наук. Москва.
Гамурак, А.В. (2019). Новый формат общественных пространств сквозь призму соучаствующего проектирования. Гуманитарные исследования Центральной России, 2(11), 58–64.
Громова, А.С., Литвинова, О.Г. (2021). Проектирование хосписов в концепции салютогенеза. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета, 23(2), 9–23.
Гусельцева, М.С. (2021). «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(1), 8–23.
Дзятковская, Е.Н., Захлебный, А.Н. (2021). Гуманизация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. Непрерывное образование: XXI век, 1(33), 1–14.
Дмитриева, Н.С. (2015). Домашняя среда как ресурс психологического благополучия: автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Дробышева, Т.В., Журавлев, А.Л. (2016). Город как объект исследования в социальной психологии: к истории вопроса. Социальная и экономическая психология, 1(1), 197–217.
Зарецкий, В.К. (2021). К 90-летию В.П. Зинченко и В.М. Мунипова — «отцов» эргономики. Культурно-историческая психология, 17(4), 137–141.
Зимняя, И.А. (2004). Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Учебное издание. Труды методологического семинара. Москва: Изд-во исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСИС.
Иванов, Д., Подольский, Д. (2021). Управление рабочей средой: современные вызовы и будущие тенденции организационной психологии. Организационная психология, 11(4), 190–202.
Иванова, Т.Ю. (2016). Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Капцевич, О.А. (2021). Психологические эффекты визуального восприятия городской среды: систематический обзор. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 575–579.
Кияненко, К.В. (2021). «Среда и архитектура» как продолжающийся дискурс. Архитектура и строительство в России, 2(238), 5–8.
Ковалев, Г.А. (1993). Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Вопросы психологии, (1), 13–23.
Леонтьев, Д.А. (2010). Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов.В: Психология стресса и совладающего поведения: Материалы 2-й Междунар. науч.-практич конф. Кострома.
Леонтьев, Д.А. (Ред.). (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл.
Марцинковская, Т.Д. (2017). Психология повседневности: оксюморон или новый тренд психологии. Психологические исследования, 56(10). https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.340
Марцинковская, Т.Д. (2021). Городской капитал и хронотоп города: новый взгляд на городскую повседневность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(4), 301–311. https://doi.org/1021638/spbu16.2021.401
Марютина, Т.М., Панюкова, Ю.Г. (2004). Психологическая репрезентация пространственно-предметной среды. Идея системности в психологии. Коллективная монография. Под ред. В.А. Барабанщикова, К.А. Абульхановой. Серия: Труды Института Психологии. Москва: Изд-во ИП РАН.
Мелехин, А.И. (2019). Ментальные ресурсы в пожилом и старческом возрасте: автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Моросанова, В.И. (2014). Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей. Теоретическая и экспериментальная психология, 7(4), 62–78.
Нартова-Бочавер, С.К. (2019). Жизненная среда как источник стресса и ресурс его преодоления: возвращаясь к психологии повседневности. Психологический журнал, 40(5), 15–26.
Носуленко, В.Н. (2007). Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. Москва: Изд-во ИП РАН.
Осорина, М.В. (1997). Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург: Питер.
Павлова, М.В., Нартова-Бочавер, С.К. (2020). Рутинные (обыденные) техники самопомощи в офисе: на примере мастерской архитекторов. Организационная психология, 10(3), 164–184.
Панов, В.И. (2013). Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество, (3), 13–27.
Панов, В.И. (2017). От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики: коллективная монография. Под ред. М.О. Мдивани. Москва: Перо.
Панов, В.И. (2022). Экопсихологический подход к развитию психики: этапы, предпосылки, конструкты. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 100–117.
Панюкова, Ю.Г. (2009). Эмпирическое исследование структурной организации психологической репрезентации пространственно-предметной среды. Экспериментальная психология, 2(3), 111–122.
Парфенова, А.Г., Сафонова, М.В. (2022). Особенности активности современных подростков и возможности ее развития посредством предметно-пространственного компонента образовательной среды. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Серия: Психологические науки, (1), 68–84.
Плешкевич, И.Б. (2018). Повседневные практики горожан в контексте трансформации городского пространства: магистерская дисс. Томск: НИ ТГУ. Философский факультет.
Пряжникова, Е.Ю., Голубь, О.В. (2012). Роль восприятия городской среды в адаптации подростков. Психологическая наука и образование, 4(4). URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57545.shtml (дата обращения: 13.12.2023).
Савина, О.О., Баранова, В.А. (2017). Средовые условия в формировании городской идентичности новых жителей мегаполиса. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 6(2А), 171–180.
Самошкина, И.С. (2008). Территориальная идентичность как предмет социально-психологического исследования. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, (3), 43–53.
Семенова, Т.В. (2007). Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического исследования городской ментальности: дисс. докт. психол. наук. Самара.
Семенова, Т.В. (2007). Городская ментальность: социально-психологическое исследование. Монография. Самара: Порто-принт.
Сергиенко, Е.А. (2018). Контроль поведения как основа саморегуляции. Южно-Российский журнал социальных наук, 19(4), 130–146.
Совмиз, З.Р. (2017). Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук. Краснодар.
Толочек, В.А. (2010). Профессиональная успешность: понятия «способности» и «ресурсы» в объяснении феномена. Человек. Сообщество. Управление, (2), 20–38.
Толочек, В.А. (2018). Человек как субъект в континууме «задатки — компетенции». Известия Саратовского университета. Новая Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(1), 16–25.
Толочек, В.А. (2018). Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов. Известия Саратовского университета. Новая Серия: Акмеология образования. Психология развития, 7(3), 250–260.
Толочек, В.А. (2022). Социальная успешность субъекта, окружение, ресурсы: открытые вопросы. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 45(4), 136–158.
Хазова, С.А. (2013). Ментальные ресурсы субъекта: проблема определения понятия. В: Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всеросс. науч. конф. с иностранным участием. Москва.
Antonovsky, A. (1979). Health, stress and coping. San Francisco: Jossey-Bass.
Fleury-Bahi, G., Pol, E., Navarro, O. (Eds.). (2017). Handbook of Environmental Psychology and Quality of the Life Research. New York: Springer.
Buttazzoni, A., Ellard, C., Sadiora, S., Minaker, L. (2022). Toward conceptualizing “place immersion” as a spatial neuropsychosocial phenomenon: A multidisciplinary meta-review synthesis. Journal of Environmental Psychology, (81). https://doi.org/10/1016/jenvp.2022101810
Mittelmark, M.B., Bauer, G.F., Vaandrager, L., Pelikan, J.M., Sagy, S., Eriksson, M., Lindström, B., Meier Magistretti, C. (2017). The Handbook of Salutogenesis. New York: Springer.
Панюкова Ю.Г., Александрова Е.С.Компетентность в контексте субъект-средовых взаимодействий: опыт теоретического осмысления . // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.109-120. doi: 10.11621/npj.2024.0209
Скопировано в буфер обмена
Скопировать