Поступила: 14.12.2023
Принята к публикации: 24.05.2024
Дата публикации в журнале: 24.06.2024
Ключевые слова: медиапотребление; неудовлетворенность телом; мотивация; средства массовой информации; психология телесности
Страницы: 81-98
DOI: 10.11621/npj.2024.0207
Доступно в on-line версии с: 24.06.2024
Мартынов, С.Е., Арина, Г.А. (2024). Медиапотребление как фактор обращения молодых женщин в клинику эстетической медицины. Национальный психологический журнал, 19(2) , 81-98. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0207
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Медиасреда предлагает не только эталонные образы качества жизни, но и многочисленные способы достижения этого. В настоящее время медиапространство рассматривается как существенный фактор психологического здоровья и благополучия, при этом образ тела в максимальной степени подвергается «давлению» медиаидеалов внешности, что создает условия для определенных моделей поведения самотрансформации, в том числе при помощи современных методов эстетической медицины.
Цель. Изучение влияния стереотипа идеальной внешности, транслируемого медиа, на желание и готовность к изменению своей внешности в клинике эстетической медицины.
Выборка. Основную группу составили 144 девушки (M = 22,5; SD = 4,4, от 18 до 30 лет), обратившиеся за медицинской помощью в Институт пластической хирургии и косметологии; контрольную группу — 164 девушки (M = 21,15; SD = 3,8, от 18 до 30 лет), не обращавшиеся в медицинскую сеть с жалобами на неудовлетворенность собственной внешностью.
Методы. Использовались методики, специально разработанные для данного исследования: опросник «Медиапредпочтения и отношение к внешности» и опросник «Выбор процедур эстетической медицины».
Результаты. Пациентки клиники эстетической медицины характеризуются регулярным потреблением медиа на темы моды и красоты, а также склонны к сравнению и подражанию медиаидеалам внешности. Девушки, уделяющие много времени просмотру медиа на темы моды и красоты, желают уделять этому еще больше времени и отмечают, что медиа влияет на усиление их потребностей, связанных с изменением внешности.
Выводы. Макросоциальное давление, направленное на становление «Я-идеальное», обуславливает склонность молодых женщин к сравнению себя с идеалами внешности и подражанию им, что повышает желание изменить свою внешность. Девушки, ориентированные на длительное потребление медиастереотипов идеальной внешности, проявляют готовность к использованию большего количества и более широкого спектра медицинских вмешательств для коррекции своей внешности, несмотря на их риски и тяжесть.
Арина, Г.А., Мартынов, С.Е. (2012). Медиапространство как фактор развития образа тела в юношеском возрасте. В: Личность как предмет классической и неклассическойп сихологии: Материалы XII Международных чтений памяти Л.С. Выготского (С. 83–89): в 2 т. Т. 2. Москва: Изд-во РГГУ.
Григорьева, К.В. (2019). Контент-анализ публикаций рубрики «Красота и здоровье» сетевогои здания «SAKHADAY». Форум молодых ученых, 39(11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-publikatsiy-rubriki-krasota-i-zdoroviesetevogo-izdaniya-sakhaday (дата обращения: 29.11.2022).
Зинченко, Ю.П. (2011). Виртуализация реальности: от психологического инструментария к новой субкультуре. Человек как субъект и объект медиапсихологии. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
Мухина, Ю.И. (2018). Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностьюв нешним видом. Гуманизация образования, (4), 90–96.
Пермякова, В.А. (2022). Красота как социальный конструкт: управление женским телом посредством пластической хирургии. Международный научно-исследовательский журнал, 124(10). https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.78
Польская, Н.А., Якубовская, Д.К. (2022). Идеализация тела в социальных медиа. Психологический журнал, 43(2), 128–141. https://doi.org/10.31857/S020595920018771-4
Рахманина, А.А., Холмогорова, А.Б. (2020). Апробация модифицированной методики воспринимаемого социокультурного давления. В: Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований (18–19 ноября 2020) (С. 319–321). Москва: Изд-во МГППУ.
Тихонова, И.Н. (2015). Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, (Спецвыпуск, ч. 2), 354–359.
Тхостов, А.Ш. (2002). Психология телесности. Москва: Смысл.
Холмогорова, А.Б., Рахманина, А.А. (2020). Tрехфакторная шкала физического перфекционизма — новый инструмент диагностики патогенных стандартов внешности в современной культуре. Консультативная психология и психотерапия, 28(4), 98–117. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280406
Цветкова, А.Б. (2020). Современные тренды предпочтений российских и зарубежных потребителей в эстетической медицине. Международная торговля и торговая политика, 21(1), 107–124, https://doi.org/10.21686/2410-7395-2020-1-107-124
Boen, M., Jerdan, K. (2021). Growing impact of social media in aesthetics: Review and debate. Clinics in Dermatology, 40(1), 45–48. https://doi.org/10.1016/j.clindermatol.2021.08.011
Di Gesto, C., Nerini, A., Policardo, G.R., Matera, C. (2022). Predictors of acceptance of cosmetic surgery: Instagram images-based activities, appearance comparison and body dissatisfaction among women. Aesthetic Plastic Surgery, 46(1), 502–512. https://doi. org/10.1007/s00266-021-02546-3
Fardouly, J., Diedrichs, P.C., Vartanian, L.R., Halliwell, E. (2015). Social comparisons on social media: The impact of Facebook on young women’s body image concerns and mood. Body Image, (13), 38–45.
Möri, M., Mongillo, F., Fahr, A. (2022). Images of bodies in mass and social media and body dissatisfaction: The role of internalization and self-discrepancy. Frontiers in Psychology, (13), 1009792. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009792
Walker, C.E., Krumhuber, E.G., Dayan, S., Furnham, A. (2021). Effects of social media use on desire for cosmetic surgery among young women. Current Psychology, 40(7), 3355–3364. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00282-1
Wang, Y., Fardouly, J., Vartanian, L.R., Wang, X., Lei, L. (2022). Body talk on social networking sites and cosmetic surgery consideration among Chinese young adults: A serial mediation model based on objectification theory. Psychology of Women Quarterly, 46(1), 99–110. https://doi.org/10.1177/03616843211026273
Ward, B., Ward, M., Paskhover, B. (2018). Google trends as a resource for informing plastic surgery marketing decisions. Aesthetic Plastic Surgery, 42(2), 598–602. https://doi.org/10.1007/s00266-017-1019-4
Мартынов, С.Е., Арина, Г.А.Медиапотребление как фактор обращения молодых женщин в клинику эстетической медицины. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. , 81-98. doi: 10.11621/npj.2024.0207
Скопировано в буфер обмена
Скопировать