ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Представления о характеристиках ответственности у подростков

Представления о характеристиках ответственности у подростков

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.12.2023

Принята к публикации: 03.05.2024

Дата публикации в журнале: 24.06.2024

Ключевые слова: подростковый возраст; социализация; ответственность; ответственное поведение; сферы ответственности

Страницы: 36-46

DOI: 10.11621/npj.2024.0203

Доступно в on-line версии с: 24.06.2024

Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Представления о характеристиках ответственности у подростков. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.36-46. doi: 10.11621/npj.2024.0203

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2024

Баранова Виктория Анатольевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Дубовская Екатерина Михайловна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Савина Ольга Олеговна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Проблема ответственности человека возрастает в ситуации кризисных, ценностно-смысловых изменений в обществе. Исследование ориентировано на выявление представлений о значимых критериях и самооценок ответственного поведения у средних подростков.

Цель. Анализ представлений об ответственности у подростков.

Выборка. Подростки 13–15 лет (n = 118, 48% мужчин, 51,6% женщин), ученики общеобразовательных школ.

Методы.Исследование осуществлялось в формате письменного опроса: выявление характеристик ответственного человека, самооценок по значимым параметрам ответственности; дополнительно собраны сведения об участии подростков в социальных практиках в рамках образовательного учебного учреждения. Использовались следующие методики: 1) рассказ-рассуждение на тему «Ответственный человек — …»; 2) модификация методики «Ответственность как системное качество личности» (Прядеин, 2014); 3) самооценки по 7-балльной шкале ответственности в учебе, семье, дружеских отношениях, сфере увлечений и занятий.

Результаты. Высоко оцениваются подростками параметры ответственности: «Готовность отвечать за последствия своих действий», «Исполнительность», «Развитость способности к сопереживанию, чуткости к чужой боли и радости». Выявлены гендерные различия по проявлению эмпатии, исполнительности, инициативности, способности самостоятельно формулировать нравственные обязанности. Свою ответственность подростки сравнительно высоко оценивают в дружеских, семейных отношениях, ниже — в учебе.

Выводы.Представления подростков об ответственности смещены в область рассуждений об ответственности, менее выражено осознание собственных ответственных действий. Представления об ответственном человеке и характеристиках ответственного поведения связаны с полом подростка. Перспективным является изучение проявления ответственного поведения в индивидуальных поступках и групповом взаимодействии в социальных практиках.

Литература

Абульханова, К.А. (1999). Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. Москва: Изд-во МПСУ.

Баранова, В.А. (2011). Вопрос главный и, похоже, пока… риторический. Социальная педагогика в России, (4), 115–120.

Дементий, Л.И., Маленов, А.А. (2020). Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 26(2), 68–78. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-68-78

Дубовская, Е.М. (2019). Социализация личности в мультикультурном пространстве как один из аспектов проблемы «личность и общество». Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, (4), 24–32. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-4-24-32

Магомед-Эминов, М.Ш. (2021). Вызов пониманию конкретного человека в психологии пандемии COVID-19. Влияние пандемии на личность и общество: психологические механизмы и последствия. Под ред. Т.А. Нестика, А.Л. Журавлева, А.Е. Воробьевой. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Малышевский, А.Ф. (2004). Философско-терминологический словарь. Калуга: Гриф.

Мерзлякова, С.В., Бибарсова, Н.В. (2022). Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте. Национальный психологический журнал, 17(2), 3–13.

Молчанов, С.В., Алмазова, О.В., Поскребышева, Н.Н., Запуниди, А.А. (2017). Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков. Национальный психологический журнал, 12(1), 82–88.

Муздыбаев, К. (2010). Психология ответственности. Под ред.: В.Е. Семенова. Москва: URSS.

Нартова-Бочавер, С.К. (2020). Ответственность и аутентичность личности: соотнесение понятий. Материалы Всеросс. науч.-прктич. конф. с междунар. участием (С. 84–89). Омск: Изд-во ОмГУ. URL: https://www.researchgate.net/publication/345802738 (дата обращения: 13.05.2023).

Поливанова, К.Н., Бочавер, А.А. (2022). Возможна ли детская самостоятельность в современной школе? Психологическая наука и образование, 27(3), 6–15. https://doi.org/10.17759/pse.2022270301

Прядеин, В.П. (2015). Факторы воли в структуре ответственности, исполнительности, стиле и мотивации исполнительности. Педагогическое образование в России, (8), 99–111.

Прядеин, В.П. (2014). Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. Сургут: Изд-во СурГПУ.

Реан, А.А. (2021). Свобода: ответственность, негативизм, забота. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 44(3), 83–101.

Резапкина, Г.В., Федосеева, И.А. (2017). Что такое ответственность: от диагностики к развитию. Вестник практической психологии образования, 14(1), 42–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Rezapkina_Fedoseeva (дата обращения: 15.06.2023).

Смирнова, А.Р. (2017). О структуре ответственности. Вестник Удмуртского университета. Cерия: Философия, психология, педагогика, 27(4), 464–467.

Франкл, В.Э. (1990). Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. Под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. Москва: Прогресс.

Arnett, J.J., Galambos, N.L. (2003). Culture and conceptions of adulthood. New Directions for Child and Adolescent Development, (100), 91–98.

Bogg, T., Roberts, B.W. (2004). Conscientiousness and health behaviors: A meta-analysis. Psychological Bulletin, (130), 887–919.

Bradford-Brown, B., Klute, C. (2003). Friendships, cliques, and crowds. In: G.R. Adams, M.D. Berzonsky (Eds.). Blackwell handbook of adolescence (pp. 330–348). Malden: Blackwell Publishing.

Cook-Sather, A. (2020). Student voice across contexts: Fostering student agency in today’s schools. Theory into Practice, 59(2), 182–191. https://doi.org/10.1080/00405841.2019.1705091

Curtis, A.C. (2015). Defining adolescence. Journal of Adolescent and Family Health, 7(2). URL: https://scholar.utc.edu/jafh/vol7/iss2/2 (access date: 17.11.2022).

Eisenberg, N., Cumberland, A., Guthrie, I.K., Murphy, B.C., Shepard, S.A. (2005). Age changes in prosocial responding and moral reasoning in adolescence and early adulthood. Journal of Research on Adolescence, 15(3), 235–260.

Friedman, H.S., Kern, M.L., Reynolds, C.A. (2010). Personality and health, subjectivity well-being, and longevity. Journal of Personality, 78(1), 179–216.

Fuligni, A.J., Pederson, S. (2002). Family obligation and the transition to young adulthood. Developmental Psychology, 38(5), 856–868. URL: https://www.researchgate.net/publication/11169508_Family_Obligation_and_The_Transition_to_Young_Adul... (access date: 01.02.2023).

Jackson, S., Goossens, L. (2019). Handbook of Adolescent Development. London: Psychology Press.

Mergler, A., Shield, P. (2016) Development of the Personal Responsibility Scale for adolescents. Journal of Adolescence, (51), 50–57.

Noftle, E.E., Robins, R.W. (2007). Personality predictors of academic outcomes: Big five correlates of GPA and SAT scores. Journal of Personality and Social Psychology, (93), 116–130.

Ochs, E., Izquierdo, C. (2010). Responsibility in childhood: Three developmental trajectories. Ethos, 37(4), 391–413.

Pomerantz, E., Qin, L., Wang, Q., Chen, H. (2011). Changes in Early Adolescents’ Sense of Responsibility to their Parents in the United States and China: Implications for Academic Functioning. Child Development, 82(4), 1136–1151. https://doi:10.1111/j.1467-8624.2011.01588.x

Salusky, I., Larson, R.W., Griffith, A., Wu, J., Raffaelli, M., Sugimura, N., Guzman, M. (2014). How Adolescents Develop Responsibility: What Can Be Learned from Youth Programs. Journal of Adolescent Research, 24(3), 417–430. https://doi.org/10.1111/jora.12118

Steinberg, L. (2005). Cognitive and affective development in adolescence. Trends in Cognitive Sciences, (2), 69–74. https://doi.org/10.1016/j.tics.2004.12.005

Wei, X. (2020). The Development Characteristics of Adolescents’ Responsibility and Educational Countermeasures. Proceedings of 5th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities — Philosophy of Being Human as the Core of Interdisciplinary Research (ICCESSH 2020). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, (468), 272–276.

Zhou, Z., Shi, Z., Li, X., Qu, Ya. (2023). Parents’ Self-Development Socialization Goals and Chinese Adolescents’ Academic Motivation: The Mediating Role of Parents’ Autonomy Support. Journal of Youth and Adolescence, (50), 1887–1901. https://doi.org/10.1007/s10964-023-01797-4


Для цитирования статьи:

Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О.Представления о характеристиках ответственности у подростков. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.36-46. doi: 10.11621/npj.2024.0203

Скопировано в буфер обмена

Скопировать