Поступила: 23.03.2023
Принята к публикации: 07.04.2024
Дата публикации в журнале: 24.06.2024
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии; метод пассивной изотерапии; информационно-психологический стресс; стрессогенный фактор; психоэмоциональное состояние
Страницы: 23-35
DOI: 10.11621/ npj.2024.0202
Доступно в on-line версии с: 24.06.2024
Деулин Д.В., Петров В.Е., Литвинова А.В., Коджаспиров А.Ю. Исследование возможностей метода пассивной изотерапии для снижения информационно-психологического стресса у студентов в период экзаменационной сессии. // Национальный психологический журнал 2024. № 2. c.23-35. doi: 10.11621/ npj.2024.0202
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Статья посвящена изучению возможности применения метода пассивной изотерапии для коррекции психоэмоциональных состояний обучающихся. Установлено, что демонстрация позитивного художественного фотоконтента после стрессового воздействия на студентов позволяет компенсировать последствия негативного влияния на уровне психоэмоциональных состояний, а именно реализуется протекция по отношению к беспокойству, несобранности, вялости, инертности, пассивному отношению к происходящему, снижению эмоционального фона и генерализации астенического поведения.
Цель данной работы — доказать эффективность пассивной изотерапевтический технологии в рамках психологического механизма преодоления негативных эмоциональных состояний, связанных с информационным воздействием на личность обучающихся.
Выборка. Эмпирическое исследование было реализовано с участием 68 студентов различных (средний возраст — 24,3 года) форм обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, Института экономики и культуры.
Методы.Оценка текущего психоэмоционального состояния до и после эксперимента осуществлялась по методике «Самочувствие, активность, настроение» и опросникам определения доминирующего психического состояния и «Определение нервно-психического напряжения». Стрессовое воздействие моделировалось экзаменационной сессией. Пассивная изотерапия предполагала восприятие участниками 12 изображений с позитивным контентом (художественные картины и репродукции с изображением природы, абстракций и позитива, привлекательной тоновой гаммы). Для обработки данных применялись описательная статистика, частотный анализ, оценка различий в группах и сдвига.
Результаты. При исследовании влияния позитивного контента на психоэмоциональное состояние человека, а также его компенсационных возможностей, осуществлялось сопоставление данных до и после эксперимента по Т-критерию сдвига Вилкоксона для зависимых выборок. Сохранение первоначального уровня психоэмоциональных характеристик в контрольной группе в сочетании со снижением таких параметров как «Настроение», «Спокойствие», «Активность» (ДС-6), «Работоспособность», «Удовлетворенность жизнью» в экспериментальной группе можно интерпретировать следующим образом: психоэмоциональное состояние студентов после стресса значительно улучшается в ответ на предъявление позитивного художественного фотоконтента. У испытуемых отмечается снижение уровня беспокойства, появляется активность, положительное эмоциональное реагирование и др.
Выводы. Результаты позволяют совершенствовать технологии психокоррекционной работы и психологической помощи на основе элементов арт-терапии. В качестве основных рекомендаций предлагается использование изотерапевтической технологии после негативного информационного давления на значимые субъекты.
Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. (2000). Конфликтология. Учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ.
Богдановская, И.М., Иконникова, Г.Ю., Королева, Н.Н. (2015). Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков. Психологическая наука и образование, 7(1), 1–11.
Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Алмазова, О.В. (2021). Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников. Психологическая наука и образование, 26(1), 27–40.
Выготский, Л.С. (1998). Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс.
Деулин, Д.В., Алексеев, Д.Е., Усачева, И.В. (2020). Влияние цифровой среды на психоэмоциональное состояние курсантов образовательной организации МВД России. Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения 2020): междунар. науч.-практич. конф. (23 апреля 2020 г.) (С. 163–165). Санкт-Петербург: Изд-во СПбУ МВД РФ.
Доскин, В.А., Лаврентьева, Н.А., Мирошников, М.П., Шарай, В.Б. (1973). Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. Вопросы психологии, (6), 16–18.
Жегурова, О.А., Потемкина, Е.А. (2019). Арт-терапия в профилактической и лечебной работе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
Киселева, М.В. (2007). Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Санкт-Петербург: Речь.
Копытин, А.И. (Ред.). (2006). Арт-терапия — новые горизонты. Москва: Когито-Центр.
Копытин, А.И. (2012). Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. Медицинская психология в России: электронный научный журнал, (2). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer04.php (дата обращения: 17.01.2023).
Куликов, Л.В. (2003). Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
Мальковская, И.А. (2006). Коммуникативные измерения интерсубъективности в эпоху «информационного взрыва». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, (1), 131–144.
Марголис, А.А., Сорокова, М.Г., Шведовская, А.А. (2022). Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? Психологическая наука и образование, 27(5), 5–20.
Медведева, Е.А. (Ред.). (2023). Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Учебник для вузов. 2-е изд. Москва: Юрайт.
Татарко, А.Н., Макласова, Е.В., Дубров, Д.И., Багдасарян, М.А. (2022). Связь базовых человеческих ценностей и вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий у молодежи и старшего поколения. Психологическая наука и образование, 27(2), 5–18.
Толочек, В.А. (2018). Психология труда: учеб. пособие. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер.
Тоффлер, Э. (2003). Метаморфозы власти: Перевод с английского. Москва: ACT.
Фрейд, 3. (1995). Художник и фантазирование: Перевод с немецкого. Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. Москва: Республика.
Шингаев, С.М. (2020). Психология профессионального здоровья руководителя: теория, методология, практика: учеб. пособие. Под ред. Г.С. Никифорова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.
Haeyen, S., Staal, M. (2021). Imagery Rehearsal Based Art Therapy: Treatment of Post-traumatic Nightmares in Art Therapy.Frontiers in Psychology, (11), 628717. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.628717
Hu, J., Zhang, J., Hu, L., Yu, H., Xu, J. (2021). Art Therapy: A Complementary Treatment for Mental Disorders. Frontiers in Psychology, (12), 686005. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.686005
Kagan, V. (1998). Psychology and Psychotherapy. Journal of Russian and East European Psychology, 36(1), 5–17
Деулин Д.В., Петров В.Е., Литвинова А.В., Коджаспиров А.Ю.Исследование возможностей метода пассивной изотерапии для снижения информационно-психологического стресса у студентов в период экзаменационной сессии. // Национальный психологический журнал. 2024. № 2. c.23-35. doi: 10.11621/ npj.2024.0202
Скопировано в буфер обмена
Скопировать