ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды

Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.10.2022

Принята к публикации: 06.02.2024

Дата публикации в журнале: 13.03.2024

Ключевые слова: дошкольное образование; образовательная среда; типы образовательных сред; профессиональное мастерство педагога; личностные особенности; дети дошкольного возраста

Страницы: 197-207

DOI: 10.11621/npj.2024.0114

Доступно в on-line версии с: 13.03.2024

Для цитирования статьи:

Шишова Е.О. Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c.197-207. doi: 10.11621/npj.2024.0114

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Шишова Евгения Олеговна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Приоритетными задачами дошкольного образования являются когнитивное и личностное развитие ребенка. Качество развивающей подготовки детей в дошкольных учреждениях, уровень их готовности к обучению и степень их адаптации к школе, сверстникам и учителям во многом зависят от состояния образовательной среды, уровня профессионального мастерства педагога и его личностных особенностей. Целью исследования является изучение развивающего потенциала образовательных сред и влияния профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на становление личности ребенка в современном образовательном пространстве.

Выборка. В эмпирическом исследовании c письменным согласием родителей участвовали 413 дошкольника в возрасте от 4 до 6 лет (M = 5,5 лет), 413 родителей (матерей) детей-дошкольников и 50 воспитателей. Исследование проводилось в период с 2014 по 2022 г.

Методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью шкал оценки образовательной среды ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale); была проведена диагностика уровня развития профессиональной культуры и мастерства педагогов детских садов (В.Ф. Габдулхаков, Л.М. Попов); использовались методика исследования субъектности педагога Е.Н. Волковой и методика исследования креативности (Е.Е. Туник). Для оценки различных аспектов игровой деятельности мы использовали экспериментальную ситуацию, предложенную Е.О. Смирновой, А.Н. Вераксой. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием критерия T-Стьюдента, дисперсионного и корреляционного анализа.

Результаты. Показано, что в образовательной среде разного уровня показатели профессионального мастерства и личностных характеристик педагогов, как и личностное развитие детей различны. Установлены достоверные различия в выраженности различных аспектов игровой деятельности детей в разных типах образовательных сред (использовался однофакторный дисперсионный анализ, p < 0,05), в результате которого были получены достоверно значимые различия по следующим диагностическим критериям: «замещение» (F = 25,72); «взаимодействие» (F = 29,3), «игровой замысел» (F = 13,76); «инициативность» (F = 5,25).

Выводы. На основе изучения качественных характеристик образовательных сред (по шкалам ECERS-R) делается вывод о том, что специфика образовательной среды задает вектор развития ребенка, способствуя (или не способствуя) раскрытию индивидуальных особенностей. Уровень развития профессиональной культуры и мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений, их личностное развитие определяет возможности интеллектуального и личностного развития ребенка и зависит от системы условий для стимулирования качественной работы педагогического коллектива и руководителей, их включенности в творческое саморазвитие для реализации творческого потенциала и активности, совершенствования профессионального мастерства.

Литература

Баева, И.А. (2002). Психологическая безопасность в образовании: монография. Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ».

Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 14(2), 102–108. https://doi:10.17759/chp.2018140211

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2008). Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Мозаика-Синтез.

Волкова, Е.Н., Григорьева, Е.В., Серегина, И.А., Усова, Е.С. (2001). Психология субъектности педагога: Монография. Нижний Новгород: НГПУ.

Выготский, Л.С. (2008). Психология развития ребенка. Москва: Эксмо.

Выготский, Л.С. (1984). Проблема возраста. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Москва: Педагогика. С. 244–268.

Габдулхаков, В.Ф., Попов, Л.М. (2013). Об индикаторах профессионального мастерства педагога. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-indikatorah-professionalnogomasterstva-pedagoga (дата обращения: 29.10.2021).

Давыдов, В.В. (1998). «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование». Последние выступления. В: Доклад на Международной конференции (январь, 1986 г.). Москва: ПЦ «Эксперимент». С. 30–35.

Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва: Интор.

Евенко, С.Л. (2011). Социально-психологические типы образовательной среды российских вузов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, (3), 45–48.

Евтихов, О.В. (2014). Типы образовательных сред в современном образовании. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 4(36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-obrazovatelnyh-sred-vsovremennom-obrazovanii (дата обращения: 29.10.2021).

Захарова, Л.Н., Заладина, А.С., Махалин, А.И., Лангман, И.А. (2023). Субъективное благополучие учителей как эмоциональный регулятор профессионального роста: возрастной и гендерный аспекты. Теоретическая и экспериментальная психология, 4(16), 197–217. https://doi.org/10.11621/TEP-23-36

Карпов, В.А., Ясвин, В.А. (2003). В поисках выхода из школьных лабиринтов. Развитие школьных образовательных систем: инновационный сетевой проект. Москва: МЦ ЭПОС.

Кудрявцев, В.Т. (2012). Образование — «День сурка» или «разрыв шаблона»? Современное дошкольное образование: теория и практика, 5(31), 34–39.

Лактионова, Е.Б. (2011). Личностное развитие педагога как субъекта психологической экспертизы образовательной среды. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (139). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnoe-razvitie-pedagoga-kak-subektapsihologicheskoy-ekspertizy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 24.03.2021).

Лебедева, В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. (1996). Психодидактические аспекты развивающего образования. Педагогика, (6), 25–30.

Панов, В.И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер.

Панов, В.И. (2004). Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва: Наука.

Рубцов, В.В., Ивошина, Т.Г. (2002). Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва: Изд-во МГППУ.

Рубцов, В.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М., Высоцкая Е.В., Зак А.З. (1996). Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования. Москва: Вен-Мер.

Слободчиков, В.И. (2000). О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. В: Вторая Российская конференция по экологической психологии: тезисы докладов: Сб. тезисов 2-й Росс. конф. по экологической психологии (12–14 апреля, 2000 г.). Москва: Изд-во Экопсицентр РОСС. С. 172–176.

Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018). Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология, 14(1), 4–14. https://doi:10.17759/chp.2018140101

Смирнова, Е.О. (2019). Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 2(34),25–32. https://doi:10.11621/npj.2019.0205

Соснова, И.В. (2007). Обусловленность отношения учащихся к школе социальными условиями развития. Психологическая наука и образование, 12(4), 69–76.

Суетайте-Волунгявичене, Г. (2021). Помощь детям младшего возраста в присоединении к игровому миру: Микроанализ. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 34–71. https://doi: 10.11621/vsp.2021.04.02

Тарасов, С.В. (2011). Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 3(3), 133–138.

Ткаченко, Н.Н. (2018). Типология образовательных сред в современной педагогической психологии. Саратовский университет. Страховские Чтения, (26), 319–324.

Трифонова, Е.В. (2018). Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника. Исследователь/Researcher. Научно-методический журнал, (1–2), 21–22

Туник, Е.Е. (2006). Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. Санкт-Петербург: Речь.

Хармс, Т., Клиффорд, Р.М., Крайер, Д. (2016). Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Москва: Изд-во «Национальное образование».

Цукерман, Г.А. (2006). Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития. Культурно-историческая психология, 2(4), 61–73.

Шишова, Е.О. (2017). Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (10), 50–59.

Шишова, Е.О. (2021). Влияние типа образовательной среды на психическое развитие дошкольников. Психолого-педагогические исследования, 13(1), 84–100. https://doi:10.17759/psyedu.2021130106

Ясвин, В.А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл.

Ясвин, В.А. (2010). Школа как развивающая среда: Монография (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»). Москва: Институт научной информации и мониторинга РАО.

Bayanova, L., Shishova, E. (2017). Educational Environment As The Factor Of Development Of Childrens Subjectivity. In: R. Valeeva (Ed.), Teacher Education — IFTE 2017, (29). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 89–99). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.02.12

Broström, S., Johansson, I., Sandberg, A., Frøkjær, T. (2014). Preschool teachers’ view on learning in preschool in Sweden and Denmark. European Early Childhood Education Research Journal, 22(5). http://dx.doi.org/10.1080/1350293X.2012.746199

Corcoran, R.P., O’Flaherty, J. (2016). Personality development during teacher preparation. Frontiers in Psychology, (7), 1677. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01677

Schad, E., Johnsson, P. (2019). Well-Being and Working Conditions of Teachers in Sweden. Psychology in Russia: State of the Art, 12(4), 23–46. http://doi.org/10.11621/pir.2019.0402

Для цитирования статьи:

Шишова Е.О.Влияние профессионального мастерства и личностных особенностей педагога на психическое развитие ребенка в разных типах образовательной среды. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c.197-207. doi: 10.11621/npj.2024.0114

Скопировано в буфер обмена

Скопировать