ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов

Психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов

Скачать в формате PDF

Поступила: 31.08.2022

Принята к публикации: 08.02.2024

Дата публикации в журнале: 13.03.2024

Ключевые слова: профессиональная активность; преподаватели вузов; предикторы профессиональной активности; рефлексия; системная рефлексия; общий уровень активности

Страницы: 187–196

DOI: 10.11621/npj.2024.0113

Доступно в on-line версии с: 13.03.2024

Для цитирования статьи:

Бердникова Д.В. Психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов. // Национальный психологический журнал 2024. № 1. c. 187–196. doi: 10.11621/npj.2024.0113

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2024

Бердникова Дария Владимировна Уральский государственный экономический университет

Аннотация

Актуальность. В настоящее время, в связи с реформированием системы высшего образования, актуальной задачей является изучение тех характеристик преподавателя вуза, которые лежат в основе его способности быть субъектом своего труда. Одна из таких характеристик — профессиональная активность, которая является ядром субъектности специалиста и выступает как предиктор профессионального и личностного развития. Исходя из этого, на сегодняшний день очевидна необходимость изучения структуры, факторов и динамики профессиональной активности преподавателей вузов. Исследование данного психологического феномена даст нам возможность разработать эффективную систему методов развития профессиональной активности.

Цель. Изучить и описать психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов, составить уравнение профессиональной активности.

Выборка. 445 преподавателей из разных университетов России, 150 мужчин и 295 женщин в возрасте от 24 до 83 лет.

Методы. В исследовании использовались следующие методики: авторская исследовательская методика профессиональной активности и авторская анкета профессиональной активности, опросник формально-динамических свойств темперамента В.М. Русалова и опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева.

Результаты. Показано, что к числу предикторов профессиональной активности относятся пол (β = 0,10; F = 28,25; p = 0,00; R2 = 0,34 для исследовательской методики; β = 0,16; F = 9,06; p = 0,00; R2 = 0,14 для анкеты), стаж педагогической деятельности (β = 0,21; F = 9,06; p = 0,00; R2 = 0,14 для анкеты), формально-динамические свойства индивидуальности: общий уровень активности (β = 0,20; F = 28,25; p = 0,00; R2 = 0,34 для исследовательской методики; β = 0,18; F = 9,06; p = 0,00; R2 = 0,14 для анкеты), рефлексия: системная рефлексия (β = 0,31; F = 28,25; p = 0,00; R2 = 0,34 для исследовательской методики; β = 0,15; F = 9,06; p = 0,00; R2 = 0,14 для анкеты) и интроспекция (β = –0,34; F = 28,25; p = 0,00; R2= 0,34 для исследовательской методики; β = –0,15; F = 9,06; p = 0,00; R2= 0,14 для анкеты).

Выводы.Формирование и развитие профессиональной активности, с одной стороны, обуславливают природные качества, а именно общий уровень активности (эргичность, пластичность и скорость реакций в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах), с другой стороны, качества, свидетельствующие о зрелости личности: системная рефлексия. Полученные данные можно использовать при разработке тренинга профессиональной активности. Конечно, объективные параметры и свойства темперамента не поддаются коррекции. Но можно учитывать их в работе, обеспечивая тем самым индивидуальный подход, и делать акцент на развитии системной профессиональной рефлексии.

Литература

Акульшина, А.В, Завьялова, Л.А. (2018). Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета. Высшее образование в России, 8(9), 117–125.

Алавердов, А.Р. (2019). Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы ее повышения. Высшее образование в России, (2), 23–36.

Алексеева, Л.Ф. (1997). Проблема активности личности в психологии: дисc. д-ра психол. наук. Томск.

Андрющенко, О.Е. (2010). Профессиональная активность студенческой молодежи в условиях современного российского общества: дисс. канд. социол. наук. Волгоград.

Антошкина, Ю.М. (2013). Профессиональная активность работников экономических и технических специальностей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Санкт-Петербург.

Асташова, Н.А., Мельников, С.Л., Тонких, А.П., Камынин, В.Л. (2020). Технологические ресурсы современного высшего образования. Образование и наука, 22(6), 74–101.

Батракова, И.С., Глубокова, Е.Н., Писарева, С.А., Тряпицына, А.П. (2021). Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России, (89), 9–19.

Березина, А.В., Витюховская, Я.А. (2014). Образ женщины-преподавателя в СМИ и в российском обществе. Человек в мире культуры, (1), 3–9.

Бернс, Э., Сильвеннойнен, Э., Копнов, В.А., Щипанова, Д.Е., Папич-Благоевич, Н., Томашевич, С. (2020). Развитие цифровых компетенций преподавателей профессионального образования и обучения в Сербии и России. Образование и наука, 22(9), 174–203.

Богданова, Т.В. (2016). Современные проблемы профессиональной идентичности преподавателей высшей школы. Научно-методический электронный журнал «Концепт», (15), 701–705.

Бордовская, Н.В., Кошкина, Е.А., Бочкина, Н.А. (2020). Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик). Образование и наука, 22(6), 137–175.

Брызгалина, Е.В., Алексеева, Д.А., Дряева, Э.Д. (2021). Цифровая трансформация педагогики: опыт работы. Высшее образование в России, (5), 161–167.

Гуцу, Е.Г., Чилипенок, Ю.Ю. (2018). Модель внутрикафедрального управления мотивацией преподавателя вуза. Высшее образование в России, (12), 69–78.

Дёмина, О.А, Тепленёва, И.А. (2020). О трансформации методического мышления преподавателей вузов. Высшее образование в России, (7), 156–167.

Другова, Е.А. (2019). Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций. Вопросы образования, (4), 8–29.

Елина, Е.Г., Ковтун, Е.Н., Родионова, С.Е. (2019). Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски. Высшее образование в России, (7), 9–27.

Ефимова, Г.З., Сорокин, А.Н., Грибовский, М.В. (2021). Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции. Образование и наука, 23(1), 202–230.

Зборовский, Г.Е., Амбарова, П.А. (2022). Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука, 24(5), 147–180.

Зеер, Э.Ф. (2008). Психология профессий. Москва: Академический проект.

Зинченко, Ю.П., Дорожкин, Е.М., Зеер, Э.Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11–35.

Клименко, Л.В., Скачкова, Л.С. (2020). Субъективное благополучие преподавателей российских вузов. Опыт эмпирического исследования. Вопросы образования, (4), 37–63.

Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, (4), 110–135.

Лысаков, Н.Д., Лысакова, Е.Н. (2021). Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей. Высшее образование в России, (5), 32–43.

Москвина, Н.Б, Фишман, Б.Е. (2020). Профессиональная деятельность преподавателя вуза: ценностно-временные коллизии. Высшее образование в России, (7), 144–155.

Мусина, В.П. (2012). Диагностика профессиональной активности. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2(84), 111–115.

Небылицын, В.Д. (1976). Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Москва: Наука.

Осницкий, А.К. (1996). Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии, (1), 5–19.

Рафсанджани, М.А., Хаким, Л., Лайли, Н., Виджая, П.A., Ирвансиах, M.Р. (2021). Изучение предиктора инновационного обучения с использованием модели рабочих требований и ресурсов. Образование и наука, 23(3), 58–74.

Рогозин, Д.М. (2021). Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования. Вопросы образования, (1), 31–51.

Рогозин, Д.М., Солодовникова, О.Б., Ипатова, А.А. (2022). Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования. Вопросы образования, (1), 271–300.

Рудаков, В.Н. (2020). Различия в положении профессорско-преподавательского состава вузов по возрастным группам. Мониторинг экономики образования РИУ ВШЭ, (13), 1–6.

Садовникова, Н.О., Мирзаахмедов, А.М. (2019). Актуальные смысловые состояния педагогов, переживающих профессиональный кризис личности. Образование и наука, 21(2), 113–131.

Смоляков, Д.А. (2021). Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа. Образование и наука, 23(5), 11–37.

Тюриков, А.Г., Кунижева, Д.А., Фролова, Е.В., Рогач, О.В. (2022). Доверие к дистанционному обучению в условиях пандемии: оценки качества образования студентов и преподавателей российских вузов. Образование и наука, 24(6), 177–200.

Для цитирования статьи:

Бердникова Д.В.Психологические предикторы профессиональной активности преподавателей вузов. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. c. 187–196. doi: 10.11621/npj.2024.0113

Скопировано в буфер обмена

Скопировать