Поступила: 12.08.2022
Принята к публикации: 26.01.2024
Дата публикации в журнале: 12.03.2024
Ключевые слова: психологическое благополучие; субъективное благополучие; мотивации профессиональной деятельности; профессиональное выгорание; образование
Страницы: 114-129
DOI: 10.11621/npj.2024.0108
Доступно в on-line версии с: 12.03.2024
Денисова, Е.Г., Бовдуй, Д.А., Гостева, А.О. (2024). Психологическое благополучие работников сферы образования в связи с различными психологическими аспектами их профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 19(1) , 114-129. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0108
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Современный ритм жизни предполагает увеличение общей продуктивности человека и вынуждает сталкиваться с систематическим напряжением и стрессовыми воздействиями, в связи с чем индивидуальные ресурсы и субъективное благополучие приобретают особое значение, как факторы, препятствующие выгоранию. Проблема психологического здоровья работников сферы образования является особенно значимой, поскольку они влияют на процесс обучения и состояние обучающихся.
Цель. Изучение психологического благополучия работников сферы образования в связи с особенностями мотивации профессиональной деятельности, уровнем удовлетворенности трудом и профессионального выгорания.
Выборка. Эмпирическое исследование проведено на выборке респондентов в количестве 140 человек в возрасте от 20 до 80 лет, имеющих различный социальный статус и половую принадлежность.
Методы. С целью исследования заявленных характеристик использовались следующие методики: «Методика диагностики субъективного благополучия личности» (Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова), «Источники мотивации профессиональной деятельности» (адаптация Е.В. Сидоренко), «Оценка профессиональной дезадаптации» (О.Н. Родина), «Опросник удовлетворенности трудом» (П. Спектор), «Опросник выгорания» (версия Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой). Статистические методы: критерий Шапиро — Уилка, U-критерий Манна — Уитни; коэффициент ранговой корреляции Спирмана, q Коэна и z-тест для сравнения двух выборочных коэффициентов корреляции. Статистическая обработка осуществлялась с применением программного пакета JASP 0.16.
Результаты. В результате корреляционного анализа установлено, что повышение уровня профессионального выгорания сопряжено со снижением выраженности компонентов психологического благополучия, профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом (при р < 0,05). Также характер связей профессионального выгорания с составляющими мотивации профессиональной деятельности различается у респондентов с разным стажем работы в сфере образования.
Выводы. Полученные результаты позволили выделить наиболее значимые компоненты мотивации профессиональной деятельности и удовлетворенности трудом, связанные с уровнем психологического благополучия и профессионального выгорания у работников сферы образования.
Акимова, А.Ю., Васильева, Е.Н., Исаева, О.М. (2021). Женщина в структуре Федерации бокса России: профессиональная мотивация и связь с психологическим благополучием. Национальный психологический журнал, 41(1), 149–159. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0112
Баева, И.А., Тарасов, С.В. (2018). Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений. Научное мнение, (1), 28–37.
Батурин, Н.А., Башкатов, С.А., Гафарова, Н.В. (2013). Теоретическая модель личностного благополучия. Психология. Психофизиология, (4), 4–14.
Веселова, О.А. (2019). Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов. Вестник науки и образования, 18(72), 96–98.
Герасимова, А.С., Обознов, А.А. (2019). Особенности психологического благополучия руководителей структурных подразделений вуза. Научный результат. Педагогика и психология образования, 5(1), 70–85.
Избасарова, С.А. (2021). Вербальные и невербальные методы в исследовании социальных представлений о счастье. Национальный психологический журнал, 41(1), 53–62. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0205
Исаева, О.М., Савинова, С.В., Волков, И.В. (2021). Психологическое благополучие как условие готовности преподавателей университетов к организационным изменениям. Педагогика и психология образования, (2), 150–168. https://doi.org/10.31862/2500-297Х-2021-2-150-168
Карапетян, Л.В., Глотова, Г.А. (2020). Внутреннее благополучие человека: монография. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России.
Козьмина, Л.Б. (2022). Особенности психологического благополучия и удовлетворенности трудом женщин разных возрастных групп. Общество: социология, психология, педагогика, 2(94). https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.15
Колокольникова, З.У. (2017). Педагогика и психология: Курс лекций. Лесосибирск: ЛПИ-филиал СФУ.
Константиновский, Д.Л., Константиновский, Д.Л., Пинская, М.А., Звягинцев, Р.С. (2019). Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания. Социологические исследования, (5), 14–25, https://doi.org/10.31857/S013216250014949-6 Корешникова, Ю.Н., Фрумин, И.Д. (2020). Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов. Психологическая наука и образование, 25(6), 88–103, https://doi.org/10.17759/pse.2020250608
Лактионова, Е.Б., Матюшина, М.Г. (2018). Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. (26), 77–88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.26.77
Лукьянченко, Н.В. (2016). Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации руководителей с их психологическим благополучием. Сибирский психологический журнал, (62), 153–168.
Малинина, С.Е. (2018). Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда. Вестник науки и образования, 5(41), 60-62.
Мандрикова, Е.Ю. (2010). Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, (2), 87–111.
Мерзлякова, С.В., Кулигина, Н.В. (2019). Исследование связи мотивации и удовлетворенности трудом медицинского персонала. Вестник ЮурГГПУ, (4), 265–278, https://doi.org/10.25588/CSPU.2019.11.34.017
Осин, Е.Н. (2017). Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности. Организационная психология, (4), 21–49.
Первитская, А.М. (2018). Профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 87–90.
Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2021). Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога. Психология человека в образовании, 3(4), 461–473. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473
Реан, А.А., Ставцев, А.А., Кузьмин, Р.Г. (2022). Сильные стороны личности в модели Via как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 46(2), 25–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0203
Скорынин, А.А. (2020). К вопросу о структуре психологического благополучия личности. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, (2), 87–93. https://doi.org/10.24411/2712-827X-2020-10210
Чернышова, М.Д. (2021). Профессиональное здоровье педагога. Научный лидер, 15(17), 65–72.
Чомаева, Г.А. (2018). Особенности и факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников. Проблемы современного педагогического образования, 58(3), 365–368.
Шаехов, З.Д. (2021). Психологическое благополучие в контексте пола и сексуальной идентичности. Национальный психологический журнал, 43(3), 31–42, https://doi.org/10.11621/npj.2021.0303
Ясвин, В.А. (2020). Технология средового проектирования в образовании. Социально-политические исследования, 6(1), 74–93, https://doi.org/ 10.20323/2658-428Х-2020-1-6-74-93
Ященко, Е.Ф. (2012). Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета. Психология. Психофизиология, (31), 56–63.
Bradburn, N. (1969). The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub.
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1985). The general causality orientations scale: Self-determination in personality. Journal of Research in Personality, 19(2), 109–134. Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, (95), 542–575.
Elliott, M., Blithe, S. J. (2021). Gender Inequality, Stress Exposure, and Well-Being among Academic Faculty. International Journal of Higher Education, 22(10), 240–252.
Ilyushin, L.S. Azbel, A.A. (2017). The modern Russian teacher: Studying awareness with the use of the semi-structured interview. Psychology in Russia: State of the Art, 10(1), 49–66. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0104
Perez-Rivases, A., Torregrosa, M., Viladrich, C., Pallares, S. (2017). Women occupying management positions in top-level sport organizations: a self-determination perspective. Anales De Psicologiа, 33(1), 102–113. https://doi.org/10.6018/analesps.33.1.229171
Randall, C., Ryan, R. (2020). Moral self-determination: The nature, existence, and formation of moral motivation. Journal of Moral Education, 49(3), 295–315. https://doi.org/10.1080/03057240.2020.1793744
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, (61), 101860.
Ryff, C.D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing. Journal of Personality and Social Psychology, (57), 1069–1081.
Wray-Lake, L., DeHaan, C., Shubert, J., Ryan, R. (2019). Examining links from civic engagement to daily well-being from a selfdetermination theory perspective. Journal of Positive Psychology, 14(2), 166–177
Денисова, Е.Г., Бовдуй, Д.А., Гостева, А.О.Психологическое благополучие работников сферы образования в связи с различными психологическими аспектами их профессиональной деятельности. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. , 114-129. doi: 10.11621/npj.2024.0108
Скопировано в буфер обмена
Скопировать