Поступила: 14.04.2023
Принята к публикации: 15.01.2024
Дата публикации в журнале: 12.03.2024
Ключевые слова: одаренность; сферы активности; спорт; творчество; академические достижения; школьники; субъективное благополучие; карьерные установки
Страницы: 41-55
DOI: 10.11621/npj.2024.0103
Доступно в on-line версии с: 12.03.2024
Маленова А.Ю., Потапова Ю.В., Маленов, А.А., Потапов, А.К. (2024). Особенности субъективного благополучия и карьерных ориентаций у подростков с признаками одаренности в разных сферах активности. Национальный психологический журнал, 19(1) , 41-55. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0103
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Оптимальным условием для прогрессивного развития общества является создание образовательной среды, учитывающей психологические особенности одаренных обучающихся в контексте достижения ими субъективного благополучия в настоящем и профессиональном будущем.
Цель. Изучение особенностей субъективного благополучия и карьерных ориентаций у школьников с признаками одаренности и их сочетаниями в разных сферах активности.
Выборка. Выборку составили 461 омский школьник (группы сравнения: академически, творчески, спортивно одаренные, сочетающие два и три признака одаренности, контрольная группа).
Методы. Применены следующие тестовые методики: Диагностика субъективного благополучия Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой, Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер.
Результаты. Выявлено, что уровень благополучия выше у подростков, сочетающих признаки спортивной одаренности с творческой или академической. Третью позицию занимают школьники с признаками академической одаренности. Наименьшие интегральные показатели благополучия имеют подростки с признаками творческой одаренности и сочетающие признаки одаренности в творческой и академической сферах. Доминирующими карьерными ориентациями у подростков, имеющих творческие достижения, являются автономия, профессиональная компетентность, стабильность места работы, интеграция стилей жизни, а наиболее связана с благополучием ориентация на предпринимательство. У имеющих достижения в спорте доминируют ориентации на менеджмент, предпринимательство, они же взаимосвязаны с ростом эмоционального и экзистенциально-деятельностного благополучия. Ориентация на служение более выражена у подростков, имеющих признаки спортивной и творческой одаренности. Самые низкие показатели карьерных ориентаций при отсутствии их связи с благополучием и несформированности акцентов в профиле имеют подростки, сочетающие признаки всех трех типов одаренности.
Выводы. Определены особенности и установлены взаимосвязи компонентов субъективного благополучия и карьерных ориентаций у школьников с признаками одаренности в разных сферах — академической, творческой, спортивной, и их сочетаниями, выступающие основанием для психологического сопровождения одаренных подростков.
Ахмедов, О.С., Раджабов, Ш.С. (2021). Критерии выделения видов одаренности. Проблемы педагогики, 6(57), 61–65.
Балаш, А.В., Топоева, Е.Ю. (2020). Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности. Вестник науки и образования, 1–1(79), 101–105. https://doi:10.24411/2312-8089-2020-10104
Ван, С., Волкова, Е.Н., Микляева, А.В. (2022). Психологическое благополучие китайских и российских академически одаренных подростков: сравнительный анализ. Вестник Мининского университета, 10(3), 13. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-13
Волкова, Е.Н., Микляева, А.В. (2020). Психологическое благополучие подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы для обучающихся с признаками одаренности. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (3), 799–806. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-33
Волкова, Е.Н., Микляева, А.В., Хороших, В.В. (2019). Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований. Теоретическая и экспериментальная психология, 12(1), 69–78.
Зайцева, Л.А. (2018). Особенности выбора карьеры старшеклассниками, выпускниками вуза и субъектами, получающими второе высшее образование. Вестник университета, (9), 164–170. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-9-164-170
Лактионова, Е.Б., Грецов, А.Г., Орлова, А.В., Тузова, А.С. (2021). Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем креативности. Психологическая наука и образование, 26(2), 28–39. https://doi:10.17759/pse.2021260203
Ларионова, Т.В., Волгина, А.М. (2008). Виды одаренности детей и критерии ее выявления. Гаудеамус, 1(13), 168–174.
Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н., Досумова, С.Ш., Рзаева, Ф.Р., Бобров, В.В. (2018). Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием. Психологическая наука и образование, 23(6), 55–66. https://doi:10.17759/pse.2018230605
Мазилов, В.А., Слепко, Ю.Н. (2021). Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода. Сибирский психологический журнал, (79), 30–47. https://doi: 10.17223/17267080/79/3
Микляева, А.В., Хороших, В.В., Волкова, Е.Н. (2019). Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель. Science for Education Today, 9(4), 36–55. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03
Милгрем, Р., Гонг, Е. (1997). Творческая внешкольная активность интеллектуально одаренных старшеклассников как прогностическая характеристика их достижений: лонгитюдное исследование.Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. Москва: Молодая гвардия.
Петрова, Ю.В. (2022). Карьерные ориентации и определенность профессионального выбора у подростков с разным уровнем интернет-аддикции. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 11(2А), 72–81. https://doi.org/10.34670/AR.2022.18.69.048
Пучкова, Е.Б., Темнова, Л.В., Сорокоумова, Е.А., Курносова, М.Г. (2019). Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков. Психологическая наука и образование, 24(5), 27–36. https://doi.org/10.17759/pse.2019240503
Цариценцева, О.П. (2014). Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте. Образовательные технологии, (3), 58–68.
Чикер, В.А. (2004). Психологическая диагностика организации и персонала. Санкт-Петербург: Речь.
Шамионов, Р.М. (2008). Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга.
Шамионов, Р.М., Бескова, Т.В. (2018). Методика диагностики субъективного благополучия личности. Психологические исследования, 11(60), 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.09.2022)
Шукова, Г.В. (2021). Роль перцептивных процессов в структуре феномена одаренности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 18(3), 576–591. https://doi:10.22363/2313-1683-2021-18-3-576-591
Bergold, S., Wirthwein, L., Rost, D., Steinmayr, R. (2015). Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their nongifted peers? Frontiers in Psychology, (6), 1623. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01623
Chan, D.W., Chan, L.-k., Sun, X. (2019). Developing a Brief Version of Ryff ’s Scale to Assess the Psychological Well-Being of Adolescents in Hong Kong. European Journal of Psychological Assessment, 35(3), 414–422. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000403
Chen, X., Fan, X., Cheung, H.Y., Wu, J. (2018). The subjective well-being of academically gifted students in the Chinese cultural context. School Psychology International, 39(3), 291–311. https://doi.org/10.1177/0143034318773788
Diener, E., Lucas, R.E., Oishi, S. (2018). Advances and open questions in the science of subjective well-being. Collabra: Psychology, 4(1), 15.
Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D.W., Oishi, S., Biswas-Diener, R. (2010). New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, (97), 143–156. https://doi.org/10.1007/ s11205-009-9493-y
Fredrickson, B.L., Joiner, T. (2002). Positive emotions trigger upward spirals toward emotional well-being. Psychological Science, (13), 172–175. https://doi.org/10.1111/1467-9280.00431
Freer, E., Evans, P. (2018). Psychological needs satisfaction and value in students’ intentions to study music in high school. Psychology of Music, 46(6), 881–895. https://doi.org/10.1177/0305735617731613
Freire, C.; Ferradás, M.d.M., Núñez, J.C.; Valle, A., Vallejo, G. (2019). Eudaimonic Well-Being and Coping with Stress in University Students: The Mediating/Moderating Role of Self-Efficacy. Int. J. Environ. Res. Public Health, (16), 48. https://doi.org/10.3390/ ijerph16010048
Frisch, M.B., Clark, M.P., Rouse, S.V., Rudd, M.D., Paweleck, J., Greenstone, A. (2005). Predictive and treatment validity of life satisfaction and the Quality of Life Inventory. Assessment, (12), 66–78. https://doi.org/10.1177/1073191104268006
Hagerty, M.R., Cummins, R.A., Ferriss, A.L., Land, K., Michalos, A.C., et al. (2001). Quality of life indexes for national policy: Review and agenda for research. Social Indicators Research, 55(1), 1–96.
Kahneman, D., Deaton, A. (2010). High income improves evaluation of life but not emotional well-being. Proceedings of the National Academy of Sciences, (107), 16489–16493. https://doi.org/10.1073/pnas.1011492107
Kroesbergen, E.H., Hooijdonk, M., Van Viersen, S., Middel-Lalleman, M., Reijnbers, J. (2016). The psychological well-being of early identified gifted children. Gifted Child Quarterly, 60(1), 16–30. https://doi.org/10.1177/0016986215609113
Krok, D. (2018). When is Meaning in Life Most Beneficial to Young People? Styles of Meaning in Life and Well-Being Among Late Adolescents. Journal of Adult Development, 25(2), 96–106. https://doi.org/10.1007/s10804-017-9280-y
Neihart, M. (1999). The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? Roeper Review, 22(1), 10–17.
Ogurlu, U., Yalin, H.S., Yavuz Birben, F. (2018). The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children. Journal for the Education of the Gifted, 41(2), 193–210. http://dx.doi.org/10.1177/0162353218763968
Ryff, C.D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, (57), 1069–1081.
Tvorogova, N.D. (2018). Psychological support of gifted students’ learning activity. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, XLIII, 147–155. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.07.21
Volkova, E.N., Bezgodova, S.A., Miklyaeva, A.V., Volkova, I.V. (2020). Psychological well-being of adolescents gifted in math, humanities and sports: Comparative analysis. Psychology in Education, 2(4), 358–365. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-358-365
Маленова А.Ю., Потапова Ю.В., Маленов, А.А., Потапов, А.К.Особенности субъективного благополучия и карьерных ориентаций у подростков с признаками одаренности в разных сферах активности. // Национальный психологический журнал. 2024. № 1. , 41-55. doi: 10.11621/npj.2024.0103
Скопировано в буфер обмена
Скопировать