Поступила: 02.03.2023
Принята к публикации: 08.11.2023
Дата публикации в журнале: 10.12.2023
Ключевые слова: школьная повседневность; смартфон; цифровые практики; онлайн; офлайн; подростки; этнография; включенное наблюдение
Страницы: 177-187
DOI: 10.11621/npj.2023.0415
Доступно в on-line версии с: 10.12.2023
Ярошевская С.В., Сысоева Т.А. Смартфоны в школьной повседневности подростков: исследование при помощи включенного наблюдения. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.177-187. doi: 10.11621/npj.2023.0415
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Вопрос использования смартфонов в школах бурно обсуждается школьными администраторами, учителями и родителями. С одной стороны, говорят о перспективности использования смартфонов в учебном процессе, с другой — выражают опасения по поводу их негативного влияния на обучение и развитие. Чтобы лучше понять, как смартфоны меняют школьную жизнь и как встраиваются в школьную повседневность, необходим анализ более открытого типа, чем измерение изолированных целевых переменных. Такую возможность дает качественная методология и в особенности этнографический подход.
Цель. Изучить при помощи включенного наблюдения, как смартфоны интегрируются в школьную повседневность современных российских подростков.
Методы. Длительное включенное наблюдение (школьная этнография), около 350 часов наблюдений с качественным анализом данных.
Выборка. Ученики одного класса московской общеобразовательной школы (13–14 лет).
Результаты. Подростки в школе много пользуются смартфонами как на переменах, так и на уроках, хотя в этом есть индивидуальные различия. Во всех сферах (общение, обучение, развлечения, творчество) школьники умеют, а иногда и предпочитают обходиться без смартфона. Смартфон является важным средством общения не только онлайн (внутри устройства), но и офлайн (по поводу контента или самого устройства). Использование смартфона совмещается с переживанием близости (школьники собираются в компании и молча пользуются смартфонами) и оживленным включенным диалогом. В обучении школьники используют смартфон в одобряемом взрослыми (доступ к МЭШ, цифровые задания) и неодобряемом (списывание) формате. Учащиеся успешно реализуют различные практики сопротивления запретам на смартфоны. При отсутствии внешнего контроля наблюдается групповая динамика «пресыщения смартфонами» — переключения от них к офлайн-реальности.
Выводы. Смартфоны — неотъемлемый элемент школьной повседневности, и это в том числе вызвано требованиями взрослых. Описанная другими исследователями медиамногозадачность подростков подтверждается в наших наблюдениях и отчасти вызвана большой нагрузкой, также организованной взрослыми. Данные об отсутствии негативных реакций на использование смартфона собеседником расходятся с работами, посвященными фаббингу, и требуют дальнейшего прояснения. Повседневность школы сильно управляется дисциплинирующими практиками в отношении смартфонов со стороны учителей, а практики сопротивления со стороны учеников ставят под вопрос реализуемость запрета смартфонов в школах.
Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016a. № 1. С. 205–224. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-205-224
Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. 2016b. Т. 5, № 2. С. 55–61. https://doi. org/10.17759/jmfp.2016050207
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. «Цифровая» ситуация развития межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие между подростками и родителями в Интернете // Мир психологии. 2017. № 1(89). С. 134–143.
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Дренева А.А., Кошевая А.Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 4. C. 54–69.
Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кошевая А.Г., Никонова Е.Ю. Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность // Сибирский психологический журнал. 2022. №83. С. 20–45. https://doi.org/10.17223/17267080/83/2
Alirezabeigi, S., Masschelein, J., & Decuypere, M. (2020). Investigating digital doings through breakdowns: a sociomaterial ethnography of a Bring Your Own Device school. Learning, Media and Technology, 45, 2, 193–207. https://doi.org/10.1080/174398 84.2020.1727501
Al‐Saggaf, Y., & O’Donnell, S.B. (2019). Phubbing: Perceptions, reasons behind, predictors, and impacts. Human Behavior and Emerging Technologies, 1, 132–140.
Busch, P.A., & McCarthy, S. (2020). Antecedents and consequences of problematic smartphone use: A systematic literature review of an emerging research area. Computers in Human Behavior, 114, 106414. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106414
Cha, S.-S., & Seo, B.-K. (2018). Smartphone use and smartphone addiction in middle school students in Korea: Prevalence, social networking service, and game use. Health Psychology Open, 5(1). https://doi.org/10.1177/2055102918755046
de Almeida, A.N., Delicado, A., de Almeida Alves, N., & Carvalho, T. (2015). Internet, children and space: Revisiting generational attributes and boundaries. New Media & Society, 17(9), 1436–1453. https://doi.org/10.1177/1461444814528293
Green, M. (2019). Smartphones, Distraction Narratives, and Flexible Pedagogies: Students’ Mobile Technology Practices in Networked Writing Classrooms. Computers and Composition, 52, 91–106. https://doi.org/10.1016/j.compcom.2019.01.009
Hadad, S., Meishar-Tal, H., & Blau, I. (2020). The parents’ tale: Why parents resist the educational use of smartphones at schools? Computers & Education, 157, 103984. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103984
Haddon, L., & Vincent, J. (2015). UK children’s experience of smartphones and tablets: perspectives from children, parents and teachers. LSE, London: Net Children Go Mobile.
Hietajärvi, L., Seppä, J., & Hakkarainen, K. (2016). Dimensions of adolescents’ socio-digital participation. Qwerty, 11(2), 79–98.
Hohti, R., Paakkari, A., & Stenberg, K. (2019). Smartphones. Leaping and Dancing with Digitality: Exploring Human-Smartphone-Entanglements in Classrooms. In P. Rautio, E. Stenvall (Eds.). Social, Material and Political Constructs of Arctic Childhoods. Children: Global Posthumanist Perspectives and Materialist Theories (pp. 85–102). Singapore: Springer. https://doi. org/10.1007/978-981-13-3161-9_6
Højholt, C., & Kousholt D. (2014). Participant observation of children’s communities: Exploring subjective aspects of social practice. Qualitative Research in Psychology, 11, 1–19. https://doi.org/10.1080/14780887.2014.908989
Ito, M., Baumer, S., Boyd, D., Cody, R., Herr-Stephenson, B., Horst, H.A., Lange, P.G., Mahendran, D., Martinez, K.Z., Pascoe, C.J., Perkel, D., Robinson, L., Sims, C., & Tripp, L. (2010). Hanging Out, Messing Around, and Geeking Out: Kids Living and Learning with New Media. Cambridge: The MIT Press.
Jeffery, C.P. (2021). Parenting in the digital age: Between socio-biological and socio-technological development. New Media & Society, 23(5), 1045–1062. https://doi.org/10.1177/1461444820908606
Lareau, A. (2021). Listening to People: A Practical Guide to Interviewing, Participant Observation, Data Analysis, and Writing It All Up. Chicago: Chicago University Press.
Li, S., Hietajärvi, L., Palonen, T., Salmela-Aro, K., & Hakkarainen, K. (2017). Adolescents’ Social Networks: Exploring Different Patterns of Socio-Digital Participation. Scandinavian Journal of Educational Research, 61(3), 255–274. https://doi.org/10.1080/0 0313831.2015.1120236
Livingstone, S., & Sefton-Green, J. (2016). The Class: Living and Learning in the Digital Age. New York: New York University Press.
Machmud, K. (2018). The Smartphone Use in Indonesian Schools: The High School Students’ Perspectives. Journal of Arts & Humanities, 7(3), 33–40. https://doi.org/10.18533/journal.v7i3.1354
Mavhunga, F.Z., Kibirige, I., Chigonga, B., & Ramaboka, M. (2016). Smartphones in public secondary schools: views of matric graduates. Perspectives in Education, 34(3), 72–85.
May, K.E., & Elder, A.D. (2018). Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to academic performance. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 15, 13. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0096-z
Ng, S.F., Hassan, N.S.I.C., Nor, N.H.M., & Malek, N.A.A. (2017). The Relationship between Smartphone Use and Academic Performance: A Case of Students in A Malaysian Tertiary Institution. Malaysian Online Journal of Educational Technology, 5(4), 58–70.
Paakkari, A., Rautio, P., & Valasmo, V. (2019). Digital labour in school: Smartphones and their consequences in classrooms. Learning, Culture and Social Interaction, 21, 161–169. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2019.03.004
Rafalow, H.M. (2020). Digital Divisions: How Schools Create Inequality in the Tech Era. First Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press.
Sahlström, F., Tanner, M., & Valasmo, V. (2019). Connected youth, connected classrooms. Smartphone use and student and teacher participation during plenary teaching. Learning, Culture and Social Interaction, 21, 311–331. https://doi.org/10.1016/j. lcsi.2019.03.008
Selwyn, N., Nemorin, S., Bulfin, S., & Johnson, N.F. (2017). Left to their own devices: the everyday realities of one-to-one classrooms. Oxford Review of Education, 43(3), 289–310. https://doi.org/10.1080/03054985.2017.1305047
Starkey, L., Eppel, E.A., & Sylvester, A. (2019). How do 10-year-old New Zealanders participate in a digital world? Information, Communication & Society, 22(13), 1929–1944. https://doi.org/10.1080/1369118X.2018.1472795
Valasmo, V., Paakkari, A., & Sahlström, F. (2022). The device on the desk — a sociomaterial analysis of how Snapchat adapts to and participates in the classroom. Learning, Media and Technology. https://doi.org/10.1080/17439884.2022.2067176
Ярошевская С.В., Сысоева Т.А.Смартфоны в школьной повседневности подростков: исследование при помощи включенного наблюдения. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.177-187. doi: 10.11621/npj.2023.0415
Скопировано в буфер обмена
Скопировать