ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Субъективное благополучие студентов с алекситимией в контексте сформированности их эмоциональных компетенций в условиях пандемии COVID-19

Субъективное благополучие студентов с алекситимией в контексте сформированности их эмоциональных компетенций в условиях пандемии COVID-19

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.07.2022

Принята к публикации: 31.10.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: эмоции; компетенции; благополучие; общение; алекситимия; здоровье; пандемия

Страницы: 165-176

DOI: 10.11621/npj.2023.0414

Доступно в on-line версии с: 10.12.2023

Для цитирования статьи:

Белашева И.В., Ермаков П.Н. Субъективное благополучие студентов с алекситимией в контексте сформированности их эмоциональных компетенций в условиях пандемии COVID-19. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.165-176. doi: 10.11621/npj.2023.0414

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Белашева Ирина Валерьевна Северо-Кавказский федеральный университет

Ермаков Павел Николаевич Южный федеральный университет

Аннотация

Актуальность. Рассматривается вопрос о динамике субъективного благополучия студентов с алекситимией, представляющих собой группу риска по возникновению дезадаптивных состояний в стрессогенных условиях, в период пандемии COVID-19 во взаимосвязи с их эмоциональными компетенциями, отражающими сформированность личностных механизмов регуляции (саморегуляции) эмоций.

Цель. Изучение влияния ситуации пандемии на субъективное благополучие студентов с алекситимией через призму сформированности их эмоциональных компетенций.

Методы. Торонтская шкала алекситимии (Дж. Тейлор), шкала субъективного благополучия А.А. Рукавишникова, опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко; коэффициент корреляции Пирсона, H-критерий Краскела — Уоллиса.

Выборка. Исследование проводилось в Северо-Кавказском федеральном университете в доковидный период (2018 г.) и в период пандемии (2021 г.). Выборка составила 120 студентов.

Результаты. В результате сравнительного анализа признаков алекситимии у студентов обнаружено усиление трудностей с описанием чувств и экстернальности мышления в период пандемии. Достоверных различий по эмоциональным барьерам в общении до пандемии и в период пандемии у алекситимиков не выявлено. Выраженное нежелание эмоционально сближаться с другими людьми и более низкий уровень эмоциональной эффективности общения, по сравнению со студентами без алекситимии, диагностированы у алекситимиков и до пандемии, и во время пандемии.

В период пандемии у алекситимиков определены: отрицательная динамика способности понимать и управлять собственными эмоциями, заметное снижение субъективного благополучия до ощущения выраженного эмоционального дискомфорта, особенно по шкале значимости социального окружения; отрицательные корреляции между общим показателем алекситимии и трудностями в описании чувств, с одной стороны, и удовлетворенностью повседневной жизнью, самооценкой здоровья, устойчивостью настроения, способностью к управлению собственными эмоциями, с другой стороны; положительные корреляции с контролем эмоциональной экспрессии, депрессивными проявлениями, рассеянностью, сонливостью.

Выводы. Ситуация пандемии оказала негативное влияние на субъективное благополучие студентов с алекситимией, опосредованное характерными для алекситимиков барьерами эмоционального сближения с другими людьми и низким уровнем сформированности внутриличностных эмоциональных компетенций.

Литература

Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011.

Белашева И.В., Ермаков П.Н. Эмоциональное здоровье личности: методика измерения трудностей личностной рефлексии эмоций. Российский психологический журнал. 2023. № 20(3). С. 66–96. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.4

Брель E.Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГу. 2012. № 3. С. 173–174.

Вещикова М.И., Зверева Н.В. Изменение восприятия опасности на разных этапах введения карантина в связи с эпидемией COVID-19 на женской выборке // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 23–38.

Гарганеева Н.П., Корнетов Н.А., Белокрылова М.Ф. Психосоциальные факторы, тревожные и депрессивные расстройства у пациентов с ишемической болезнью сердца: проблемы коморбидности и прогнозирования // Российский кардиологический журнал. 2020. № 25(9). С. 26–32 https://doi.org/10.15829/1560407120204040

Глазкова Ю.В. Профилактика алекситимии посредством развития эмоционального интеллекта у детей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 128–133.

Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений: рук. по применению (Практикум по психодиагностике) / Под ред. С.В. Духновского. СПб.: Речь, 2006.

Изотова Е.И. Инструменты эмоциональной насыщенности интернет-сообщения: эмоциональный интеллект и способы кодирования эмоций // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 5. https://doi.org/10.54359/ps.v7i37.593

Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.В. Козлова, В.А. Мазилова, Н.П. Фетискина. Изд-е 2-е, доп. и перераб. Москва: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 20–22.

Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 2(18). С. 47–82. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002

Нестик Т.А. Психологические последствия пандемии и ресурсы жизнеспособности в условиях глобальных рисков // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества. Сборник статей Международного научного конгресса. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2020. С. 808–813. https://doi.org/10.46865/97859016403332020808813

Потапова Н.А., Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., Адамович Е.И. Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. 2016. №2(16). С. 65–73. https://doi.org/10.15688/jvolsu11.2016.2.8 Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под ред. Ю.П. Зинченко. М.: Издательство Московского университета, 2021.

Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 62–82.

Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д. Торонтская шкала алекситмии(20 пунктов): валидизация русскоязычкой версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20, №4. С. 35–36.

Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 124–141. https://doi.org:10.17759/sps.2022130108

Bar-On, R. (2019). Bar On Emotional Quotient Inventory: Short (BarOn EQi: S): Technical Manual. Multi-Health Systems Inc. American Journal of Nursing Research, 7(4), 420–427. https://doi.org:10.12691/ajnr-7-4-32002

Brooks, S.K., et al. (2020). The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet, 395, 912–920. https://doi.org:10.1016/S01406736(20)304608

Conversano, C., Di Giuseppe, M. (2021). Psychological Factors as Determinants of Chronic Conditions: Clinical and Psychodynamic Advances. Frontiers in Psychology, 12, 635708. https://doi.org:10.3389/fpsyg.2021.635708

Di Giuseppe, M., Perry, J.C., Conversano, C., Gelo, O.C.G., Gennaro, A. (2020a). Defense mechanisms, gender, and adaptiveness in emerging personality disorders in adolescent outpatients. The Journal of Nervous and Mental Disease, 208, 933–941. https:// doi.org:10.1097/NMD.0000000000001230

Garfias Royo, M., Parrott, E., Pacheco, E.-M., Ahmed, I., Meilianda, E., Kumala, I., Oktari, R.S., Joffe, H., Parikh, P.A. (2022). Structured Review of Emotional Barriers to WASH Provision for Schoolgirls Post-Disaster. Sustainability, 14, 2471. https://doi. org/10.3390/su14042471

High, H. (2018). Why can’t I Help this Child to Learn?: Understanding Emotional Barriers to Learning (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429485015

Jingrong, S., Tianqi, T., Hong, S., Kejian, H., Sha, S. (2022). Emotional Intelligence, Emotional Regulation Strategies, and Subjective Well-Being Among University Teachers: A Moderated Mediation Analysis. Frontiers in Psychology, 12. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2021.811260

Kumar, A., Somani, A. (2020). Dealing with Corona virus anxiety and OCD. Asian Journal of Psychiatry, 51, 102053. https://doi. org/10.1016/j.ajp.2020.102053

Kushlev, K., Radosic, N., Diener, E. (2022). Subjective Well-Being and Prosociality Around the Globe: Happy People Give More of Their Time and Money to Others. Social Psychological and Personality Science, 13(4), 849–861. https://doi. org/10.1177/19485506211043379

Leontiev, D. (2020). Meaning at the Crossroads of Evolution. Culture, and Person. Evolutionary Studies in Imaginative Culture, 4(1), 31–34. https://doi.org/10.26613/esic.4.1.162

Li, L., Pinto Pereira, S.M., Power, C. (2019). Childhood maltreatment and biomarkers for cardiometabolic disease in mid-adulthood in a prospective British birth cohort: associations and potential explanations. The Lancet, 388, 69. https://doi.org/10.1016/ S01406736(16)323054

Mischenko, P.P., Nicholas-Hoff, P., Schussler, D.L., Iwu, J., Jennings, P.A. (2022). Implementation barriers and facilitators of a mindfulness-based social emotional learning program and the role of relational trust: A qualitative study. Psychology in the Schools, 59, 1643–1671. https://doi.org/10.1002/pits.22724

Moore, S.M., Geerling, D.M., Diener, E. (2022). Happy to Know You: An Examination of Subjective Well-Being and Partner Knowledge. Journal of Happiness Studies, 23(4), 1333–1357. https://doi.org/10.1007/s10902021004519

Rhoads, S.A., Gunter, D., Ryan, R.M., & Marsh, A.A. (2021). Global Variation in Subjective Well-Being Predicts Seven Forms of Altruism. Psychological Science, 32(8), 1247–1261 https://doi.org/10.1177/0956797621994767

Shi, J., Cheung, A.C.K., Zhang Q., Yi Tam, W.W. (2022). Development and validation of a social emotional skills scale: Evidence of its reliability and validity in China. International Journal of Educational Research, 114. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2022.102007

Taylor, G.J., Bagby, R.M. (2021). Examining Proposed Changes to the Conceptualization of the Alexithymia Construct: The Way Forward Tilts to the Past. Psychother Psychosom, 90, 145–155. https://doi.org/10.1159/000511988 UN Policy Brief: COVID-19 and the need for action on mental health. (2020). (Retrieved from: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-05/UN-Policy-Brief-COVID-19-and-mental-health.pdf).

Vasilyeva, O., Blinova, N. (2021). Strategies for regulating the emotional sphere of the personality in the context of digitalization. Web of Conferences, 273, 10011 https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310011

Для цитирования статьи:

Белашева И.В., Ермаков П.Н.Субъективное благополучие студентов с алекситимией в контексте сформированности их эмоциональных компетенций в условиях пандемии COVID-19. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.165-176. doi: 10.11621/npj.2023.0414

Скопировано в буфер обмена

Скопировать