ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Оценка особенностей воображения старших дошкольников воспитателями

Оценка особенностей воображения старших дошкольников воспитателями

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.03.2023

Принята к публикации: 01.11.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: дошкольный возраст; воображение; гибкость; оригинальность; разработанность; беглость; дорисовывание фигур; воспитатели

Страницы: 148-164

DOI: 10.11621/npj.2023.0413

Доступно в on-line версии с: 10.12.2023

Для цитирования статьи:

Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Гаврилова М.Н. Оценка особенностей воображения старших дошкольников воспитателями. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.148-164. doi: 10.11621/npj.2023.0413

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Бухаленкова Дарья Алексеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Алмазова Ольга Викторовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Гаврилова Маргарита Николаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется значимостью своевременной оценки и развития воображения у дошкольников для их гармоничного развития и дальнейшего успешного обучения в школе.

Целью исследования стала разработка опросника для воспитателей, направленного на оценку уровня развития воображения у дошкольников.

Методы. Для оценки особенностей воображения дошкольников нами был разработан Опросник, включающий 22 утверждения о поведении детей, которые оценивались воспитателями по 5-балльной шкале. Также с частью выборки была проведена методика «Дорисовывание фигур».

Выборка. В исследовании участвовали 553 воспитанника старших групп (M = 65,3; SD = 4,03 мес.; 48,1% мальчиков), посещающих детские сады из 4 регионов России (38,2% детей из Москвы, 32,7% — из республики Татарстан, 20,4% — из республики Саха, 8,7% — из Пермского Края).

Результаты. В результате проведенного статистического анализа была выявлена трехфакторная структура созданного опросника. Было установлено, что воспитатели выше оценивают показатели развития воображения у девочек, чем у мальчиков. Сопоставление оценок воспитателей с результатами диагностики у детей воображения с помощью методики «Дорисовывание фигур» показало наличие взаимосвязей с такими параметрами рисунков, как гибкость, оригинальность и разработанность.

Выводы. Проведенное исследование показало надежность разработанного опросника для воспитателей, что говорит о возможности его применения в мониторинге развития современных старших дошкольников.

Литература

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина E.А. Особенности развития воображения у детей 5–6 лет // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 3(16). С. 108–128.

Баянова Л.Ф., Хаматвалеева Д.Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 51–72.

Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 5. С. 38–43.

Веракса А.Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 108–118.

Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историческая психология. 2020. № 1. C. 111–121.

Веракса А.Н., Алмазова О.В., Ощепкова Е.С., Бухаленкова, Д.А. Диагностика развития речи в старшем дошкольном возрасте: батарея нейропсихологических методик и нормы // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 256–282. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100313

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2. С. 8–24.

Киселёва О.И., Кривоногова О.А. Организация образовательного процесса по развитию способности старших дошкольников к сочинению сказок в современном детском саду // Вестник ТГПУ. 2016. № 12. С.13–19.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно-исторический подход // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 1. C. 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110101

Кудрявцев В.Т. Развитие воображения – тропинка в мир человеческой культуры // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 5. C. 58–70. https://doi.org/10.17759/pse.2020250505

Мищенко Л.В., Сенькова М.П. Специфика интегральной индивидуальности мальчиков и девочек дошкольного возраста с разным уровнем развития воображения с позиций пола и гендера // Интеграция образования. 2014. № 2(75). С. 1–10. https://doi.org/10.15507/Inted.075.018.201402.072

Морозова Е.В., Поляшова Н.В. Изучение воображения детей старшего дошкольного возраста // StudNet. 2021. № 5. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogovozrasta (дата обращения: 27.02.2023).

Самкова И.А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 1. C. 42–56. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110104

Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Флер М. Как концептуальные игровые миры создают различные условия для развития детей в разные культурные возрастные периоды. Обзор программного исследования // Современное дошкольное образование. 2023. № 2(116). С. 65–80.

Шинкарёва Н.А., Гавриленко А.А. Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 4(25). С. 68–71.

Шинкарёва Н.А., Шабаева В.Н. Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 4(25). С. 245–249.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Alsrour, N.H., Al-Ali, S. (2014). An Investigation of the Differences in Creativity of Preschool Children according to Gender, Age and Kindergarten Type in Jordan, Gifted and Talented International, 29(1-2), 33–38. https://doi.org/10.1080/15332276.2014.11 678427

Baer, J., Kaufman, J. (2008). Gender differences in creativity. The Journal of Creative Behavior, 42(2), 75–105.

Eason, R., Giannangelo, D.M., Franceschini, L.A. (2009). A look at creativity in public and private schools. Thinking Skills and Creativity, 4(2), 130–137. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2009.04.001

Lee, K.H. (2005). The Relationship between creative thinking ability and creative personality of preschoolers. International Education Journal, 6(2), 194–199.

Mi, Sh., Bi, H., Lu Sh. (2020). Trends and Foundations of Creativity Research in Education: A Method Based on Text Mining. Creativity Research Journal, 32(3), 215–227. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1821554

Paek, S.H., Runco, M.A. (2017). Dealing with the Criterion Problem by Measuring the Quality and Quantity of Creative Activity and Accomplishment. Creativity Research Journal, 29(2), 167–173. https://doi.org/10.1080/10400419.2017.1304078

Potur, A., Barkul, O. (2009). Gender and creative thinking in education: A theoretical and experimental overview. ITUAIZ, 6(2), 44–57.

Robyn, M., Romeo, H., Romeo, L. (2013). Gender, play, language, and creativity in preschoolers. Early Child Development and Care, 183(11), 1531–1543. https://doi.org/10.1080/03004430.2012.733381

Runco, M.A., Alabbasi, A.M.A., Acar, S., Ayoub, A.E.A. (2022). Creative Potential is Differentially Expressed in School, at Home, and the Natural Environment. Creativity Research Journal, 1–22. https://doi.org/10.1080/10400419.2022.2031437

Van Oers, B., Pompert, B. (2021). Assisting Teachers in Curriculum Innovation: An International Comparative Study. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0103

Veraksa, A., Bukhalenkova, D., Almazova, O., Sukhikh, V., Colliver, Y. (2022). The relationship between russian kindergarteners’ play and executive functions: Validating the play observed behaviors scale. Frontiers in psychology, 13, 797531.

Williams, R., Runco, M.A., Berlow, E. (2016). Mapping the themes, impact, and cohesion of creativity research over the last 25 years. Creativity Research Journal, 28(4), 385–394. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1230358

Yıldız, C., Alakoç Pirpir, Ç.D., Aral, N. (2020). Turkish standardization of early childhood creativity scale. Elementary Education Online, 19(2), 817–830. https://doi.org/10.17051/ilkonline.2020.695260

Для цитирования статьи:

Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Гаврилова М.Н.Оценка особенностей воображения старших дошкольников воспитателями. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.148-164. doi: 10.11621/npj.2023.0413

Скопировано в буфер обмена

Скопировать