ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие

Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.02.2023

Принята к публикации: 08.10.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: жизненные цели; внутренние цели; внешние цели; индекс стремлений; теория самодетерминации; благополучие; благодарность; старшеклассники

Страницы: 123-136

DOI: 10.11621/npj.2023.0411

Доступно в on-line версии с: 08.12.2023

Для цитирования статьи:

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Титова Граншам В.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С. Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.123-136. doi: 10.11621/npj.2023.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Сычев Олег Анатольевич Алтайский государственный педагогический университет

Гордеева Тамара Олеговна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Титова Граншам Виктория Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Руднова Наталья Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Корниенко Дмитрий Сергеевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Решение практических задач по поддержанию психологического благополучия молодежи определяет актуальность исследования определяющих его психологических факторов.

Цель. Проверка на выборке российских старшеклассников предположения о том, что диспозиционная благодарность опосредует влияние внутренних и внешних жизненных стремлений на благополучие.

Выборка. 5635 старшеклассников (10–11 классы) из 422 школ Якутии в возрасте от 16 до 18 лет (M = 16,81, SD = 0,68), из них 41% юношей.

Методы. В ходе эмпирического исследования использовались психодиагностические методики: опросник «Индекс стремлений, краткая версия» Т. Кассера и Р. Райана, «Шкала благодарности» М. Маккалоу, Р. Эммонса и Дж. Цанга, шкала удовлетворенности собой из методики «Шкала удовлетворенности жизнью» E.C. Хюбнера, невербальная методика «Отношение к жизни и к учебе». Для обработки данных использовались методы корреляционного и регрессионного анализа, а также структурное моделирование.

Результаты. Показано, что психологическое благополучие старшеклассников напрямую связано с благодарностью, а также с внутренними и внешними жизненными целями. При этом опосредованный эффект влияния внутренних целей на благополучие является прямым, а внешних — обратным. В свою очередь, благодарность, связанная как с внутренними, так и с внешними целями, опосредует зависимость благополучия от жизненных стремлений.

Выводы. Результаты исследования, проведенного на репрезентативной выборке старшеклассников, свидетельствуют о важной роли благодарности как медиатора связи жизненных стремлений и психологического благополучия. Выявленные факты могут использоваться при планировании интервенций, направленных на повышение благополучия молодежи, посредством развития диспозиционной благодарности и усиления ориентации на постановку внутренних целей.

Литература

Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К. Переживание благодарности как личностный ресурс: к постановке проблемы // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 6. C. 42–51.

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018, № 6. C. 5–15.

Andrews, F.M., Withey, S.B. (1976). Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. New York: Plenum Press.

Bradshaw, E.L., et al. (2022). A meta-analysis of the dark side of the American dream: Evidence for the universal wellness costs of prioritizing extrinsic over intrinsic goals. Journal of Personality and Social Psychology, 124(4), 873-889. https://doi.org/10.1037/ pspp0000431

Cregg, D.R., Cheavens, J.S. (2021). Gratitude Interventions: Effective Self-help? A Meta-analysis of the Impact on Symptoms of Depression and Anxiety. Journal of Happiness Studies, 22(1), 413–445. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00236-6

Diener, E., Suh, E.M., Lucas, R.E., & Smith, H.L. (1999). Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin, 125(2), 276–302. https://doi.org/10.1037/0033-2909.125.2.276

Emmons, R.A. (2005). Emotion and religion. In R.F. Paloutzian, C.L. Park (Eds.), Handbook of the psychology of religion and spirituality (pp. 235–252). New York: The Gilford Press.

De Leersnyder, J., Koval, P., Kuppens, P., Mesquita, B. (2018). Emotions and concerns: Situational evidence for their systematic co-occurrence. Emotion, 18, 597–614. https://doi.org/10.1037/emo0000314

Deci, E.L., Ryan, R.M. (2000). The “What” and “Why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry, 11(4), 227–268. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1104_01

Fredrickson, B.L. (2004). Gratitude, like other positive emotions, broadens and builds. In R.A. Emmons, M.E. McCullough (Eds.), The Psychology of Gratitude (pp. 145–166.). New York: Oxford University Press.

Grouzet, F., et al. (2005). The structure of goal contents across 15 cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 89(5), 800–816. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.5.800

Kasser, T., Ryan, R.M. (1993). A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration. Journal of Personality and Social Psychology, 65(2), 410–422. https://doi.org/10.1037/0022-3514.65.2.410

Kasser, T., Ryan, R.M. (1996). Further examining the american dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals. Personality and Social Psychology Bulletin, 22(3), 280–287. https://doi.org/10.1177/0146167296223006

Kasser, T., Ryan, R.M. (2001). Be careful what you wish for: Optimal functioning and the relative attainment of intrinsic and extrinsic goals. In P. Schmuck, K.M. Sheldon. (Eds.), (pp. 116–131.) Hogrefe & Huber Publishers.

Martela, F., Bradshaw, E.L., Ryan, R.M. (2019). Expanding the map of intrinsic and extrinsic aspirations using network analysis and multidimensional scaling: Examining four new aspirations. Frontiers in Psychology, 10, 2174. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2019.02174

Martínez-Martí, M.L., Ruch, W. (2014). Character strengths and well-being across the life span: data from a representative sample of German-speaking adults living in Switzerland. Frontiers in Psychology, 5, 1253. https://doi.org/ 10.3389/fpsyg.2014.01253

McCullough, M.E., Emmons, R.A., Tsang, J.-A. (2002). The grateful disposition: A conceptual and empirical topography. Journal of personality and social psychology, 82(1), 112–127. https://doi.org/10.1037/0022-3514.82.1.112

Olčar, D., Rijavec, M., & Ljubin Golub, T. (2019). Primary school teachers’ life satisfaction: The role of life goals, basic psychological needs and flow at work. Current Psychology, 38, 320–329. https://doi.org/ 10.1007/s12144-017-9611-y

Oriol, X., Unanue, J., Miranda, R., Amutio, A., Bazán, C. (2020). Self-Transcendent Aspirations and Life Satisfaction: The Moderated Mediation Role of Gratitude Considering Conditional Effects of Affective and Cognitive Empathy. Frontiers in Psychology, 11, 2105. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02105

Portocarrero, F.F., Gonzalez, K., Ekema-Agbaw, M. (2020). A meta-analytic review of the relationship between dispositional gratitude and well-being. Personality and Individual Differences, 164, 110101. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110101

Reyes, V., et al. (2022). Dispositional Gratitude as an Underlying Psychological Process Between Materialism and the Satisfaction and Frustration of Basic Psychological Needs: A Longitudinal Mediational Analysis. Journal of Happiness Studies, 23(2), 561–586. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00414-0

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publications.

Twenge, J.M. (2020). Increases in depression, self-harm, and suicide among U. S. adolescents after 2012 and links to technology use: Possible mechanisms. Psychiatric Research and Clinical Practice, 2(1), 19–25. https://doi.org/10.1176/appi.prcp.20190015

Veisson, M. (1999). Depression symptoms and emotional states in parents of disabled and non-disabled children. Social Behavior and Personality: An International Journal, 27(1), 87–97. https://doi.org/10.2224/sbp.1999.27.1.87

Watson, D., Naragon-Gainey K. (2010). On the specificity of positive emotional dysfunction in psychopathology: Evidence from the mood and anxiety disorders and schizophrenia/schizotypy. Clinical Psychology Review, 30(7), 839–848. https://doi. org/10.1016/j.cpr.2009.11.002

Weiner, B., Russell, D., Lerman, D. (1979). The cognition–emotion process in achievement-related contexts. Journal of Personality and Social Psychology, 37(7), 1211–1220. https://doi.org/10.1037/0022-3514.37.7.1211

Wood, A.M., Maltby, J., Stewart, N., Linley, P.A., Joseph, S. (2008). A social-cognitive model of trait and state levels of gratitude. Emotion, 8(2), 281–290. https://doi.org/10.1037/1528-3542.8.2.281

Wood, A.M., Froh, J.J., Geraghty, A.W.A. (2010). Gratitude and well-being: A review and theoretical integration: Positive Clinical Psychology. Clinical Psychology Review, 30(7), 890–905. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2010.03.005

Wood, A.M., Joseph, S., Linley, P.A. (2007). Coping style as a psychological resource of grateful people. Journal of social and clinical psychology, 26(9), 1076–1093. https://doi.org/10.1521/jscp.2007.26.9.1076

Для цитирования статьи:

Сычев О.А., Гордеева Т.О., Титова Граншам В.А., Руднова Н.А., Корниенко Д.С.Диспозиционная благодарность как медиатор влияния жизненных целей на психологическое благополучие. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.123-136. doi: 10.11621/npj.2023.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать