ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Взаимосвязь стилевых особенностей юмора и типов совладающего поведения у студентов

Взаимосвязь стилевых особенностей юмора и типов совладающего поведения у студентов

Скачать в формате PDF

Поступила: 22.03.2023

Принята к публикации: 01.11.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: копинг-стратегии; копинг; совладающее поведение; стресс; совладание; стили юмора

Страницы: 137-147

DOI: 10.11621/npj.2023.0412

Доступно в on-line версии с: 08.12.2023

Для цитирования статьи:

Асланова М.С., Молоток Е.В., Каурова А.М., Яськова Е.Е. Взаимосвязь стилевых особенностей юмора и типов совладающего поведения у студентов. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2023.0412

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Асланова Маргарита Сергеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Молоток Екатерина Витальевна Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Каурова Александра Михайловна Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Яськова Елизавета Евгеньевна Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Аннотация

Актуальность. Формирование адаптивного совладающего (копинг) поведения сегодня приобретает большую актуальность. В ряде исследований, как один из показателей психологической адаптации, рассматривается юмор. Однако, природа связи различных видов совладающего поведения со стилевыми особенностями юмора все еще недостаточно прояснена, что обусловливает актуальность данной работы.

Цель. Изучение взаимосвязи стилевых особенностей юмора и типов совладающего (копинг) поведения у студентов.

Методы. Исследование включало в себя 2 основные методики диагностики: опросник стилей юмора Р. Мартина (в адаптации Иванова и др., 2013) и копинг-тест Р. Лазаруса (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк) для выявления способов совладающего поведения в стрессовых ситуациях (Крюкова, Куфтяк, 2007).

Выборка. Выборку составили 120 студентов московских вузов в возрасте от 17 до 30 лет, среди которых 78,3% женщин.

Результаты. Были получены (эксплораторный факторный анализ) 3 группы стратегий совладающего (копинг) поведения, сфокусированные на субъективном состоянии (1), направленные на взаимодействие с социумом (2) и на изменение ситуации (3). Обнаружено, что группы стратегий (1) и (2) связаны с аффилиативным стилем юмора, тогда как группа (3) связана с самоподдерживающим стилем юмора (Ro Спирмена, р < 0,05). Также, были выделены (кластеризация К-средними) 3 группы респондентов, различающиеся по предпочитаемым стратегиям. Сравнение групп респондентов (ANOVA) показало, что аффилиативный стиль юмора менее выражен у студентов, чаще прибегающих к стратегиям совладания, направленным на изменение ситуации, по сравнению с остальными стратегиями совладания (р < 0,001).

Выводы. Совладающее поведение у студентов, прежде всего, связано с поддерживающими стилями юмора, тогда как с деструктивными стилями юмора связей обнаружено не было. Полученные результаты представляют научную значимость, дополняя имеющиеся знания в области совладающего поведения, а также открывают перспективу их практического использования в рамках тренингов.

Литература

Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающей системе. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92–100.

Бассин Ф.В., Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека / Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. С. 418–439.

Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 4. С. 64–73.

Грановская Р.М., Никольская И.М. Совладание — осознанные защитные стратегии. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999. С. 242–266.

Иванова Е.М., Митина О.В., Зайцева А.С., Стефаненко Е.А., Ениколопов С.Н. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6, № 2. С. 71–85.

Карабанова О.А., Молчанов С.В. Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2022. № 4(48). С. 19–28.

Корзун С.А. Совладающее поведение девиантных подростков // Проблемы управления и теории информации. 2009. № 3. С. 70–74.

Корзун С.А., Коломейцев Ю.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) // Проблемы управления. 2010. № 2. С. 1–11.

Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 2. С. 5–15. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра псих. наук. Кострома, 2005.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.

Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20–30.

Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т.28, № 2. С. 90–108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205 Род М. Психология юмора / Под ред. Л.В. Куликова. СПб: Питер, 2009.

Яворовская А.Д., Леонов С.В., Якушина А.А., Рассказова Е.И. Особенности совладающего поведения у травмированных спортсменов // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2022. № 3. С. 360–375.

Akram, B., Ahmad, M.A., Akram, A. (2018). Coping mechanisms as predictors of suicidal ideation among the medical students of Pakistan. Behaviour, 12(14), 1608–1612.

Amici, P. (2019). The humor in therapy: Toe healing power of laughter. Psychiatria Danubina, 31(3), 503–508.

Amjad, A., Dasti, R. (2022). Humor styles, emotion regulation and subjective well-being in young adults. Current Psychology, 41(9), 6326–6335.

Aspinwall, L.G., Taylor, S.E. (1997). A stitch in time: self-regulation and proactive coping. Psychological Bulletin, 121, 417–436.

Baratta, M.V., Maier, S.F. (2019). New tools for understanding coping and resilience. Neuroscience Letters, 693, 54–57.

Boyarinov, D.M., Gubaidulina, L.M., Novikova, Yu.A., Kachina, A.A., Barabanshchikova, V.V. (2022). Psychological predictors of procrastination among psychology students. National psychological journal, 4(48), 91–101.

Braun-Lewensohn, O., Mayer, C.H. (2020). Salutogenesis and Coping: Ways to Overcome Stress and Conflict. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(18), 6667.

Canestrari, C., Bongelli, R., Fermani, A., Riccioni, I., Bertolazzi, A., Muzi, M., & Burro, R. (2021). Coronavirus disease stress among Italian healthcare workers: The role of coping humor, Frontiers in Psychology, 3962.

Endler, N.S., Parker, J.D.A. (1990). Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation. Journal of Personality and Social Psychology, 58(5), 844–854.

Fessell, D. (2020). Laughter leaves me lighter: coping with COVID-19. Jama, 323(24), 2476–2477.

Folkman, S., Lazarus R.S. (1980). An analysis of coping in a middle-age community sample. Journal of Health and Social Behavior, 21, 219–239.

Folkman, S., Lazarus, R.S. (1988). Manual for the Ways of Coping Questionnaire. New York: Consulting Psychologists Press.

Folkman, S., Lazarus, R.S., Dunkel-Schetter, C., DeLongis, A., Gruen, R. (1986). The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes. Journal of Personality and Social Psychology, 50(5), 992–1003.

Folkman, S., Lazarus, R.S., Gruen, R.J., DeLongis, A. (1986). Appraisal, coping, health status, and psychological symptoms. Journal of Personality and Social Psychology, 50(3), 571–579.

Fritz, H.L. (2020). Coping with caregiving: Humor styles and health outcomes among parents of children with disabilities. Research in Developmental Disabilities, 104, 103700.

Gruner, C.R. (1997). The game of humor: A comprehensive theory of why we laugh. Transaction Publisher. Lazarus, R.S. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill.

Lazarus, R.S., Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer publishing company.

Lazarus, R.S. (1993). From psychological stress to the emotions: A history of changing gutlooks. Annual Review of Psychology, 44, 1–21.

Lazarus, R.S., Kanner, A.D., Folkman, S. (1980). Emotions: a cognitive phenomenological analysis. Emotion. Theory, Research and Experience, 1, 185–217.

Mallya, S., Reed, M., Yang, L. (2019). A theoretical framework for using humor to reduce the effects of chronic stress on cognitive function in older adults: an integration of findings and methods from diverse areas of psychology. Humor, 32(1), 49–71.

Martin, R.A., Puhlik-Doris, P., Larsen, G., Gray, J., Weir, K. (2003). Individual differences in uses of humor and their relation to psychological well-being: Development of the Humor Styles Questionnaire. Journal of Research in Personality, 37, 48–75.

Marziali, E., McDonald, L., Donahue, P. (2008). The role of coping humor in the physical and mental health of older adults. Aging and Mental Health, 12(6), 713–718.

Matter, M.M. (2022). Adding amusement to anxiety: uses of humor in informal caregiver support groups. Communication Quarterly, 1–25.

Morgan, J., Smith, R., Singh, A. (2019). Exploring the role of humor in the management of existential anxiety. Humor, 32(3), 433–448.

Norrick, N.R. (2003). Issues in conversational joking: Humor in everyday talk. Indiana University Press.

Parker, I., Endler, N. (1993). If it changes, it might be unstable: Examing the factor structure of the Ways of Coping Questionnaire. Psychological Assessment, 5(3), 361–368.

Paulhan, I. (1992). Le concept de coping. Annee Psychologique, 4, 315–319.

Pearlin, L.I., Schooler, C. (1978). The structure of coping. Journal of Health and Social Behavior, 19, 2–21.

Rothermich, K., Ogunlana, A., Jaworska, N. (2021). Change in humor and sarcasm use based on anxiety and depression symptom severity during the COVID-19 pandemic. Journal of psychiatric research, 140, 95–100.

Satici, B. (2020). Exploring the relationship between coping humor and subjective happiness: belongingness and forgiveness as serial mediators. Health Psychology Report, 8(3), 228–237.

Schwarzer, R. (2001). Stress, Resources, and Proactive Coping. Applied Psychology: An International Review, 50, 400–407.

Van Oortmerssen, L.A., Caniëls, M.C., van Assen, M.F. (2020). Coping with work stressors and paving the way for flow: Challenge indrance demands, humor, and cynicism. Journal of Happiness Studies, 21(6), 2257–2277.

Wu, X., Guo, T., Zhang, C., Hong, T.Y., Cheng, C.M., Wei, P., ... & Luo, J. (2021). From “Aha!” to “Haha!” using humor to cope with negative stimuli. Cerebral Cortex, 31(4), 2238–2250.

Для цитирования статьи:

Асланова М.С., Молоток Е.В., Каурова А.М., Яськова Е.Е.Взаимосвязь стилевых особенностей юмора и типов совладающего поведения у студентов. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.137-147. doi: 10.11621/npj.2023.0412

Скопировано в буфер обмена

Скопировать