ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19

Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.02.2023

Принята к публикации: 04.11.2023

Дата публикации в журнале: 10.12.2023

Ключевые слова: COVID-19; термин; терминосистема; семантический образ; функциональная валентность; когнитивная когерентность

Страницы: 113-122

DOI: 10.11621/npj.2023.0410

Доступно в on-line версии с: 08.12.2023

Для цитирования статьи:

Зубкова О.С., Денисова Г.В., Антипова А.С. Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19. // Национальный психологический журнал 2023. № 4. c.113-122. doi: 10.11621/npj.2023.0410

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2023

Зубкова Ольга Станиславовна Курский государственный университет

Денисова Галина Валерьевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Антипова Алина Сергеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Актуальность данного исследования обусловлена уникальностью коммуникативно-дискурсивного поля, сформировавшегося в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Манифестация номинирующих категорий, связанных с COVID-19, происходит стихийно и определяется прагматическими мотивами социального взаимодействия на глобальном международном уровне. Нетипичность формирования терминосистемы COVID-19 задает направление для исследования как процесса оформления диффузных терминологических конгломератов, так и процесса их концептуализации на основе базовых когнитивных механизмов познавательной деятельности. Важную роль приобретает учет культурной специфики, выявляемой на уровне функционирования терминологических средств в их системном единстве.

Цель. Выявить когнитивно-дискурсивные особенности формирования терминосистемы COVID-19 в корпусном исследовании коммуникативно-дискурсивного поля, сформировавшегося в период пандемии COVID-19.

Выборка. Русско- и англоязычные тексты СМИ в количестве 2047 единиц (Выборка 1) и 2013 единиц (Выборка 2), отражающие краткосрочные социально значимые флуктуации в глобальной информационной повестке, непосредственно связанной с репрезентацией и осознанием феномена пандемии COVID-19 2020–2021 гг. в разных лингвокультурах.

Результаты. Выявлено, что особенности формирования терминосистемы COVID-19 детерминированы параллельной структурацией и трансформацией семантического образа COVID-19 во временной перспективе на основе базовых когнитивных механизмов познавательной деятельности. Функциональная валентность терминосистемы COVID-19 эксплицируется за счет конвергенции когнитивных компонентов, определяющих когерентность терминологических средств и поэтапное оформление денотативного компонента значения на основе когнитивной компиляции вариативных окказиональных семных характеристик.

Выводы. Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19 способствует ее поэтапному формированию и детерминирует особенности семантического структурирования концептуального поля COVID-19.

Литература

Антипова А.С. Динамика семантической импликации терминосистемы COVID-19 (на примере корпусного исследования терминологии периода пандемии 2020–2021 гг.) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2022. № 4(47). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50043290_25766427.pdf (дата обращения: 15.02.2023).

Зинченко Ю.П., Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н. Осознанная саморегуляция как ресурс самоорганизации жизни и преодоления негативных эмоциональных состояний в период пандемии // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под ред. Ю.П. Зинченко. Москва: Издательство Московского университета, 2021. C. 133–164.

Зубкова О.С. Специфика объективации означивающих практик в рамках интегрированного лингвосемиотического пространства // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 23–30.

Зубкова О.С. Инференциальные коммуникативные возможности метафоры с позиции лингвосемиотической концепции // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1(292). С. 214–218.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура / Под ред. В.М. Лейчик. Изд. 3-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. Манерко Л.А. Язык современной техники: ядро и периферия. Рязань: РГПУ, 2000.

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / Под ред. Ю.П. Зинченко. Москва: Издательство Московского университета, 2021. C. 99–116.

Шелов С.Д. Номенклатурные наименования как класс научно-технической лексики: состав и функции / Под ред. С.Д. Шелов, В.М. Лейчик. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2007.

Anderson, R.C. (1977). The notion of Schemata and the Educational Enterprise. In R.C. Anderson and R.J. Spiro (Eds.), Schooling and the Acquisition of Knowledge (pp. 415–431). Hillsdale, N.J.: Erlbaum.

Bartlett, F.C. (1932). Remembering: A study in experimental and social psychology. New York, US: Cambridge University Press.

Bushkanets, L.E., Zubkova, O.S., Zvereva, E.A., Fakhrutdinova, А.V. (2021). Tolerant language personality as the basis of communicative interaction. Revista Entrelinguas, 7, 1–9.

Cottrill, J., Dubinsky, E., Nichols, D., Schwingendorf, K., Thomas, K. & Vidakovic, D. (1996). Understanding the limit concept: beginning with a coordinated process schema. Journal of Mathematical Behavior, 15,167–192.

Gray, E.M. & Tall, D.O. (1994). Duality, Ambiguity and Flexibility: A Proceptual View of Simple Arithmetic. Journal for Research in Mathematics Education, 26(2), 115–141.

D’Andrade, R.G. (1984). Cultural Meaning Systems. In R.A. Shweder, R.A. LeVine (Eds.), Cultural Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion. Cambridge, L., NY., New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 88–122.

Das, A. (2021). How has the coronavirus (COVID-19) pandemic affected global emoji usage? Journal of Human Behavior in the Social Environment, 31(1), 425–434.

Ellias, A., Ben, J., Mansouri, F., Paradies, Y. (2022). Racism and nationalism during and beyond the COVID-19 pandemic. Ethnic and Racial Studies, 44(5), 783–793.

Hunt, E.B. (1980). Intelligence as an information-processing concept. British Journal of Psychology, 71, 449–474.

Hunt, E.B., Frost, N., and Lunneborg, C. (1973). Individual differences in cognition: a new approach to intelligence. In G. Bower (Eds.), The psychology of learning and motivation, 7. (pp. 87–122). New York: Academic Press.

Leone, M. (2021). The semiotics of the anti-COVID-19 mask. Social Semiotics, 10(2), 46–50.

Minsky, M.A. (1975). Framework for Representing Knowledge. In Patrick H. Winston (Eds.), The Psychology of Computer Vision. New York: McGraw-Hill.

Neissen, C., Eyeferth, K., Bierwagen, T. (1999). Modelling Cognitive Processes of Experienced Air Traffic Controllers. Ergonomics, 42(11), 1507–1520.

Oxlund, B. (2020). An anthropology of the handshake. Anthropology Now, 12(1), 39–44.

Reny, T., Barreto, M. (2020). Xenophobia in the time of pandemic: Othering, anti-Asian attitudes, and COVID-19. Politics, Groups, and Identities, 12(2), 34–40.

Rumelhart, D.E. (1980). Schemata: The Building Blocks of Cognition. Theoretical Issues in Reading Comprehension. In ed. Rand J. Spiro, Bertram C. Bruce, William F. Brewer (Eds.), Hillsdale (pp. 33–58). NJ: Erlbaum.

Silchenko, K., Visconti, L. (2021). Facemask: From pandemic to marketplace iconicity. Consumption Markets & Culture, 4(2), 106–110.

Skemp, R.R. (1986). The Psychology of learning Mathematics (2nd ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press.

Smirnova, O., Denissova, G., Gladkova, A., Steblovskaya, S., Antipova, A. (2022). COVID-19 public discourse in Russia: Semantic mapping. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 2, 106–123.

Soboleva, N.P, Fakhrutdinova, A.V, Zubkova, O.S (2019). Linguosemiotic correlation of categorial domains of professional metaphor in individual signification practice. Journal of Research in Applied Linguistics, 10, 341–349.

Schwartzman, R. (2020). Performing pandemic pedagogy. Communication Education, 69(4), 502–517.

Steffe, L.P. (1983). Children’s algorithms as schemes. Educational Studies in Mathematics, 14, 109–125.

Vartanova, E. et al. (2020). Effectiveness of online education for the professional training of journalists: Students’ distance learning during the COVID-19 pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 26–37.

Ytre-Arne, Moe, H. (2021). Doomscrolling, monitoring and avoiding: News use in COVID-19 pandemic lockdown. Journalism Studies. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1461670X.2021.1952475 (дата обращения: 16.02.2023).


Для цитирования статьи:

Зубкова О.С., Денисова Г.В., Антипова А.С.Когнитивная когерентность как элемент функциональной валентности терминосистемы COVID-19. // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. c.113-122. doi: 10.11621/npj.2023.0410

Скопировано в буфер обмена

Скопировать