Поступила: 09.03.2023
Принята к публикации: 22.06.2023
Дата публикации в журнале: 22.08.2023
Ключевые слова: психолого-педагогическая реабилитация; арт-технологии; искусство Эбру; инклюзивное общество; дети с ОВЗ; дети-инвалиды; школьная психологическая служба; социально-культурная адаптация
Страницы: 201-211
DOI: 10.11621/npj.2023.0320
Доступно в on-line версии с: 22.08.2023
Бажанова Е.В., Поташова И.И., Поудел А.Т. Применение техник искусства Эбру в системе психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). // Национальный психологический журнал 2023. № 3. c.201-211. doi: 10.11621/npj.2023.0320
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. Обобщить опыт применения арт-технологии «Эбру-терапия», которая представляет собой использование уникальных возможностей искусства Эбру, в психолого-педагогической практике работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ и показать эффективность их использования в реабилитационно-коррекционной работе с детьми данных категорий.
Методы. Свободное и направленное наблюдение, анкетирование, опрос педагогических работников, специалистов школьной психолого-педагогической службы, родителей и членов семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, анализ продуктивной деятельности детей, анализ литературных источников, метод экспертной оценки.
Результаты. В статье авторами представлен опыт практической и экспериментальной работы по изучению воздействия искусства Эбру и арт-технологии «Эбру-терапия» на развитие психических функций и активизацию творческих способностей, развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В процессе исследования выявлены арт-терапевтические и арт-педагогические ресурсы данной технологии, а также описаны потенциальные возможности ее использования при работе с различными категориями клиентов. Авторы знакомят с качественными результатами апробации арт-технологии «Эбру-терапия» в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), акцентируя внимание на дополнительных (по отношению к другим арт-методам) возможностях искусства Эбру, обусловленных самим процессом создания художественных образов на воде.
Выводы. Исследования подтвердили, что дети с инвалидностью и ОВЗ различных нозологий и уровней проявления особенностей психофизического развития могут освоить приемы классического Эбру и успешно применять их в учебной и творческой деятельности, добиваясь достойных результатов. При этом педагог, применяющий данную технологию в профессиональной деятельности, должен обладать соответствующими компетенциями.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Асан Э. Социально-культурная реабилитация инвалидов в процессе творческих занятий Эбру. Москва: МГУКИ, 2016.
Асан Э. Эбру как метод арт-терапии в работе с инвалидами // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 93–97.
Асан Э., Бажанова Е.В., Поташова И.И. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушением развития. Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности: материалы Международного симпозиума «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческому развитию личности» (5–8 октября 2015 года, г. Москва) / Под ред. Н.Н. Ярошенко, О.Ю. Мацукевич, Ю.А. Акуниной, Т.В. Золотцевой, Л.В. Тарасова. Москва: Московский государственный институт культуры, 2015.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
Дмитриев А.А., Верхотурова Н.Ю. К проблеме управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 124–129.
Дубынин В.А. Мозг и его потребности. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.
Иоханнес И. Искусство формы: мой форкурс в Баухаузе и других школах. Изд. 6-е. Москва: Д. Аронов, 2014.
Иоханнес И. Искусство цвета. 4-е изд. Москва: Д. Аронов, 2007.
Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: РИПОЛ классик, 2016.
Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурноисторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 89–99.
Караневская О.В. Вариативность форм обучения детей с тяжелыми нарушениями развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. А.М. Царева. Псков: Псковский государственный университет, 2018.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002.
Мацукевич О.Ю. Ресоциализация молодых инвалидов в условиях творческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 130–135.
Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Учебное пособие / Под ред. Ворошиловой Е.Л. М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2017.
Позднев М.М. Учение Аристотеля о катарсисе: истоки и рецепция: автореф. дисс. … д-ра. филол. наук. Санкт-Петербург, 2010.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.
Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966.
Соловьева Т.А. Новые требования к организации основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: первые результаты и задачи апробации // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2019. № 8.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984.
Стребелева Е.А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография. М.: ИНФРА-М, 2017.
Худенко Е.Д., Титова В.В., Селиванова Е.Ю. Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме. Москва: АРКТИ, 2010.
Бажанова Е.В., Поташова И.И., Поудел А.Т.Применение техник искусства Эбру в системе психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). // Национальный психологический журнал. 2023. № 3. c.201-211. doi: 10.11621/npj.2023.0320
Скопировано в буфер обмена
Скопировать